Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

пилястры

 

1. Предтеченский корпус (XVII в.)

Двухэтажный корпус келий стоит на крутом косогоре, и поэтому его южная часть имеет три этажа. Фасад здания членят пилястры, соответствующие положению внутренних стен. Высокие деревянные крыльца (в настоящее время не восстановленные) вели в кельи, состоящие из трех помещений: сеней, жилой комнаты и большой светлой комнаты, предназначавшейся для работы, так как жили здесь иконописцы и серебряники. В 1960 году в результате реставрационных работ корпусу братских келий возвращен его древний облик. Предтеченский корпус келий построен в 1640 году. Он размещен на крутом косогоре, и его южная часть име...

2. Троицкий собор (1422—1423)

При реставрации 1953 года были выявлены и восстановлены древние формы паперти — килевидные обрамления ее входов, стесанные лопатки и пилястры, круглые и арочные окна. Тогда же был найден и раскрыт от закладки узкий («потаенный») дверной проем в сторону ризницы, сохранивший на своих откосах фрагмент фрески XVI века с орнаментальным рисунком. По уцелевшим фрагментам первоначальной живописи в нижней части стены паперти в 1952 году была восстановлена тради...

3. Посадские церкви

Архитектура церкви выдержана в формах позднего барокко: здесь и рельефный руст, и парные пилястры, и развитые лепные украшения вокруг окон, и необычный скос стен по двум углам четверика. Трапезная имеет в плане сложную форму трехконечного креста, также со скосами на всех шести углах. Интерьер трапезной выглядит необычно из-за причудливой игры линий пересекающихся сводов, поддерживаемых восемью свободно расположенными опорами. У западного фасада трапезной можно видеть основания четыре...

4. Михеевская церковь (1734 г.)

Ее фасады украшают плоские пилястры с большими арочными окнами между ними; стены покрывает сплошной ковер живописного орнамента по золотистому фону. Криволинейная кровля в виде двухъярусного «колпака» устроена после пожара 1746 года — именно такие кровли предполагалось тогда сделать почти на всех зданиях монастыря. Располагаясь рядом с огромной Трапезной, Михеевская церковь эффектно подчеркивает своими малыми размерами внушительную величавость соседнего сооружения. Михеевская церков...

5. Смоленская церковь (1745—1753 гг.)

В плане Смоленская церковь представляет собой круг диаметром 13 м с четырьмя глубокими нишами по наружным стенам. Парные пилястры поддерживают четыре крепованных, криволинейных очертаний фронтона, ориентированных по странам света; плоскости стен прорезаны двумя ярусами больших окон с лепными наличниками разного рисунка. Медная кровля яйцевидной формы с ребрами и круглыми люкарнами, увенчанная изящным восьмигр...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................