Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

фрагмент

 

1. Троицкий собор (1422—1423)

Роспись западного коробового свода Троицкого собора. 1635 Фрагмент росписи откоса дверногс проема в дьяконник Троицкого собора. XV в. Реконструкция К. И. Балдина Троицкий собор был расписан фресками и украшен иконами вскоре после его сооружения. Летописи отмечают, что игумен Никон ...

2. Памятники монастырского некрополя XV—XVIII веков

Во время реставрационных и земляных работ, проводимых на территории монастыря в 1930 и 1960 годах, удалось найти большое количество надгробий или их фрагментов, которые дают возможность частично восстановить историю древнего монастырского некрополя. В настоящее время обнаруженные в земле надгробные плиты находятся в экспозиции музея, размещенной в нижнем этаже Боль...

3. Музей-заповедник: Древнерусская живопись XIV—XVII веков

Покров с изображением Сергия Радонежского. Шитье. 1424. Фрагмент В богатом многообразии древнерусского искусства одно из главных мест занимает живопись. Наиболее распространенным в Древней Руси ее видом является икона. Писались иконы на хорошо обраб...

4. Историко-художественный музей-заповедник

Сюда после свержения самозванца Лжедмитрия I были перенесены останки царя Бориса, а впоследствии и членов его семьи. Успенский собор. Фрагмент интерьера В 1606-1607 годах положение в стране осложнилось. Новым ставленником польско-литовских интервентов стал Лжедмитрий П. Летом 1608 года он подошел к Москве и остановился в местечке Тушино (отсюда его прозви...

5. Музей-заповедник: Роспись и резьба по дереву

Погранохрана. Портал. 1937 год. Фрагмент Оригинальная загорская роспись по выжженному рисунку получила свое развитие в конце XIX — начале XX столетия под руководством художника В. И. Соколова. В большинстве его произведений едва уловимый выжженный контур рисунка органически сливается с яркими красками. Наибольшую декоративность приобретают эти росписи в работах А. И. Шишкина. Он впервые стал обрамлять свои сюжетные композиции на ларцах и шкатулках густым, нарядным, ярко расцвеченным узором с темным коричне...

6. Плотничья башня

В 1960 году по сохранившимся фрагментам были восстановлены древние формы небольших шестигранных бойниц, что в значительной мере вернуло башне ее крепостной характер. Возвышаясь над обрывом у слияния двух речек и несколько выступая вперед, Плотничья башня как бы прикрывает каменной «грудью» причудливо группирующиеся за ней силуэты колокольни, куполов Ус...

7. Историко-художественный музей-заповедник

Зубов. Троицкая лавра. Фрагмент гравюры. 1725 год В этом памятнике русских зодчих можно видеть проявление наметившейся в архитектуре первой половины XVII столетия тенденции к сглаживанию контраста между церковной и гражданской постройкой. Главенствующая в комп...

8. Музей-заповедник: Андрей Рублев

«Деяния Троицы».Конец XVIв. Фрагменты створки к иконе Андрея Рублева«Троица» Произведения Андрея Рублева, проникнутые светлой радостью, мягкой задушевностью, верой в доброту человека, языком живописи утверждали идеи гуманизма, идеи самопожертвования во...

9. Музей-заповедник: Домовая резьба по дереву

На обструганную доску наносился рисунок, потом долотами, стамесками вынимали фон, и узор получался рельефным. Фрагмент лобовой доски. Поволжье. XIX в. Подобной резьбой уже несколько веков украшали на Волге корабли, расшивы и баржи. Основой глухой резьбы был растительный узор. В него вплетали фигуры львов, берегинь, си...

10. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (1)

Крест-мощевик Патриарха Филофея. Фрагмент иконы «Битва на Куликовом поле». Вручение Преподобным Сергием братии своему ученику Преподобному Никону. Г БЛ, ф. 304/111, № 21 (М. 8663), л. 109. Владимирская икона Божией Матери с историческим...

11. Пивная башня

На участке между Пивной и Водяной башнями обнаружены фрагменты низкой крепостной стены XVI века, которая оказалась частично замурованной в толще монастырской ограды при ее позднейшей переделке после осады. Интересно отметить, что поверхность лицевой кладки первоначальной стены, сохранившая машикули и вал под ними, не носит никаких следов побелки; ограда Троицкого монастыря, как и стены многих других кре...

12. Музей-заповедник: Орнаментальное шитье

Вклад Бориса Годунова Мастерская Старицких. Плащаница. 1561 год. Фрагмент Мастерская Старицких. Явление Богоматери Сергию Радонежскому. Пелена. XVI век Произведения орнаментального шитья XVII века необычайно разнообразны. В них нашли отражение характерные черты эпохи — красочность, узорчатость, богатство и многообразие декоративных элементов. Особенное распространение получило шитье жемчугом. ...

13. Троицкий собор (1422—1423)

Грабарь, со свойственной ему осторожностью, также высказывал предположение, что в «отдельных местах сохранились фрагменты живописи, которая относится, несомненно, к более раннему времени, хотя нельзя иметь уверенности, что они являются подлинными фрагментами изначальной рублевской стенописи. Но наличие в них древней графьи и несомненный характер стиля, знакомого нам по росписям владимирского Успенского собора, дают основание предполагать, что мастера XVII века могли использовать до известной степени остатки изначаль...

14. Музей-заповедник: Живопись конца XVI - начала XVI века

Складень-иконостас. Первая треть XVIIв. Фрагмент Второе направление в живописи этого времени связано с именами богатейших сольвычегодских купцов и известных меценатов Строгановых, явившихся основными заказчиками и почитателями произведений нового типа. Для мастеров строгановского направления характерны тончайшее каллиграфическое письмо, изящность удлиненных пропорций, яркость и интенсивность колорита. В экспозиции музея представлено несколько произведений строгановского пи...

15. Духовская церковь (1476-1477 гг.)

), и может быть, что под поздними записями еще скрыты фрагменты первоначальных фресок XVII века, не полностью сбитых в 1866 году. Если Троицкий собор является типичным памятником начала XV века, то в Духовской церкви нашли яркое выражение характерные черты архитектуры конца столетия. Москва того времени впитывала все ценное, чего достигли различные строительные школы Пскова, Новгорода, Владимира и других областей и городов, способствуя тем самым процессу формирования единого общенационального зодчества. На примере Духовской ...

16. Успенский собор (1559—1585 гг.)

Монументальная бронзовая решетка на солее установлена в 1880 году; тогда же чугунный пол XVIII века был заменен каменными плитами. Рождестао Христово, фрагмент росписи сводов Успенского собора. 1684 Наружный облик Успенского собора начал претерпевать изменения еще в середине XVIII века, когда все его купола получили луковичную форму, а барабан центральной главы был надложен по высоте (1753). Очевидно, тогда же собор получил высокую кровлю на четыре ската, которая частично даже закрыла окна малых барабанов. Сво...

17. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (3)

О явлении Преподобного Сергия Козьме Минину, (фрагмент). МДА, ф. 173/1, МДА, № 203, л. 45 Больничные палаты с церковью преподобных Зосимы и Савватия. 1635—1638 годы. Справа Каличья башня. XVI — XVII вв. Успение Божией Матери. Фреска работы Димитрия [Григорьева] Плеханова и его дружины. 1684 год. Сударь с образом Святой Троицы и дробницами. Шитье. XV в. Миниатюра из Лицевого Жития Преподобно...

18. Царские Чертоги (конец XVII в.)

Талантливые зодчие конца XVII века, заботясь прежде всего о единстве архитектурного образа монастыря, нашли средства придать Трапезной и Чертогам почти идентичный вид, несмотря на их совершенно различное назначение. Царские Чертоги, фрагмент фасада второго этажа Планировка царских Чертогов знаменует переход от свободного, асимметричного расположения помещений в зданиях XVI—XVII веков к новым принципам строгой регулярности. Внутренняя продольная стена делит Чертоги на...

19. Музей-заповедник: Прялки и донца

Необычной была здесь форма самой прялки — с более приземистой и низкой ножкой, которая подчеркивала ее устойчивость и тяжеловесность. фрагмент Черты монументальности характерны для прялок Калининской области. В основе их конструкции лежит прялка со стояком из сплошной широкой доски. Мастера покрывали лопасть крупной декоративной резьбой, в узоре которой основное место занимал...

20. Предтеченский корпус (XVII в.)

На стенах под штукатуркой были обнаружены следы раскраски в виде панелей высотой 123 см из вертикальных полос шириной в 6—7 см, чередующихся цветов — белого, оранжевого, голубого, желтого, зеленого, коричневого; были найдены также фрагменты красных опушек вокруг окон и орнаментальная роспись на их откосах. Предтеченский корпус братских келий. 1640. Реконструкция первоначального вида. Чертеж В. И. Балдина Внутренняя структура Предтеченского корпуса четко выражена на его фасаде: горизонтальные тяги членят здание на этажи, а вертикальные лопатки соответствуют положению внутренних поперечных стен, как бы повторяя в кам...

21. Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)

Северный фасад Митрополичьи покои. XVI-XVIII века. Фрагмент интерьера Получив возможность продолжать строительную деятельность, монастырь приступает к сооружению колокольни, Смоленской церкви, новой ризницы, к перестройке Митрополичьих покоев. Митрополичьи покои находятся за Троицк...

22. Красная башня

Изучение кладки стен башни дало возможность составить представление об этапах ее строительства: так, на высоту 7,5 м стены сложены из белого камня — это и есть первоначальный объем башни XVI века; при последующем увеличении высоты крепостных стен башня была надстрое на кирпичом. (Фрагменты ее машикулей и венчающих зубцов сохранились на чердаке портала и в местах примыкания башни к крепостным стенам: машикули были срублены в 1856 г.). Иконные изображения XVII века, а затем и гравюры XVIII—XIX веков показывают на Красной башне шатровое покрытие. Красная воротная башня с мостом через ров и надолбами. Реконструкция В. И. Балдина Крепостная воротная башня с надвратной церковью. XVII в. Реконструкция В. И. Балдина. 1956 Несмотря на свое важное для обороны м...

23. Музей-заповедник: Лицевое шитье

Оплечье фелони. Шитье. XVII в. фрагмент О высоком расцвете шелкового шитья в середине XV века свидетельствует целый ряд небольших пелен и покровцов, представленных в экспозиции. Среди них наиболее интересны«Рождество Христа», «Погребение Анны», «Троица с праздниками»,созданная под непосредственным влияни...

24. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века

Центральная часть монастыря в середине XVI! века. Фрагмент макета-реконструкции В северной части монастыря (на иконе слева) показаны заново отстроенные в 1620 году «царские хоромы», состоящие из шести отдельных срубов с самостоятельными ...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................