Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

чертоги

 

1. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (8)

сооружается большая праздничная Трапезная палата (длина 86 м) с храмом во имя Преподобного Сергия и царские Чертоги. Над Трапезным храмом была устроена библиотека. В 1692—1699 гг. был перестроен надвратный храм во имя святого Иоанна Предтечи и перестроена надкладезная часовня. «Мирская нарядность и жизнерадостность, только наметившаяся в сооружениях начала...

2. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (2)

Церковноархеологический кабинет расположен в так называемых Царских Чертогах, одном из интереснейших сооружений 80-х годов XVII века в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Чертоги — своеобразная веха в истории московской архитектуры. До этого дворцы представляли собой большей частью сложные по планировке постройки, живописные и причудливые. Чертоги с их строгим единым объемом предвосхитили дальнейшее развитие московской архитектуры ...

3. Монастырь-крепость и посад во второй половине XVII века

Именно в это время монастырские власти возводят монументальные здания новой трапезной палаты с церковью Сергия и каменный дворец для царя — так называемые царские Чертоги. Обе эти огромные постройки, завершенные в течение двух последних десятилетий XVII века, поражают исключительным великолепием и богатством убранства своих цветисто раскрашенных фасадов. П...

4. Основание монастыря. XIV век

); 11 — усыпальница Годуновых (1605, 1780); 12—обелиск (1792); 13 — колокольня (1740—1770); 14 — Смоленская церковь (1745—1748); 15 — царские Чертоги (конец XVII в.); 16 — Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635—1638); 17 — Казначейский корпус келий (XVII в., 1859); 18 — Крепостная палата (XVI в., XVII в.); 19 — Лестничная башня (1746—1749); 20 — ризница (1781); 21 —• Варваринский (Донской) корпус келий (XVI1 в,, 1906); 22 — Предтеченский корпус келий (1640); 23 — надвратная церковь Иоанна Предтечи (1693— 1699); 24 ~ книжная лавка (офис, 1895); 25 — Экономовский корпус ...

5. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)

— Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия. Трапезная.— Чертоги.— Митрополичьи покои и колокольня. 154. Сергеев Г. Храмовая архитектура Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (История и анализ). Курсовое сочинение. Троице-Сергиева Лавра (Загорск), МДА, 1961. 182 с, ил...

6. Историко-художественный музей-заповедник

Двухэтажные, выстроенные из кирпича Чертоги, так же как и Трапезная, украшены белокаменной резьбой и характерной для московского барокко росписью. Здание украшают многоцветные поливные изразцы, покрывающие наличники окон и гармонирующие с их яркой звучной росписью. Покои дворца, располагающиеся двумя анфиладами, перекрыты сводами и декорированы лепниной, выполненной в 40-е годы XVIII века. Наиболее интер...

7. Троицкий собор (1422—1423)

В просветах между этими зданиями и как бы обрамляя их видны Митрополичьи покои (1778), монументальная Трапезная на высоких арках гульбища (1686—1692) с миниатюрной восьмигранной Михеевской церковью (1734) у ее подножия, букет золотых глав высокой надвратной церкви (1693— 1699) над главным входом в монастырь, великолепно убранные изразцами торжественные царские Чертоги (конец XVII в.), вычурная ротонда Смоленской церкви на своеобразном стилобате из четырех криволинейных лестниц-папертей (1745) и нарядные Больничные палаты с шатровой церковью Зосимы и Савватия (1635—1638). Центр этой главной монастырской площади отмечен памятным четырехгранным обелиском из песчаника (1792), на гранях которого, говоря словами Н. М. Карамзина, «изображены четыре эпохи славы его (монаст...

8. Историко-художественный музей-заповедник

Своеобразная портретность достигается здесь акцентированием специфических особенностей лица модели: оно асимметрично, с глубоко посаженными, чуть косо поставленными глазами. Царские Чертоги. Изразцовая печь. XVIII век В 1585 году по повелению царя Федора Ивановича и царицы Ирины Годуновой гробница с останками Сергия была закрыта серебряной ракой. Исполненная мастерами Оружейной палаты Московского Кремля, она стала превосходным образцом искусства чеканки. На ней некогда был укреплен хранящийся в настоящее время в собрании музея чеканный з...

9. Царские Чертоги (конец XVII в.)

С сооружением Трапезной и Царских Чертогов план монастыря получил свое завершение, закрепив идею «четверообразного», то есть четырехугольного, построения. Царские Чертоги. Фрагмент свода палаты с изображениями баталий Петра I. 1748 Царские Чертоги на северной стороне монастыря строились одновременно или сразу же после Трапезной и, очевидно, теми же мастерами. К сожалению, здание дошло до нас со з...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................