Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

область

 

1. Музей-заповедник: Головные уборы

Головные уборы Существенную часть в комплексе русской народной одежды составлял головной убор. Каждая область России, а часто и район имели свою определенную форму, свой декор и даже специфическое название головного убора. Среди северных головных уборов интересны девичьи повязки районов р...

2. Музей-заповедник: Жемчужное шитье

Кокошник. Архангельская область. XIX в. Отвечая запросам своего времени, они обращались к поискам новых выразительных качеств древнего материала, использовали новые мотивы узора. Характер церковного жемчужного шитья также подчинен стилю времени, а иногда и моде. Стихарь из золотой парчи шит в первой половине XVIII века. Его оплечье и зарукавья украшены пышным орнаментом, п...

3. Музей-заповедник: Прялки и донца

В Городце (Горьковская область) возник в начале XIX века редкий в русском народном искусстве прием скобчатой резьбы с инкрустацией мореным дубом. На донцах изображались сцены охоты, выезды в каретах, всадники, дамы и кавалеры. Во второй половине XIX века резьба на городецких донцах сменилась росписью. Мастер не наносил предварительного рисунка. Роспись исполнена быстрыми и свободными движениями кисти. Мастеров увлекали красочные сочетания яркой росписи, виртуозное исп...

4. Музей-заповедник: Резная кость

Узор щедро покрывал стенки и крышки ларцов и шкатулок. Ларец. Архангельская область. XVIII в. В первой половине XIX века преобладала сквозная резьба с подкладкой цветного фона. Вышла из употребления подкраска кости и цветная гравировка. Мастера в XIX веке любили сопоставлять сквозн...

5. Музей-заповедник: Фарфор и стекло

Одновременно с производством бытового фарфора появилась замечательная область русского искусства — фарфоровая пластика. Многие заводы наладили выпуск в массовом количестве «фарфоровых кукол». Это и грандиозные многофигурные настольные украшения для царского двора, и отдельные предметы в виде фигур птиц и животных, и жанровые статуэтки, изображавшие все слои русского общества, и т. д. В музее есть несколько жанровых статуэток, среди них знаменитая «Водоноска», выполненная по модели С. С. Пимено...

6. Музей-заповедник: Лаковая роспись

Пластина «Красный пахарь». Палех, Ивановская область Лаковая миниатюра в Ивановской области получила развитие также в селе Холуй. Росписи холуйских миниатюристов строятся на характерных контрастных цветовых сочетаниях теплых и холодных тонов. В отдельных композициях наблюдается увлечение символикой цвета. Нейтральный фон почти отсутствует, большое внимание уделяется пейзажу. Своеобразной манерой исполнения прославились художники села...

7. Музей-заповедник: Вышивка

Московская область Легкая и нарядная катунская строчка (Горьковская область) представляет другую разновидность гипюра. Основные мелкие элементы геометрического узора исполняются плотным настилом. Исключение составляют густые пушистые веточки в покрывале «Ветка» В. Т. Куликовой. Орнаменты в этих вышивках обычно окружены сквозными клетками сетки, в то время как вся остальная ажурная часть фона заполняется мелкой узорной паутинкой, называемой тенью. В отличие от...

8. Музей-заповедник: Стекло и фарфор

Комплект «Черешня». Новгородская область Крупнейшим производством фаянсовых изделий является фаянсовый завод имени М. И. Калинина в Конакове Калининской области. Художественные изделия завода приобрели широкую известность. Простые и удобные формы изделий свидетельствуют об успешном развитии художественных традиций русского гончарства. Необычайную выразительность приобретают они благодаря декоративным качествам блес...

9. Музей-заповедник: Русская набойка

Но в то же время каждая область, часто даже район, имели свои особенности. Существенную деталь русской одежды составляла рубаха. К длинной рубахе из белого холста надевалась шерстяная юбка, или понева, как ее называли во многих местах. Очень типична для этой группы костюмов женская одежда Сапожковского района Рязанской области. Костюм украшает нарядный белый шушпан, отделанный по подолу и рукавам яркими сочными полосами закладного ткачества. Черная в крупную клетку понева пр...

10. Музей-заповедник: Предметы быта

Женский костюм. Рязанская область. Конец XIX в. Важную роль в крестьянском быту играла солоница. В Ярославской области ее резали в форме кресла, грани покрывали пышным геометрическим орнаментом, исполненным техникой трехгранно-выемчатой резьбы. На Севере солоницу делали в виде утицы; иногда спинка была съемной и служила крышкой. Издавна солоница-утица украшала свадебный стол, так как ее считали символом семейного благополучия. Солоницу ставили посредине стола, делали массивной и устойч...

11. Музей-заповедник: Домовая резьба по дереву

Ковши-черпаки. Горьковская область. XIX в. Особенно широко в отделе представлены резьба и роспись по дереву, которыми украшались фасады крестьянских изб, интерьеры, посуда и всевозможные бытовые вещи: рубели, вальки, прялки и т. д. Наличник окна свет...

12. Музей-заповедник: Роспись и резьба по дереву

Фабрика «Хохломской художник», Горьковская область Большой известностью пользуется шемогодская прорезная береста, искусно изготовляемая мастерами Великоустюжского района Вологодской области. Обычная береста превращается в тончайшее светлое кружевное узорочье из изогнутых стеблей с мелкой прорезью в лепестках. Растительные мотивы, букетные узоры, сюжетные сцены и сложные архитектурные изображения с прорезным контуром четко выступают на поблескивающей п...

13. Историко-художественный музей-заповедник

Продолжается и научная деятельность. Важнейшей областью работы современных музеев является сохранение и воссоздание первоначального облика произведений архитектуры, иконописи, шитья, ювелирного искусства, пострадавших от времени или дошедших до нас в искаженном позднейшими переделками виде. Так, еще в 1920-е годы при музее была организована реставрационная мастерская по шитью и тканям. Вновь открытая в 1945 году, ныне она существует на правах филиала (отделения по реставрации тканей) отдела прикладного искусства...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................