Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

киот

 

1. Красная башня

1956 Несмотря на свое важное для обороны местоположение, Красная башня и после надстройки в XVII веке оставалась самой низкой среди всех других башен монастыря и отличалась предельно скромным оформлением: только скупые тяги, украшавшие крепостные стены, переходили на ее фасады, да традиционный киот с иконой отмечал арку входных ворот. При этом основным архитектурным акцентом, подчеркивающим главный вход, являлась не сама башня, а нарядная пятиглавая надвратная церковь Иоанна Предтечи, ра...

2. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (5)

Но и в этих традиционных формах проявляются самобытные черты духовной культуры Троице-Сергиевой Лавры, ставшей своеобразным историческим звеном в развитии шитья (облачения, покровы, пелены, плащаницы), литья (потиры, напрестольные кресты, оклады, образа), резьбы и других видов церковного искусства. В иконостасах и киотах удивительно тонко раскрыта тема «лозы», восходящая к Евангельской теме. «Я есмь истинная виноградная лоза, и Отец Мой — Виноградарь.— Свидетельствует Христос Спаситель.— Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто С глубоким внутренним трепетом перед величием церковных Таинств, установленных Богом на земле, приступают к Божественной службе иноки, носящие...

3. Часовня Пятницкого колодца

Входной портал украшен колонками и киотом с пышными волютами по сторонам. Часовня Пятницкого колодца отличается оригинальностью композиции и совершенством архитектурных форм. Она играет заметную роль в общей панораме монастырского ансамбля, открывающейся с высокой насыпи дороги, идущей на юго-восток, Особенно эффектно выглядит часовня в солнечные дни, когда ярко сияет городчатый лемех деревянной кровли, а фигурный тес ее по-лицы отбрасывает узорчатую тень на белые стены здания. Группа церквей на Подоле ...

4. Музей-заповедник: Живопись конца XVI - начала XVI века

Свидетельством высокого мастерства столичных иконописцев являются иконы «Никола» и «Иоанн Предтеча — ангел пустыни», бывшие, возможно, створками какого-то киота. В стройных пропорциях изображений еще чувствуется прошлая величавость, они интересны по колориту, особенно фигура Иоанна Предтечи. Но образам их недостает глубокого внутреннего содержания, их отличает некоторая застылость и сухость. Складень-иконостас. Первая треть XVIIв. Фрагмент Второе направление в живописи этого времени связано с именами богатейших сольвычегодских купцов и известных меценатов Строгановых, явившихся основными заказчик...

5. Троицкий собор (1422—1423)

Следы фресковой живописи в нише киота дают основание полагать, что тут размещалась икона, и вероятнее всего — «Троица», которой посвящен не только храм, но и весь монастырь. (К сожалению, теперь собор почти не виден с запада из-за пристроенной паперти (XVI в) и очень близко поставленной двухэтажной ризницы (1781). С северной стороны объем собора кажется несколько грузным и тяжеловесным. Отсюда можно проследить еще одну редкую особенность храма — несоо...

6. Троицкий собор (1422—1423)

Ее своды и стены в интерьере удачно расписаны «под старину» в 1950 году; тогда же был выполнен резной киот для иконы «Явление Сергию Божьей матери». При реставрации Троицкого собора в 1966 году кровля Серапионовой палатки была несколько понижена, чтобы хорошо был виден орнаментальный пояс, украшающий южную стену храма. ...

7. Сушильная башня

Павел Алеппский так описывает оба входа в крепость «Монастырь имеет двое ворот с восточной стороны, больших и великолепных; над одними стоит огромный киот, это святые ворота, которые постоянно заперты и открываются только когда приедет патриарх или царь, для его входа. Вторые ворота (Успенские.— В. Б.) назначены для народа и животных. Патриарх (антиохийский — В. Б.) по обыкновению вышел из кареты и пошел, из почтения, пешком по ...

8. Водяная башня

Рядом с Водяной башней из крепостной стены выступает прямоугольный объем с аркой, над которой виден небольшой киот для иконы — это так называемые Водяные ворота. До сооружения восьмигранной угловой башни здесь располагалась другая башня, с планом в виде буквы «П» и с воротами между двумя прямоугольными ризалитами; существующая ныне Водяная башня заняла место одного из этих ризалитов, а углубление между ними было выровнено прикладкой. Водяная угловая башня (XVII в.) с Водяными воротами (XVI в.; XVII в.) ...

9. Монастырь и слободы в XV веке

На фасаде поварни помещалась резанная из камня икона-киот «Богоматерь Одигитрия» (Загорский музей-заповедник). По характеру рисунка и манере исполнения она очень близка к скульптурному изображению Георгия Победоносца, выполненному Василием Ермолиным для Спасской башни Московского Кремля в 1464 году (ГТГ). После сооружения трапезной и поварни на центральной площади монастыря оставалось только одно деревянное здание — церковь Троицы, которая прежде стояла над гробом Сер...

10. Музей-заповедник: Изделия из металла

Мягкость олова давала возможность делать из него пластины со всевозможными растительными мотивами и обрамлять ими стенки деревянных ларцев, зеркала, иконные киоты, декорировать выносные церковные фонари и т. д. В отделе экспонируется трехстворчатое зеркало XVII века, украшенное узорчатым ажурным оловом, прорези которого покрывала яркая роспись и слюда...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................