Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

этаж

 

1. Троицкий собор (1422—1423)

(К сожалению, теперь собор почти не виден с запада из-за пристроенной паперти (XVI в) и очень близко поставленной двухэтажной ризницы (1781). С северной стороны объем собора кажется несколько грузным и тяжеловесным. Отсюда можно проследить еще одну редкую особенность храма — несоответствие между членениями фасадов и организацией в...

2. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века

Восточная линия келий к этому времени также была отстроена в камне—их двухэтажные корпуса с большим числом крытых деревянных лестниц расположены по обе стороны церкви Сергия «на воротех» (1513). Две каменные стенки между нею и Красной воротной башней образуют замкну...

3. Монастырь и слободы в XV веке

На иконах XVII века трапезная изображается в виде нарядного двухэтажного здания с башней, увенчанной шатром с прапором; стены трапезной украшает богатый декор, лестничные всходы ведут на второй этаж, в «царскую» палату. Именно в трапезной Троице-Сергиева монастыря впервые появился тот тип торжественной одностолпной...

4. Казначейский корпус келий (XVII в.)

) По другую сторону площади, напротив Успенского собора, стоит трехэтажное здание Казначейского корпуса, где расположена музейная экспозиция. Внутри современных помещений Казначейского корпуса, возникшего на месте западной линии келий, несколько вдаваясь в сторону крепостной стены, расположена Крепостная палата, представляющая собой четырехъярусную прямоугольную башню. Ярусы перекрыты сомкнутыми сводами и соединены каменными лестницами, ...

5. Царские Чертоги (конец XVII в.)

Балдина Царские Чертоги. План второго этажа. Чертеж XVIII в. ...

6. Звонковая башня

Звонковая башня находится вблизи царских Чертогов, в первом этаже которых с 1742 года разместилась Духовная семинария; около башни висел колокол, оповещавший о начале и конце занятий в классах, что и определило ее название. Звонковая башня. XVI в., XVII в. Вид со стороны монастыря Звонковая башня ...

7. Пятницкая башня

Как и остальные угловые башни, она восьмигранная, шестиярусная, междуэтажные перекрытия опираются на каменный пилон, проходящий по всей высоте башни. Полуколонны, арочки, бойницы различной формы на фасадах как бы смягчают впечатление ее массивности, суровости и неприступности. Вдоль восточной стены расположены Красная (то есть красивая) и Сушильная башни. Подчеркивая особое положение Красной башни — она возвышается над главным входом в монастырь,— ее облицевал...

8. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (2)

Только в 40-х годах XVIII века была предпринята работа по декорировке внутренних помещений Чертогов. Второй парадный этаж Чертогов, где и располагается сейчас Церковноархеологический кабинет, делится продольной стеной на две анфилады комнат, скульптурно декорированных по эскизам «рисовальных и живописных дел мастера» Н. С. Каменского. Лепной декор в залах южной анфилады выполнен И. Саевичем. Убранство плафонов отличается пышной д...

9. Город и монастырь в XIX - начале XX века

Главная улица города, по которой проходила Московская дорога, была застроена в основном двухэтажными обывательскими домами с каменным первым этажом для торговых помещений и верхним деревянным для жилья. Хотя к этому времени в Сергиевском Посаде уже появились фарфоровое, а затем и шелкоткацкое фабричное производства, однако предприятия эти были весьма незначительны и маломощны. Основное занятие большинства населения по-прежнему составляли кустарные промыслы (главным образом изготовление игрушек...

10. Колокольня (1741-1769 гг.)

Архитектор блестяще использовал конструктивные возможности строившегося здания и без какого-либо дополнительного усиления основания предложил поставить на нижний двухэтажный ярус колокольни не два, а четыре убывающих вверх яруса звона. Увенчанные необычным куполом в виде золотой чаши прекрасного рисунка с коронами по четырем сторонам, два новых яруса придали стремительный взлет всему сооружению, сделав его композицию принципиально ново...

11. Уточья башня

Для ее опоры от основания на всю высоту башни были выведены четыре мощных пилона, в связи с чем разобрали своды подземной камеры и всех вышележащих этажей. При этом венчавший стены башни традиционный парапет зубцов с боевыми амбразурами был заменен открытой аркадой с белокаменными шарами («глобусами») над ее карнизом и с башенками по углам; аркада эта служит ограждением площадки-гульбища, занимающей здесь всю площадь башни. Уточья башня. XVII век В центре гульбища возвышается надстройка из кирпича и белого камня, равная по высоте всему нижнему объему башни. Она образована рядом последов...

12. Луковая башня

В плане она точно повторяет размеры Звонковой башни, расположенной на противоположной стороне монастыря, но по высоте значительно превышает ее. В XVIII веке верхний этаж Митрополичьих покоев соединили с южной крепостной стеной, которая стала использоваться в качестве прогулочной галереи для именитых гостей. В связи с этим перестроили и верхний ярус Луковой башни, придав ему характер открытой нарядной беседки с большими проемами окон, фигурными балясинами и парным...

13. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)

1635-1638 годы В середине XVIII века западную линию келий и Больничные палаты перестроили «по ранжиру», то есть в одну прямую линию с одинаковым ритмом окон, в XIX веке над двухэтажными кельями был надстроен третий этаж. Церковь Зосимы и Савватия оказалась со всех сторон застроенной кельями, ее древние окна и двери были растесаны. , К капитальной реставрации Больничных палат с церковью Зосимы и Савватия приступили в 1938 году. Здания освободили от поздних пристроек, в процессе исследования были проведены большие инженерные работы по укреплению всех конструкций. В начале 1950-х годов реставрацию полностью завершили. Двухэтажные Больничные палаты с обшир...

14. Трапезная с церковью Сергия (1686—1692 гг.)

Поднятое на высокий подклетный этаж, окруженное открытой галереей-гульбищем на круглых столбах, с двумя широкими лестницами, расписанное «в шахмат», украшенное фризом из огромных скульптурных раковин и витыми белокаменными колонками, обрамляющими окна, здание поражает декоративным убранством и огромными размерами. С востока к нему примыкает двухэтажная Сергиевская церковь, в которой установлен ...

15. Город и монастырь после 1917 года

К началу 1970-х годов все резервные территории города уже были использованы и многоэтажные типовые дома стали подступать к центральным кварталам, заменяя собой их прежнюю низкую застройку. Предстояло определить направленность дальнейшего развития города с учетом все возрастающего значения его как крупного научного и культурного центра. Авторский коллектив Гипрогора РСФСР под руководством архитектора В. Н. Выб...

16. Предтеченский корпус (XVII в.)

Согласно монастырскому уставу, кельи не должны были сообщаться между собой и каждая из них имела самостоятельный вход; поэтому число дверей на главном фасаде Предте-ченского корпуса соответствует числу келий—их двенадцать. В кельи верхнего этажа поднимались по деревянным наружным крыльцам (не восстановлены). Одно из крылец (южное) было более крупных размеров, так как вело сразу в две смежные кельи. Верхний этаж корпуса сообщался с восточной крепостной ст...

17. Монастырь-крепость и посад в XVI веке

Так, над гробом Никона, похороненного у южной стены Троицкого собора, в 1548 году была возведена небольшая церковь — Никоновский придел; стали каменными Келарская и одноэтажные Больничные палаты (1552). Но главным сооружением этого времени был огромный пятиглавый Успенский собор (1559—1585). Панорама монастыря в конце XVI века. Реконструкция В. И. Балдина Монастырь в XVI веке. Вид с юго-запада. Макет-реконструкция В. И. Балдина Сохранилось любопытное свидетельство о том, что царь Иван Грозный, посоветовавшись с митрополитом Макар...

18. Памятники монастырского некрополя XV—XVIII веков

В настоящее время обнаруженные в земле надгробные плиты находятся в экспозиции музея, размещенной в нижнем этаже Больничных палат XVII века. Памятники монастырского некрополя — это прежде всего исторические свидетели прошлого. Они дают возможность доподлинно установить круг лиц, похороненных в Троице-Сергиевом монастыре. Среди них много знатных бояр и дворян. Это потомки князей Суздальских, Шуйских, Горбатых-Шуйских, Го...

19. Историко-художественный музей-заповедник

К этому времени относится также завершение архитектурного облика Митрополичьих покоев. Это здание в три этажа с южной и в два с северной стороны возведено на крутом, возвышенном месте, причем убранство северного, обращенного к Троицкому собору, фасада относится к 1778 году, когда он обогатился пышной барочной лепниной и портиком классических форм, увенчанным балконом с кованой решеткой. Среди большого количества комнат в верхнем этаже покоев интересна так называемая Царская палата — перекрытое сводом помеще...

20. Пятницкая и Введенская церкви (1547 г.)

В отличие от Духовской, Введенская церковь поднята на высокий подклетный этаж, перекрытый сводами. Пятницкая церковь представляет собою большой бесстолпный храм с трапезной и открытой шатровой колокольней над входом. Килевидные полукружия закомар с широкими лентами пр...

21. Пивная башня

Если враг даже захватывал и второй ярус, то он все равно не мог продвигаться в верхние этажи башни, отделенные глухим каменным сводом, а на узкой лестнице в толще стены башни можно было сдерживать врага самыми малыми силами. Таким образом, несмотря на наличие широких ворот, Пивная башня не была пр...

22. Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)

Если помещения двух нижних этажей, где размещались «погреб теплый с каменными перегородками» и восемь келий «с сеньми», а также поварня и кладовая, в основном сохранили первоначальные формы со спокойными линиями сводов, с нишами печур по стенам, с арочными проемами окон и две...

23. Музей-заповедник: Живопись

Анфилада залов была продолжена верхним этажом Пивной башни. Интерьеры покоев в своем первоначальном виде до наших дней не сохранились, но, вероятно, они были украшены достаточно пышно. Об этом свидетельствует плафон второго зала, покрытый лепниной и яркой росписью. А. П. Антропов. Портрет Петра III. 1762 год В коллекции представлены предметы церковного культа и убранства жилых покоев духовенства, предметы светского быта XVIII—XIX веков, некогда украшавшие дворцовые и...

24. Посадские церкви

Чертеж XIX века помогает представить первоначальный вид этого своеобразного сооружения: квадратный двор образован сплошной линией одноэтажных построек, где размещались конюшни, каретные и фуражные сараи, закрепленные по углам круглыми башнями; еще одна башня, несколько больших размеров и прямоугольной формы, располагалась над въездом во двор со стороны пруда. В первой половине XIX века Конный двор получил обширные пристройки, сп...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................