Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Страницы истории  

1 
 2

Поляки предложили осажденным сдаться, но защитники крепости ответили им, что «яко и десяти лет христианское отроча в Троицком Сергиеве монастыре посмеется вашему безумству и совету», что нет пользы человеку «возлюбить тьму больше света и переложить ложь на истину, и честь на бесчестие, и свободу на горькую работу».

Каличья башня. Разрез. Чертеж И. Яковлева. XVIIIв.
Каличья башня. Разрез. Чертеж И. Яковлева. XVIIIв.

Тогда враги решили взять крепость штурмом. Первый большой приступ был предпринят Сапегой 13 октября 1608 года. В течение всей осени продолжались частые атаки, но крепость оставалась неприступной. Не помог полякам и подкоп, который они вели под Пятницкую башню крепости. Когда о подкопе стало известно, два крестьянина из подмосковного села Клементьева Никон Шилов и Слота взорвали его, пожертвовав своими жизнями. Прославились своим геройством и другие защитники крепости. Так, крестьянин Суета вступил в поединок с целым вражеским отрядом, прорвавшимся к Водяным воротам.

Тяжело приходилось осажденным, среди которых были дети, женщины и старики. Не хватало продовольствия, питьевой воды, дров. От большой скученности людей начались массовые эпидемии. О жестоком голоде, «моровом поветрии», когда каждый день «хоронят мертвых человек по двадцати и по тридцати и больше», сообщала в своем письме от 29 марта 1609 года царевна Ксения Годунова, находившаяся среди осажденных. В этих условиях защитники крепости держались до тех пор, пока к ним не подоспело войско под командованием талантливого полководца М. В. Скопина-Шуйского.

После ряда решительных схваток 12 января 1610 года интервенты бежали от стен монастыря.

Вскоре по всей Русской земле прокатилась волна общенародного отпора врагу. Но решительная победа над интервентами была достигнута лишь в 1612 году войсками народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

В музее как реликвии хранятся вещи Д. Пожарского — серебряная пороховница и уздечка с его боевого коня, подаренные им монастырю в 1612 году в память о героической борьбе.

Крепость Троице-Сергиева монастыря являлась примером стойкости и мужества для других подмосковных крепостей. В 1611 —1612 годах здесь составляли и размножали грамоты с призывом к общенародной борьбе с интервентами. Копия одной из таких грамот представлена в экспозиции музея.

Троице-Сергиева лавра. XVIв. Макет
Троице-Сергиева лавра. XVIв. Макет

Отдельные отряды польско-литовских захватчиков еще долго бродили по стране. В 1618 году они снова появились у стен монастыря, но начать осаду этой твердыни так и не решились. Обессиленные многолетней войной, поляки запросили перемирия, которое было заключено в селе Деулине, находящемся в трех километрах от Загорска. В память об этом знаменательном событии в селе была построена деревянная церковь.

Долгая осада тяжело отразилась на состоянии крепости. От подкопов и «пушечного боя» сильно пострадали стены и башни, погорели многие кельи и хозяйственные «службы». Но блестящая победа, одержанная защитниками монастыря, еще больше укрепила значение его как первоклассной крепости. Вскоре после изгнания врагов в монастырь вновь стекаются огромные средства в виде вкладов и пожертвований. Необычайно быстро растут его земельные вотчины и число крепостных крестьян. Именно в XVII столетии монастырское феодальное хозяйство достигло наивысшего своего расцвета.

О богатстве монастыря этого периода рассказывает опись 1641 года, по данным которой в житницах монастыря на этот год значилось 19 644 четверти хлеба, а в казне — денег 13 861 рубль. Поражают своими гигантскими размерами монастырские погреба, где хранились 2857 ведер различного «пития» и тысячи туш белужьих и осетровых рыб.

О праве на незыблемость монастырского землевладения свидетельствуют составленные во второй половине XVII века важнейшие монастырские документы:, вкладные книги 1639 и 1673 годов, кормовой синодик 1674 года и синодик 1680 года. Эти бесценные по своему историческому значению документы еще раз рассказывают о колоссальных богатствах монастыря.

В XVII веке монастырь распространяет легенды о разного рода чудесах. Героический подвиг защитников крепости монахи используют для прославления своих святых. Авраамий Палицын в своем «Сказании» старался представить стойкость обороны как результат «божественной» силы и помощи первых игуменов монастыря — Сергия и Никона. Троицким келарем Симоном Азарьиным была составлена специальная книга «О новоявленных чудесах преподобного Сергия», где немалое место было уделено «чуду» о святом источнике, появившемуся, по его свидетельству, в 1644 году вблизи Успенского собора.

Родник был обнаружен во время ремонта западной паперти Успенского собора при земляных работах. Но троицкое духовенство сумело из этого реального события сделать легенду, способствовавшую еще большей популярности монастыря.

Усиленная пропаганда святынь и чудес не была случайной. Это было связано с глубокими социальными переменами, назревающими в недрах русского общества: широким размахом городских и крестьянских восстаний, явившихся ответом на новое усиление крепостничества, возрастающим критическим отношением к церкви, церковным расколом, связанным с реформами патриарха Никона, а также конфликтом духовной и светской власти.

Но перед лицом угрозы снизу царская власть и церковь были едины. И Троице-Сергиев монастырь верно служит делу защиты царизма.

После подавления крестьянского восстания под руководством Ивана Болотникова духовенство в храмах три дня славило «богоданную» победу царя над «ворами» и «разбойниками». Царь Василий Шуйский пять дней молился в Троице-Сергиевом монастыре.

Первая четверть XVIII века была ознаменована в России огромными переменами, связанными с реформами Петра I. Став монархом и развернув широкую государственную деятельность, Петр I очень нуждался в денежных средствах. При осуществлении своих реформ он использовал огромные богатства монастырей, не пощадив при этом и важную подмосковную святыню — Троице-Сергиев монастырь.

При проведении частичной секуляризации (отобрание земель у церкви в пользу государства) церковных земель из вотчин Троицкого монастыря в пользу Александро-Невской лавры было приписано 1654 двора. Кроме того, на экономические нужды государства из казны монастыря по указам Петра I за девять лет было взято 159 470 рублей.

В период создания русского флота, когда монастыри наравне со светскими феодалами были записаны в «кумпанства» для строительства кораблей, монастырь тоже не избежал этой участи. В 1698 году ему была дана грамота, по которой он был обязан построить для флота три корабля и три галеры со всем военным снаряжением.

Мероприятия правительства первой четверти XVIII века не оказали существенного влияния на экономику Троице-Сергиева монастыря. Проводя ряд мероприятий, направленных на ослабление экономического влияния церкви, Петр I в то же время очень нуждался в ней как верной опоре при установлении абсолютистской власти. В «Духовном регламенте», принятом в 1721 году, русский царь провозглашался «верховным пастырем» русского православного христианства. Еще более возвысило монастырь присвоение ему специальным указом императрицы Елизаветы Петровны в 1744 году высшего титула— лавры, что еще больше подчеркивало его главенствующую роль среди других церковных учреждений.

Как и ее предшественники, Елизавета Петровна оказывала монастырю повышенное внимание, назначив во главе его своего духовника Арсения Могилянского.

Галерея Трапезной
Галерея Трапезной

В 1752 году ею была пожалована монастырю специальная грамота, подтверждавшая все прежние его права и привилегии на феодальные владения. А в 1758 году ею же была дана еще одна дополнительная грамота на дворовые места, принадлежащие лавре в различных городах и других населенных пунктах страны. Эти две жалованные грамоты, закрепляющие за монастырем владения, стали последними документами, сохранявшими за ним права крупнейшего феодала-землевладельца на Руси.

В середине XVIII века вновь был остро поставлен вопрос о церковном землевладении. Этому в значительной степени способствовала огромная нужда правительства в государственных землях для раздачи дворянам, а также новая волна крестьянских выступлений, прокатившаяся по всей стране. Крупное восстание в 1744 году произошло и во владениях приписного к лавре Николо-Песношского монастыря в Дмитровском уезде. А в 1756 году в Присецкой волости Бежецкого уезда восстало около 5 тысяч монастырских крестьян.

Все это заставило правительство предпринять решительный шаг. И в феврале 1764 года был издан специальный манифест о полной секуляризации церковных, в том числе и монастырских, земель. По этому указу все церковные земли перешли в собственность государства, а крестьяне были переданы в ведомство коллегии экономии.

От Троице-Сергиева монастыря государству отошло 214 тысяч десятин земли и свыше 106 тысяч крестьян. В возмещение этих потерь монастырю было положено от правительства ежегодное денежное вознаграждение. Кроме того, на каждых 100 монахов, оставленных в монастыре по «штатам» для выполнения различных работ, было разрешено иметь 10Q монастырских служителей.

В конце этого же столетия последовало еще одно важное правительственное мероприятие, которое в значительной степени затрагивало интересы монастыря. Это указ 1782 года об образовании из подмонастырских поселений города с названием Сергиев Посад. Всем непахотным жителям было предложено записываться в купеческое или мещанское сословие. Социальный состав вновь образовавшегося города характеризует перепись 1799 года. Здесь насчитывалось 506 купцов, 530 мещан, 42 цеховых и 562 разночинца.

В 1792 году был составлен интересный по своему решению проект генеральной планировки города, учитывающий его исторические особенности, художественное наследие и рельеф местности. Но из-за отсутствия средств у города и сопротивления монастырских властей этот проект был осуществлен только частично.

Капитальное строительство в городе вела в основном только лавра. В непосредственной близости от монастыря, не считаясь с генеральным планом, а руководствуясь только чисто практическими соображениями, возводятся монастырские гостиницы, богадельни, каменные лавки, доходные дома и т. д.

Пятницкий колодец
Пятницкий колодец

Такому широкому строительству в немалой степени способствовал большой приток богомольцев, который особенно возрос в связи с постройкой благоустроенного шоссе (1845) и открытием железной дороги (1865) между Москвой и Сергиевым Посадом.

Экономическое развитие города тоже находилось в тесной зависимости от потребностей монастыря и богомольцев. В связи с большим спросом на предметы религиозного культа здесь было развито массовое производство крестов, подсвечников, икон, деревянной монастырской посуды и др. Многие изделия были отмечены высоким профессиональным мастерством. Такими являются резные иконы работы Хрустачевых. Они свидетельствуют о сохранении здесь древних традиций искусной миниатюрной резьбы по дереву. Еще в XVIII веке славились расшитые золотом «троицкие» полотенца и платки.

Но самую большую известность завоевала знаменитая сергиевская игрушка, пользовавшаяся здесь очень большим спросом. В XIX столетии этот промысел достиг наивысшего расцвета.

В 40-х годах XIX века в Сергиевом Посаде зародилось фарфоровое производство, основанное К. Ф. Дельмазом, перешедшее в 60-х годах к братьям Трегубовым. Вырабатывались на этом предприятии фаянсовая посуда, детские игрушки, бытовые вещи и т. д. И только в конце XIX века в городе появилось шелкоткацкое фабричное производство. Однако оно не получило большого развития.

Не отставал от местных промышленников и Троице-Сергиев монастырь. Монахи в XIX веке развивают широкую хозяйственную деятельность. Они заводят свои собственные предприятия: кирпичный завод, бумажные фабрики, типографию, фотографию, строят доходные дома. Все эти заведения сдавались в аренду «охочим людям» или обслуживались наемными рабочими.

Одновременно с этим происходит и рост земельных владений монастыря. Начало его было положено указом императора Павла I, по которому монастырям было отмежевано «по 30 десятин удобных земель». Затем последовали «высочайшие разрешения» на приобретение новых земель в 1805 и в 1810 годах, в результате Троице-Сергиеву монастырю было отмежевано 1250 десятин «удобных» земель в Московской и Владимирской губерниях.

В XIX веке Троице-Сергиев монастырь вновь сделался крупнейшим собственником и накопил огромные капиталы, которые постоянно приумножались за счет огромных вкладов «на содержание той обители» и богомольцев.

По официальным данным газет «Голос» (1865) и «Санкт-Петербургские ведомости» (1871), доходы монастыря составляли ежегодно около полумиллиона рублей.

Право бесконтрольного распоряжения доходами приводило к крайним злоупотреблениям монастырских властей. Неоднократно вскрывались скандальные истории, свидетельствующие о полном моральном упадке монахов Троице-Сергиевой лавры.

Русская православная церковь и самодержавная власть совместно выступали против революционно-освободительного движения в стране. Царизм всеми силами укреплял церковный авторитет, а служители культа, в свою очередь, освящали и оправдывали самодержавие. Задачами церкви было воспитание верноподданнических чувств у народа, оправдание крепостнического гнета как «божественного установления» и отвлечение народных масс от действий, направленных против царского строя. Этим целям служила армия священников и монахов во главе с высшими руководителями епархий и настоятелями монастырей.

Вид на колокольню с гульбища Трапезной
Вид на колокольню с гульбища Трапезной

Особая роль здесь принадлежала известному церковному деятелю XIX века — московскому митрополиту Филарету (Дроздову), бывшему настоятелю Троице-Сергиева монастыря. За «проявленное верноподданничество» в день 14 декабря 1825 года и за услуги в следствии над декабристами ему был пожалован бриллиантовый крест и клобук.

По всем наболевшим вопросам социальной жизни прошлого столетия русская церковь занимала реакционную позицию. Когда со всей остротой встал вопрос об отмене крепостного права, московский митрополит Филарет высказался за его сохранение. В угоду крепостникам он ссылался на авторитет Сергия Радонежского, который, по его словам, якобы дважды являлся императору Александру II с просьбой не торопиться с реформой. Манифест 1861 года, в составлении которого принимал участие сам Филарет, полностью отвечал интересам помещиков. В. И. Ленин указывал, что «крестьяне вышли «на свободу» ободранные до нищеты, вышли из рабства у помещиков в кабалу к тем же помещикам и их ставленникам».

Русская церковь в лице Филарета всемерно заботилась о том, чтобы охватить народ религиозным влиянием и оградить его от просвещения, в котором усматривался источник «крамольного вольномыслия».

Этот консерватизм и реакционность главы русской церкви нашли свое отражение и в деятельности Троице-Сергиевой лавры. Она была главным препятствием на пути распространения культуры в Сергиевом Посаде. Духовенство Троице-Сергиева монастыря воспротивилось открытию в городе театра и Народного дома для местных жителей, ссылаясь на то, что подобные заведения будут соблазнять богомольцев и отвлекать их от «молитвы». Монастырские власти отказали, ссылаясь на недостаток средств, также в устройстве духовного училища при Спасо-Вифанском монастыре, в то время как на монастырский капитал в 1871 году в городе был построен большой тюремный замок.

Колокольня
Колокольня

Начало XX века в России было ознаменовано большими революционными событиями. Церковь, в том числе и монастыри, стремилась использовать все средства идеологического воздействия на народные массы для борьбы против революции.

Волна революционных событий докатилась и до Сергиева Посада. В октябре 1905 года здесь состоялась демонстрация учащейся молодежи, устроившей митинг в саду перед духовной академией. На Московской горе произошло столкновение демонстрантов с местными черносотенцами. Троицкое духовенство, напуганное этими событиями, вызвало сюда казаков и наняло дополнительно 40 городовых.

В годы первой мировой войны лавра оказывала значительную материальную и идеологическую помощь царизму, отправляя на фронт деньги, иконы и снаряды, производимые в самом монастыре.

К Великой Октябрьской социалистической революции русская православная церковь отнеслась крайне враждебно. Вновь избранный патриарх Тихон (Василий Белавин) предал Советскую власть анафеме.

Церковь стала одним из наиболее организованных отрядов контрреволюции, имела весьма разветвленный аппарат, большую сеть печатных органов.

При обыске в книжном магазине Троице-Сергиевой лавры 21 ноября 1918 года была обнаружена антисоветская литература. Под покровом монастыря находили себе приют различные контрреволюционные элементы.

Великая Октябрьская социалистическая революция навсегда покончила с религиозным гнетом трудящихся, а огромные богатства церкви были обращены в народную собственность. С первых дней существования Советской власти последовал ряд мероприятий правительства, направленных на национализацию и сохранение памятников истории и культуры, ставших народным достоянием.

После Великой Октябрьской социалистической революции Загорск остается центром кустарного, художественно-столярного и игрушечного производства, изделия которого известны не только в СССР, но и идут на экспорт.

Годы индустриализации коренным образом изменяют облик древнего города. Основываются приборостроительные и машиностроительные заводы, в районе Вифанского пруда разместился НИИ птицеводства. На базе традиционных промыслов стали работать фабрики игрушек и трикотажных изделий.

Смоленская церковь и Каличья башня
Смоленская церковь и Каличья башня

В начале Великой Отечественной войны фронт приблизился к Загорску до 40 км. Город стал местом сосредоточения Первой Ударной армии под командованием В.И. Кузнецова, которая участвовала в разгроме немецких войск под Москвой в декабре 1941 г. Свыше 20 тысяч загорчан ушли на фронт, 9 человек стали Героями Советского Союза. Именами . Героев-.загорчан А.И. Алексеева, И.Г. Кузьминова, Ф.А. Куликова, Б.В. Митькина, Н.Н. Симоненкова, А.П. Сурикова, И.Д. Шлякова названы улицы города. На доме, где провел детские и юношеские годы Герой Советского Союза, генерал-полковник Д.С. Жеребин установлена мемориальная доска.

Современный Загорск — крупный промышленный и культурный центр Подмосковья с населением 115 тыс. жителей (на январь 1989 г,). В городе 8 дворцов, домов культуры и клубов, 13 библиотек, 3 профтехучилища, 3 техникума.

Большой известностью в стране пользуется продукция заводов: оптико-механического, школьного приборостроения, электромеханического, ПО «Звезда», лакокрасочного, машиностроительного, фабрик: трикотажной им. Розы Люксембург, меховой, кондитерской, широко развита стройиндустрия: работают заводы железобетонных изделий и древесностружечных плит; комбинат стройматериалов, который изготовлял кирпич для реставрации стен и башен Московского Кремля; кооперативное предприятие «Березка», выпускающее широкий ассортимент стройматериалов для нужд промышленности и населения.

Загорск по праву называют «столицей игрушечного царства». Развиваются художественные промыслы, работают две фабрики по производству игрушек, имеются Всесоюзный НИИ игрушки и художественно-промышленный техникум игрушки. Уникальным собранием игрушек России, народов СССР и других стран располагает художественно педагогический музей игрушки.



Широко известна деятельность Государственного исгорико-художественного музея-заповедника, организованного в 1920 г. Декрет Совета Народных Комиссаров о его создании подписал В. И. Ленин. Фонды музея дают представление о развитии Московской художественной школы в живописи и прикладном искусстве со времени основания монастыря. В его экспозициях широко представлены также русское народное творчество XVIII—начала XX веков, декоративно -прикладное . искусство советского периода, рассказывается об истории монастыря и города. Здания и сооружения лавры очень полно и в лучших образцах представляют историю русского зодчества начиная с XV века. В результате многолетних реставрационных работ большинство из них освобождены от поздних искажений и пристроек, их облик приближен к первоначальному.

С 1946 г. в стенах лавры вновь действуют мужской монастырь, Московская духовная академия и семинария, закрытые в 1918 г. Лавра стала местом проведения представительных церковных форумов и встреч. Летом 1988 г. здесь состоялось открытие празднования тысячелетнего юбилея принятия христианства на Руси.

Своеобразная красота города и связанные с ним яркие страницы истории, ансамбль архитектурных памятников и экспозиции музеев постоянно привлекают сюда много туристов и зарубежных гостей, число которых превышает уже миллион человек в год. Постановлением Совета Министров РСФСР в 1969 г. Загорск объявлен туристским центром. Он открывает популярный маршрут «Золотое кольцо» по древним городам Северо-восточной Руси.