Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

орнамент

 

1. Колокольня (1741-1769 гг.)

Последний дипломатично предложил убрать скульптуры совсем, а вместо них «употребить для украшения приличные орнаменты и вазы», что и было сделано. Если замена портретов из меди белокаменными картушами не ухудшила, а может быть, даже усилила цельность облика колокольни, то постановка ваз вместо статуй безусловно обеднила силуэт сооружения, а также значительно ослабила его идейную выразительность и триумфальность. Колокольня. Фасад (постановка скульптур по замыслу Д. В. Ухтомского). Реконструкция В. И. Балдина. План Настойчиво добиваясь ос...

2. Троицкий собор (1422—1423)

Виртуозно исполненная в мастерской московского чеканщика Давида Прифа, сень на четырех фигурных столбах пышно украшена замысловатыми орнаментальными рельефами. Надпись, гравированная в картуше, расположенном на торцевой доске, свидетельствует, что сень является вкладом «самодержавнейшей всероссийской императрицы» Анны Иоанновны. Глухие ограждения-доски между столбами в...

3. Музей-заповедник: Жемчужное шитье

Его оплечье и зарукавья украшены пышным орнаментом, подчеркнутым темно-вишневым бархатным фоном. На зарукавьях исполнен стилизованный растительный узор, упругие завитки которого живо напоминают узорочье XVII века. Оплечье расшито с более тяжеловесной роскошью. Оно в избытке украшено ж...

4. Историко-художественный музей-заповедник

В настоящее время в ней представлены произведения различных видов прикладного искусства Древней Руси XIV-XVII веков, среди которых шедевры лицевого и орнаментального шитья, золотого и серебряного дела, малой пластики. Одной из примечательных особенностей этой коллекции Загорского музея является то, что в большинстве своем экспонированные здесь работы знакомят посетителей с формированием и развитием собственно московского художественного стиля, что связано в первую очередь с непосредственной геогра...

5. Троицкий собор (1422—1423)

Единственным украшением фасадов собора служит широкий пояс из трех лент искусно высеченного орнамента; он как бы стягивает тело храма, разделяя его на две неравные по высоте части, а также огибает верх алтарных апсид и высокого барабана главы. Интересно отметить, что в западном членении север...

6. Музей-заповедник: Русская набойка

От этого времени, к сожалению, уцелели лишь небольшие, сильно изношенные и довольно выгоревшие куски ткани. Условно орнамент набойки можно разделить на два вида. Простейшие узоры набивных тканей представляют собой сочетание несложных геометрических элементов — кружочки, крестики и т. д. Образцами таких набоек являются ткани с «синими птицами» и «синими дорогами». Иногда геометрические узоры чередовали...

7. Город и монастырь в XIX - начале XX века

Произвольно и без какой-либо системы изменяется в этот период окраска зданий: фасады белокаменного Троицкого собора оклеиваются холстом, по которому пишутся орнаменты и сюжетные картины; стены Духовской церкви красятся в голубой, а выступающие части — в темно-синий цвет; колокольня, Смоленская церковь, большинство башен сохраняют красный тон, и только три из них (Красная, Пивная, Келарская) белятся известью. Произвольные перестройки и окраски древних зданий грубо нарушили цельность и единство всего архитектурного ансамбля монастыря. ...

8. Музей-заповедник: Живопись XVII века

Построенный в основном на сочетаниях розового, зеленого, красного, он свидетельствует о большой непосредственности восприятия мастера, о его связи с народным искусством. Красочным орнаментальным ковром кажется на иконе «Спас в силах»символическое изображение сил земных и небесных: розово-красный с легким белым цветочным узором квадрат пересечен темно-зеленым овалом с роящимися внутри его круглоголовыми ...

9. Художественно-педагогический музей игрушки

Каргопольская игрушка (деревни Гринево, Коншино Архангельской области) свидетельствует о тонком колористическом мастерстве художников. Ее орнаментальным росписям как на светлых, так и на темных фонах свойственна приглушенная цветовая гамма. В некоторых районах до сих пор изготовляются нарядные свистульки. Среди них наиболее архаична по своим формам тульская игрушка (деревня Филимоново Одоевского района) с традиционными коньками, оленями, баранами, птицами, человеческими фигурками. Последние особенно отличаются уд...

10. Историко-художественный музей-заповедник

На высоком цоколе покоится небольшой кубический трехап-сидный храм, стены которого членятся на две неравные по величине части тремя рядами орнамента. Мощные плоские лопатки разделяют каждый из фасадов, завершенных килевидными закомарами, переход от которых к башнеобразной главе отмечается устройством кокошников по углам четверика. Установленный на высоком постаменте, мощный барабан собора имеет десять узких оконных проемов. Отмеченный стройностью пропорций, он как бы придает постройке устремленность ввысь, подчеркнутую также необычным наклоном стен к центру сооружения....

11. Музей-заповедник: Андрей Рублев

Позднее царь Михаил Федорович добавил к годуновскому окладу иконы «Троица» золотые цаты (1626), сделанные по образцу грозненских, а в середине XVIII века, уже по заказу монастыря, на эту особо чтимую икону была изготовлена сплошная золотая риза, повторившая линии рисунка фигур ангелов с дополнением изящного растительного орнамента. И несмотря на разновременность отдельных частей, весь этот второй оклад рублевской иконы воспринимается как единое высокохудожественное произведение ювелирного искусства. ...

12. Музей-заповедник: Живопись

Изменялось назначение вещей, их форма, орнаментация, а в XIX веке и техника изготовления. Появились и совершенно новые предметы, и новые области искусства. Новые вкусы эпохи, любовь к роскоши проникли и в сферы высшего духовенства Троице-Сергиева монас...

13. Музей-заповедник: Обработка металла

Боронников изысканные завитки узора в виде черного кружева искусно перемежает с тонкими золотыми нитями орнамента. На бытовых предметах путем многократного травления создаются сложные изображения уральской природы в сочетании с растительными узорами. Во многих работах московских, ленинградских, свердловских, калининградских ювелиров художественно обработанный металл искусно сочетается с декоративными свойствами разнообразных цветных камней. Преимущественно используются разные по цвету и структуре агаты, полупрозрачный, кр...

14. Музей-заповедник: Роспись и резьба по дереву

Изделия украшаются резными пластинками из твердых пород дерева, главным образом самшита, с орнаментальными или сюжетными композициями, исполненными сквозной резьбой. Этот светлый резной ажур хорошо выделяется на темном ореховом дереве или золотистом капокорешке. В некоторых более сложных произведениях, таких, как чернильный прибор «Охота» К. Г. Зорилова, миниатюрная ажурная резьба сочетается с рельефной и...

15. Музей-заповедник: Лаковая роспись

С неистощимой выдумкой и фантазией переданы различные сюжеты русских сказок. Высокое орнаментальное мастерство проявляется в искусных узорах, обрамляющих палехские шкатулки. И. И. Голиков. Пластина «Красный пахарь». Палех, Ивановская область Лаковая миниатюра в Ивановской области получила развитие ...

16. Музей-заповедник: Серебряные изделия

В центре блюда дана в духе народного лубка библейская сцена о Китае и Ионе, прекрасно увязанная пластически с формой и орнаментикой всего блюда. Пышные барочные завитки, выполненные в сочном рельефе, дают богатую светотеневую игру, столь ценимую в эту эпоху. Частичное золочение, дающее возможность почувствовать т...

17. Музей-заповедник: Резьба по кости

Мелкие прорезные растительные завитки, фигурки животных и охотничьи упряжки среди лапчатых еловых веточек и орнаментальных побегов составляют тонкое ажурное обрамление в шкатулках, коробках, ножах для бумаги. Чукотские косторезы Магаданской области сочетают объемную резьбу с цветной гравировкой. На моржовых клыках они обычно размещают сложные многофигурные группы. Большим мастерством отличаются работы старейшего резчика Вуквутагина, заслуженного художника РСФСР, одного из организаторов этого промысла. В произведении «Охота на песца...

18. Музей-заповедник: Изделия из металла

Старинные формы сундуков и несложные мотивы просечного орнамента сохранились вплоть до середины XIX века, но уже в XVIII веке появился спрос на более изящные вещи. Сундуки делались гораздо меньших размеров, легкими, просечные узоры стали мельче, ажурнее. Братина. XVI в. В музее хранятся изделия знаменитых сундучников не только Великого Устюга, но и Мо...

19. Музей-заповедник: Предметы быта

В Ярославской области ее резали в форме кресла, грани покрывали пышным геометрическим орнаментом, исполненным техникой трехгранно-выемчатой резьбы. На Севере солоницу делали в виде утицы; иногда спинка была съемной и служила крышкой. Издавна солоница-утица украшала свадебный стол, так как ее считали символом семейного благополучия. Солоницу ставили посредине стола, делали массивной и устойчивой, чтобы не рассыпать соли. В отделе имеются и такие бытовые произведения крестьянского...

20. Музей-заповедник: Стекло и фарфор

В отдельных росписях преобладают нежные оттенки цветов с легкой графической прорисью мелкого орнамента. Крупные узоры исполняются свободным широким мазком («Пионы» Л. К. Блак). Особую мягкость приобретают мастерски исполненные подглазурные росписи В. М. Городецкого. В поисках художественной выразительности иногда используются необычн...

21. Музей-заповедник: Мебель

Оригинальная конструкция с перекрещивающимися ножками, ажурный «травный» орнамент ставят его в ряд лучших произведений прикладного искусства того времени. В музее представлена мебель XIX века, имевшая широкое бытовое распространение. Ее можно было видеть в городских домах и в помещичьих усадьбах. Целесообразная по устройству, она была удобна в по...

22. Музей-заповедник: Вышивка

Исключение составляют густые пушистые веточки в покрывале «Ветка» В. Т. Куликовой. Орнаменты в этих вышивках обычно окружены сквозными клетками сетки, в то время как вся остальная ажурная часть фона заполняется мелкой узорной паутинкой, называемой тенью. В отличие от белой строчки необычайной красочностью вы...

23. Музей-заповедник: Орнаментальное шитье

Одно из лучших произведений орнаментального шитья конца XVI века — «Жемчужная пелена», подаренная Троицкому монастырю в 1599 году Борисом Годуновым. Композиция ее строга и проста, рисунок легко читается, несмотря на большое разнообразие и необыкновенную роскошь материалов: здесь прекрасно сочетаются золотые дробницы с чернью и гравировкой, поразительной красоты и величины драгоценные камни, крупный кафимский жемчуг. Троица. Сударь. 1598-1604 годы. Вклад Бориса Годунова Мастерская Старицких. Плащан...

24. Памятники монастырского некрополя XV—XVIII веков

Среди строительного материала была найдена надгробная плита 1561 года сына Василия Ивановича Шемячича по прозванию Севрюк. Орнамент на плите почти полностью утрачен, но частично сохранилась надпись, исполненная четкой, красивой вязью. Великолепнейшим образцом резьбы по камню является целиком сохранившееся детское надгробие Исидора Воейкова 1580 года. Узор на лицевой стороне плиты при...

25. Музей-заповедник: Лицевое шитье

Ее узор составляют красивые орнаментальные композиции из разнообразных по форме гравированных золоченых дробничек и крупные дробницы с черневыми изображениями святых. Обилие жемчуга, которым вышиты все контуры изображений средника и каймы, создает впеч...

26. Царские Чертоги (конец XVII в.)

Примечательны две огромные нарядные печи в этих палатах: одна из них сложена из цветных изразцов с растительным орнаментом и имеет причудливую форму со множеством колонок, полочек, карнизов, выступов и ниш; вторая печь более проста по форме, но ее изразцы украшены неповторяющимися тематическими сюжетами. Обе печи являются прекрасными обр...

27. Музей-заповедник: Мелкая пластика

Ее внешний ободок украшен накладным ажурным растительным орнаментом. Мастер великолепно сочетает серебряную поверхность с позолотой. Особые успехи в области искусства мелкой пластики были достигнуты в середине XV века. Ведущая роль в этом принадлежала иноку Троице-Сергиева монастыря Амвросию, искусство которого по силе своей выразительности, глубине содержания и мастерству исполнения стоит в одном ряду с заме...

28. Михеевская церковь (1734 г.)

Ее фасады украшают плоские пилястры с большими арочными окнами между ними; стены покрывает сплошной ковер живописного орнамента по золотистому фону. Криволинейная кровля в виде двухъярусного «колпака» устроена после пожара 1746 года — именно такие кровли предполагалось тогда сделать почти на всех зданиях монастыря. Располагаясь рядом с огромной Трапезной, Михеевская церковь эффектно подчеркивает своими малым...

29. Музей-заповедник: Прялки и донца

Прялки Пермогорья отличаются гармонией колорита и большим разнообразием' жанровых сцен, размещенных среди растительного орнамента. Особенно любили писать сцены чаепитий, посиделок и катаний. В изображениях коней и выездов с молодцами и девицами в санях непревзойденными оказались мастера Борка, Нижней Тоймы и Пучуги. Обилие позолоты, композиция росписи с делением на «три става» (где нижний став занимает обычно возок) и нарядность отличают их от гармоничных по цвету прялок Пермогорья. Соверш...

30. Музей-заповедник: Золотое и серебряное дело

Превосходные образцы их можно видеть на золотых тарелях, вложенных Борисом Годуновым одновременно с потиром, на многочисленных дробницах, украшающих произведения лицевого и орнаментального шитья. Одной из лучших работ московских мастеров золотого и серебряного дела является оклад иконы «Троица», основные части которого были выполнены по заказу Бориса Годунова. Старый оклад Ивана Грозного был переложен на копию. Борис Годунов, видимо, повторил композицию оклада ...

31. Музей-заповедник: Декоративные ткани

Отличительными качествами этих произведений являются точность печати, свой стиль орнамента, особая цветовая гамма, прочность красителей. Необычайно яркие, они поражают своим композиционным мастерством. Платок «Грунтовый с тенью». Павловский Посад Н. С. Постигов. Платок «Круги». Павловский Посад Редчайшее по кр...

32. Предтеченский корпус (XVII в.)

На стенах под штукатуркой были обнаружены следы раскраски в виде панелей высотой 123 см из вертикальных полос шириной в 6—7 см, чередующихся цветов — белого, оранжевого, голубого, желтого, зеленого, коричневого; были найдены также фрагменты красных опушек вокруг окон и орнаментальная роспись на их откосах. Предтеченский корпус братских келий. 1640. Реконструкция первоначального вида. Чертеж В. И. Балдина Внутренняя структура Предтеченского корпуса четко выражена на его фасаде: горизонтальные тяги членят здани...

33. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)

Оглавление: Вступительная статья.— Иконы.—Лицевое и орнаментальное шитье.— Мелкая пластика и ювелирное искусство. 148. Голубцов А. П. Церковноархеологический музей при Московской Духовной Академии.— Богословский вестник, 1895, т. 2, № 4, с. 120—140: № 5, с. 297 — 317. 149. Остапов А., профессор протоиерей. Церковноархеологический кабинет Московской Духовной Академии (К 20- летию со дня основания).— Журнал Московской Патриархии, 1970, № 12, с. 1...

34. Музей-заповедник: Домовая резьба по дереву

Для Малышева характерен ясный, четкий рисунок орнамента, довольно высокий рельеф резьбы. Мастер поставил на лобовой доске фронтона свои инициалы МММ, придающие красивое декоративное завершение композиции. Пряничная доска. Кировская область. XIX в. Резьба, которой в Поволжье украшали фасады дом...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................