Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Историко-художественный музей-заповедник  

1 
 2
 
3 
 4

Во второй половине XIV века произошли значительные изменения в политической жизни северо-восточной Руси. Все больше ослабевала ее зависимость от Золотой Орды. Дмитрий Иванович отказался даже от выплаты ей дани. Под угрозой оказалась сама власть завоевателей над Русью, и правитель Орды темник Мамай начал готовиться к большому походу на русские земли. Летом 1380 года, собрав огромные военные силы, он двинулся к русским границам. Однако ему противостояли уже не разобщенные феодальные дружины и ополчения, а общерусское войско. Центром освободительной борьбы против ордынского ига стала Москва, вокруг которой объединились главные силы страны.

Перед решающим сражением с полчищами Мамая князь Дмитрий приезжает в Троицкий монастырь, чтобы получить у Сергия Радонежского благословение на ратный подвиг. Игумен посылает с князем на битву двух монахов-воинов Александра Пересвета и Андрея Ослябю.

Русские войска действовали быстро и решительно, навязав ордынцам сражение в невыгодных для них условиях. С поединка между богатырями Пересветом и Темир-Мурзою началось историческое сражение на Куликовом поле. Долгожданная победа над врагом стала торжеством русского военного искусства. Выдающимся полководцем своего времени показал себя князь Дмитрий Иванович, за что и был прозван Донским.

Значение Куликовской битвы огромно. Она положила начало последнему, общерусскому этапу борьбы за свержение гнета захватчиков, окончательно утвердила авторитет Москвы как политического и военного центра Руси. Она же укрепила влияние вдохновителей великой победы — Сергия Радонежского и его монастыря. Победа далась дорогой ценой. Десятки тысяч русских воинов погибли на поле Куликовом. Для того чтобы почтить память павших, Дмитрий Донской вновь посещает Троицкий монастырь.

Еще целое столетие после Мамаева побоища русский народ вел борьбу против ига. В 1408 году во время очередного набега на русские земли новый правитель Орды хан Едигей подошел к Москве, но взять ее так и не смог. Отступая, ханские полчища нашли затерявшийся в лесах Троицкий монастырь и дотла сожгли его.

Восстановлен он был уже при ученике и преемнике Сергия — игумене Никоне, способствовавшем экономическому и политическому возвышению обители.

Духовская церковь. 1476 год. Успенский собор. 1559-1585 годы
Духовская церковь. 1476 год. Успенский собор. 1559-1585 годы

После смерти Дмитрия Донского борьбу с захватчиками продолжил его сын великий князь Василий I. Под его руководством москвичи отразили нашествие Едигея. В период правления Василия политическое влияние Москвы распространилось на большую часть северо-восточной Руси, расширилась и территория самого великого княжества.

Однако обстановка в стране осложнялась отсутствием единства внутри самого московского государства. Серьезное сопротивление централизации оказывали удельные князья, развязавшие феодальную войну. Она произошла во время княжения Василия П. Выступившему против великого князя, его дяде удельному князю Юрию Звенигородскому удалось дважды захватить Москву. Но удержать столицы он не смог, так как не пользовался поддержкой московского боярства. После смерти отца сыновья князя Юрия, Василий Косой и Дмитрий Шемяка продолжали бороться с великим князем.

Троицкий монастырь оказался связанным с одной из трагических страниц феодальной войны. В 1446 году в его стенах Дмитрий Шемяка захватил Василия II, увез его в Москву и там ослепил (отсюда и прозвище Василия II — „Темный"). Однако, собрав верные ему дружины, великий князь через год сумел вернуть себе престол. Дмитрий Шемяка был изгнан, а его смерть в 1453 году ознаменовала окончание длившейся четверть века феодальной войны.

К середине XVI века в ходе последнего этапа централизации государства усилился протест против феодального гнета, против расширения монастырского землевладения, который принял в это время форму богословских ересей.

Троицкий монастырь становится местом ссылки многих еретиков. В его стенах был заточен их покровитель митрополит московский Зосима, выдающийся публицист и философ Максим Грек — непримиримый противник монастырского землевладения и гневный обличитель пороков церкви. Скончавшийся в 1556 году, Максим Грек был погребен возле северной стены Духовской церкви.

Интенсивный рост земельных владений монастырей, против чего так ревностно выступали еретики, продолжался и во время правления Ивана Грозного. Троицкому монастырю царь жалует особое отличие перед другими монастырями, в его казну делает богатые денежные вклады, дарит замечательные произведения древнерусского искусства.

Большое значение придавал Иван Грозный созданию единой системы оборонительных укреплений страны. В самый короткий срок вокруг столицы появляется кольцо мощных крепостей, таких, как Тула, Коломна, Зарайск, Кашира. В их число входит и Троице-Сергиев монастырь, территория которого в это время значительно расширяется. Новые каменные стены его, сменившие прежние деревянные, укрепляются мощными башнями (1540-1550 гг.). В период фортификационных работ царь неоднократно посещал монастырь, наблюдая за их ходом.

В это время монастырь играл важную роль в политической жизни государства. Об этом свидетельствует много фактов, среди которых и очередной приезд царя в 1564 году — накануне введения опричнины. Приехавший, чтобы держать совет с монахами, лишь после того как заручился их поддержкой, царь Иван удалился в Александровскую слободу, ставшую его временной столицей.

Троицкий монастырь сохранил свои привилегии и во время царствования Бориса Годунова, пришедшего к власти в 1598 году после смерти царя Федора Ивановича. Сюда после свержения самозванца Лжедмитрия I были перенесены останки царя Бориса, а впоследствии и членов его семьи.

Успенский собор. Фрагмент интерьера
Успенский собор. Фрагмент интерьера

В 1606-1607 годах положение в стране осложнилось. Новым ставленником польско-литовских интервентов стал Лжедмитрий П. Летом 1608 года он подошел к Москве и остановился в местечке Тушино (отсюда его прозвище — „Тушинский вор"). В сентябре 1608 года многочисленное войско „тушинцев" во главе с воеводами Са-пегой и Лисовским подошло к Троицкому монастырю, через который осуществлялась связь Москвы с северными городами. Заняв его, захватчики рассчитывали отрезать путь к столице с севера.

В монастыре находился отряд во главе с царскими воеводами. Хорошо укрепленный, снабженный оружием и боеприпасами,

Троице-Сергиев монастырь представлял собой мощное оборонительное сооружение. Шестнадцать месяцев воины, монахи и жители окрестных поселений отражали нападение войск интервентов. Героическая оборона монастыря-крепости была описана современником событий монастырским келарем Авраамием Палицы-ным в его „Сказании".

Неувядаемой славой покрыли себя защитники крепости, подвиг которых вписал еще одну славную страницу в историю освободительной борьбы русского народа.

Осада с монастыря была снята лишь в январе 1610 года.

Еще долгое время русская земля находилась под игом иноземцев. В 1618 году захватчики вновь подошли к монастырю, но не решившись на его повторную осаду, они запросили перемирия, которое и было подписано в подмонастырском селе Деулино.

Долговременная осада тяжело отразилась на состоянии монастыря. Но героическая победа его защитников способствовала дальнейшему росту его авторитета, увеличению его земельных и денежных богатств. Именно в XVII веке монастырь становится крупнейшим феодалом, владевшим столькими крестьянскими дворами, что число их намного превышало владения царской семьи и патриарха.

В это время восстанавливаются оборонительные сооружения монастыря, отстраиваются подмонастырские села и слободы.

В конце XVII столетия Троице-Сергиев монастырь вновь оказался в центре вооруженной борьбы. В 1682 году, спасаясь от взбунтовавшихся стрельцов, в течение двух месяцев скрывались в его стенах малолетние царевичи Петр и Иван с царевной Софьей. Сюда, в монастырь, вызвали они верные им войска и жестоко подавили бунт. Руководители восстания князья Хованские были казнены в подмонастырском селе Воздвиженском.

Симон Ушаков. Тайная вечеря. Икона. 1685 год
Симон Ушаков. Тайная вечеря. Икона. 1685 год

В 1689 году царевна Софья решила с помощью стрельцов и поддерживавшей ее части бояр поднять восстание и захватить царский престол. Вовремя предупрежденный об опасности, Петр в ночь на 9 августа поспешил вторично укрыться в Троице-Сергиевом монастыре. За ним отправились верные ему воинские части. Вскоре последовали туда патриарх, дворянские полки, бояре. С повинной стали приходить в монастырь и некоторые стрельцы.

Петр жестоко подавил мятеж. Софья была заточена в Новодевичий монастырь, ее сторонники были казнены или высланы.

Так, монастырь на некоторое время стал резиденцией молодого царя, использовав это событие для еще большего укрепления своего влияния в государстве.

Икона с изображением Троицкого монастыря. Середина XVII века
Икона с изображением Троицкого монастыря. Середина XVII века

Экономические преобразования, направленные на частичную секуляризацию монастырских земель, которые проводило царское правительство в конце XVII — первой четверти XVIII века, почти не затронули Троицкого монастыря: как и любой феодальный государь, царь Петр нуждался в опоре для утверждения абсолютизма.

С приходом к власти императрицы Елизаветы Петровны монастырь продолжал пользоваться царским покровительством и еще более расширил свои владения. В 1744 году согласно специального императорского указа он был удостоен высшего титула — лавры.

Но уже во второй половине XVIII столетия обстановка в стране изменяется. Крестьянские волнения и необходимость раздачи земель дворянам заставили царское правительство в 1764 году издать манифест о полной секуляризации церковных земель. Все земли Троице-Сергиевой лавры и монастырские крестьяне были переданы в ведение Коллегии экономии. Однако, возмещая эти существенные для лавры убытки, государство определило монастырю солидную компенсацию.

В 1782 году вокруг монастыря из существовавших здесь слобод был образован город Сергиевский посад. Молодой город в это время экономически полностью зависел от лавры и ее потребностей. Огромный приток богомольцев способствовал формированию обширного рынка сбыта для продукции местных ремесленников, в том числе резчиков по дереву и кости, мастеров золотного шитья.

Большую популярность завоевала в XIX веке и Сергиевская игрушка, а также произведения крестьян-игрушечников некогда принадлежавшей монастырю деревни Богородское.

Здесь же в посаде в 40-е годы XIX века зародилось и фарфоровое производство, а в конце этого столетия была открыта шелкоткацкая фабрика.

Широкую хозяйственную деятельность в это время развивает и Троицкий монастырь, построивший несколько доходных домов и основавший ряд небольших предприятий, сдаваемых в аренду: бумажные фабрики, кирпичный завод, типографию. Вновь наметился рост монастырского землевладения. К концу века Троице-Сергиева лавра воссоздает образ крупнейшего собственника, накопившего большие земельные и денежные богатства.

Трапезная с церковью Сергия. 1686-1692 годы
Трапезная с церковью Сергия. 1686-1692 годы

В начале XX века революционные волнения начались и в Сергиевском посаде. Первые митинги и демонстрации, вооруженные столкновения произошли здесь уже в 1905 году. По просьбе монастыря для поддержания спокойствия в город были вызваны казаки и дополнительно нанято 40 городовых.

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую страницу в жизни тихого подмосковного города и древнего Троицкого монастыря. В 1922 году город становится уездным центром Московской губернии, а в 1930 году переименовывается в Загорск в память секретаря МК РКП(б) Владимира Михайловича Загорского, погибшего от бомбы террористов в 1919 году в Москве.

Сегодня Загорск — это крупный промышленный и культурный центр Подмосковья. Здесь работают фабрики и заводы, научно-исследовательские институты. Идет благоустройство Загорска, возводятся новые микрорайоны, формируются охранные зоны исторической застройки города. На фоне современных домов еще ярче проступает древний облик охраняемой государством Троице-Сер-гиевой лавры, на территории которой кроме музея располагаются сейчас мужской монастырь и Московские Духовные Школы.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры — одно из уникальнейших явлений русского зодчества. Это большой комплекс разновременных и разностилевых построек, памятники которого связаны со многими интересными страницами истории нашей Родины.

Самым ранним памятником ансамбля является Троицкий собор — первая каменная постройка монастыря, возведенная в 1422-1423 годах при ученике и преемнике Сергия игумене Никоне. Храм был сооружен на средства сына Дмитрия Донского — князя Юрия Звенигородского, „в похвалу" Сергию, в память его заслуг перед государством. Сюда по окончании строительных работ были перенесены останки Сергия Радонежского, захороненные ранее в деревянной Троицкой церкви. Таким образом, собор стал одним из первых мемориальных памятников Московской Руси.

Царские Чертоги. Конец XVII века
Царские Чертоги. Конец XVII века

По существующей традиции гробницы с останками святых накрывались шитыми покровами с их изображениями. Так, древнейший из известных покровов с изображением Сергия, созданный в 20-х годах XV века, принадлежит московской школе художественного шитья с характерной для нее глубиной передачи и внутреннего мира изображенного. Своеобразная портретность достигается здесь акцентированием специфических особенностей лица модели: оно асимметрично, с глубоко посаженными, чуть косо поставленными глазами.

Царские Чертоги. Изразцовая печь. XVIII век
Царские Чертоги. Изразцовая печь. XVIII век

В 1585 году по повелению царя Федора Ивановича и царицы Ирины Годуновой гробница с останками Сергия была закрыта серебряной ракой. Исполненная мастерами Оружейной палаты Московского Кремля, она стала превосходным образцом искусства чеканки. На ней некогда был укреплен хранящийся в настоящее время в собрании музея чеканный золотой оклад, украшенный по краям двадцатью черневыми гробницами, а вверху — двумя византийскими камеями XV века. Эти произведения искусства отличаются выразительностью, виртуозностью исполнения.

Троицкий собор сложен из блоков подмосковного мячковского известняка. Его композицию отличает сдержанность и строгая монументальность. Созданный по архитектурной схеме крестово-купольной четырехстолпной церковной постройки, он в своем облике отразил и некоторые черты владимиро-суздальской архитектуры. В целом — это новый тип церковного сооружения, вошедший в историю русского зодчества как памятник строительного искусства Московской Руси, который на долгие годы стал образцом для возведения подобных зданий.

На высоком цоколе покоится небольшой кубический трехап-сидный храм, стены которого членятся на две неравные по величине части тремя рядами орнамента. Мощные плоские лопатки разделяют каждый из фасадов, завершенных килевидными закомарами, переход от которых к башнеобразной главе отмечается устройством кокошников по углам четверика. Установленный на высоком постаменте, мощный барабан собора имеет десять узких оконных проемов. Отмеченный стройностью пропорций, он как бы придает постройке устремленность ввысь, подчеркнутую также необычным наклоном стен к центру сооружения.

Можно предположить, что своеобразным прообразом архитектурного облика Троицкого собора было серебряное кадило, сделанное в 1405 году по заказу игумена Никона. Неизвестный мастер придал ему форму кубического храма с позакомарным покрытием, которая, по мнению исследователей, напоминает своими очертаниями возведенный ранее по той же схеме, что и Троицкий, Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря.

Надвратная церковь Иоанна Предтечи. 1693-1699 годы
Надвратная церковь Иоанна Предтечи. 1693-1699 годы

Примечательно, что в данном случае перед нами причудливый сплав элементов архитектуры и прикладного искусства, где архитектурные формы воплощаются с помощью различных ювелирных материалов и техник.

Для создания иконостаса Троицкого собора и росписи его интерьера Никон приглашает замечательных иконописцев Древней Руси — Андрея Рублева и Даниила Черного. Вместе со своими учениками они выполняют иконы и фрески сразу же после окончания постройки храма.

Не все творения их рук дошли до нашего времени. Так, утрачена первоначальная роспись интерьера собора и даже новая, заменившая ее в 1635 году фресковая живопись не сохранилась полностью. Вполне возможно, что схема этой позднейшей росписи почти целиком повторяет рублевскую, как мы ее представляем по источникам и исследованиям реставраторов.

Уникальным по своему значению является иконостас собора, один из прекраснейших памятников древнерусского искусства, сорок две иконы которого созданы Рублевым и мастерами его круга. Иконостас отличает прежде всего удивительное единство всех его частей. Он воспринимается мощной живописной симфонией, где в едином звучании слились произведения разных эпох и художественных стилей.

Колокольня. 1740-1770 годы
Колокольня. 1740-1770 годы

Именно для него была создана Рублевым и икона „Троица" — одно из величайших произведений древнерусского искусства (с 1929 года находится в собрании Государственной Третьяковской гале-Реи).

Известные исследователи искусства Древней Руси В.Н.Лазарев, М.А.Ильин, Н.А.Демина выделяют еще несколько икон из иконостаса Троицкого собора, предположительно приписываемых ими кисти Андрея Рублева. Среди них: „Апостол Павел" и „Архангел Гавриил" из деисусного чина, „Крещение", „Преображение" и „Жены-мироносицы" из праздничного ряда.

Ярко и образно очерчен характер апостола Павла, предстающего во взволнованном обращении деисуса ( в переводе с греческого — „моление") энергичной и сильной личностью. Цельная и напряженная по письму икона отличается большим колористическим богатством. Вишневый, темно-зеленый, коричневый и серый — основные тона, избранные художником для создания цветового строя этого произведения.

Тема победы жизни над смертью нашла свое воплощение в иконе „Жены-мироносицы". Ее отличают динамизм композиционного построения, особая тонкость рисунка и гармония цветов.

Для древнего рублевского иконостаса Троицкого собора предназначались также хранящиеся ныне в экспозиции музея Царские врата, два верхних фигурных клейма которых передают сцену Благовещения, а на четырех нижних прямоугольных изображены Иоанн и Лука (на левой створке) и Матфей и Марк (на правой).

По традиции многие иконы украшались серебряными и золотыми окладами. Большинство из них было дарами монастырю. На протяжении всей его истории великие московские князья, русские цари, представители высшего духовенства, стремясь заручиться поддержкой этого мощного церковного феодала или отметить определенные события в своей жизни, вкладывали в монастырскую казну иконы, изделия из драгоценных металлов, произведения шитья, жертвовали земельные угодья и крупные денежные суммы.