Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

шитье

 

1. Музей-заповедник: Головные уборы

Начало XIX века Почти во всех областях России для украшения головного убора применялась техника золотного шитья. Такое шитье покрывало маленькие рязанские кики с красными рожками из кумача, изящные сороки Воронежа, кокошники бывшей новгородской земли. Вместе с золотным шитьем использовали и всевозможные металлические блестки. На сороках Калининской области вышивку делали по красному фону, и украшенные блестками очелья (лобная часть) сорок молодых женщин выглядели яркими и праздничными. Очелья свадебн...

2. Музей-заповедник: Живопись

Здесь и старинная техника ювелирного дела, шитье, резьба по дереву и кости, и новые виды искусства, возникшие благодаря развитию отечественной художественной промышленности. В конце XVII века центром, где работали лучшие русские мастера, была московская Оружейная палата. Экспонируемый в музее деревянный позолоченный двуглавый орел — герб Русского го...

3. Музей-заповедник: Лицевое шитье

Вложенные им в Троицкий монастырь вещи характеризуют шитье конца XVI — начала XVII века. Большинству из них свойственна подчеркнутая роскошь, декоративность, высокое техническое мастерство. Привлекает внимание покровец-сударь с изображением Троицы, композиция которой следует рублевскому варианту. Вышивальщица стремилась в какой-то степени передать и колорит иконы известного мастера: одежды шиты с применением вишнево...

4. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (2)

Владимирская икона Божией Матери, шитье, кон. XVI — нач. XVII в. Московский «Апостол» диакона Иоанна Федорова, 1564 г. Панагия, XVI в. Крест, XVI в. Деревянный резной крест, XVII в. Напрестольный крест, XVIII в. Острожская Библия, 1581 г. Праотец Ной с сыновьями, XVIII в. Богоматерь с Младенцем. Эскиз В. М. Васнецова к росписи алтарной апсиды Владимирского собора в Киеве В. И. Суриков. Исцеление слепорожденного К. В. Лебедев. Рождество Христово (акварель) М. В. Нестеров. Ст...

5. Музей-заповедник: Древнерусская живопись XIV—XVII веков

Покров с изображением Сергия Радонежского. Шитье. 1424. Фрагмент В богатом многообразии древнерусского искусства одно из главных мест занимает живопись. Наиболее распространенным в Древней Руси ее видом является икона. Писались иконы на хорошо обработанных досках, чаще всего липовых и сосновых. Для предотвращения деформации на обратной стороне доски врезались шпонки; лицевая ее сторона, как правило, проклеивалась холстом — паволоко...

6. Музей-заповедник: Орнаментальное шитье

Особенное распространение получило шитье жемчугом. ...

7. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)

—Лицевое и орнаментальное шитье.— Мелкая пластика и ювелирное искусство. 148. Голубцов А. П. Церковноархеологический музей при Московской Духовной Академии.— Богословский вестник, 1895, т. 2, № 4, с. 120—140: № 5, с. 297 — 317. 149. Остапов А., профессор протоиерей. Церковноархеологический кабинет Московской Духовной Академии (К 20- летию со дня основания).— Журнал Мос...

8. Музей-заповедник: Русская набойка

Техника строчки называется здесь шитьем по вырези. На тверской земле техника строчки тоже бытовала издавна, но ее белые узоры очень любили окаймлять цветной шерстью. Большое распространение также имела вышивка двусторонним швом красным цветом. На многих полотенца...

9. Загорск, Сергиев Посад. История, современность, события, люди. Историко-культурный и краеведческий городской портал

В ризницу монастыря в качестве вкладов поступали первоклассные образцы национального искусства — иконы, шитье, ювелирные изделия и т. д. Известный сирийский путешественник Павел Алеппский, посетивший Троице-Сергиев монастырь в середине XVII века, видел в ризнице «вещи, поражающие ум изумлением и удивляющие умного больше глупца». Особую ценность для русской культуры представляют древние здания и сооружения монастыря. На его небольшой территории из века в век непрерывно трудились безвестные русские мастера, заменяя деревянные постройки каменными, ветхие и устаре...

10. Музей-заповедник: Живопись XVI века

Положение во гроб. Плащаница. Шитье. 1561. Мастерская Старицких Икона «Новозаветная Троица» свидетельствует о поисках наиболее конкретной и понятной формы для выражения идеи единства Троицы, где каждый из ее символов приобретает зримый образ. Произведение отличается мастерством исполнения, красивым колоритом, построенным на сочетании насыщенных красных, темно-зеленых, белых и охристых красок. Дл...

11. Музей-заповедник: Жемчужное шитье

В XVIII веке мастера продолжали сочетать жемчужное шитье с ювелирным искусством. Особенно часто это сочетание встречается в украшении головных уборов высшего духовенства — митрах. ...

12. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (3)

Сударь с образом Святой Троицы и дробницами. Шитье. XV в. Миниатюра из Лицевого Жития Преподобного Сергия. ГБЛ, ф. 304/Ш, № 21 (М. 8663). 1640 — Завершено строительство Предтеченского корпуса келлий. 1641—Составлена Опись Троицкого монастыря. Библиотека к тому времени содержала более 600 рукописных книг. 1643 — ...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................