Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель


а

  б  

в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ы э ю я






Балдин


Реконструкция В. И. Балдина Крепостная стена. Галереи среднего боя Первоначально Пятницкая башня завершалась высоким шатром с дозорной вышкой — смотрильней; в XIX веке шатер сменили на сферическую кровлю, которая сгорела в 1920 году.


башня


Новые каменные стены его, сменившие прежние деревянные, укрепляются мощными башнями (1540-1550 гг.). В период фортификационных работ царь неоднократно посещал монастырь, наблюдая за их ходом.


библиотека


Церковь Сергия имеет второй этаж, где размещались монастырская библиотека и архив; его интерьеры оформлены весьма скромно, они лишены каких-либо украшений, и только пол выстлан литыми чугунными досками.


битва


Единоборством Пересвета с татарским богатырем Темир-Мурзой (Челубеем) и началась историческая битва на Куликовом поле: «... и бысть сеча зла и велика и брань крепка». После удачного исхода этого великого сражения Дмитрий Донской снова посетил Сергиеву обитель.


благодать


Слышав же сия, архимандрит слезы теплы по ланито-ма изливаема, благодаря Святую Троицу и Пречистую Богородицу и Преподобнаго Сергия, и до времени сего никому не поведав, дондеже благодать Божия исполнися...


благословение


Князь Дмитрий Иванович перед битвой (1380), в которой русский народ одержал блестящую победу, приезжал в монастырь за благословением Сергия. Вместе с князем на поле боя отправились два монаха — Пересвет и Ослябя, искушенные в ратном деле.


Бог


В тексте канона последовательно раскрывается путь спасения человека: как врачевал Бог Слово умы Апостолов и уготовлял их в чистое себе жилище и как ныне вселяется в нас свет Равносильного и Единосущного Ему Духа Святого.


богатство


Икона привлекает колористическим богатством темно-красных и зеленых тонов, стремлением к передаче перспективы и выявлению объемов. Интерьер, бытовые детали — кувшин, лохань и потир кажутся здесь списанными с натуры.


Богоматерь


Посредницей между Небом и земной жизнью Господь за каждой Литургией являет Богоматерь. Ту из рожденных на земле, Которая явилась «Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим» и без молитвы к Которой не совершаются тайнодей-ствия в Церкви Христовой.


Богослов


В эпоху торжества православного Богословия расцветает на Маковце у Радонежа дело Преподобного Сергия. Русь становится преемницей Византии, а Сергиева Обитель – Домом Живоначальной Троицы.


боярин


Надпись на оборотной стороне сообщает, что икона принадлежала княгине Анне Микулинской, дочери московского боярина Федора Андреевича Кошки, жившего в конце XIV века.


братия


Нужно бо есть Царство Небесное, Христос рече, и нужницы восхищают е, якоже священная нас учат благовестил. Ибо, братия моя любимая, иже всеет каждо, то и пожнет, и своего труда приимет дело.