Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

крест

 

Икона святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. XVI в. ЦАК МДА.

Икона святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. XVI в. ЦАК МДА.

Икона «Снятие со Креста» из иконостаса Троицкого собора

Икона «Снятие со Креста» из иконостаса Троицкого собора

Воздвижение креста. Икона. XVI век

Воздвижение креста. Икона. XVI век

Крест-мощевник «Крест» на Голгофе» Конец XVI в. 15,5х10,8х1,5 см. ЗГИХМЗ, № 308.

Крест-мощевник «Крест» на Голгофе» Конец XVI в. 15,5х10,8х1,5 см. ЗГИХМЗ, № 308.

Икона святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Московских писем, 2-я пол. XVI в.

Икона святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Московских писем, 2-я пол. XVI в.

Деревянный резной крест, XVII в.

Деревянный резной крест, XVII в.

Крест белокаменный с надписью из села Воздвиженского. 1694 г.

Крест белокаменный с надписью из села Воздвиженского. 1694 г.

Семен Золотилов. Крест-мощевик. XIV век

Семен Золотилов. Крест-мощевик. XIV век

Крест-мощевик. Вклад Марфы Владимировны Старицкой XVI в. 15,5x9x1,6 см. ЗГИХМЗ, № 180.

Крест-мощевик. Вклад Марфы Владимировны Старицкой XVI в. 15,5x9x1,6 см. ЗГИХМЗ, № 180.

Напрестольный крест, XVIII в.

Напрестольный крест, XVIII в.

Крест, XVI в.

Крест, XVI в.

Крестный ход у Троицкого собора перед Пасхальной заутреней.

Крестный ход у Троицкого собора перед Пасхальной заутреней.

Крест-мощевик

Крест-мощевик

Запрестольный крест работы Преподобного Амвросия

Запрестольный крест работы Преподобного Амвросия

Крест-мощевик Патриарха Филофея.

Крест-мощевик Патриарха Филофея.

Нагрудная икона-складень «У Креста». На створках триптиха — праздники.

Нагрудная икона-складень «У Креста». На створках триптиха — праздники.

Крест запрестольный работы Преподобного Амвросия, Троицкого резчика.

Крест запрестольный работы Преподобного Амвросия, Троицкого резчика.

Послы Патриарха Филофея вручают крест Преподобному Сергию.

Послы Патриарха Филофея вручают крест Преподобному Сергию.

1. Город и монастырь после 1917 года

Было раскрыто тайное общество, занимавшееся агитацией крестьян против Советской власти, в лаврских магазинах обнаружены антисоветские листовки, а в принадлежавшем лавре Гефсиманском скиту (2 км от города) — склад оружия. Активной формой саботажа стали поджоги при национализации имущества — так, одна за другой загорались лавки в старых торговых рядах и вдоль крепостных стен; горели склады под Пятницкой башней, откуда огонь перекинулся на кровлю монастырской ограды и башню Святых ворот; подожжен был клуб, устрое...

2. Музей-заповедник: Серебряные изделия

Превосходно выполнены в технике скани с зернью оправа резного деревянного креста, кадильница и оклад иконы «Богоматерь Смоленская». Нередко в технике скани в сочетании с зернью выполнялись и кожухи, куда вставлялись чаши. Матовый сканый узор контрастировал с блестящей полированной поверхностью металлической чаши. Часто мастеров увлекали чисто технические возможности. С разв...

3. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (3)

Здесь находили помощь бедные странники и окрестные жители, получали приют и пищу нищие. В тяжкую пору смуты и лихолетья Лавра явила пример христианского братолюбия, призрев в своих стенах людей, обездоленных и разоренных польско-литовским нашествием. Пережив шестнадцатимесячную осаду, она не только продолжала кормить и ...

4. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (5)

В Описи 1641 года о ней говорится на лл. 24 — 25. Крест запрестольный работы Преподобного Амвросия, Троицкого резчика. XV в. 159x73 см, 5x9x3 см; размеры костяных вкладышей: 5,5x5,5 см; размер распятия: 25,5x21 см. ЗГИХМЗ, № 2389. В Описи 1649 года упоминается на л. 69. Кадило...

5. Основание монастыря. XIV век

Благодаря поддержке московских князей и обладая выдающимися личными качествами («крепкий душою», «могутный за два человека», «мало же словесы глаголавша, вящая же делы учаша», — говорят о нем современники), Сергий Радонежский скоро приобрел исключительный авторитет: он становится духовным советником великого князя Дмитрия Ивановича, крестит его сыновей, участвует в государственных делах, константинопольский патриарх шлет ему свои грамоты и подарки. Летописи рассказывают, как московские князья не один раз призывали игумена прославленного монастыря для решения сложных междоусобных разногласий и он только силой своего морального авторитета неизменно подчинял строптивых князей «голосу Москвы». Так, например, в 1365 году он закрывает все церкви Нижнего Новгорода, а на непослушного...

6. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (6)

Перед исповедением веры во Христа молящиеся выражают свою жертвенную любовь святым лобзанием и заверением друг друга: «Христос поспели нас». Икона «Снятие со Креста» из иконостаса Троицкого собора, письма Преподобного Даниила Черного (?). 20-е годы XV в. Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несот...

7. Пятницкая и Введенская церкви (1547 г.)

Так, по «ряду» с монастырем крестьянин Гавриил Федоров в 1740 году разобрал в церкви два столба, переделал своды и поставил на них новую декоративную главу, «образцом и мерою» как в церкви Иоанна Предтечи, «что у Барваринских ворот в Москве»; кроме того, он растесал «на запад три окна ...

8. Троицкий собор (1422—1423)

Троицкий собор (1422—1423 гг.) 1 2 По христианскому учению, Христос как «сын человеческий» умер на кресте и возродился (или воскрес) уже в новой сути — как «сын божий», после чего стал царем и судией небесным. Об этом повествуют иконы второго яруса — деисусного чина (деисус — моление). В центре этого ряда расположена икона «Спас в силах», где Христос торжественно восседает на троне в окружении небесных сил — херувимов и серафимов. По обе стороны от него находятся вели...

9. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (2)

8663), л. 211. Запрестольный крест работы Преподобного Амвросия, Троицкого резчика. Оборотная сторона. ЗГИХМЗ, № 2389. Покров с гробницы Преподобного Никона. ЗГИХМЗ, № 2418. Колокол Никона Чудотворца. В XVI веке в монастыре были построены здания, которые получили окончательное архитектурное завершение в последующих веках: Предте-ченский корпус келлий (XVI — XVII), Митрополичьи покои (XVI—XVIII), Инспекторский корпус келлий (XV...

10. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (2)

В дни престольных праздников иноки Обители обходят Успенский собор крестным ходом при покаянном возношении литийных прошений и молитв. В другие праздники и за воскресными всенощными бдениями лития совершается в западном притворе храма. «Мы молимся как бы пред вратами Небесными... подобно Адаму, мытарю, блудному сыну... В литии церковь исходи! из своей облагодатствованной среды во внешний мир — в собственном смысле, или же в притвор, как час...

11. Загорск, Сергиев Посад. История, современность, события, люди. Историко-культурный и краеведческий городской портал

Благодаря такой могущественной поддержке, а также предприимчивости самих монахов богатство монастыря со временем достигло колоссальных размеров: его многочисленные вотчины, угодья и промыслы распространились по всей стране, тысячи крепостных крестьян распахивали его земли, платили ему оброк или работали на него «всякое изделие». Троицкий монастырь вел собственное летописание, здесь собирались рукописи и книги, были свои школы иконописи и «книжного письма»; в монастыре жили и работали многие известные писатели и ученые Древней Руси, здесь начинал свой творческий путь Андрей Рублев, резал свои миниатюры его современник, мастер-ювелир Амв...

12. Музей-заповедник: Предметы быта

Конец XIX в. Важную роль в крестьянском быту играла солоница. В Ярославской области ее резали в форме кресла, грани покрывали пышным геометрическим орнаментом, исполненным техникой трехгранно-выемчатой резьбы. На Севере солоницу делали в виде утицы; иногда спинка была съемной и служила крышкой. Издавна солоница-утица украшала свадебный стол, так как ее считали символ...

13. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (3)

1692 — Патриарх Адриан дал благословение на создание надвратного храма в честь Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна на месте прежнего храма во имя Преподобного Сергия. Освящен 18 июля 1699 года. 1701 — Местоблюститель Патриаршего престола Митрополит Рязанский Стефан Яворский усвоил архимандритам Троицкого монастыря нашитие на мантию изображений Препод...

14. История Загорска. История Сергиева-Посада

При этом церковь, поддерживавшая крепнущую власть Московской великокняжеской династии, использовала эту ситуацию для упрочения своего экономического и политического могущества. Крест белокаменный с надписью из села Воздвиженского. 1694 г. В этой обстановке и основывается Троицкий монастырь монахом Сергием (в миру Варфоломей), сыном ростовского боярина Кирилла, получившим прозвище Радонежского по названию того удельного княжества, на земле которого был поставлен монастырь. Центром удельного княжества был город Радонеж (ныне село Городок, в 12 километрах от Загорска). Сергий сразу же выступил активным сторонником политики московских великих княз...

15. Посадские церкви

Трапезная имеет в плане сложную форму трехконечного креста, также со скосами на всех шести углах. Интерьер трапезной выглядит необычно из-за причудливой игры линий пересекающихся сводов, поддерживаемых восемью свободно расположенными опорами. У западного фасада трапезной можно видеть основания четырех пилонов, состоящих из мощных пучков парных пилястр,— это все, что осталось от бывшей здесь прежде колокольни. Церковь Воскресения Христа...

16. Музей-заповедник: Живопись XVI века

Таковаикона «Воздвижение креста».Она происходит из церкви села Воздвиженского, что находится недалеко от Троицкого монастыря и где был расположен путевой дворец московских государей. Икона двухчастная. Основное внимание уделено верхней части, где запечатлено христианское предание о торжественном воздвижении креста на площади перед Софийским собором в городе Константинополе. Все произведение крас...

17. Музей-заповедник: Прялки и донца

Он шел по балкам и столбам полатей, украшал полочки для икон. Такой интерьер крестьянской избы выглядел весело, нарядно, празднично. ...

18. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (5)

Тропарь, глас 2: Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече, показал бо ся есй воистйнну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился есй Проповеданнаго. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил есй и сущим во аде Бога явльшагося плотию, взёмлющаго грех мира, и подающаго нам вёлию милость. Воплощение этой идеи происходит за Божественной литургией в таинстве Евхаристии (Благодарения); в Евхаристии ...

19. Монастырь-крепость и посад в XVI веке

Строительство оборонительных сооружений Троицкого монастыря, начатое в 1540 году, продолжалось десять лет; для их сооружения было привлечено население подмонастырских слобод и ряда окрестных уездов. Специальная царская грамота предоставляла троицким властям право «на монастырскую ограду и на иной монастырьской обиход на каменное дело на всякое, известной камень калоти и жечи, и...

20. Троицкий собор (1422—1423)

Западный портал Интерьер Интерьер Интерьер В 1408 году при преемнике Сергия — Никоне деревянный монастырь был дотла сожжен татарским ханом Едигеем, предпринявшим очередной опустошительный поход на Москву и ее окрестности. Восстановленный после пожара монастырь сохранил прежнюю планировку. Вокруг новой церкви и трапезной «четверообразно» располагались кельи, окруженные оградой с башнями, над главным входом ...

21. Монастырь и посад в XVIII веке

Казенная палата, однако, долго отказывалась утвердить такой неравный обмен, считая его незаконным; только после трех весьма настойчивых предписаний генерал-губернатора и представления лаврой «мирского приговора» от клементьев-ских крестьян о том, что они «добровольно» уступают земли в пользу монастыря и «споров никаких чинить не будут», этот обмен получил официальное оформление. Была удовлетворена также просьба митрополита об оставлении в ведении лавры Красногорской площади. Генерал-губернат...

22. Пятницкая башня

Они сильно выступали вперед за линию стен, что обеспечивало ведение перекрестного и флангового огня. Для укрепления обороноспособности монастыря в оврагах, окружавших его с трех сторон, были устроены запруды, а с южной стороны вырыт большой пруд. Таким образом, к середине XVI века монаст...

23. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (4)

Узкие, едва заметные в чаще леса тропинки, соединявшие монастырь с первыми поселениями вокруг него, со временем превратились в широкие дороги, проторенные жителями окрестных деревень и слобод и многочисленными паломниками. Жизнь и судьба их во многом определялись тесной связью с Обителью, являвшейся своеобразной школой. Со временем иконопись, ювелирное дело и особенно резьба по дереву становятся вторым занятием крестьян. «Здесь не только соха и коса, топор и пила, но и станок тока...

24. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (4)

В праздник Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября), Великим Постом в Неделю 3-ю, Крестопоклонную, и 1/14 августа — в день Происхождения (явления) Честных Древ, в который совершилось Крещение Руси в 988 году, святой крест ежегодно износится для поклонения народу в соответствии с особыми указаниями Устава Троице-Сергиевой Лавры, сообразно практике всей Русской Церкви. Приидите вернии, Животворящему Дре...

25. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (7)

Божественный бо огнь ходя во святом жрътвенику осеняше престол окружая окрест святыя трапезы, последи же святаго трижды окру-жившю, яко мнетися во оном огню от главы и до ногу быти. И внегда хотяше святый причаститися, той огнь свится якоже некая Божественая плащаница, и вниде во святый потыр. И тако святый тем причастися, тъй Симон дивляшеся и неизреченному оному видению, и трепеташе от страха. Егдаже преподобный изыде от свята...

26. Музей-заповедник: Лицевое шитье

Композиция произведения напоминает житийную икону: в центре — крест, а вокруг голубовато-зеленоватая кайма, где вышиты изображения святых и праздников. Подбор их имел совершенно определенный политический смысл — моление о покровительстве великому князю и его наследнику от Софьи Палеолог, прославление памятных событий в их жизни. Языком религиозных символов пелена свидетельствовала о торжестве Софьи Палеолог и ее сына Василия III по случаю победы в борьбе за престол над наследником от первого ...

27. Художественно-педагогический музей игрушки

В музее имеются матрешки — витязи, бояре, воины, крестьяне, а также матрешки на мотивы литературных произведений и юбилейных дат. Уже на рубеже веков Сергиевская матрешка завоевала славу одного из лучших русских сувениров и удерживает ее до сих пор. Широкую известность приобрели также резные изделия мастеров из деревни Богородской, что находится недалеко от Троицкого монастыря. Более трех веков делают здесь игрушки и мелкую скульптуру из ...

28. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (2)

Крест, XVI в. Деревянный резной крест, XVII в. Напрестольный крест, XVIII в. Острожская Библия, 1581 г. Праотец Ной с сыновьями, XVIII в. Богоматерь с Младенцем. Эскиз В. М. Васнецова к росписи алтарной апсиды Владимирского собора в Киеве В. И. Суриков. Исцеление слепорожденного К. В. Лебедев. Рождество Христово (акварель) М. В. Нестеров. Страстная седмица М. В. Нестеров. Христос благословляет отрока Варфоломея (Преподобного Сергия Радонежского) 1 сентября 1985 года....

29. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (7)

Егда же напоследи приспе князь Дмитрий и Козма, вземше у архимандрита благословение, поидоша в путь свой, архимандриту ж вслед их еще крестом осеняющу, и внезапу ветр встрешный применився и потягая в тыл воинским людем от обители Святыя Троицы, яко от самого чюдотворца Сергиева гроба. И бысть веселие и радость ратным людем, яко обнадежени...

30. Трапезная с церковью Сергия (1686—1692 гг.)

Двускатная кровля по металлическим стропилам устроена над Трапезной после пожара 1746 года и представляет значительный интерес: выполнил ее артиллерийский кузнец В. Крестовщиков по чертежам архитектора И. Жукова «искуснейшим образом, ибо она поддерживается одним равновесием, через уменьшение у одной части через другую тяжести». Вся нагрузка кровли передается на стены, нигде не касаясь свода. ...

31. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (1)

Послы Патриарха Филофея вручают крест Преподобному Сергию. Житие Преподобного Сергия в составе Лицевого Летописного свода. БАН, 31.7.30 — 2, л. 431 Начало Благовещенской обители на р. Киржаче. Моление Преподобного Сергия Радонежского. Икона из Стефано-Махрищского монастыря. ГИМ 1314 — В селе Варницы под Ростовом Великим в семье ростовских бояр Кирилла и Марии родился второй сын — Варфоломей — будущий основатель ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ. 13...

32. Музей-заповедник: Вышивка

Особенно высокими художественными достоинствами отличается тончайший ажур белой сновочной строчки, которой в совершенстве владеют мастерицы фабрики «Крестецкая строчка» Новгородской области. С большим искусством используются здесь миниатюрные разработки рассыпного гипюра, представляющие сочетания насновки и настила. Из легкой паутинки ажурных переплетений составляется богатое узорочье одежд женских фигур в оригинальной композиции «Ансамбль «Березка» А. И. Кислиной....

33. Музей-заповедник: Домовая резьба по дереву

Резчик он был известный в округе, и его деревянные человечки, добродушные звери радовали крестьян своим необычным видом. Савинов умел подмечать в любом персонаже основное, это давало ему возможность добиться предельной выразительности своих скульптур. Ярко проявилась народная выдумка в произведении «Медведь-улей». Мастер из единого куска дерева вырубил фигуру медведя, почти сохранив объем кр...

34. Духовская церковь (1476-1477 гг.)

В древности Духовская церковь использовалась и как дозорная вышка, откуда велось наблюдение за прилегающими окрестностями. Об опасности извещали звоном сполошного колокола. В XVI веке к церкви пристроили колокольню, которую в XVIII веке разобрали. В середине XVII века у северной стены церкви был пристроен придел над гробом Максима Грека. В XVIII веке у западной стены появилась паперть, позакомарную кро...

35. Город и монастырь в XIX - начале XX века

(Несмотря на произведенный обмен, земля эта, как и Красногорская площадь, фактически продолжала оставаться в полном распоряжении лавры.) Поскольку крестьяне отказывались переселяться на новое место жительства в район села Благовещенского, им для строительства домов отводятся шесть кварталов на северной окраине города. Таким образом, к 1803 году архитектурное решение плана Сергиевского Посада получило свое окончательное завершение. Но реконструкция города широко развернулась только после победоносного окончания Отечественной войны 1812 года, когда наряду с мероприя...

36. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (1)

Так, изображением крестного знамения выражается вера в силу воплощения и спасительных Крестных страданий и смерти Иисуса Христа. Сложением трех первых перстов воедино свидетельствуется вера в Пресвятую Троицу, другие два перста выражают веру в Божественное и человеческое достоинство Христа Спасителя. Или: возношением фимиама при каждении указу-ем на святых, изображенных на иконах, и свят...

37. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века

Узнав о подкопе под угловую Пятницкую башню, защитники крепости сделали напротив нее со стороны монастыря вторую деревянную стену, а затем организовали дерзкую вылазку, во время которой клементьевские крестьяне Никон Шилов и Петр Слота ценою своей жизни взорвали подкоп («ту же в подкопе сгореша»). От скученности, недостатка свежей воды и продуктов в крепости началось «моровое поветрие». Дочь Бориса Годунова, Ксения, находившаяся в те дни в монастыре, писала в Москву, что «на всякий день хоронят мертвых человек по двадцати и по тр...

38. Историко-художественный музей-заповедник

Возведение такого дополнительного архитектурного объема позволило использовать здание церкви, бывшее в то время наиболее высокой постройкой, и как смотровую вышку для наблюдения за окрестностями монастыря и предупреждения о появлении неприятеля. Мастерская Строгановых. Покров с изображением Александра Невского. Первая половина XVII века Оклад на надгробную икону Сергия Радонежского для раки в Троицком соборе. Конец XVI века XVI век вписал новую страницу в историю сложения архитектурного ансамбля Троицкого монастыря. Именно в это время закладывается основа для превращения его в...

39. Уточья башня

Грани следующего, небольшого по высоте восьмерика имеют сквозные проемы — окна или в виде круга, обрамленного кольцом модульонов, или в виде фигурного криволинейного креста, врезанного в массив белокаменной вставки; углы граней восьмерика подчеркнуты вкраплениями блоков белого камня. Выше, над сильно развитым многопрофильным карнизом с кронштейнами, размещается открытая обходная галерея с белокаменной балюстрадой и высокими столбами по углам; от столбов перекинуты арки к находящимся в глубине надстройки пилонам, которые служат опорой для вышер...

40. Успенский собор (1559—1585 гг.)

Сафонов только «поправил» живопись на сводах глав, где были протечки в местах крепления крестов (1858), а затем «поновил» некоторые участки на стенах и сводах, введя при этом позолоту (1866). В связи с работами по конструктивному креплению основания центрального барабана были сделаны копии в цвете с изображений на барабане, ...

41. Музей-заповедник: Древнерусская живопись XIV—XVII веков

Тонкий слой олифы, покрывавший сверху все изображение, усиливал их цветовое звучание, делая его интенсивным и насыщенным. Семен Золотилов. Крест-мощевик. XIV век Русская иконопись — явление глубоко самобытное. Пришедшая на Русь вместе с принятием христианства из Византии, она испытала на себе огромное воздействие народной культуры. Многие ее образы и сюжеты, возникшие на византийской почве, на Руси получили иную трактовку, иное содержание, близкое и понятное русскому человеку. Каменная иконка «Борис и Глеб». Первая половина XIVв. Рязань Каменная иконка«Георгий По...

42. История Загорска. История Сергиева-Посада

А в 1756 году в Присецкой волости Бежецкого уезда восстало около 5 тысяч монастырских крестьян. Все это заставило правительство предпринять решительный шаг. И в феврале 1764 года был издан специальный манифест о полной секуляризации церковных, в том числе и монастырских, земель. По этому указу все церковные земли перешли в собственность государства, а крестьяне были переданы в ведомство коллегии экономии. От Троице-Сергиева монастыря государству отошло 214 тысяч десятин земли и свыше 106 тысяч крестьян...

43. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (3)

Поэтому воспевается песнь Христу Богу, славно явившему Крест древле, но более прославившему его в Новом Завете: Крест начертав Моисей впрямо жезлом, Чермное пресече Израилю пешеходящу, тойже обратно фараоновым колесницам ударив совокупи, вопреки написав непобедимое оружие: тем Христу поим Богу нашему: яко прославися (канон 8-го гласа на Воздвижение Креста Господня составил святой Косма Маюмский) [18, с. 126]. Иноки и умельцы из мирян много сил и таланта отдали воспроизведению Креста из дерева, металла, камня. Нередко они украшали свое рукоделие драгоценными камнями, вкладывая в н...

44. Историко-художественный музей-заповедник

Немаловажную роль в работе музея играют и другие его отделы: исторический, ведущий исследовательскую работу, связанную со многими аспектами истории Троице-Сергиева монастыря и города; архитектурный, изучающий памятники архитектуры Лавры и ее окрестностей; отдел научной пропаганды, занимающийся экскурсионно-массовой и лекционной работой. Огромная популярность Загорского музея, широкая известность, которой пользуются его коллекции у нас в стране и за рубежом, выдвинули его в число ведущих музеев СССР. С 1975 года он стал методическим центром художественных музеев северной зоны РСФСР. Книги отзывов музея содержат записи многих выдающихся деятелей отече...

45. Музей-заповедник: Графика

Она служила и целям пропаганды важных государственных мероприятий, и могла быть украшением скромного крестьянского жилища. Предметом ее изображения были военно-исторические события, петровские морские баталии, портреты реальных и вымышленных лиц, сказочные сюжеты. Гравюра служила также целям популяризации и распространения различных знаний и сведений в области естественных наук, отечественной и зарубежной истории и т. д. И.Ф.Зубов. Сергий и Никон. Гравюра. Первая половина XVIII ве...

46. Музей-заповедник: Жемчужное шитье

Вдоль всего полотнища епитрахили дан ритмичный узор из трех параллельных извивающихся полос, изображающих широкие стилизованные листья и цветы, и между ними — повторяющиеся изображения креста. Крест удачно использован мастерами и в качестве декоративного мотива. Стихарь. Вторая половина XVII — начало XVIII века. Вклад Анны Иоанновны Фелонь. XVIII век. Вклад Екатерины II В отличие от спокойно текущего узора епитрахили в набедреннике (вклад Екатерины II) все линии как бы извиваются и узор словно пульсирует на поверхности ткани. С изысканной роскошью шита фелонь, также вложенная Екатериной II...

47. Колокольня (1741-1769 гг.)

Точный промер ее высоты, сделанный по специальному запросу митрополита, удовлетворил самые честолюбивые желания лавры: вместе с куполом и крестом высота колокольни составила 88,04 м (41 сажень и один аршин), что на 11 м превышало звонницу Ново-Девичьего монастыря и на 6 м столп Ивана Великого в Московском Кремле. Заметим, что все высокие постройки монастыря (Трапезная церковь Сергия, надвратная церковь Иоанна Предтечи и башни) не превышают и половины высоты колокольни, и только один Успенский собор благод...

48. Музей-заповедник: Золотое и серебряное дело

Редкой красотой отличается золотой крест, выполненный мастером Андреем Маловым. В его декоре сочетаются искусная чеканка, изящные золотые дробницы с черневыми изображениями, разноцветные драгоценные камни и жемчуг. Русская церковная и светская утварь XVII века по-прежнему сохраняет спокойные, простые формы, всегда отвечающие прямому назначению предмета. Но по сравнению с предшествующим столетием декоративное убранство их богаче. Нередко вся поверхность изделий украшена густым чеканным или гравированны...

49. Памятники монастырского некрополя XV—XVIII веков

Этот крест был поставлен на могиле монастырских крестьян села Благовещенского, «убитых... у монастырского сена на пустоши в овсяниках». Итак, каждое надгробие в музее дополняет уже имеющиеся сведения по истории Троице-Сергиева монастыря, являясь в то же время ценным памятником эпиграфики и художественной резьбы по камню. ...

50. Музей-заповедник: Резная кость

Народное искусство оказывало и оказывает огромное воздействие на развитие русской художественной культуры. Лучшие памятники крестьянского искусства свидетельствуют о большой одаренности народа. Современные художники-прикладники стремятся овладевать высоким мастерством русского народного искусства и развивать его лучшие традиции в на шем современном декоративно-прикладном искусстве. ...

51. Музей-заповедник: Мелкая пластика

При внимательном рассмотрении можно заметить, что мастерство исполнения миниатюр далеко не одинаково. Видимо, в создании креста принимал участие не один мастер. Искусство резьбы по дереву и кости, доведенное Амвросием до совершенства, продолжало существовать в монастыре и в последующие века. Во многих произведениях конца XV — начала XVI века прослеж...

52. Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)

Их северный фасад очень наряден, на ярком фоне стен выразительны белые лепные украшения — крестообразные филенки, оконные обрамления, скульптурные венки. Над дверью, выходящей на балкон, изображены регалии митрополита. На остальных трех фасадах здания сохранился фриз из рельефных полихромных изразцов XVII века. Митрополичьи покои имеют в основном тот вид, который был им придан в конце XVIII века. Здание предн...

53. Надкладезная часовня (конец XVII в.)

При относительно небольших размерах (6X6 м в плане и 21 м в высоту с крестом) часовня Успенского колодца поражает изяществом пропорций и изысканностью своих форм. Кажется, будто строители после долгого и серьезного труда по возведению огромных зданий Трапезной и Чертогов как бы дали волю своему чувству и любовно вылепили эту игрушку, накинув на нее многоцветный кружевной покров из искусной каменной резьбы. Белокаменные витые колонки с причудливыми спле...

54. Троице-Сергиева Лавра. Обеты монашества

Рече Господь: иже любит отца, или матерь паче Мене, несть Мене достоин: и иже любит сына, или дщерь паче Мене, несть Мене достоин. И иже не приимет креста своего, и вслед Мене грядет, несть Мене достоин. Приидите ко Мне, ecu труждающиися и обремененнии, и Ач упокою вы. Возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирён сердцем: и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф. 10, 37—38: 11, 28 — 30). ...

55. Монастырь и слободы в XV веке

Здесь, у гроба Сергия, торжественным «крестоцеловани-ем» скрепляли они договоры и союзы, совершали молебны перед военными походами и по окончании их. Под сводами собора состоялось клятвенное примирение великого князя Василия II с двоюродным братом Дмитрием Шемякой (1442), что не помешало, однако, последнему четыре года спустя здесь же, в соборе, схватить князя, а затем и ослепить его. Главный собор монастыря долгое время служил крещальней для наследников московского престола; в нем крестили Василия III (1479), ег...

56. Историко-художественный музей-заповедник

Но уже во второй половине XVIII столетия обстановка в стране изменяется. Крестьянские волнения и необходимость раздачи земель дворянам заставили царское правительство в 1764 году издать манифест о полной секуляризации церковных земель. Все земли Троице-Сергиевой лавры и монастырские крестьяне были переданы в ведение Коллегии экономии. Однако, возмещая эти существенные для лавры убытки, государство определило монастырю солидную компенсацию. В 1782 году вокруг монастыря из су...

57. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (6)

Нагрудная икона-складень «У Креста». На створках триптиха — праздники. 1456 г., работа Преподобного Амвросия, Троицкого резчика. Из орехового дерева в золотой сканной оправе. Вкладыш правой створки не сохранился. На боковых сторонах золотой оправы — запись вязью: «В лето 6964 (1456) сиа (и)кона делана в Сергееве монастыре при бл(а)говернем великом князе Василии Васильевич повелением игумена...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................