2. Музей-заповедник: Живопись XVII века
В обоих произведениях чувствуется еще значительная зависимость от старых, канонических
образцов: изображения фронтальны, строго симметричны, трактовка одежд — плоскостная. Наиболее удачны здесь лики. И все же
это еще не «светловидные» лица: краски, что использует мастер в их письме,— это в основном традиционные краски иконописцев.
Несколько дальше в стремлении изобразить реального человека Симон Ушаков идет в иконе «Иоанн Богослов», созданной им в 1673
году. Фигура Иоанна Богослова написана поколенно, ей придан сложн...
4. Духовская церковь (1476-1477 гг.)
На примере Духовской церкви можно видеть, как псковские мастера, работая на московской земле, не повторили свои традиционные
каноны, а соорудили храм весьма близкий к московскому типу,
хотя и наделенный псковскими чертами. При этом следует отметить, что, как показали исследования, первоначальная высота обоих
памятников от земли до верха креста была одинакова — 17 саженей (30,2 м) 71. Вряд ли это случайно. Может быть, псковичам
было поставлено условие, чтобы их постройка не была выше главной святыни монастыря— Троицкого собора, подобно тому как позднее...
5. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (10)
Собор поручил Высшей Церковной власти Русской Православной Церкви продолжить усилия по воссоединению с Матерью-Церковью рассеянных
чад так называемой «Русской Православной Церкви за границей» (карловацкий раскол) и «Украинской Автокефальной Православной
Церкви за границей», с тем чтобы «осуществить в ближайшее время необходимые канонические
санкции по отношению к «отступническому сонмищу» (Журнал Московской Патриархии, 1971, № 6, с. 3—4, 68, 27). Особое значение
Собор придавал «усилению единства Святого Православия». Было вынесено одобрение деятельности Святейшего Патриарха Алексия
и Священного Синода Русской Православной Церкви во взаимоотношениях с неправославными христианскими Церквами и исповеданиями,
в связи с общим стремлением к еди...
7. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (7)
Монашеское чествование Матери Божией в Лавре соединено с воспоминанием Ее явления с Апостолами Петром и Иоанном Преподобному
Сергию во время Рождественского поста, когда после чтения Преподобным Сергием благодарственного канона с акафистом Она произнесла: «Не бойся, избраннице Мой! Я пришла посетить тебя. Молитва твоя
об учениках твоих, о которых ты молишься, услышана, и об Обители своей не тужи более: отныне она оубет всем изобиловать,
и не только пока ты находишься в этой жизни, но и по отшествии т...
11. Колокольня (1741-1769 гг.)
В настоящее время трудно представить панораму Троице-Сергиева монастыря без его великолепной колокольни — в ней, словно в
фокусе, сошлись все основные архитектурные линии, намечаемые многими поколениями зодчих в разные времена и эпохи. Строя колокольню
по канонам классического ордера, отличного от свободной живописной
узорчатости русской архитектуры XVII века, талантливые архитекторы и в новых архитектурных формах успешно продолжили национальные
традиции высотных сооружений Древней Руси. Центричная композиция колокольни с четырьмя одинаково оформленными фасадами, рассчитанными
на восприятие со всех точек зрения, как...
12. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)
– Журнал Московской Патриархии, 1950, № 1, с. 21—24. 124. Канон
Преподобному отцу нашему Дионисию, архимандриту Сергеевы Лавры, Радонежскому Чудотворцу, с при совокуплением Жития его. 2-е
изд. М., 1855. 8, 99 с. На слав. яз. Содержание: Симон Азарьин. Житие и подвиги Преподобного отца нашего архимандрита Дионисия,
с. 1—38; Иван Наседка. О житии святого архимандрита Дионисия, с. 39—75; Грамоты к Дионисию и от него, с. 39—99. 125. Служба
Преподобному отцу нашему Дионисию, архимандриту Троице- Се...
13. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (1)
В воскресные и праздничные дни, когда совершаются всенощные бдения, иноки вычитывают келейно 9-й час, повечерие с канонами и полунощницу, присоединяя к ним канон с акафистом Иисусу Сладчайшему,
канон с акафистом Божией Матери, канон Ангелу Хранителю. Существенной частью литургической жизни Троице-Сергиевой Лавры является
пение, которое находится в ряду особых послушаний ее насельников. Ныне Лавра ос...
14. Троицкий собор (1422—1423)
Поэтому трудно допустить, чтобы строители Троицкого собора, зная, что украшать его фресками и иконами будет этот прославленный
иконописец, не посоветовались с ним, тем более что предполагали построить храм, значительно отличавшийся от существовавших
канонов. К тому же сооружение храма-мавзолея над гробом Сергия
само по себе должно было интересовать Рублева, который начинал свой монашеский путь иноком Троицкого монастыря и знал Сергия
лично. Тот факт, что лучшее произведение Андрея Рублева — его всемирно известная икона «Троица» — создана им «в похвалу»
Сергия для иконостаса Троицкого собора, в какой-то мере также может служить подтверждением правильности такого предположения.
Строгий облик древнего интерьер...
17. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (1)
— Журнал Московской Патриархии, 1980, № 1, с. 66—67. 36. Канон
Преподобному отцу нашему Дионисию, Архимандриту Сергиевы Лавры, Радонежскому чудотворцу, с присовокуплением Жития его. М.,
1834, 9 л., 172 с. Канон на слав, яз., Житие на рус. яз. 37. Успенский Н. Д. Образцы древнерусского певческого искусства.
2-е изд., доп. Л., 1971. Нас. 130—133 приведена расшифровка упомянутой стихиры. 38. Разумовский Д. ГВ.] Церковное пение...
20. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (4)
Все ветхозаветные преобразования и пророчества, положенные святыми вдохновенными песнотворцами в основу ирмосов и тропарей
девяти песней, исполнились на Приснодеве Марии. Девять песен канона
составляют тройственный образ Пребожественной Троицы. Церковь поет их каждый день. Святой Иоанн Дамаскин (VIII в.) создал
основной цикл Богослужебных канонов и записал открытое ему осьмогласие, ныне содержащееся в книге «Октоих» [20]. Завершается
Утреня Великим славословием, на пение которого оба клироса, по монастырскому обычаю, схо...
21. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (1)
В Академии наряду с поименованными предметами (отмеченными звездочкой) введены: Патрология, древнееврейский язык (факультативно,
как и другие древние языки), Византология, Церковная археология, История Древних Восточных (нехалкидонских) Церквей, Церковное
право (Каноника), История Поместных Православных Церквей,
Пастырское богословие, История Древней Церкви, Западные исповедания, Логика. Учились в прошлом и учатся теперь в Московских
Духовных школах и иностранные студенты, работают профессорские стипендиаты — посланцы братских Православных Церквей. Святейший
Патриарх Пимен— доктор богословия honoris causa, а также многие видные архипастыри и богословы избра...
22. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (3)
Возопи, прообразуя погребение тридневное, пророк Иона, в ките моляся: от тли избави мя, Иисусе, Царю сил (канон на Благовещение Пресвятой Богородицы) [18, с. 40]. Крест-мощевник «Крест» на Голгофе» Конец
XVI в. 15,5х10,8х1,5 см. ЗГИХМЗ, № 308. Наиболее полно смысл этого духовного состояния раскрыт в каноне Пятидесятницы: Нлавающаго
в молве житейских попечений, с кораблем потопляема грехи, и душетленному зверю приметаема, яко Иона, Христе, вопию ти: из
смертоносным глубины возведи мя. В тексте канона последовательно раскрывается пу...
23. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (2)
Затем благословенный хлеб раздробляется и раздается народу во время помазания елеем при чтении канона на Утрени. Слава в Вышних Богу, и на земле Мир, в человецех благоволение—этим хвалебным гимном
(Лк. 2, 14), которым Ангелы воспевали явление на земле Божественного Мира (Примирителя) [15, с. 62], начинается Утреня в
честь Святой Троицы. Гасятся светильники, храм погружается в б...
24. Пятницкая и Введенская церкви (1547 г.)
Не следует ли понимать слова — «зделана колокольница» как только что сделанная или построенная недавно? Зодчие, возводившие
обе церкви на Подоле, отошли от установившихся канонов и
по-новаторски решали их архитектуру. Так, Пятницкая церковь стала образцом того небольшого бесстолпного посадского храма
со своей трапезной и «колокольницей», который получил затем повсеместное распространение на Руси и, как правило, копировался
приходами Сергиевского Посада; башнеобразная Введенская церковь на подклете предвосхитила собой появление многих с...