Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

складень

 

1. Музей-заповедник: Мелкая пластика

Наиболее интересным произведением этого периода является двустворчатый складень с резными по кости композициями. В произведениях мелкой пластики XVI века значительное место отводится их ювелирному обрамлению. Оправы часто украшены превосходной сканью, эмалями, чеканкой. Нередко, особенно в XVII—XVIII веках, нагрудные иконки, панагии превращались в своеобразные драгоценности, теряя свое прежнее первоначальное назначение. ...

2. Историко-художественный музей-заповедник

Это событие открыло новый этап в строительстве монастыря, территория которого приобрела „четверо-образную" планировку, являющуюся „древнейшей из известных примеров подобного построения, получившего широкое распространение на Руси при строительстве укрепленных городов и монастырей". Амвросий. Икона-складень. 1456 год Обнесенный прочной оградой из заостренных бревен, по периметру которой располагались огороды и кельи, окружавшие небольшую церковь и трапезную, монастырь стал похож на небольшой хорошо укрепленный городок. Уже в первые десятилетия своего существования...

3. Музей-заповедник: Живопись конца XVI - начала XVI века

Но образам их недостает глубокого внутреннего содержания, их отличает некоторая застылость и сухость. Складень-иконостас. Первая треть XVIIв. Фрагмент Второе направление в живописи этого времени связано с именами богатейших сольвычегодских купцов и известных меценатов Строгановых, явившихся основными заказчиками и почитателями произведений нового типа. Для мастеров строгановского направления характерны тончайшее каллиграфическое письмо, изящность удлиненных пропор...

4. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (6)

«Хвалите Господа с Небес». Нагрудная икона-складень. «Одигитрия». На кипарисе, вторая часть складня XV в. В записи приведены слова задостойни-ка: «О Тебе радуется, обрадованая, вся тварь. Арханлскы собор члвчекы род оевщны цркви рай сло(весне)». 8,9x7,6x0...

5. Историко-художественный музей-заповедник

К сожалению, сохранилась только одна подписная работа Амвросия — икона-складень 1456 года, созданная для троицкого игумена Вассиана Рыло. Исходя из манеры ее исполнения, ярко индивидуализированного почерка этого памятника мастеру приписывается ряд других незаурядных произведений мелкой пластики: хранящиеся в Загорском музее-заповеднике напрестольные крест, деревянная резная панагия, крест наперсный, ковчег-мощевик, украшенный сканью и гравировкой. Возможно, именно Амвросий стал родоначальником школы местных троицких резчиков и ювелиров, ра...

6. Музей-заповедник: Живопись троицких мастеров XVI века

Одно из них —трехстворчатый складень, на среднике которого характерное для Троицкого монастыря изображение«Явление Богоматери Сергию Радонежскому».Надпись середины XVII века, наведенная золотом на полях средника, свидетельствует, что икона написана в 158...

7. Музей-заповедник: Живопись XV века

Необычайно свежая цветовая гамма, оживленная деликатным применением яркой киновари и звонкого голубца, как нельзя лучше отвечает внутренней гармонии и совершенству произведения. Икона-складень. 1456 г. Работа мастера Амвросия Совсем иная трактовка образа отличает икону «Богоматерь Петровская», принадлежавшую старцу Троицкого монастыря Селивестру Ступишину. Образ богоматери глубоко человечен. Чуть склонив голову, она щекой касается головы младенца. Ее печальные глаза, тонкие, слегка сведенные брови, прекрасно переданный выразительный жест правой руки свидетельствуют о глубоких внутренних переживаниях за судьбу сына. Мягкий коло...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................