Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

художник

 

1. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (1)

Глубоко переживший в детские годы тяжелую участь своих близких и родного города, он стал в будущем великим «Печальником Земли Русской». Великий русский художник М. В. Нестеров (1862—1942), которого называют «певцом Преподобного Сергия», одно из своих полотен назвал «Видение отроку Варфоломею» (ГТГ). Это видение произошло под Ростовом Великим. Около пяти лет Варфоломей прожил с родителями в Радонеже. После того как женились братья Стефан и Петр, Варфоломей испрос...

2. Историко-художественный музей-заповедник

Вишневый, темно-зеленый, коричневый и серый — основные тона, избранные художником для создания цветового строя этого произведения. Тема победы жизни над смертью нашла свое воплощение в иконе „Жены-мироносицы". Ее отличают динамизм композиционного построения, особая тонкость рисунка и гармония цветов. Для древнего рублевского иконостаса Троицкого собора предназначались также хранящиеся ныне в экспозиции...

3. Музей-заповедник: Графика

Одной из интересных работ художника явилась гравюра «Брак Петра I», где мастер почти с документальной достоверностью постарался запечатлеть происходящее. В поле зрения художника весь парадный зал, где происходило торжество: огромные зеркала и гобелены, висящие на стенах, большие окна, сверкающие люстры, необычные туалеты гостей — то новое, что появилось в эпоху Петра I. И вместе с тем изображение не кажется лишь скрупулезной фиксацией, так как мастеру удалось сохранить ...

4. Троицкий собор (1422—1423)

История не называет нам имен искусных зодчих, возводивших Троицкий собор, однако имя художника, под руководством которого производилось его украшение, известно: им был величайший русский живописец Андрей Рублев. А совместная работа с зодчими, можно полагать, вообще была свойственна этому мастеру — недаром летописи отметили, что он «помогающи создаете (п...

5. Музей-заповедник: Живопись XVI века

Живопись XVI века Творческие достижения Дионисия и мастеров его круга были восприняты и во многом продолжены художниками XVI века. Искусство Москвы с этого времени становится ведущим. Произведения XVI века сохраняют высокий художественный уровень, но содержание их глубоко отлично от содержания произведений предшествовавшей поры, как и различны сами эпохи, породившие их. XVI век — время, когда в...

6. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (2)

Как некое религиозно-художественное кредо художника воспринимается его картина «Страстная седмица», изображающая у подножия Распятия Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, священника, крестьянина и крестьянку на фоне полного внутренней тишины русского пейзажа. Икона святого Архистратига Божия Михаила и святого Апостола Андрея Первозванного, Московских писем, XVI в....

7. Музей-заповедник: Роспись и резьба по дереву

Морозова и заслуженные художники РСФСР А. П. Савинова, Н. И. Иванова обогащают свои узоры новыми, более сложными и реальными мотивами. Ворносковы. Погранохрана. Портал. 1937 год. Фрагмент Оригинальная загорская роспись по выжженному рисунку п...

8. Историко-художественный музей-заповедник

Важными источниками ее пополнения стали постоянное сотрудничество музейных работников с художниками, отбор произведений непосредственно на промыслах и предприятиях художественной промышленности, устройство выставок, таких, как „Фарфор Вербилок", „Советский художественный фаян...

9. Музей-заповедник: Серебряные изделия

Здесь нет подчеркнутой плоскостности, художник старался передать глубину пространства, объем фигур. Возможно, они были выполнены другим мастером на отдельных пластинах. К середине XVIII века всевозрастающая роскошь быта русского дворянства и высшего духовенства требовала вещей, соответствующих богатому убранству интерьера, отличавшихся разнообразием форм и декоративной насыщенностью. Стиль барокко отвечал э...

10. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (1)

К числу наиболее совершенных по своему письму относится Донская икона Богоматери, которая свидетельствует о глубине молитвенного чувства художника, принадлежащего к кругу московских мастеров середины XVI века. Среди иконографических типов, восходящих ко времени раннего христианства,— образ Божией Матери «Оранты» (греч.— «Молящейся»). Уже в ка...

11. Музей-заповедник: Живопись

Среди иностранцев, работавших в России в XVIII веке, был художник Георг Гроот (1716—1749) из Штутгарта, искусство которого пользовалось большим успехом при дворе, но сколько-нибудь заметного влияния на русскую живопись оно не оказало. И.Н.Никитин. Портрет царицы Прасковьи Федо...

12. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (5)

По замечанию исследователей, «цельность замысла и высокое совершенство выполнения их работ несомненно свидетельствует о зрелости исполнителя — и как художника, и как техника. Невозможно представить себе такую работу без хорошей школы и большой опытности, даже в предположении какой угодно природной одаренности» [221, с. 7]. Здесь проявилась та сила русского духа, высота которого не случайно сравнивается с лучшими монументальными памятниками античного мира. На это указывают русские иконы, которые «представляют, быть может, единственный случай испытывать общее зрительное впечатление, близкое к общему зрительному впечатлению...

13. Красная башня

Новая роспись повторила те же житийные сюжеты; восстановленная в 1948 году бригадой палехских художников, она сохраняется до сих пор (поновлена в 1984 г.). Вдоль восточной крепостной стены проходил ров. Опись 1641 годэ указывает его размеры: «глубина две сажени с получетвертью, ширина — чет...

14. Музей-заповедник: Живопись конца XVI - начала XVI века

Первое из них связано с заказами царя Бориса Годунова. Художники, работавшие в царских мастерских, стремились подражать строгому, величавому стилю конца XV века. Но возрождение старых традиций было искусственным и походило скорее лишь на декоративное обыгрывание их, так как конкретные исторические условия, в которых жило тогда Русское государство, не имели почвы для продолжения и развития высокого стиля в искусстве. Интересным произведением этого времени являются створки к иконе Андрея Рублева «Троица», выполненные по заказу ц...

15. Музей-заповедник: Резная кость

Лучшие памятники крестьянского искусства свидетельствуют о большой одаренности народа. Современные художники-прикладники стремятся овладевать высоким мастерством русского народного искусства и развивать его лучшие традиции в на шем современном декоративно-прикладном искусстве. ...

16. Город и монастырь после 1917 года

Сочетая учебную деятельность с практической реставрацией памятников Загорска, Московского Кремля, Новгорода Великого, училище за пять лет своего существования (1945—1950) подготовило свыше двухсот мастеров каменного и белокаменного дела, плотников и краснодеревцев, лепщиков и художников-монументалистов. Выпускники училища работают во многих реставрационных мастерских страны. Подготовка научной документации на реставрацию ансамбля Троице-Сергиевой лавры велась Центральными научн...

17. Музей-заповедник: Графика начала XX века

Графика начала XX века Уникальное собрание произведений русского искусства, сосредоточенное в лавре, имело и имеет непреходящее значение для творчества многих советских художников. Об этом можно судить по представленным в музее работам В. Фаворского, К. Юона, В. Соколова и др. И.С.Хрустачев. Оклад Евангелия. Начало XX века Творчество выдающегося советского ...

18. Музей-заповедник: Вышивка

Шульпиной, заслуженным художником РСФСР, декоративный коврик «Разгулялися девчонки». Марийские и чувашские вышивки исполняются традиционными счетными швами. К наиболее распространенным относятся косая стежка, счетная гладь и роспись. Помимо шерстяных и шелковых ниток в изделиях широко используются яркие цветные нашивки. В чувашских геометрических узорах преобладают красные цвета с черными по контуру, при нескольких других дополнительных. Особенно изысканны по цвету мелкие, ювелирно проработанные уз...

19. Музей-заповедник: Домовая резьба по дереву

Интерьер зала отдела декоративно-прикладного искусства Творчеству народных художников XVII—начала XX века посвящена экспозиция отдела музея «Русское народное искусство». Выносной ковш. Среднее Поволжье. XVIII в. Ковши-черпаки. Горьковская область. XIX в. Особенно широко в отделе представлены резьба и роспись по дереву, которыми украшались фасады крестьянских изб, интерьеры, посуда и всевозможные бытовые вещи: рубели, вальки, прялки...

20. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)

В. Николаевой]. М., Сов. художник, 1968. 47 с: 116 с. ил. Разделы: Резьба по камню.— Серебряное литье и чеканка.— Резьба по дереву.— Резьба по кости. 219. Олсуфьев Ю. А. Опись серебряных чарок с плоскими полками и опись серебряных братин б. Троице-Сергиевой Лавры IXVI —XVII вв.]. Сергиев, [Комиссия по охране памятников искусства и старины.] 1925. 118 с; 2 л. ил. 220. Олсуфьев Ю. А. Опись серебряных ковшей...

21. Музей-заповедник: Живопись второй половины XIV века

В рамках традиционной иконографии безымянный художник создал образ, поражающий одновременно и человеческой простотой, и величием духа. Это, несомненно, русский Никола, в изображении которого часто воплощались народные представления о нем как об одном из самых добрых заступников и помощников во всех житейских делах. Общему замыслу произведения отвечает и колорит иконы, построенный на сочетании немногих, близких по тону, но очен...

22. Успенский собор (1559—1585 гг.)

В «летописи» (надписи) на западной стене собора перечислены поименно «трудившиеся во святом храме сем» 23 ярославских и два троицких «домовых» иконописца «с товарищи 10 человек» (надпись сохранялась до 1866 г.). Первым в списке художников назван Дмитрий Григорьев — известный ярославский мастер, с именем которого связаны росписи многих церквей в Москве, Ярославле и в Ростове. Внутренний вид Успенского собора Стенопись Успенского собора претерпела относительно незначительные изменения. Так, палехский ико...

23. Надвратная церковь (1693-1699 гг.)

1693-1699 годы Высокая арка ворот под церковью расписана художниками Палеха на сюжеты из жития Сергия Радонежского. Первоначально церковь имела пять глав. В настоящее время завершены работы по их восстановлению. Надкладезная часовня и Надвратная церковь, отличающиеся богатым убранством фасадов, явились как бы связующим элементом между Трапезной и Чертогами, распространяя влияние их праздничной архитектуры на весь монастырь. Надвратная церковь Надвратная церковь Иоанна Предтечи. План. Че...

24. Музей-заповедник: Обработка металла

Многие ведущие художники декоративно-прикладного искусства имеют звание народного художника и заслуженного деятеля искусства. В Загорском музее экспонируются произведения известных народных промыслов, крупных предприятий художественной промышленности и творческих художественных союзов Российской Федерации. В музее представлены основные виды декоративно-прикладн...

25. История Загорска. История Сергиева-Посада

Украшали Троицкий собор иконами и фресками прославленные русские художники Андрей Рублев и Даниил Черный с учениками. Для этого собора Андрей Рублев выполнил свое лучшее произведение — «Троицу». Среди талантливых зодчих, работавших в монастыре, был и Василий Е...

26. Троицкий собор (1422—1423)

В нижнем (местном) ряду иконостаса — иконы XV—XVII веков кисти выдающихся художников московской школы. В конце XV века мастером школы Дионисия была написана икона Сергия Радонежского с «житием». Во второй половине XVII века здесь были помещены две иконы работы знамени того «царского изографа» Симона Ушакова. Примечательны также царские врата, обложенные чеканными полосами сереб ра,— вкла...

27. Художественно-педагогический музей игрушки

Основанный в Москве в октябре 1918 года художником Н. Д. Бартрамом при активном содействии А. В. Луначарского, музей через тринадцать лет был переведен сюда. Теперь фонды музея насчитывают свыше 30 тысяч экспонатов, куда входят уникальные ...

28. Музей-заповедник: Лаковая роспись

Своеобразной манерой исполнения прославились художники села Мстера Владимирской области. Плавными изогнутыми линиями, яркими красками, в которых преобладают теплые оттенки, поэтически условно передается красота окружающего мира, с звонким небом, с бурными реками, с зелеными дубравами. Н. П. Антипов....

29. Музей-заповедник: Резьба по кости

Большим мастерством отличаются работы старейшего резчика Вуквутагина, заслуженного художника РСФСР, одного из организаторов этого промысла. В произведении «Охота на песца» повествование дополняется изображениями на боковых частях изогнутого клыка. Привлекают внимание также гравированные и слегка затонированные цветом рисунки на обеих сторонах клыка. Великолепны, например, многофигурные композиции «Ст...

30. Историко-художественный музей-заповедник

В небольшой, но чрезвычайно интересной живописной коллекции среди полотен кисти неизвестных художников — портреты выдающих живописцев XVIII века И.Н. Никитина и А.П. Антропова. Не менее представительна и коллекция произведений декоративного искусства XVIII века. Господствовавший в то время стиль барокко нашел свое выражение в великолепных памятниках жемчужного шитья — стихаре и фелони, а также во многих золотых и серебряных изделиях, среди которых, покрытая чеканным орнаменто...

31. Музей-заповедник: Андрей Рублев

В образах, созданных Андреем Рублевым и художникам и его круга, воплощены идеальные черты физической и духовной красоты людей того времени. Их отличают глубокая одухотворенность, нравственная чистота и совершенство, лирическая эмоциональность и высокая поэтичность. «Деяния Троицы».Конец XVIв. Фрагменты створки к иконе Андрея Рублева«Троица» Произведения Андрея Рублева, проникнутые светлой радостью, мягкой задушевностью, верой в доброту человека, языком живописи утверждали идеи гуман...

32. Музей-заповедник: Живопись XVII века

Обращает на себя внимание лик Иоанна Богослова, объем которого лепится не условными оживками, а высветлениями естественно выступающих частей: лба, скул, носа. Постоянный интерес художника к особенностям внешности человека сказался и в реальной передаче формы глаз. Подчеркнута объемность и всей фигуры. Это в значительной степени достигается как сложным поворотом корпуса, так и моделировкой золоты...

33. Музей-заповедник: Лицевое шитье

В его спокойном лице, неподвижной фигуре чувствуются мощь и сила. Талантливые художники и искусные вышивальщицы строгановских мастерских создали немало образов, проникнутых глубоким внутренним содержанием. ...

34. Музей-заповедник: Стекло и фарфор

Золотой медалью на выставке в Брюсселе в 1958 году были награждены сервизы «Кобальтовая сетка» (художник А. А. Яцкевич) и «Золотые квадраты» (художник Н. М. Павлова). Крупнейшие фарфоровые заводы Московской области — Дулевский и Дмитровский работают в основном над выпуском высокохудожественной продукции массового ассортимента. Дулевский фарфоровый завод имени газеты «Правда» стал одним из ведущих в стране. Художники завода, работая над созданием красивых современных изделий, развивают традиционную, насыщенную по цвету яркую роспись. Повышенная декорати...

35. Монастырь и слободы в XV веке

Украшение церкви иконами и стенописью поручается прославленным художникам — Андрею Рублеву и Даниилу Черному, которые так «различными подписаниями чудесных удобревши ту церковь», что «могуще зрящих всех удивить и доныне». Этот храм-мавзолей служил постоянным напоминанием современникам о славной победе на Куликовом поле, вдохновлял их на продолжение борьбы за национальну...

36. Музей-заповедник: Резьба по камню

Н. Оберюхтина и главного художника завода «Русские самоцветы» Е. Е. Васильева, заслуженного художника РСФСР. Из мягких пород камня изготовляются резные художественные изделия, главным образом миниатюрная скульптура. Кунгурские камнерезы Пермской области используют пестро-цветный, с серыми и желтыми пятнами кальцит, очень хрупкий «солнечный» розовато-желтый селенит, почти черный серпентин, а так...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................