Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

канон

 

1. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (3)

) с храмом Преподобного Никона Радонежского. 1548 год. Каноны Пресвятой Троице. Рукопись 1625 года. Принадлежала Преподобному Дионисию Радонежскому. ГБЛ, ф. 304/1 № 24. Фреска равноапостольного князя Владимира из Успенского собора. Трапезная с церковью Преподобного Сергия Радонежского. 1685—1692 годы. Церковь Преподобного Михея Радонежского. 1734 г. Тихвинская икона Божией Матери в Троицком соборе. Церковь в честь Смоленской иконы Божией ...

2. Музей-заповедник: Живопись XVII века

В обоих произведениях чувствуется еще значительная зависимость от старых, канонических образцов: изображения фронтальны, строго симметричны, трактовка одежд — плоскостная. Наиболее удачны здесь лики. И все же это еще не «светловидные» лица: краски, что использует мастер в их письме,— это в основном традиционные краски иконописцев. Несколько дальше в стремлении изобразить реального человека Симон Ушаков идет в иконе «Иоанн Богослов», созданной им в 1673 году. Фигура Иоанна Богослова написана поколенно, ей придан сложн...

3. Монастырь и слободы в XV веке

Они предпринимают торжественный акт канонизации Сергия (причисляют его к лику святых), официально провозглашают его «покровителем земли Русской» и «заступником перед богом». В связи с этим над гробом Сергия вместо недавно срубленной церкви возводят новый Троицкий собор из белого камня, а деревянную церковь относят на другое место, несколько на восток. Это самое первое каме...

4. Духовская церковь (1476-1477 гг.)

На примере Духовской церкви можно видеть, как псковские мастера, работая на московской земле, не повторили свои традиционные каноны, а соорудили храм весьма близкий к московскому типу, хотя и наделенный псковскими чертами. При этом следует отметить, что, как показали исследования, первоначальная высота обоих памятников от земли до верха креста была одинакова — 17 саженей (30,2 м) 71. Вряд ли это случайно. Может быть, псковичам было поставлено условие, чтобы их постройка не была выше главной святыни монастыря— Троицкого собора, подобно тому как позднее...

5. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (10)

Собор поручил Высшей Церковной власти Русской Православной Церкви продолжить усилия по воссоединению с Матерью-Церковью рассеянных чад так называемой «Русской Православной Церкви за границей» (карловацкий раскол) и «Украинской Автокефальной Православной Церкви за границей», с тем чтобы «осуществить в ближайшее время необходимые канонические санкции по отношению к «отступническому сонмищу» (Журнал Московской Патриархии, 1971, № 6, с. 3—4, 68, 27). Особое значение Собор придавал «усилению единства Святого Православия». Было вынесено одобрение деятельности Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода Русской Православной Церкви во взаимоотношениях с неправославными христианскими Церквами и исповеданиями, в связи с общим стремлением к еди...

6. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (5)

Студенты несут клиросное послушание за ранней литургией в Лавре, а также во время совершения Параклиса с акафистом в честь Божией Матери (в пятницу вечером, когда поется канон и акафист) и во время чтения акафиста Преподобному Сергию (в воскресенье вечером). Торжественные академические акты собирают профессоров, преподавателей, учащихся вместе в Актовом зале. Нередко такие акты проходят во главе со Священноархимандрит...

7. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (7)

Монашеское чествование Матери Божией в Лавре соединено с воспоминанием Ее явления с Апостолами Петром и Иоанном Преподобному Сергию во время Рождественского поста, когда после чтения Преподобным Сергием благодарственного канона с акафистом Она произнесла: «Не бойся, избраннице Мой! Я пришла посетить тебя. Молитва твоя об учениках твоих, о которых ты молишься, услышана, и об Обители своей не тужи более: отныне она оубет всем изобиловать, и не только пока ты находишься в этой жизни, но и по отшествии т...

8. Памятники монастырского некрополя XV—XVIII веков

Узор на лицевой стороне плиты приобрел здесь характер четко установившегося канона. Орнамент гармонично увязан с красиво расположенной надписью вязью. Похороненный в монастыре младенец является представителем рода Воейковых, которых с XV века погребали в Троице-Сергиевом монастыре. По своему художественному оформлению близко этой плите надгробие 1572 года Евдокии Кутузовой — жены Андрея Михайловича Кутузова, предка выдающегося русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова. На плитах конца XVI века и в последующее столетие орнамент приобретает фо...

9. Музей-заповедник: Живопись XVI века

Обычно это иконы больших размеров, где в центре помещено строгое, каноническое изображение святого или святой, а по сторонам в маленьких клеймах-картинках подробно и последовательно развертываются сцены из их жизни. Интересным типом такой иконы является икона «Ксения с житием»,вложенная в Троицкий монастырь княгиней Киликией Ушатой в 1551 году. На среднике Ксения представлена с разверну...

10. Музей-заповедник: Серебряные изделия

Изображения библейских и евангельских сцен на дробницах уже не имели ничего общего с принятыми в искусстве Древней Руси канонами. Все они выполнены по правилам новых живописных норм, а традиционной сцене «Троицы» художник сообщил даже несколько жанровый характер. В стиле барокко сделана московским мастером П. Воробей суповая миска, которая использовалась в монастыре в качестве водосвятной чаши. Криволинейная поверхность миски покрыта чеканным орнаментом, состоящим из различных завитков и раковин несимметричной формы. Мастер прекрасно ...

11. Колокольня (1741-1769 гг.)

В настоящее время трудно представить панораму Троице-Сергиева монастыря без его великолепной колокольни — в ней, словно в фокусе, сошлись все основные архитектурные линии, намечаемые многими поколениями зодчих в разные времена и эпохи. Строя колокольню по канонам классического ордера, отличного от свободной живописной узорчатости русской архитектуры XVII века, талантливые архитекторы и в новых архитектурных формах успешно продолжили национальные традиции высотных сооружений Древней Руси. Центричная композиция колокольни с четырьмя одинаково оформленными фасадами, рассчитанными на восприятие со всех точек зрения, как...

12. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)

– Журнал Московской Патриархии, 1950, № 1, с. 21—24. 124. Канон Преподобному отцу нашему Дионисию, архимандриту Сергеевы Лавры, Радонежскому Чудотворцу, с при совокуплением Жития его. 2-е изд. М., 1855. 8, 99 с. На слав. яз. Содержание: Симон Азарьин. Житие и подвиги Преподобного отца нашего архимандрита Дионисия, с. 1—38; Иван Наседка. О житии святого архимандрита Дионисия, с. 39—75; Грамоты к Дионисию и от него, с. 39—99. 125. Служба Преподобному отцу нашему Дионисию, архимандриту Троице- Се...

13. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (1)

В воскресные и праздничные дни, когда совершаются всенощные бдения, иноки вычитывают келейно 9-й час, повечерие с канонами и полунощницу, присоединяя к ним канон с акафистом Иисусу Сладчайшему, канон с акафистом Божией Матери, канон Ангелу Хранителю. Существенной частью литургической жизни Троице-Сергиевой Лавры является пение, которое находится в ряду особых послушаний ее насельников. Ныне Лавра ос...

14. Троицкий собор (1422—1423)

Поэтому трудно допустить, чтобы строители Троицкого собора, зная, что украшать его фресками и иконами будет этот прославленный иконописец, не посоветовались с ним, тем более что предполагали построить храм, значительно отличавшийся от существовавших канонов. К тому же сооружение храма-мавзолея над гробом Сергия само по себе должно было интересовать Рублева, который начинал свой монашеский путь иноком Троицкого монастыря и знал Сергия лично. Тот факт, что лучшее произведение Андрея Рублева — его всемирно известная икона «Троица» — создана им «в похвалу» Сергия для иконостаса Троицкого собора, в какой-то мере также может служить подтверждением правильности такого предположения. Строгий облик древнего интерьер...

15. Историко-художественный музей-заповедник

Он не представлял ничего конструктивно нового, предлагая каноничную для того времени объемно-пространственную композицию трехъярусной постройки. Заслуга в выборе места постройки принадлежит московскому архитектору И.Ф. Мичурину, которому было поручено возведение колокольни. Он предложил сместить ее с оси Успенского собора к северу. Благодаря этому столь удачному расположению она действительно стала ра...

16. История Загорска. История Сергиева-Посада

Официальное провозглашение Сергия «покровителем земли Русской» еще более усиливало значение монастыря и давало ему дополнительные источники доходов. Вслед за канонизацией Сергия над его могилой был возведен белокаменный Троицкий собор. Этот храм особенно почитался московскими князьями. Здесь торжественным «кресто-целованием» скрепляли они свои договоры и союзы, отме...

17. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (1)

— Журнал Московской Патриархии, 1980, № 1, с. 66—67. 36. Канон Преподобному отцу нашему Дионисию, Архимандриту Сергиевы Лавры, Радонежскому чудотворцу, с присовокуплением Жития его. М., 1834, 9 л., 172 с. Канон на слав, яз., Житие на рус. яз. 37. Успенский Н. Д. Образцы древнерусского певческого искусства. 2-е изд., доп. Л., 1971. Нас. 130—133 приведена расшифровка упомянутой стихиры. 38. Разумовский Д. ГВ.] Церковное пение...

18. Троицкий собор (1422—1423)

На такое смелое нарушение архитектурных канонов могли решиться только очень искусные и уверенные в себе мастера. Троицкий собор. Разрез. Анализ модульного построения, Реконструкция В. И. Балдина. 1953. Троицкий собор. План (с видом на своды). Система деревянных связей. Реконструкция В. И. Балдина. 1953 Троицкий собор. 1422. Северный фасад. Реконструкция первоначального вида (пунктиром показана структура интерьера). Чертеж В. И. Балдина. 1953 Для интерьера Троицкого собор...

19. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (1)

В третьем зале ЦАК выставлены многочисленные канонические типы изображений Иисуса Христа; к наиболее древним и чтимым из них принадлежит Нерукотворный образ. Крупнейший московский мастер XVII века, определивший на многие десятилетия пути развития русского церковного искусства, Симон Ушаков часто обращался к этому кан...

20. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (4)

Все ветхозаветные преобразования и пророчества, положенные святыми вдохновенными песнотворцами в основу ирмосов и тропарей девяти песней, исполнились на Приснодеве Марии. Девять песен канона составляют тройственный образ Пребожественной Троицы. Церковь поет их каждый день. Святой Иоанн Дамаскин (VIII в.) создал основной цикл Богослужебных канонов и записал открытое ему осьмогласие, ныне содержащееся в книге «Октоих» [20]. Завершается Утреня Великим славословием, на пение которого оба клироса, по монастырскому обычаю, схо...

21. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (1)

В Академии наряду с поименованными предметами (отмеченными звездочкой) введены: Патрология, древнееврейский язык (факультативно, как и другие древние языки), Византология, Церковная археология, История Древних Восточных (нехалкидонских) Церквей, Церковное право (Каноника), История Поместных Православных Церквей, Пастырское богословие, История Древней Церкви, Западные исповедания, Логика. Учились в прошлом и учатся теперь в Московских Духовных школах и иностранные студенты, работают профессорские стипендиаты — посланцы братских Православных Церквей. Святейший Патриарх Пимен— доктор богословия honoris causa, а также многие видные архипастыри и богословы избра...

22. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (3)

Возопи, прообразуя погребение тридневное, пророк Иона, в ките моляся: от тли избави мя, Иисусе, Царю сил (канон на Благовещение Пресвятой Богородицы) [18, с. 40]. Крест-мощевник «Крест» на Голгофе» Конец XVI в. 15,5х10,8х1,5 см. ЗГИХМЗ, № 308. Наиболее полно смысл этого духовного состояния раскрыт в каноне Пятидесятницы: Нлавающаго в молве житейских попечений, с кораблем потопляема грехи, и душетленному зверю приметаема, яко Иона, Христе, вопию ти: из смертоносным глубины возведи мя. В тексте канона последовательно раскрывается пу...

23. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (2)

Затем благословенный хлеб раздробляется и раздается народу во время помазания елеем при чтении канона на Утрени. Слава в Вышних Богу, и на земле Мир, в человецех благоволение—этим хвалебным гимном (Лк. 2, 14), которым Ангелы воспевали явление на земле Божественного Мира (Примирителя) [15, с. 62], начинается Утреня в честь Святой Троицы. Гасятся светильники, храм погружается в б...

24. Пятницкая и Введенская церкви (1547 г.)

Не следует ли понимать слова — «зделана колокольница» как только что сделанная или построенная недавно? Зодчие, возводившие обе церкви на Подоле, отошли от установившихся канонов и по-новаторски решали их архитектуру. Так, Пятницкая церковь стала образцом того небольшого бесстолпного посадского храма со своей трапезной и «колокольницей», который получил затем повсеместное распространение на Руси и, как правило, копировался приходами Сергиевского Посада; башнеобразная Введенская церковь на подклете предвосхитила собой появление многих с...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................