Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

троица

 

Венец. Деталь оклада иконы «Троица». Вторая половина XVI в.

Венец. Деталь оклада иконы «Троица». Вторая половина XVI в.

Андрей Рублев. Троица. Икона. Левый ангел, фрагмент

Андрей Рублев. Троица. Икона. Левый ангел, фрагмент

Цата. Деталь оклада иконы. «Троица». Вторая половина XVI в.

Цата. Деталь оклада иконы. «Троица». Вторая половина XVI в.

Андрей Рублев. Троица. Икона. Начало XV века

Андрей Рублев. Троица. Икона. Начало XV века

Икона «Троица».Вторая половина XVIIв.

Икона «Троица».Вторая половина XVIIв.

Троица. Сударь. 1598-1604 годы. Вклад Бориса Годунова

Троица. Сударь. 1598-1604 годы. Вклад Бориса Годунова

Цата. Подвеска к венцу на золотом окладе с иконы «Троица» А. Рублева. Середина XVI в.

Цата. Подвеска к венцу на золотом окладе с иконы «Троица» А. Рублева. Середина XVI в.

Андрей Рублев, Троица. XV в. Икона местного ряда иконостаса Троицкого собора. ГТГ

Андрей Рублев, Троица. XV в. Икона местного ряда иконостаса Троицкого собора. ГТГ

Цата. Деталь оклада на икону Андрея Рублева "Троица". Середина XVI века. Вклад Ивана Грозного

Цата. Деталь оклада на икону Андрея Рублева "Троица". Середина XVI века. Вклад Ивана Грозного

Троица Ветхозаветная. Икона. XV век

Троица Ветхозаветная. Икона. XV век

«Деяния Троицы».Конец XVIв. Фрагменты створки к иконе Андрея Рублева«Троица»

«Деяния Троицы».Конец XVIв. Фрагменты створки к иконе Андрея Рублева«Троица»

Оклад на икону «Троица» А. Рублева. XVI — XVII вв. Вклад Бориса Годунова

Оклад на икону «Троица» А. Рублева. XVI — XVII вв. Вклад Бориса Годунова

«Святая Троица». Резьба по кипарису. XV в. В серебряной сканной оправе.

«Святая Троица». Резьба по кипарису. XV в. В серебряной сканной оправе.

Подвеска к венцу на золотом окладе с иконы «Троица» Преподобного Андрея Рублева.

Подвеска к венцу на золотом окладе с иконы «Троица» Преподобного Андрея Рублева.

Покровец «Троица». 1598—1604 гг.

Покровец «Троица». 1598—1604 гг.

«Деяния Троицы».Конец XVIв. Фрагменты створки к иконе Андрея Рублева«Троица»

«Деяния Троицы».Конец XVIв. Фрагменты створки к иконе Андрея Рублева«Троица»

1. Музей-заповедник: Живопись троицких мастеров XVI века

Венец. Деталь оклада иконы «Троица». Вторая половина XVI в. Цата. Деталь оклада иконы. «Троица». Вторая половина XVI в. Икона повествует об отдельных эпизодах из жизни Сергия, излагая их согласно «Житию» в редакции Пахомия Логофета. Для произведения характерна большая графичность письма как в трактовке изображения на среднике, так и в клеймах; черты лиц, складки одежд п...

2. Троицкий собор (1422—1423)

Тот факт, что лучшее произведение Андрея Рублева — его всемирно известная икона «Троица» — создана им «в похвалу» Сергия для иконостаса Троицкого собора, в какой-то мере также может служить подтверждением правильности такого предположения. Строгий облик древнего интерьера Троицкого собора теперь несколько нарушают громозд...

3. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (3)

Он учит обновляться и черпать силы из того Троического Света Любви, который открывается и в умозрениях Святителя Григория Богослова, и в иконе письма Преподобного Андрея Рублева «Живоначальная Троица». Надписи на Лаврских рукописях свидетельствуют, что соединение этих двух авторов в одну книгу не случайно. Упоминаемые рукописи (№ 165 и № 156) писаны разными лицами, но по заказу одного и того же читателя — «священноинока Матфея». В к...

4. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (4)

«Кругом Троицы действительно нет змей,— сообщает исследователь,— и местное предание объясняет, что Преподобный Сергий заклял змей, и там, где слышен звон колокола его Обители, змеи жить не могут. Троица избегла всех ужасов чумы XVIII в. и холерных эпидемий в XIX в., а также нашествия французов в 1812 году,— эти обстоятельства также послужили темой различных сказаний и объяснений» [145а, с. 161]. Кончина Преподобного Сергия 25 сентября 1392 года всколыхнула с необычайной силой умы многих его современников. Только у гроба Троицкого Игумена стало осознаваться значение подвижника. И чем более отдалялась во времени эта веха, тем отчетливее виделос...

5. Историко-художественный музей-заповедник

Более шести веков стоит он на северных подступах к столице, не раз преграждая путь недругам Руси. Андрей Рублев. Троица. Икона. Начало XV века Середина XIV века — время возникновения монастыря — один из сложнейших периодов в развитии древнерусского государства. Именно тогда было положено начало процессу собирания русских земель, борьбе народа против ордынского ига за национальную независимость. Ведущую роль в этой борьбе играла Москва. И новый монастырь на Радонежской земле, управляемой сыном Ивана Калиты князем Андреем Серпуховским, со временем стал своеобра...

6. Музей-заповедник: Орнаментальное шитье

Композиция ее строга и проста, рисунок легко читается, несмотря на большое разнообразие и необыкновенную роскошь материалов: здесь прекрасно сочетаются золотые дробницы с чернью и гравировкой, поразительной красоты и величины драгоценные камни, крупный кафимский жемчуг. Троица. Сударь. 1598-1604 годы. Вклад Бориса Годунова Мастерская Старицких. Плащаница. 1561 год. Фрагмент Мастерская Старицких. Явление Богоматери Сергию Радонежскому. Пелена. XVI век Произведения орнаментального шитья XVII века необычайно разнообразны. В них нашли отражение характерные черты эпохи — красочность, узорчатость, богатство и многообразие декоративных эле...

7. Троицкий собор (1422—1423)

Следы фресковой живописи в нише киота дают основание полагать, что тут размещалась икона, и вероятнее всего — «Троица», которой посвящен не только храм, но и весь монастырь. (К сожалению, теперь собор почти не виден с запада из-за пристроенной паперти (XVI в) и очень близко поставленной двухэтажной ризни...

8. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (2)

И в славу Святыя и Живоначальныя Троица совершен си колокол в лето благочестиваго Великаго князя Василия Дмитриевича и архиепископа Фотия, митрополита Киевского и всея Руси, во обитель Преподобного отца нашего Сергия, при настоятельстве отца нашего Никона игумена, в лето 6928 (1420), индикта 13, месяца Августа 15, на Успения Пречистыя Владычица нашея Богородица Марии». Старейший звонарь Лавры иг...

9. Музей-заповедник: Лицевое шитье

Среди них наиболее интересны«Рождество Христа», «Погребение Анны», «Троица с праздниками»,созданная под непосредственным влиянием творчества Андрея Рублева,«Распятие с избранными святыми».Их характерными особенностями являются живость и непосредственность трактовки образов, тонкость рисунка, удивительно свежая и звучная цветовая гамма, подчеркивающая необыкновенную живописность эти...

10. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (10)

По рассмотрении вопроса о наложенных клятвах Московскими Соборами 1656, 1666 и 1667 годов— с богословской, литургической, канонической и исторической сторон — было вынесено, в ряду прочих, следующее определение: «Всесвятая и Живона-чальная Троица — Отец, Сын и Святый Дух — да утвердит православное единомыслие употребляющих равноспасительные новые и старые обряды, и да пребывает среди всех нас любовь Христа Господа, Который умер за всех нас, дабы мы примирились с Богом и, примирившись, спаслись» [68, с. 129—131]. В тот же день на шестом заседании все 236 членов Поместного Собора — правящие епископы вместе с избранными на Собор от епархий клириками и мирянами, а также представители иноч...

11. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (6)

В этом священнодействии воссоздается Евангельский образ истории, в которой Пресвятая Троица—через Господа Иисуса Христа—является духовным средоточием верующих. Каждый христианин, движимый благодатию Божественной, становится живым участником Домостроительства спасения человека подобно Апостолам, мироносицам и многим другим последователям Христа Спасителя. Перед исповеде...

12. Историко-художественный музей-заповедник

1740-1770 годы Именно для него была создана Рублевым и икона „Троица" — одно из величайших произведений древнерусского искусства (с 1929 года находится в собрании Государственной Третьяковской гале-Реи). Известные исследователи искусства Древней Руси В.Н.Лазарев, М.А.Ил...

13. Музей-заповедник: Искусство ранней Москвы

Конец XVв, Школа Дионисия Огромный интерес вызывает большая икона «Троица».Она, по всей видимости, была создана в Троицком монастыре и являлась образом одного из храмов, освященных в честь Троицы. До сих пор исследователи расходятся во мнении, для какого именно храма написана эта икона. А в связи с этим различна и ее датировка. Одни связывают икон...

14. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)

Голубцов Н., священник. Пресвятая Троица и домостроительство (Об иконе инока Андрея Рублева).— Журнал Московской Патриархии, 1960, № 7, с. 32 — 40. 191. Ветелев А., профессор протоиерей. Богословское содержание иконы «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева.— Жу...

15. Музей-заповедник: Живопись XVII века

Красочным орнаментальным ковром кажется на иконе «Спас в силах»символическое изображение сил земных и небесных: розово-красный с легким белым цветочным узором квадрат пересечен темно-зеленым овалом с роящимися внутри его круглоголовыми крылатыми херувимами. В иконе «Троица» мастера волнует не богословское содержание догмата, а чисто житейские моменты гостеприимства. Поэтому такое большое внимание уделено здесь украшению престола, за которым происходит трапеза; в высоких палатах с узорными оконцами видно, как хозяева готовятся к встрече гостей. Интересно...

16. Музей-заповедник: Живопись XVI века

Интересным памятником эпохи является икона «Новозаветная Троица»,или, как она часто называется,«Отечество».Одним из замечательных достоинств древнерусских иконописцев всегда было их умение воплотить в конкретных художественных образах сложные, отвлеченные ид...

17. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (1)

Московской Патриархии, 1972. 69. Троица Андрея Рублева. Антология. М., Искусство, 1981. 70. Георгиевский Г. П. Завет Преподобного Сергия.— Чтения в Обществе любителей духовного просвещения, 1892, № 11, с. 499—515. То же. Отд. отт. М., 1893. 17 с. 71. Павел Алеппский, архидиакон. ...

18. Музей-заповедник: Живопись XV века

И что замечательно, среди них ни одна не повторяет другую. Троица Ветхозаветная. Икона. XV век Образ богоматери являлся одним из самых распространенных и любимых в древнерусской живописи. Русские иконописцы трактовали его чаще всего как символ материнства и воплощали в нем одновременно и самые высокие духовные качества человека, и самые привлекательные черты народного типа. Тонкой лирикой и легкой грустью проникнут образ Богоматери Владимирской на иконе, вложенной в Тро...

19. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (6)

ЗГИХМЗ, № 307. «Святая Троица». Резьба по кипарису. XV в. В серебряной сканной оправе. Вокруг образа за пись: «Видехом свет истный, прияхом дх нбный [Духа Небесного], обретохом веру истну и неразделну Троице поклоняемся та». 8,8x7,5x1,2 см. ЗГИХМЗ, № 1454. С каждым священным предметом связана судьба не одного человека, и потому эти произведения высокого искусства становятся своеобразным историческим и...

20. Музей-заповедник: Золотое и серебряное дело

Деталь оклада на икону Андрея Рублева "Троица". Середина XVI века. Вклад Ивана Грозного В экспозиции музея представлены редкие произведения XIV — начала XV века. Среди них наиболее раннее, относящееся к первой половине XIV века,— серебряный потир с чашей из горного хрусталя. Хорошо найденные пропорции делают это незатейливое по форме произведение очень выразительным. Его простоте соответствует и скромный декор: на поддоне выгра...

21. Музей-заповедник: Живопись конца XV - начала XVI века

Великолепно и совершенно письмо лика Варвары, отличающееся особой плавкостью и красивой розоватой подрумянкой. Покровец «Троица». 1598—1604 гг. Близость произведениям круга Дионисия ощущается в иконе «Распятие» повествующей об одном из драматических евангельских эпизодов. Первое, что останавливает внимание в ней,— это легкие, стройные, полные грации фигуры предстоящих и необычайно красивое по своим пропорциям и пластичности тело Христа. Не смерть и не страдания подчеркивает в этом произведении мастер, а восхищение и преклонение перед совершенным подвигом. П...

22. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (4)

Подвеска к венцу на золотом окладе с иконы «Троица» Преподобного Андрея Рублева. Сер. XVI в. ЗГИХМЗ, № 1 16. Некрополь под Троицким собором. Гробницы митрополитов Московских Леонтия и Сергия. Сходка двух клиросов на пение «Взбранной Воеводе» в конце 1-го часа. В Трапезном храме. 1946 — Совет Министров передал Московской Патриархии Успенский собор, в котором по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия с 16 апреля возобновлено богослужение (в конце 1946 и начале 1947 го...

23. Музей-заповедник: Андрей Рублев

Фрагменты створки к иконе Андрея Рублева«Троица» Произведения Андрея Рублева, проникнутые светлой радостью, мягкой задушевностью, верой в доброту человека, языком живописи утверждали идеи гуманизма, идеи самопожертвования во имя любви и справедливости. Особый интерес представляет золотой оклад для прославленной рублевской иконы, сделанный по повелению Годунова взамен украшений Ивана...

24. Историко-художественный музей-заповедник

Прежде всего это два золотых оклада на икону Андрея Рублева „Троица", один из которых был подарен в Иваном Грозным. От этого замечательного памятника древнерусского прикладного искусства сохранились золотые венцы и цаты (подвески). Выполненные мастерами Оружейной палаты Московского Кремля, эти произведения поражают тонкостью исполнения и изысканностью сочетаний чеканки, скан...

25. Музей-заповедник: Живопись конца XVI - начала XVI века

Интересным произведением этого времени являются створки к иконе Андрея Рублева «Троица», выполненные по заказу царя Бориса Годунова и вложенные им в Троицкий монастырь в 1601 году. На четырех высоких узких досках в двадцати клеймах живо, занимательно, со множеством подробностей п...

26. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (5)

Недаром его первый биограф Епифаний писал, что Сергий основал Троицкий монастырь для того, чтобы «воззрением на Святую Троицу побеждался ненавистный страх розни мира сего»... «Троица» Андрея Рублева не случайно осознается нами как высочайшее достижение русского искусства. Созданная в итоге длительного творческого пути одного мастера, она вместе с тем воплощает в себе работу творческой мысли нескольких поколений. Как и всякий другой средневековый художник, Рублев высоко ставил значение традиции и коллективного труда. Все лучшие черты русской культуры начала XV века соединились в «Троице»: внеш...

27. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (7)

На внутренних сторонах створок гравированные изображения «Неопалимая Купина», «Троица». 15,5x10,2x3 см. ЗГХИМЗ, № 67. Суровое время Иоанна Грозного (1533 – 1584 гг.) глубоко запечатлелось в истории Обители. XVI век полон противоречий. Наряду со светлыми проявлениями духа наблюдаются проявления жуткого деспотизма во всем его трагизме. Глубокое покаяние Грозного нередко сопровождалось драгоценными вкладами и грандиозным монастырским строительством. Историки отмечают связь так назы...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................