Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

мастер

 

1. История Загорска. История Сергиева-Посада

В создании его памятников и их украшении принимали участие лучшие художественные силы страны — московские, псковские и ярославские мастера. Многие памятники, освобожденные от позднейших пристроек и искажений, получили за годы Советской власти второе свое рождение. Троице-Сергиев монастырь был на Руси своеобразным хранилищем художественных ценностей, которые поступали сюда в качестве вкладов от великих и удельных князей, царей, бояр, духовенства и простых людей. Так было создано богатое и чрезвычайно разнообразное по своему характеру со...

2. Музей-заповедник: Домовая резьба по дереву

Северная Двина. XIX век Абрамцевские мастерские. Резная полка. Конец XIX века Большим разнообразием отличается круглая деревянная скульптура, являющаяся одним из древнейших видов народного творчества. В экспозиции музея есть несколько очень интересных произведений. Два скворечника в виде забавных деревянных человечков — мужика с трубкой и бабы с ведром — вырезаны народным резчиком В. Т. Савиновым из деревни Тимирево Егорьевского района Московской области. Резчик он был известный в округе, и его д...

3. Историко-художественный музей-заповедник

Огромный приток богомольцев способствовал формированию обширного рынка сбыта для продукции местных ремесленников, в том числе резчиков по дереву и кости, мастеров золотного шитья. Большую популярность завоевала в XIX веке и Сергиевская игрушка, а также произведения крестьян-игрушечников некогда принадлежавшей монастырю деревни Богородское. Здесь же в посаде в 40-е годы XIX века зародилось и фарфоровое производство, а в конце этого...

4. Музей-заповедник: Андрей Рублев

Останавливает на себе внимание клеймо с изображением благовещения, где художник мастерски передает легкое, стремительное движение архангела Гавриила и трепетно-взволнованное состояние Марии. Какую-то особую прелесть всей сцене придает изображение юной служанки, расположившейся с прялкой у ног Марии. Оклад на икону «Троица» А. Рублева. XVI — XVII вв. Вклад Бориса Годунова Образы евангелистов сдержанные, внутренне сосредоточенные. Среди них ...

5. Монастырь-крепость и посад в XVI веке

Напомним, что незадолго перед этим, при строительстве Покровского собора на Красной площади в Москве (1555), мастера, получив задание возвести в честь взятия Казани церковь с семью приделами вокруг главного, шатрового храма, также сумели убедить царя добавить еще один (восьмой) придел, чтобы улучшить композицию всего сооружени...

6. Успенский собор (1559—1585 гг.)

Два бронзовых паникадила искусного литья и чеканки, висящие перед иконостасом, выполнены в XVII веке мастерами московской Оружейной палаты. Монументальная бронзовая решетка на солее установлена в 1880 году; тогда же чугунный пол XVIII века был заменен каменными плитами. Рождестао Христово, фрагмент росписи сводов Успенского собора. 1684 Наружный облик Успенского собора начал претерпевать изменения еще в середине XVIII века, когда все его купола получили луковичную форму, а барабан центральной главы был надложен по высоте (1753). Очевидно, тогд...

7. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (2)

1635 — По завещанию боярина Богдана Михайловича Нагого артелью местных мастеров вновь расписан Троицкий собор, в котором, как предполагается, сохранены композиции фресок Преподобного Андрея Рублева и Преподобного Даниила Черного. 1635—1638 — Построены больничные палаты с церковью в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. ...

8. Музей-заповедник: Жемчужное шитье

Представленные в экспозиции произведения — одни из лучших образцов этого искусства XVIII века. Мастера, имевшие богатый опыт в шитье, извлекали различный декоративный эффект в зависимости от фактуры и цвета ткани, служившей фоном, расположения жемчуга отдельными бусинами или нитью, сплетающейс...

9. Трапезная с церковью Сергия (1686—1692 гг.)

Несколько измененное чередование цветов на криволинейных поверхностях апсид церкви (вместо синего включен белый цвет) еще более усиливает иллюзию рельефного «бриллиантового» руста. Искусные мастера-декораторы не оставили ни одной детали или свободной плоскости не покрытой каким-либо замысловатым узором, затейливым картушем или филенкой. Там, где нельзя этого было сделать резцом,...

10. Музей-заповедник: Вышивка

Многоцветная, довольно плотная, с незначительными ажурными просветами вышивка привлекает своей исключительной декоративностью и мастерством исполнения. Особенно красивы подарочные полотенца заслуженного деятеля искусств РСФСР М. Н. Гумилевской с надписями в широких узорных полосах на концах. К другому распространенному виду шитья относятся гладьевые вышивки. Они имеют множество разновидностей. Белая гладь получила широкое развити...

11. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (3)

112 помещен лишь общий его фотоснимок). Русские мастера, воспринимая опыт своих предшественников, вкладывали в произведения своих рук все новое и новое осмысление каждой новой темы. Одна из таких тем воспринята из 1-й песни великого канона святого Андрея Критского: Помощник и Покровитель бысть мн...

12. Историко-художественный музей-заповедник

В XVIII веке по заказу монастырских властей в мастерской Оружейной палаты Московского Кремля для иконы создается чеканный серебряный оклад, покрытый толстым слоем золота. Неизвестными русскими мастерами в начале XVII века был создан еще один выдающийся памятник прикладного искусства — внушительных размеров (почти полу...

13. Музей-заповедник: Живопись второй половины XIV века

Некоторое представление о ней дает образ Богоматери Тихвинской, созданный псковским мастером во второй половине XIV века. Он отличается большой индивидуальностью решения. Образ запоминается своей суровостью и большой внутренней напряженностью, чему в немалой степени содействует несколько сумрачный, характерный для псковских произведений колорит. Икона «Богоматерь Одигитрия». Конец XIV —начало XVв. Большой интерес вызывает ико...

14. Музей-заповедник: Резная кость

Вышла из употребления подкраска кости и цветная гравировка. Мастера в XIX веке любили сопоставлять сквозной узор с гладкими отполированными плоскостями кости и с рядами круглых бусинок, что придавало особую нарядность и изящество предметам. Народное искусство оказывало и ок...

15. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (3)

Так, он благословил своего любимого ученика Преподобного Афанасия, родом из Ростова, на игуменство в монастыре в честь Зачатия Пресвятой Богородицы «на Высоком», под Серпуховом (в 1374 году), а затем послал его в Константинополь (в 1382 году). В восприятии опыта мастеров, прибывших из Византии в монастырь Преподобного Афанасия Высоцкого,— каллиграфов, певцов, иконописцев, зодчих— несомненно, выразилось глубокое понимание Преподобным Сергием Радонежским византийской истории и его давнее желание наследовать ее культурно-ист...

16. Музей-заповедник: Роспись и резьба по дереву

Фабрика «Хохломской художник», Горьковская область Большой известностью пользуется шемогодская прорезная береста, искусно изготовляемая мастерами Великоустюжского района Вологодской области. Обычная береста превращается в тончайшее светлое кружевное узорочье из изогнутых стеблей с мелкой прорезью в лепестках. Растительные мотивы, букетные узоры, сюжетные сцены и сложные архитектурные изображения с прорезным контуром четко выступают на поблескивающей под ними разноцветной фольге...

17. Музей-заповедник: Живопись конца XVI - начала XVI века

В произведениях строгановских мастеров в еще большей степени предается забвению глубокое внутреннее содержание образов и все внимание концентрируется на внешней отделке произведения. ...

18. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (8)

10) Собрать в Лавру всех мастеровых людей, столяров, кузнецов, каменыдиков и содержать их в Лавре во время работ на пище Троицкой и т. д. 11) Вместо сгоревшей деревянной кузницы построить каменную и покрыть черепицею и т. д.» [56, с. 5...

19. Музей-заповедник: Гончарное производство

Техника керамического производства на протяжении веков развивалась очень медленно, и до XX века мастера гончарного дела создавали образцы своего искусства, пользуясь древним гончарным кругом. Украшали изделия при помощи штампиков, заостренных палочек, использовали в декоре цветные глазури. Разнообразие изделий деревенских гончаров очень невелико. Издавна самыми распространенными по форме были корчаги, горшки с туловом конической формы, с выпуклыми плечиками и широким горлом. В Ярославской области по...

20. Царские Чертоги (конец XVII в.)

В 40-х годах XVIII века штукатурный мастер Илья Саевич, присланный тверским архиепископом Митрофаном, «убрал лепною работою» залы, за исключением опочивальни и столовой. Эти два зала украсил лепниной Михаил Зимин. В овальных медальонах он изобразил сюжеты, повествующие о победах Петра I. Стены спальни, оконные ниши были оформлены рельефным растительным орнаментом. Две голландские печи с цветными изразцами конца XVII — начала XVIII века, полуше...

21. Музей-заповедник: Мелкая пластика

1405 год Черты амвросиевского мастерства заметны и во многих других произведениях. Одно из них — большой восьмиконечный запрестольный крест. Переделанный в XVII веке, он в основе своей сохранил детали старого. Ими являются 28 резных по кости миниатюр XV века с изображениями распятия, праздников и святых. При внимательном рассмотрении можно заметить, что мастер...

22. Музей-заповедник: Фарфор и стекло

Представленные в витринах тарелки украшены изящно выполненными пейзажными мотивами. Мастера точно находили размер изображения в соответствии с объемом и формой всего предмета, роспись дополняла и подчеркивала архитектоническую цельность его. П.Т.Марандин. Блюдо с видом Троице-Сергиевой лавры. Конец XIX века В отличие от императорского, завод Гарднера ориентировался...

23. Музей-заповедник: Серебряные изделия

Разнообразный и прихотливый узор дарохранительницы исполнен с большим мастерством и чувством меры. Почти весь ее объем покрыт ажурным сканым узором из серебра или серебра с позолотой. Неизвестный нам мастер-ювелир накладывал один узорный ряд скани на другой, открывая богатые декоративные возможности этой техники. Созданная таким образом мерцающая драгоценная поверхность иллюминирована цветными эмалями и стеклом. Рельефное изображение сцены «Тайная вечеря» на крышке завершило декоративное убранс...

24. Историко-художественный музей-заповедник

Уникальным памятником, является трехстворчатое зеркало XVII века, в украшении которого мастера применили ажурные металлические пластины и слюдяные накладки, покрытые затейливой росписью. С большой полнотой представлена коллекция ткачества, вышивки, праздничного женского костюма и головных уборов, шитых жемчугом, перламутром, бисером и золотыми...

25. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (5)

Все лучшие черты русской культуры начала XV века соединились в «Троице»: внешне отвлеченная, но поразительно конкретная по содержанию форма философского обобщения, способность выражать в иконографических образах национальный характер, наконец, художественное мастерство, достигающее вершин мирового искусства [193, с. 11, 14, 15, 16, 17, 18]. Священные сосуды Преподобного Никона Радонежского. Роспись поздняя. ЦАК МДА. «Троица» явилась «памятью и похвалой» человеку, который во многом определял духовную и государственную жизнь светлой, героической эпохи, вре...

26. Музей-заповедник: Резьба по камню

Резьба по камню Русские мастера издавна славились искусством резьбы по камню. Самый крупный и прославленный центр камнерезного искусства — Урал. Свердловские мастера, использующие твердый пестрый камень, удивительно тонко чувствуют неповторимое своеобразие и богатство различных оттенков породы и ее расцветки. С большим искусством выполнены ими изделия из яшмы, известной своим бесконечным цветовым богатством и природной фантастической игрой прожилок. В музее представлено большое мно...

27. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)

25 — 30, ил. 213. Маясова Н. А. Мастерская художественного шитья князей Старицких.— Сообщения Загорского гос. ист.-художественного музея-заповедника, 1960, вып. 3, с. 41—64, ил. О плащанице Троице-Сергиева монастыря 1561 г. 214. Манушина Т. Н. Пла...

28. Музей-заповедник: Золотое и серебряное дело

Они свидетельствуют не только о мастерстве исполнения, но и о национальном своеобразии русской питьевой посуды. Их выразительные силуэты напоминают очертания ладьи, водоплавающих птиц. Мягкие, округлые формы ковшей повторяют формы народной деревянной утвари. Один из ковшей принадлежал новгородскому посаднику Григорию Кирилловичу Посахно. В XV веке в Москве достигло большого развития сложное филигранн...

29. Музей-заповедник: Живопись XVI века

Плащаница. Шитье. 1561. Мастерская Старицких Икона «Новозаветная Троица» свидетельствует о поисках наиболее конкретной и понятной формы для выражения идеи единства Троицы, где каждый из ее символов приобретает зримый образ. Произведение отличается мастерством исполнения, красивым колоритом, построенным на сочетании насыщенных красных, темно-зеленых, белых и охристых красок. Для XVI века характерны большие иконы с мно...

30. Музей-заповедник: Графика начала XX века

Автор тонких пейзажей, жанровых произведений, замечательно владеющий различной живописной и графической техникой, он был и прекрасным мастером прикладного искусства. В. И. Соколов — один из первых советских художников, создавших портрет В. И. Ленина. Теме революции посвящены его работы «В революционное время», «Митинг в с. Терпигорьевском». Художник жил и работал в Загорске. Виды лавры и живописные уголки Сергиева Посада — любимый мотив его произведений. Он любил не только торжественную праздничность ансамбля, но и его тихие, невидимые с первого взгляда уголки, которыми художник подолгу любовался с карандашом в ...

31. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (3)

1684—Успенский собор расписан фресками местных и ярославских мастеров во главе с Димитрием Григорьевым на средства архиепископа Рязанского Моисея († 1651 г.; погребен в юго-западном углу собора). 1685—1692—Годы строительства Трапезной с церковью во имя Преподобного Сергия Радонежского: освящена 24 июля 1692 года Патриархом Адрианом. 1689 — В ночь с 7 на 8 августа в Троицкий монастырь, спасаясь от...

32. Памятники монастырского некрополя XV—XVIII веков

Вполне вероятно, что надгробные плиты на могиле в Пятницком монастыре делались в одной и той же мастерской. Среди случайных находок в окрестностях Загорска большой редкостью является белокаменный крест 1694 года. Этот крест был поставлен на могиле монастырских крестьян села Благовещенского, «убитых... у монастырского сена на пустоши в овсяниках». Итак, каждое надгробие в музее дополняет уже имеющи...

33. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (1)

1476 — При игумене Авраамии воздвигнута псковскими мастерами вторая каменная церковь во имя Святой Троицы. ...

34. История Загорска. История Сергиева-Посада

Многие изделия были отмечены высоким профессиональным мастерством. Такими являются резные иконы работы Хрустачевых. Они свидетельствуют о сохранении здесь древних традиций искусной миниатюрной резьбы по дереву. Еще в XVIII веке славились расшитые золотом «троицкие» полотенца и платки. Но самую большую известность завоевала знаменитая сергиевская игруш...

35. Колокольня (1741-1769 гг.)

Выполненные в 1784 году «тульской Ружейной слободы мастером Иваном Кобылиным Большим» башенные часы безотказно работали на колокольне на протяжении ста двадцати лет. Только в 1905 году они были заменены теми, которые находятся на колокольне теперь, но замена произошла не потому, что тульские часы стали показывать неточное время, а просто из-за желания властей лавры им...

36. Музей-заповедник: Декоративные ткани

Необычайно яркие, они поражают своим композиционным мастерством. Платок «Грунтовый с тенью». Павловский Посад Н. С. Постигов. Платок «Круги». Павловский Посад Редчайшее по красоте богатство составляют орнаменты — то с пышными букетными узорами, то с мелкими, словно бисерными, рисунками, то с причудливыми восточными мотив...

37. Луковая башня

Год спустя церковь была соединена с лаврой длинным (150 м) переходным корпусом с аркой через реку; в нем разместились монастырская баня, типография и различные мастерские; по чердаку этого корпуса был устроен переход к церкви непосредственно из монастыря. Еще ранее, к 500-летию кончины Сергия (1892), с южной стороны монастыря, напротив Луковой башни, был поставлен каменный, трехэтажный странноприимный дом для паломников, посещающих обитель. ...

38. Музей-заповедник: Живопись конца XV - начала XVI века

Не смерть и не страдания подчеркивает в этом произведении мастер, а восхищение и преклонение перед совершенным подвигом. Поэтому так величаво-сдержанны фигуры богоматери и следующих за ней жен, так глубоко задумчив Иоанн Богослов, так поражен увиденным Лонгин Сотник. Строгая композиция, сдержанная и уравновеш...

39. Историко-художественный музей-заповедник

Грабаря. За время работы мастерской ее сотрудниками — реставраторами высшей категории М.П.Рябовой, А.Н.Беляковой, Т.А.Горошко, выполнено множество сложнейших восстановительных операций на памятниках из коллекций музеев СССР. И среди возвращенных к жизни экспонатов — несколько тысяч ...

40. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (8)

Хотя каждое выдающееся произведение было индивидуальной работой мастера, выполненной по специальному заказу, тем не менее оно по-своему приоткрывает колорит и глубину внутренних, духовных отношений с той Обителью, ради которой совершался подчас титанический труд. «Искупительное очищение...

41. Музей-заповедник: Резьба по кости

На моржовых клыках они обычно размещают сложные многофигурные группы. Большим мастерством отличаются работы старейшего резчика Вуквутагина, заслуженного художника РСФСР, одного из организаторов этого промысла. В произведении «Охота на песца» повествование дополняется изображениями на боковых частях изогнутого клыка. Привлекают внимание также гравированные и слегка затонированные цветом рисунки на обеих сторонах клыка. Великолепны, например, многофигурные композиции «Старая и новая Чукотка» Г. Тынатваль и «Чукотка строится» Е. Янку, рассказывающие о жизн...

42. Музей-заповедник: Предметы быта

Гербовые пряничные доски отличались исключительно высоким мастерством исполнения. Многие детали резьбы этих досок говорят о большом профессиональном навыке резчиков. На пряничных досках встречались пометки года изготовления и интересные надписи. На одной доске по краю написано: «Сей пряник на одном меду кого люблю того дарю». Такой пряник ставили на свадебный стол перед молодыми. Есть форма для пряника, которым заканчивалось свадебное тор...

43. Музей-заповедник: Кружевные изделия

Кружевные изделия Современное кружевоплетение свидетельствует о большом профессиональном мастерстве. Оно развивается в старинных прославленных центрах — Вологде, Ельце, Советске (бывш. слобода Кукарка), Михайлове, Киришах. Исполненные вручную на коклюшках, в характерной и традиционной для каждого района манере, эти дек...

44. Троицкий собор (1422—1423)

Эту превосходную работу в конце XVI века выполнили 14 мастеров Московского Кремля, среди которых были и русские и иностранные. В XVIII веке над гробницей была установлена на четырех столбах серебряная сень, изготовленная мастером Давидом Прифом по рисунку Каравакка. С течением времени облик Троицкого собора менялся. К нему было пристроено несколько других ...

45. Музей-заповедник: Живопись XV века

1425-1427 годы С неподражаемым мастерством написана икона «Богоматерь Одигитрия», привезенная в Троицкий монастырь княгиней Неонилой Ростовской при погребении своего мужа князя Андрея Александровича. Тонкий, с прекрасными чертами лик Марии мягко обрамляет роскошный мафорий, украшенный драгоценными камнями и длинными золотыми кистями. Пропорции ее ...

46. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (1)

О высоком уровне московских мастеров второй половины XVI века свидетельствует небольшая по размерам, но отличающаяся тем не менее подлинной монументальностью икона святого Иоанна Предтечи. В реставрационной мастерской Церковно-археологического кабинета Другая из наиболее известных древнерусских иконописных школ — новгородская, с ее смелым и выразительным рисунком, любовью к ярким контрастным краск...

47. Музей-заповедник: Изделия из металла

Смелым сочетанием контрастных цветов народный мастер достиг горения красок, роспись напоминает узор, составленный из самоцветных каменьев. Кувшин-рукомой. XVIII в. Не менее интересны и медные спицы-зеркальца, которыми крепился лен на гребни прялок. Спицы декорированы головками коней, иногда над конскими головами помещалось изображение двух утиц, напоминающих ладью. Такое сочетание элементов декора говорит о древнейших традициях этих произведений. Из меди и олова делали также посуду: всевозможные бра...

48. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (6)

Трудами ученых-реставраторов, мастеров, рабочих и братии воссоздана древняя красота многих памятников зодчества. С 1957 года при Московских Духовных школах в иконописном классе проводятся занятия по изучению техники рисунка, живописи и реставрации. До 1981 года эти занятия проходили под руководством М. Н. Соколовой (мон...

49. Основание монастыря. XIV век

); 35—Пятницкая башня (1640); 36 — палаты мастера Елисея (XVI в., 1629); 37 — Красная воротная башня (XVI в., XVII в., 1856); 38—Успенские ворота (XVII в., 1830); 39—Сушильная башня (XVI в., XVII в.); 40 —Уточья башня (1650, конец XVII в.); 41 — Звонковая башня (XVI в., XVII в.); 42 — Соляная башня (фунда...

50. Музей-заповедник: Прялки и донца

Особое место среди северодвинских росписей занимает Пермогорье. Мастер сначала на лопасть прялки наносил кистью четкий контур рисунка черной краской, а затем уже раскрашивал его ярко-красной киноварью, зеленым и солнечно-желтым цветом. Прялки Пермогорья отличаются гармонией колорита и большим разнообразием' жанровых сцен, размещенных среди растительного орнамента. Особенно любили писать сцены чаепитий, посиделок и катаний. В изображениях коней и выездов с молодцами и девица...

51. Монастырь-крепость и посад во второй половине XVII века

Украинские и белорусские мастера, приехавшие работать в Москву, привезли с собой технологию изготовления многоцветных изразцов, они также виртуозно владели мастерством исполнения скульптурной резьбы («белорусская резь»), чем привлекли внимание к новым декоративным возможностям камня. В то же время развитие строительной техники и налаженное производство оконного стекла делали возможным создание больших и светлых помещений, а роскошь светского уклада жизни высших слоев общества способствовала появлению в убранстве гражданских и культовых построек пышной, парадной декоративности. Эти новые веяния находят свое п...

52. Троицкий собор (1422—1423)

Нет возможности определить, труд скольких мастеров вложен в эту великолепную работу; известно, однако, что четырнадцать самых искусных из них были щедро награждены, а рака передана в монастырь в 1585 году (через год после смерти Грозного), уже от имени царя Федора и царицы Ирины «с молением о чадородии». Мы не знаем, каким был первоначальный пол Троицкого собора, но в XVI веке его выстлали тонкими плитами дикого камня большого размера. Павел Алеппский...

53. Музей-заповедник: Живопись троицких мастеров XVI века

Одно из легендарных событий жизни Сергия Радонежского запечатлено на фоне интересных архитектурных сооружений, фигуры действующих персонажей — удлиненных пропорций. Мастеру удалось передать в иконе настроение тихой созерцательности и спокойствия. Икона «Спас». XVIв. Другое свое произведение — «Сергий в житии» Евстафий Головкин написал три года спустя, в 1591 году. На окладе иконы выгравирована интересная надпись, сообщающая, что автор создавал икону с молением «о государе царе великом князе Федоре Иоановиче и о его благоверной царице великой княгине Ирине и о их царском многолетнем здравии и о их царском благородном чадороди...

54. Предтеченский корпус (XVII в.)

Чувство живописности, никогда не оставлявшее русских зодчих, в это время проявляется с особой силой. Нам неизвестны имена мастеров, работавших тогда в Троицком монастыре, но это были, несомненно, высокоталантливые зодчие — не ограничиваясь повторением старых форм, они смело и успешно искали новые пути в архитектуре и достигали поразительных результатов. ...

55. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века

новый каменный город впредь строить таким образом, как у Троице в Сергие-вом монастыре город строен», и высылали туда своих мастеров «для досмотру городового каменного дела да железных решеток на пример». Тот же Павел Алеппский свидетельствует, что царь Алексей Михайлович «всю душу положил» на построение Саввино-С...

56. Музей-заповедник: Древнерусская живопись XIV—XVII веков

XIV век Многие памятники древнерусского искусства — своеобразные исторические документы, сообщающие нам имена мастеров, владельцев-вкладчиков, дату выполнения произведения, причину его вклада в монастырь. Вкладчиками в Троицкий монастырь были цари, великие и удельные князья, бояре, духовенство, торговые и служилые люди. Наряду с земельными владениями и деньг...

57. Музей-заповедник: Лаковая роспись

В мелких изделиях применяется изящная, требующая большого мастерства роспись под «шотландку» с узором из тоненьких косых полос, имитирующих клетчатые ткани. Иногда эти изделия украшаются миниатюрным металлическим узором, называемым сканью. Разнообразная тематика произведений отмечена реалистическим подходом к решению сюжетов, имеет четкое и ясное композиционное построение с небольшим количеством фигур. М. П. Савельев. Поднос «Салют». Село Жостово, Московская область Большой интерес представляют работы других центров лаковой м...

58. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (2)

Возможно, над ней работали местные мастера. Два угловых западных зала — столовая и спальня дочери Петра Великого императрицы Елизаветы — декорированы мастером Гофинтендантской конторы Михаилом Зиминым. Участники XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов на экскурсии в Церковно-археологическом кабинете, 30 июля 1985 года Макет-реконструкция Царских Чертогов Лавры в XVII веке До нашего времени сохранились в обоих покоях уникальные изразцовые печи...

59. Музей-заповедник: Лицевое шитье

Изящество удлиненных пропорций, тонкость исполнения, особенно лика, где вышивальщицы как бы передали характерную для мастеров дионисиевского круга плавкость письма, изысканная цветовая гамма одежд, шитых синим шелком, серебром и золотом, в превосходном сочетании с нарядным фоном темно-брусничного шелка — все говорит о большом вкусе и таланте исполнителей. Не только своими высокими х...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................