Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Историко-художественный музей-заповедник  

1 
 2
 
3 
 4

Но особенно широкий размах строительство в монастыре приобретает в середине и второй половине XVII века. Наличие больших денежных средств позволило приступить к ремонту и значительной перестройке пострадавших во время осады крепостных стен и башен, которые были не только восстановлены, но и надстроены третьим ярусом. Возведенные по углам крепости четыре мощные восьмигранные башни (Пятницкая, Уточья, Плотничья и Водяная), как и прямоугольная Келарская, относятся к середине XVII столетия. Остальные же шесть: Красная, Сушильная, Звонковая, Каличья, Пивная и Луковая — подверглись перестройкам.

Самая нарядная по своему убранству среди башен — Уточья, ажурное декоративное навершие и шпиль которой, увенчанный белокаменным изображением утки, относятся к концу XVII века. С этой башней связана легенда о том, что Петр I стрелял с нее уток на расположенном рядом Белом пруду.

Интересна по своей архитектуре и въездная Каличья башня, перестроенная в 1759-1778 годах. Ее шатер, покоящийся на высоком четверике, украшенном ордерной декорацией, позже был покрыт глазурованной черепицей.

Наиболее значительными сооружениями конца XVII века стали выстроенные в стиле московского барокко здания Трапезной с церковью Сергия (1686-1692 гг.) и Царских Чертогов.

Вид на Троицкий монастырь. Гравюра. XIX век
Вид на Троицкий монастырь. Гравюра. XIX век

Поставленная на высокий подклет и окруженная открытой галереей, Трапезная выложена из кирпича и украшена пышным декором сложного рисунка: белокаменными колоннами наличников, перевитыми виноградными лозами, фризом из раковин. Соответствует скульптурному оформлению постройки и ее дробная многоцветная роспись „в шахмат".

Внутри здания — большая трапезная палата, перекрытая сводом без промежуточных опор. Подобное перекрытие является одним из ранних примеров такого решения в русской архитектуре.

Несомненный интерес представляет также лепной декор, украшающий своды и стены зала и церкви Сергия, переход в которую, равно как и входы в вестибюль и ризницу, оформлен порталом с резными колоннами.

Несохранившийся до нашего времени иконостас храма удачно заменил другой — установленный в 1948 году — из московской церкви Никола „Большой Крест" (1688 г.), который органично вошел в единую образно-пластическую систему интерьера церкви Сергия Радонежского.

Почти одновременно с Трапезной и параллельно ей — у северной монастырской стены возводится сооружение, получившее название Царских Чертогов. Эти две постройки, по замыслу зодчих, должны были завершить с двух сторон (юга и севера) архитектурную композицию главной площади. Размеры, декор обоих зданий делают их в большой степени соответствующими друг другу. Двухэтажные, выстроенные из кирпича Чертоги, так же как и Трапезная, украшены белокаменной резьбой и характерной для московского барокко росписью. Здание украшают многоцветные поливные изразцы, покрывающие наличники окон и гармонирующие с их яркой звучной росписью.

Покои дворца, располагающиеся двумя анфиладами, перекрыты сводами и декорированы лепниной, выполненной в 40-е годы XVIII века. Наиболее интересно лепное украшение потолка двух западных угловых палат второго этажа (бывших столовой и спальни императрицы Елизаветы Петровны). В первой из них на своде изображена фигура Виктории, как бы несущая в левой руке два медальона с погрудными портретами Петра и Екатерины. Богиня победы окружена тридцатью двумя клеймами с изображенными на них петровскими баталиями. Эту работу выполнил в 1748 году по рисункам художника Н.С.Каменского резчик-декоратор Михаил Зимин. Интересна техника исполнения этой скульптурной композиции: резьба по гипсу и алебастру.

Во второй комнате — спальне — гладкое зеркало потолка окружено десятью большими продолговатыми панно с амурами, изображенными среди деревьев и архитектурных сооружений, и пояснительными надписями под ними.

Одним из главных украшений интерьера этих помещений стали печи, облицованные фигурными изразцами XVIII века. Так, печь, поставленная в столовой, имеет сложную архитектурную форму с

большим числом колонок, карнизов, ниш. Ее украшают многоцветные изразцы с растительным орнаментом. Форма другой печи проста, однако ее изразцовое убранство более разнообразно. В каждом изразце здесь по белому фону синей росписью даны всевозможные композиции на аллегорические и исторические темы. Существует предположение, что изразцы, подобные этим, могли создаваться и в Троице-Сергиевом монастыре.

Изразцовая печь украшает интерьер и еще одной монастырской постройки — надвратной церкви Иоанна Предтечи (1693-1699 гг.).

Расположенная на крытой галерее, окружающей храм, она построена в одно время с ним. Церковь была сооружена на деньги „именитых людей" Строгановых и заключала в себе все характерные черты так называемого „строгановского стиля".

Архитектурную тему Трапезной, Чертогов и надвратной церкви развивает небольшая надкладезная часовня. Это изящное сооружение отличается богатством декора и тонкостью проработки всех деталей. Выстроенная по типу ярусных храмов — восьмерик на четверике, она имеет в основании прямоугольный объем с тремя постепенно уменьшающимися кверху восьмигранниками на нем, верхний из которых украшен куполом с крестом.

Поставленная рядом с громадой Успенского собора, часовня выявляет мощь и высоту его стен и на их белом фоне смотрится резной раскрашенной затейливой игрушкой.

Подобный прием соотнесения разновеликих объемов был применен зодчим в ансамбле монастыря еще дважды: в 1734 году, когда рядом с Трапезной выросла такая же миниатюрная Михеевская церковь, усилившая впечатление монументальности Трапезной, и в 1740-х годах, когда невдалеке от величественной колокольни была возведена небольшая церковь Смоленской Божьей Матери Одиги-трии. Малопримечательная по своим архитектурным формам, характерным для первой половины XVIII века, Михеевская церковь и сама выиграла от столь внушительного соседства, выявляющего ее хрупкость и камерность.

Гусар. Дама. Игрушки. Первая половина XIX века
Гусар. Дама. Игрушки. Первая половина XIX века

Смоленская церковь еще более подчеркивает ту роль высотной доминанты комплекса, придающей всему ансамблю монастыря необходимую цельность, которую приняла на себя многоярусная колокольня. Заложенная в 1740 году, она была закончена лишь через тридцать лет. Ее проект, присланный из столицы, был разработан придворным архитектором И.Шумахером. Он не представлял ничего конструктивно нового, предлагая каноничную для того времени объемно-пространственную композицию трехъярусной постройки.

Заслуга в выборе места постройки принадлежит московскому архитектору И.Ф. Мичурину, которому было поручено возведение колокольни. Он предложил сместить ее с оси Успенского собора к северу. Благодаря этому столь удачному расположению она действительно стала равнодействующей всего ансамбля.

Окончание строительства этого выдающегося памятника архитектуры было связано с именем талантливого русского зодчего Д.В.Ухтомского, который и предложил увеличить высоту колокольни с трех до пяти ярусов. Менее чем за три года колокольня была достроена, хотя ее украшение вазонами, белокаменной пластикой в виде изящных картушей с вензелями, кронштейнами, колоннами со сложного рисунка капителями продолжалось еще полтора десятка лет. По рисункам Ухтомского было выполнено и позолоченное завершение в виде короны, венчающее сооружение.

Таким образом, почти девяностометровая вертикаль этой постройки стала одним из самых замечательных элементов ансамбля, внеся заключительный аккорд в архитектурный облик комплекса и фактически завершив его формирование.

Одновременно с колокольней и в непосредственной близости от нее — напротив Больничных палат — возводится уже упоминавшаяся выше церковь Смоленской Богоматери (1745-1748 гг.).

Предположительно ее создателем также называется Д.В.Ухтомский. Место, выбранное для этой постройки, тоже было обусловлено задачами создания единого ансамбля.

Этот памятник архитектуры имеет в плане восьмигранник с криволинейными гранями. Кирпичные оштукатуренные стены церкви с двумя рядами оконных проемов украшены сдвоенными плоскими пилястрами, поставленными на белокаменный цоколь. Венчают композицию стен полукруглые фронтоны, высокий восьмигранный купол и небольшой барабан с грушевидной барочной главой. Большую художественную выразительность сооружению придают четыре крыльца с двусходными лестницами.

А.А.Рыжов. Конь. Болвашка - форма для игрушки из папье-маше. 1880-е годы
А.А.Рыжов. Конь. Болвашка - форма для игрушки из папье-маше. 1880-е годы

Единством и обилием света отмечено внутреннее пространство храма, алтарная часть которого отделяется установленным здесь в 1956 году и близким к несохранившемуся первоначальному деревянным резным иконостасом, украшенным скульптурами.

В 1746 году страшный пожар уничтожил многие постройки на территории монастыря. После этого по специальному проекту были предприняты восстановление и перестройка почти всех зданий. Тогда получили свое яркое декоративное убранство, о котором уже говорилось выше, интерьеры Чертогов, были богато украшены комнаты Наместничьих покоев (часть Казначейского корпуса), проведены другие крупные строительные и отделочные работы.

К этому времени относится также завершение архитектурного облика Митрополичьих покоев. Это здание в три этажа с южной и в два с северной стороны возведено на крутом, возвышенном месте, причем убранство северного, обращенного к Троицкому собору, фасада относится к 1778 году, когда он обогатился пышной барочной лепниной и портиком классических форм, увенчанным балконом с кованой решеткой.

Среди большого количества комнат в верхнем этаже покоев интересна так называемая Царская палата — перекрытое сводом помещение для торжественных приемов. Ее стены и потолок, в клеймах которого укреплены портреты Петра I и Екатерины кисти неизвестных мастеров XVIII века, украшены росписью и лепниной. Один из ярких элементов интерьера — украшенная цветными изразцами фигурная печь. Поставленная в левом от входа углу, она органична всему колористическому и пластическому строю зала.

В 1782 году вблизи Митрополичьих покоев в строгих формах раннего классицизма было возведено кирпичное двухэтажное здание монастырской ризницы. Автором проекта этого сооружения был московский архитектор И.Я. Яковлев.

Одна из богатейших в России, сокровищница Троице-Сергиева монастыря хранила лучшие произведения древнерусского прикладного искусства и иконописи. Некоторые из них были созданы в местных троицких мастерских и в какой-то степени отражают уровень художественного развития одного из крупнейших культурных центров Древней Руси.

Всего четыре небольших помещения второго этажа содержали в себе это уникальное собрание, ставшее после Великой Октябрьской социалистической революции ядром коллекций будущего государственного музея.

Именно здесь, в здании бывшей монастырской ризницы, размещен сейчас отдел древнерусского прикладного искусства, новая экспозиция которого была открыта в 1974 году.

В настоящее время в ней представлены произведения различных видов прикладного искусства Древней Руси XIV-XVII веков, среди которых шедевры лицевого и орнаментального шитья, золотого и серебряного дела, малой пластики.

Одной из примечательных особенностей этой коллекции Загорского музея является то, что в большинстве своем экспонированные здесь работы знакомят посетителей с формированием и развитием собственно московского художественного стиля, что связано в первую очередь с непосредственной географической близостью Троице-Сергиевой лавры к Москве, а также взаимоотношениями монастыря и великокняжеского, а затем и царского дома.

Большую ценность для исследователей составляют и сохранившиеся до настоящего времени монастырские документы: Описи,

Т.Н.Альхимович. Птицы. Блюдо. 1970 год
Т.Н.Альхимович. Птицы. Блюдо. 1970 год

Вкладные книги, Синодики, которые позволяют в значительной степени всесторонне изучить это обширное собрание, выявить пути его формирования, рассмотреть историю создания . . .

Коллекция икон, хранившаяся в помещении ризницы, была выделена в самостоятельный отдел в 1969 году. Размещенная в помещении бывшего Казначейского корпуса, она включает в себя первоклассные произведения XIV—XVII веков. Основу ее, как и коллекции прикладного искусства Древней Руси, составляет собрание Троице-Сергиева монастыря, и, подобно коллекции прикладного искусства, почти теми же путями шло ее формирование.

Часть икон попала в монастырь в качестве вкладов. Среди них древние семейные реликвии княжеских и боярских родов, привезенные на гробах умерших, подаренные с целью сохранения наиболее ценных памятников для потомков либо в память о каком-то важном событии в жизни членов той или иной семьи.

Выдающиеся мастера создавали их специально для монастыря и по его заказу. Выполняли их и монастырские иконописцы, упоминающиеся в документах уже с XV века.

В советское время собрание икон пополнилось произведениями, купленными музеем или найденными в ходе экспедиций его сотрудников. В одной из них была найдена икона „Великомученица Варвара" (1470-е гг.), близкая школе Дионисия, которая была привезена из города Волоколамска.

Музейные сотрудники обследовали старинные села Загорского района, жизнь которых непосредственно была связана с историей Троице-Сергиева монастыря. Так, в 1959 году из села Городок была вывезена икона XVII века „Алексий Человек Божий", а в 1961 году из села Новая Шурма — ряд икон XVI-XVII веков.

Продолжением коллекций древнерусского искусства является собрание произведений русского искусства XVIII — начала XX века.

Большинство произведений живописи и графики, золотого и серебряного дела, изделий из фарфора и фаянса, стекла и хрусталя, памятников жемчужного шитья, тканей и мебели вошли в эту экспозицию также из монастырского собрания.

Ее подлинным украшением являются работы знаменитых граверов начала XVIII века братьев А.Ф. и И.Ф. Зубовых (и среди них „Сергий Радонежский" и „Сергий и Никон"), графические листы Г.И.Скородумова, акварели итальянского архитектора Ф.Кампорези.

В небольшой, но чрезвычайно интересной живописной коллекции среди полотен кисти неизвестных художников — портреты выдающих живописцев XVIII века И.Н. Никитина и А.П. Антропова.

Не менее представительна и коллекция произведений декоративного искусства XVIII века. Господствовавший в то время стиль барокко нашел свое выражение в великолепных памятниках жемчужного шитья — стихаре и фелони, а также во многих золотых и серебряных изделиях, среди которых, покрытая чеканным орнаментом суповая миска, выполненная в 1765 году московским мастером П. Воробей; большая дарохранительница, украшенная сканью и зернью, эмалями и драгоценными камнями; серебряная солонка с черневыми изображениями гербов Российской империи.

Незаурядным произведением прикладного искусства XVIII века является оклад Евангелия 1754 года, украшенный чеканными орнаментальными картушами сложного рисунка и великолепными живописными эмалями работы неизвестного мастера.

В Загорском музее есть коллекции, начало формирования которых относится уже к XX веку. Таковы, прежде всего, собрания отделов русского народного искусства XVII — начала XX веков и советского декоративно-прикладного искусства, открытие современных экспозиций которых было приурочено к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. В первом из них собраны произведения, созданные руками народных мастеров. Разделы экспозиции знакомят с изделиями, выполненными из дерева, керамики, металла, образцами русского народного костюма, тканями.

Деревянная скульптура представлена своеобразными скворечниками второй половины XIX века, которым их автор — крестьянин Рязанской губернии В.Т.Савинов придал облик мужика и бабы; медведем-ульем и северными охлупнями — конем и утицей.

Необычно разнообразны бытовые предметы — прялки, рубеля, вальки, пряничные и набивные доски, редкие образцы долбленой посуды XVIII-XIX веков, собранные из различных районов России.

Уникальным памятником, является трехстворчатое зеркало XVII века, в украшении которого мастера применили ажурные металлические пластины и слюдяные накладки, покрытые затейливой росписью.

С большой полнотой представлена коллекция ткачества, вышивки, праздничного женского костюма и головных уборов, шитых жемчугом, перламутром, бисером и золотыми нитями.



С творчеством народных художественных промыслов и профессиональных художников России знакомит экспозиция отдела советского декоративно-прикладного искусства. Здесь можно увидеть произведения, выполненные в Палехе и Хохломе, Жостове и Федоскине, Городце и Дулеве, Вербилках, Златоусте, Семенове и других художественных центрах страны.

Характерно, что Сергиевский посад славился как один из крупнейших центров игрушечного производства. История зарождения и развития этого промысла еще не получила своего полного отражения в литературе, но даже известные нам сведения, а также сохранившиеся произведения XIX века свидетельствуют о большом своеобразии и образности Сергиевской игрушки и скульптуры.

Традиционными для промысла были разнообразные фигурки кормилиц, гусаров, дам. Вырезанные из трехгранных чурок, они покрывались яркой росписью. Во второй половине XIX века здесь была создана и первая русская архитектурная игрушка „Троице-Сергиева лавра".

Большое распространение в Сергиевском посаде получила игрушка из папье-маше, для создания которой мастерами исполнялись резные формы из дерева — болвашки. Прекрасный образец таких произведений — болвашка-конь, выполненная во второй половине XIX века А.А.Рыжовым, родоначальником целой династии талантливых резчиков.

Помимо игрушечников в городе жили и работали прекрасные резчики-миниатюристы Хрустачевы, расписчики Марандины, мастера лаковой росписи по папье-маше и металлу А.Г.Вишняков и О.В. Фаворская.

Тесно связан с Сергиевским игрушечным промыслом и возникший в 27 километрах от посада знаменитый художественный центр в деревне Богородское. Здесь игрушку и скульптуру обычно не расписывают, сохраняя естественный цвет материала. Произведения богородских мастеров богаты по тематике и разнообразны по технике исполнения.

Наряду с изделиями народных художественных промыслов Российской Федерации в отделе широко представлены произведения из фарфора и фаянса, стекла и хрусталя, которые составляют другой большой раздел экспозиции — художественной промышленности РСФСР.

Немаловажную роль в работе музея играют и другие его отделы: исторический, ведущий исследовательскую работу, связанную со многими аспектами истории Троице-Сергиева монастыря и города; архитектурный, изучающий памятники архитектуры Лавры и ее окрестностей; отдел научной пропаганды, занимающийся экскурсионно-массовой и лекционной работой.

Огромная популярность Загорского музея, широкая известность, которой пользуются его коллекции у нас в стране и за рубежом, выдвинули его в число ведущих музеев СССР. С 1975 года он стал методическим центром художественных музеев северной зоны РСФСР.

Книги отзывов музея содержат записи многих выдающихся деятелей отечественной и зарубежной культуры, любителей искусства и специалистов благодарных сотрудникам. Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника; которые бережно хранят русское национальное наследие.