Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

план

 

Царские Чертоги. План второго этажа. Чертеж XVIII в.

Царские Чертоги. План второго этажа. Чертеж XVIII в.

Колокольня. Фасад (постановка скульптур по замыслу Д. В. Ухтомского). Реконструкция В. И. Балдина. План

Колокольня. Фасад (постановка скульптур по замыслу Д. В. Ухтомского). Реконструкция В. И. Балдина. План

Успенский собор. План

Успенский собор. План

Введенская и Пятницкая церкви. Планы

Введенская и Пятницкая церкви. Планы

Митрополичьи покои. План второго этажа. Чертеж XVIII в.

Митрополичьи покои. План второго этажа. Чертеж XVIII в.

Проект перестройки монастыря. План. Чертеж середины XVIII в.

Проект перестройки монастыря. План. Чертеж середины XVIII в.

Ильинская церковь. План. 1773

Ильинская церковь. План. 1773

Предтеченский корпус братских келий. План второго этажа. Реконструкция В. И. Балдина

Предтеченский корпус братских келий. План второго этажа. Реконструкция В. И. Балдина

План Троице-Сергиева монастыря. Чертеж 1740 г.

План Троице-Сергиева монастыря. Чертеж 1740 г.

Проект перепланировки Сергиевского Посада. Губернский землемер Г, Хомяков. 1792

Проект перепланировки Сергиевского Посада. Губернский землемер Г, Хомяков. 1792

Надкладезная часовня. Конец XVII в. Фасад и план. Чертеж XVIII в.

Надкладезная часовня. Конец XVII в. Фасад и план. Чертеж XVIII в.

Михеевская церковь. 1734. Фасад и план. Чертеж XVIII в.

Михеевская церковь. 1734. Фасад и план. Чертеж XVIII в.

План Сергиевского Посада. 1835

План Сергиевского Посада. 1835

Успенская церковь. 1769. фотография 1920-х гг. План

Успенская церковь. 1769. фотография 1920-х гг. План

Осада монастыря-крепости в 1608—1610 гг. План

Осада монастыря-крепости в 1608—1610 гг. План

Духовская церковь. 1476. Разрез, план. Реконструкция В. И. Балдина

Духовская церковь. 1476. Разрез, план. Реконструкция В. И. Балдина

План расположения сел и слобод вокруг Троице-Сергиевой лавры во второй половине XVI11 века.

План расположения сел и слобод вокруг Троице-Сергиевой лавры во второй половине XVI11 века.

Трапезная с церковью Сергия. Разрез. План

Трапезная с церковью Сергия. Разрез. План

Часовня Пятницкого колодца. Фасад, план. Проект реставрации. Чертеж В. И. Балдина. 1962

Часовня Пятницкого колодца. Фасад, план. Проект реставрации. Чертеж В. И. Балдина. 1962

Надвратная церковь Иоанна Предтечи. План. Чертеж XVIII в.

Надвратная церковь Иоанна Предтечи. План. Чертеж XVIII в.

Смоленская церковь. 1745—1748. Разрез, план

Смоленская церковь. 1745—1748. Разрез, план

Троице-Сергиева лавра. План.

Троице-Сергиева лавра. План.

Вознесенская церковь. 1779. Фотография 1900-х гг. План

Вознесенская церковь. 1779. Фотография 1900-х гг. План

1. Звонковая башня

Звонковая башня, как и Сушильная, имеет прямоугольную («плоскую») форму плана и отличается от нее лишь более нарядным убором фасадов. Это единственная из всех башен монастыря, которая сохранила шатровое покрытие со смотрильней, сильно искаженнее, однако, в XIX веке, Ее реставрация была проведена в два этапа: сперва были восстановлены древние формы интерьера и бойниц (1961), а затем отремонтированы конструкции шатра, который был покрыт тесом (1975). С этой стороны крепости в XVI веке находилась еще одна боевая башня — Соля...

2. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)

Загорск. История города и его планировки. М., Стройиздат, 1981. 157 с, ил. 159. Троицкий собор, церковь Преподобного Никона и келлия Преподобного Сергия в Троице-Сергиевой Лавре. [Описание]. М., тип. «Ведомостей Моск. гор. полиции», 1854. 16 с, 2 л. ил. 160. Балдин В. И. Архитектура Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры.— Архитектурное наследство. 1956, сб. 6. с....

3. Историко-художественный музей-заповедник

Это проявилось и в использовании той же, что и в Троицком соборе, традиционной для XV века планировки, применении сходных с „троицкими" кокошников, устройстве перспективных порталов, оформляющих входы, и трехчастного фриза на наружных стенах здания. Однако фриз здесь уже не резной, — с появлением кирпича зодчие отказываются от белокаменной ре...

4. Пятницкая башня

Выстроенная в 1640 году на месте разрушенной взрывом «в осадное время», она имеет в высоту 22 м до верха зубцов (без шатра). Восьмигранная в плане форма придает ей особую конструктквную устойчивость. Искусные мастера-градодельцы оживили фасады башни тягами из тесаного кирпича, лопатками, полуколонками, арочками и валиками, включили в общий декор даже орудийные бойницы, придав им фигурную форму. Как и все другие угловые башни, она разделена по высоте на шесть боевых ярусов: самый ни...

5. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (4)

Он призвал всех верующих Земли вместе трудиться на местном, национальном и региональном уровнях для сохранения жизни и утверждения мира на нашей планете. Участники собрания, представлявшие различные религии, единодушно подтвердили готовность своих Церквей и религиозных объединений проводить в жизнь идеи и решения Всемирной конференции, состоявшейся в Москве в 1982 году. Святейший и Блаженнейший Католикос - Патриарх всей Грузии Илия II сказал: «Мы живем в такое время, когда мало говорить о мире, н...

6. Художественно-педагогический музей игрушки

Их фигурки вдруг начинают двигаться при помощи простых устройств: кнопки, передвижных планочек, подвеса или баланса. И даже листочки на деревьях, укрепленные на спиральных проволочках, иногда слегка колышутся. Отдельные игрушки, такие, как «Рассказ охотника» В. Ф. Бадаева или «Пожарники» В. С. Шишкина, ...

7. Музей-заповедник: Живопись

Художник предпочитает звучную колористическую гамму, с большой смелостью сочетая яркие зеленые, красные и желтые цвета, тщательно пишет первый и второй планы, не впадая при этом в мелочную скрупулезную детализацию. В том же 1762 году им выполнен портрет Екатерины II. Кисти Антропова, по-видимому, также принадлежит копия с портрета Елизаветы Петровны, написанного придворным живописцем Л. Каравакком. Среди иностранцев, работавших в России в XVIII веке, был художник Георг Гроот ...

8. Трапезная с церковью Сергия (1686—1692 гг.)

Трапезная с церковью Сергия. Разрез. План: 1 — церковь Сергия; 2—Трапезная палата; 3 — Малая палата; 4 — притвор; 5 — хлебодарня Наружный вид Трапезной отличается исключительным богатством декоративного убранства. По всему периметру фасадов ритмично размещены полуколонны с «кудрявыми» капителями коринфского типа; высота их равна высоте стен. Над полуколоннами расположен многопрофильный карниз с модульонами, над ним — стена-парапет с полуциркульными скульптурными «раковинами»; каждая «раковина» служит зав...

9. Михеевская церковь (1734 г.)

Михеевская церковь (1734) и Трапезная с церковью Сергия (1686—1692) Михеевская церковь (1734) имеет вытянутую восьмигранную форму плана. Ее фасады украшают плоские пилястры с большими арочными окнами между ними; стены покрывает сплошной ковер живописного орнамента по золотистому фону. Криволинейная кровля в виде двухъярусного «колпака» устроена после пожара 1746 года — именно такие кровли предполагалось тогда сделать почти на всех зданиях монастыря. Располагаясь рядом с огромной Трапезной, Михеевская церковь эффектно подчеркивает своими малыми размерами внушительную величавость сосе...

10. Царские Чертоги (конец XVII в.)

С сооружением Трапезной и Царских Чертогов план монастыря получил свое завершение, закрепив идею «четверообразного», то есть четырехугольного, построения. Царские Чертоги. Фрагмент свода палаты с изображениями баталий Петра I. 1748 Царские Чертоги на северной стороне монастыря строились одновременно или сразу же после Трапезной и, очевидно, теми же мастерами. К сожалению, здание дошло до нас со значительными утратами и искажени...

11. Музей-заповедник: Жемчужное шитье

Митра. XVIII в. В ином плане украшена епитрахиль, вложенная в монастырь императрицей Елизаветой Петровной. Ее отличительная черта — монохромность. Фоном для узора, шитого одним жемчугом, служит белый атлас. Вдоль всего полотнища епитрахили дан ритмичный узор из трех параллельных извивающихся полос, изображающих широкие стилизованные листья и цветы, и между ними — повторяющиеся...

12. Водяная башня

До сооружения восьмигранной угловой башни здесь располагалась другая башня, с планом в виде буквы «П» и с воротами между двумя прямоугольными ризалитами; существующая ныне Водяная башня заняла место одного из этих ризалитов, а углубление между ними было выровнено прикладкой. Водяная угловая башня (XVII в.) с Водяными воротами (XVI в.; XVII в.) ...

13. Надвратная церковь (1693-1699 гг.)

Надвратная церковь Надвратная церковь Иоанна Предтечи. План. Чертеж XVIII в. Своды надвратной церкви Иоанна Предтечи. Стенопись 1872 г. К концу XVII века относится надвратная церковь Иоанна Предтечи (1693—1699) у главного входа в монастырь. Она поставлена на месте пришедшей в ветхость каменной церкви Сергия 1513 года. Строилась она на средства Г. Д. Строганова и носит все отличительные черты так называемых строгановских построек с их яркой индивидуальнос...

14. Музей-заповедник: Домовая резьба по дереву

Они вырублены топором из корневища огромного дерева и решены крупными планами. Поэтому на высоте дома они казались особенно выразительными. Скульптурные охлупни не только украшали весь дом, но выполняли определенную конструктивную задачу. Своей тяжестью длинный ствол лиственницы пригнетал тес кровли, а корневище его, нависающее над высоким фасадом постройки, плотник превращал в голову конька или утицы. Обычай украшать верх кровли фигурами животных очень древний у всех народов. В основе этих изоб...

15. Город и монастырь в XIX - начале XX века

Даже очень важную по своему замыслу и планировке административно-торговую площадь у церкви Вознесения городские власти смогли обстроить только временными деревянными сооружениями, которые просуществовали очень недолго. Ратуша размещалась здесь в здании богадельни, проданной городу монастырем «за ветхостью» в 1789 году. Капитальное строительство в основном вела только лавра. Земли в центре города по-прежнему оставались в ее фактическом распоряжении, и она застраивала их по своему усмотрению, не сч...

16. Посадские церкви

Но тем удивительнее эта неожиданная встреча с древним русским поселением, так напоминающим своей «четверообразной» планировкой деревянный Троицкий монастырь времен Сергия. Успенская церковь. 1769. фотография 1920-х гг. План Благовещенская церковь была поставлена здесь на месте более древней, вероятнее всего, в середине XVII века, когда село отстраивалось после «осадного разорения». Если мысленно убрать позднюю колокольню, то можно представить первоначальный объем церкви — это был храм клетского типа с небольшой главкой на коньке кровли и с обширной ...

17. Троицкий собор (1422—1423)

Троицкий собор с пристройками. План: 1 —Троицкий собор (1422); 2 — западная паперть (XVI в., 1642); 3— Никоновский придел (1548, 1623); 4 — Серапионова палатка (XVI в., 1826) Московская школа живописи к началу XV века достигла высокого расцвета и оказывала значительное влияние на архитектуру. Художник, которому предстояло расписывать храм и изготовлять для него иконостас, должен был ясно представлят...

18. Город и монастырь после 1917 года

Дальнейшее жилищное строительство решено вести на территориях вокруг старого города, а в пределах его исторического ядра строго оберегать сложившуюся планировку улиц и характер невысокой и редкой застройки. Особое внимание уделяется созданию лучших условий для памятников архитектуры и восстановлению свободной зоны вокруг стен монастыря-крепости. На площади перед главным входом в лавру уже разобраны загромождавшие ее торговые сооружения XIX—XX веков, восстановлена форма земл...

19. Часовня Пятницкого колодца

Часовня Пятницкого колодца. Фасад, план. Проект реставрации. Чертеж В. И. Балдина. 1962 Красногорская часовня. 1770. Чертеж XVIII в. На вершине холма у самой дороги против входа в монастырь расположена еще одна часовня — Красногорская. Она отмечает собой то место, куда во время полыхавшего в обители пожара (1709) поставили гроб Сергия Радонежского, вынесенный из Троицкого собора. Первоначально часовня была «деревянная, осмист...

20. Троице-Сергиева Лавра. Что говорят о Лавре гости

Симон, директор Института европейской истории права общества Макса Планка, Франкфурт-на-Майне. ФРГ ...

21. Историко-художественный музей-заповедник

1422 год В первые послевоенные годы музей восстанавливается на новых принципах: составляется генеральный план его экспозиций, открываются отделы народного творчества и древнерусского искусства XIV-XVII веков. Начиная с 1952 года развивается в музее и такое важное направление его деятельности, как экспедиционная работа по сбору произведений народного и древнерусского искусства, проводившаяся в различных областях России. Так, одними из первых были обслед...

22. Монастырь-крепость и посад в XVI веке

Одновременно со строительством каменных стен производилась и перепланировка всей территории монастыря. Огороды, конный двор и ряд других хозяйственных построек были вынесены за стены крепости, что дало возможность отнести восточную линию келий на 40 саженей (78,8 м) по направлению к ограде («где ныне стоят»), при этом ли...

23. Сушильная башня

Как и все неугловые башни, она имеет прямоугольную («плоскую») форму плана. При надстройке башен в середине XVII века их стены утолщались прикладкой изнутри, а фасады сохранялись без изменений — поэтому на половине высоты Сушильной башни со стороны монастыря можно ...

24. История Загорска. История Сергиева-Посада

В 1792 году был составлен интересный по своему решению проект генеральной планировки города, учитывающий его исторические особенности, художественное наследие и рельеф местности. Но из-за отсутствия средств у города и сопротивления монастырских властей этот проект был осуществлен только частично. Капитальное строительство в городе вела в основном только лавра. В непосредственной близости от монастыря, не считаясь с генеральным планом, а руководствуясь только чисто практиче...

25. Монастырь и слободы в XV веке

Преемник Сергия по игуменству Никон с помощью московских князей быстро отстраивает монастырь вновь, во всем повторяя его прежнюю планировку: на месте сгоревшей церкви, в которой был похоронен Сергий, строится новая, тоже деревянная, но больших размеров (освящена в 1412 г.), а вокруг нее так же, «четверообразно» располагаются кельи и другие постройки. Троицкий собор 1422 года. Первоначальный вид. Реконструкция В. И. Балдина К этому времени широкий размах получает коло...

26. Смоленская церковь (1745—1753 гг.)

Возведя Смоленскую церковь рядом с монастырской колокольней, зодчие XVIII века вновь повторили прием постановки небольшого сооружения вблизи огромного здания, но уже строили его не на контрастном противопоставлении архитектурных форм, как это было при сочетании резной Надкладез-ной часовни и Успенского собора с его гладкими стенами, а на их согласовании и на идентичности цвета обеих построек. В плане Смоленская церковь представляет собой круг диаметром 13 м с четырьмя глубокими нишами по наружным стенам. Парные пилястры поддерживают четыре крепованных, криволинейных очертаний фронтона, ориентированных по странам света; плоскости стен прорезаны двумя ярусами больших окон с лепными наличниками разного рисунка. Медная кровля яйцевидной формы с ребрами и круглыми люкарнами, увенча...

27. Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)

Убранство 1778 г. Митрополичьи покои. План второго этажа. Чертеж XVIII в. Стены были окрашены в ярко-брусничный цвет, на фоне которого белые детали декора приобрели особую эффектность и выразительность. Монограммы из двух переплетающихся букв «ПЛ» в картуше фронтона и в клеймах решетки балкона напоминают о ми...

28. Монастырь-крепость и посад во второй половине XVII века

С завершением строительства Трапезной и Чертогов была подчеркнута и окончательно закреплена в камне идея «четверообразной» планировки монастыря (ил, 21, 22), восходящая еще ко времени деревянной обители Сергия Радонежского. Свободное от застройки пространство вокруг стен крепости делало ее хорошо видимой издалека; однако после надстройки стен и башен монастырю явно не хватало высотной доминанты, которая завершила бы всю композицию...

29. Монастырь и посад в XVIII веке

Генерал-губернатор Прозоровский писал в губернское правление, что площадь «назначенная по плану вокруг лавры в праздничные и ярмарочные дни жителями Сергиевского Посада заставляется лавками, шалашами и причем так, что приезжающие на богомолье экипажи не только не имеют места остановиться, но и подъехать к лавре не могут вследствие чего и предписываю вам оную площадь числить под ведением тоя Сергиевы лавры и в требованиях оной до сей площади касающихся чинить с позволения лавры и никакими лавками и шалашами и ничем оную пло...

30. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (1)

Король Англии Эдуард I Плантагенет получает поддержку парламента против папской дипломатии в борьбе за Шотландию. В 1356 году в Германии принята «Золотая Булла»— документ, в котором говорилось, что папский престол не должен принимать участия в выборах императора. К середине XIV века обстановка в Западной Европе чрезвычайно...

31. Успенский собор (1559—1585 гг.)

Надкладезная часозня (конец XVII в.) Успенский собор. План Величественный Успенский собор (1559—1585) представляет в ансамбле монастыря зодчество XVI столетия. Он повторяет формы Успенского собора Московского Кремля. Если в свое время Аристотелю Фиораванти предписывалось «снимать меру» с Успенского собора во Владимире и строить храм в Кремле на полторы сажени больше него в длину, ширину и высоту, то монастырские зодчие в свою очередь также увеличили размеры своего сооружения, но теперь уже против московского образца. Надо полагат...

32. Музей-заповедник: Графика

Четко обрисовав фигуры первого плана, Скородумов большое внимание уделил природе, выступив тонким пейзажистом. Весь второй план как бы тает в легкой воздушной дымке, скрывающей очертания горы и растворяющей силуэты деревьев. Мягкое очарование природы контрастирует со сценой первого плана, исполненной театрального пафоса. Русская гравюра XVIII — начала XIX века достигла большого совершенства не только в искусстве портрета, но и в жанре пейзажа. Кром...

33. Историко-художественный музей-заповедник

Этот памятник архитектуры имеет в плане восьмигранник с криволинейными гранями. Кирпичные оштукатуренные стены церкви с двумя рядами оконных проемов украшены сдвоенными плоскими пилястрами, поставленными на белокаменный цоколь. Венчают композицию стен полукруглые фронтоны, высокий восьмигранный купол и небольшой барабан с грушевидной барочной главой. Большую художественную выразительность сооружению придают четыре крыльца с двусходными лестницами. А.А....

34. Луковая башня

Этот огород и дал единственной башне на середине южной крепостной стены название Луковой. В плане она точно повторяет размеры Звонковой башни, расположенной на противоположной стороне монастыря, но по высоте значительно превышает ее. В XVIII веке верхний этаж Митрополичьих покоев соединили с южной крепостной стеной, которая стала использоваться в качестве прогулочной галереи для именитых гостей. В связи с этим перестроили и верхний ярус Луковой башни, придав ему характер открытой нарядной беседки с большими проемами окон, фиг...

35. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (7)

Историки отмечают связь так называемых монастырских объездов Иоанна Грозного с его внешнеполитическими планами и «военной обороной государственных границ» (ГБЛ, Полосин И. И., ф. 428, ед. 1, л. 21). По замечанию английского посла в России того времени Д. Горсея, из 155 крепостных строений Иоанн Грозный построил 40 церквей и 60 монастырей. Одним из значительных таких строений является Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры. Приведенные здесь листы Троицких Синодиков XVI и XVII веков в ряду аналогичных Синодиков в фондах других монастырей позволили современным исследователя...

36. Загорск, Сергиев Посад. История, современность, события, люди. Историко-культурный и краеведческий городской портал

В конце XVIII века он получил статус города; запутанная сетка его стихийно складывавшихся улиц подверглась коренной реконструкции. Проект планировки города с геометрически правильными кварталами, с самостоятельным административно-торговым центром, с обширной свободной от застройки зоной вокруг монастыря, а также практическое осуществление этого проекта относятся к числу лучших примеров русского градостроительства XVIII—XIX веков. Здес...

37. Основание монастыря. XIV век

Троице-Сергиева лавра. План. Здания в монастыре; 1 — Троицкий собор (1422); 2 — Никоновский придел (1548); 3 — западная паперть (XVI в., 1642); 4 — Серапионова палатка (XVI в., 1826); 5 — Митрополичьи (Патриаршие) покои (XVI в., 1778); 6 — Трапезная с церковью Сергия (1686—1692); 7 — Михеевская церковь (1734); 8 — Духовская церковь (1476); 9 — Успенский собор (1559—1585); 10 — Надкладезная часовня (конец XVII в.); 11 — у...

38. Колокольня (1741-1769 гг.)

К северу от монастыря, близ Петропавловской церкви Кокуевской слободы, был специально построен «колоколенный завод» с литейной ямой, амбарами и избой для мастеров. План Троице-Сергиева монастыря. Чертеж 1740 г. (на плане указано «назначенное место» для новой колокольни и предложение И. ф. Мичурина о смещении ее к северу) Два года заняли подготовительные работы, и в июне 1746 года в Пет...

39. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века

) Осада монастыря-крепости в 1608—1610 гг. План Находясь в тяжелых условиях, осажденные не только держали оборону, но и постоянно нападали на противника, нанося ему значительный урон. Недаром польские источники свидетельствуют, что под одним Троицким монастырем Лисовский «претерп...

40. Духовская церковь (1476-1477 гг.)

Вид с северо-запада Духовская церковь. 1476. Разрез, план. Реконструкция В. И. Балдина Как и другие монастырские здания, Духовская церковь неоднократно видоизменялась. Так, над ее четвериком еще в начале XVIII века был устроен каменный свод, проемы звонницы заложены кирпичом, кокошники срублены и все это скрыто под высокой четырехскатной кровлей; купол получил луковичную форму, окна растесаны, а со всех сторон (кроме восточной) к ее стенам примкнули каменные пристройки-паперти. Фасады церкви красились то «наподобие мрамор...

41. Троицкий собор (1422—1423)

Он получил вид строго распланированного городка, состоящего из прямоугольника келий, обращенных окнами на площадь, где возвышались церковь, трапезная и поварня. Все здания были обнесены тыном (оградой) с церковью над главным входом. Троицкий собор. 1422 год. Никоновский придел. 1548 год Троицкий собор. Западный портал Интерьер Интерьер Интерьер В 140...

42. Предтеченский корпус (XVII в.)

Предтеченский корпус братских келий. План второго этажа. Реконструкция В. И. Балдина Монастырские архивы, опустошенные пожарами 1709 и 1746 годов, не сохранили документов, отражающих историю строительства в Троицком монастыре в конце XVII века. Тем не менее с полной уверенностью можно сказать, что постройки этого времени велись по тщательно продуманному плану и п...

43. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (2)

До этого дворцы представляли собой большей частью сложные по планировке постройки, живописные и причудливые. Чертоги с их строгим единым объемом предвосхитили дальнейшее развитие московской архитектуры в сторону «регулярности». Окна верхних парадных помещений декорированы фигурными наличниками из цветных изразцов. ...

44. Надкладезная часовня (конец XVII в.)

Надкладезная часовня. Конец XVII в. Фасад и план. Чертеж XVIII в. Надкладезная часовня появилась на месте родника, который пробился на этом месте во время одного из ремонтов прежней паперти Успенского собора. Вначале над этим родником был поставлен сруб в виде кельи, а затем его сменила существующая ныне часовня. Надкладезная часовн...

45. Пятницкая и Введенская церкви (1547 г.)

Курбский называл искусным «в книжном разуме», давая деньги на сооружение Введенской церкви, поставил «в образец» своим зодчим этот построенный псковичами более семидесяти лет назад монастырский храм, ибо совершенно одинаковы не только планы обеих церквей, но и их размеры и пропорции, характер декора и даже рисунок отдельных элементов. Точно повторены, например, тонкие профилированные лопатки Духовской церкви, сложный рисунок ее цоколя, а также оригинальные украшения алтарных апсид и своеобразные «пики» на западн...

46. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (3)

Участники дискуссии на тему «Борьба с империализмом как важное условие успеха миротворческой деятельности христианского мирного движения» в своих докладах единодушно назвали главного виновника всех совершаемых на планете преступлений— империализм. Именно империализм является причиной международной напряженности, порождая политические, социальные, экономические кризисы, он — основное препятствие на пути созидания справедливого мира. Только борьба с империализмом может обеспечить междуна...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................