Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

искусство

 

1. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)

Рукописи Троице-Сергиева монастыря.— В кн.: Древнерусское искусство. Рукописная книга. М., 1972, с.'53—55. 229. Нопеску Т. А. Источник по истории складывания книжного рукописного собрания Троице-Сергиева монастыря в XIV — XVII вв.: (Описи, вкладные и переписные книги). Автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. М., 1979. 26 с. (Московский гос. историко-архивный институт). 230. ...

2. История Загорска. История Сергиева-Посада

Уникальное собрание древнерусского искусства, представленное в двух больших экспозициях — «Древнерусская живопись XIV—XVII веков» и «Древнерусское прикладное искусство XIV—XVII веков», дополняет интересная коллекция отдела русского искусства XVIII — начала XX века, сложившаяся в основном также в стенах Троице-Сергиева монастыря. Это замечательные произведения живописи, графики и прикладного искусства, украшавшие главным образом в те времена интерьеры жилых покоев московских митрополитов и высшего духовенства. С древнейших времен вокруг монастыря возникали села и слободы, которые заселялись крестьянами или ремесленникам...

3. Музей-заповедник: Резная кость

В XVIII и первой половине XIX века искусство холмогорских мастеров достигло расцвета. Из слоновой, мамонтовой и моржовой кости изготовлялись разнообразные изделия: гребни, ларцы, коробочки, шкатулки и т. д. В XVIII веке применялась рельефная и ажурная (сквозная) резьба, цветная гравировка, окрашенная кость. Узор щ...

4. Музей-заповедник: Живопись XVI века

Живопись XVI века Творческие достижения Дионисия и мастеров его круга были восприняты и во многом продолжены художниками XVI века. Искусство Москвы с этого времени становится ведущим. Произведения XVI века сохраняют высокий художественный уровень, но содержание их глубоко отлично от содержания произведений предшествовавшей поры, как и различны сами эпохи, породившие их. XVI век — время, когда в политической, экономической и культурной жизни страны происходят существенные изменения. С одной стороны, Русское государство окончательно утвердило свой международный престиж, значительн...

5. Духовская церковь (1476-1477 гг.)

Приглашенные для ее строительства псковские мастера, прославившиеся своим искусством далеко за пределами Пскова, сумели совместить в этом памятнике традиции московского и псковского зодчества. Духовская церковь. 1476 год Духовская церковь — это необычайно стройное, легкое, удлиненных пропорций соор...

6. Художественно-педагогический музей игрушки

Резное дерево с росписью Искусство народной игрушки, отличаясь особым своеобразием, сохранило до настоящего времени лучшие художественные традиции. Современная игрушка представлена в собрании музея известными традиционными центрами производства. Наибольшей известностью пользуется богородская игрушка народных мастеров деревни Богородское Загорского района. Многообразные по сюжетам, разные по сложности изделия обладают неповторимыми индивидуальными чертами и свидетельствуют о ...

7. Историко-художественный музей-заповедник

Это и „Русское гончарное искусство XIX — начала XX века", и „Дымковская игрушка", „Художественные промыслы Сергиевского посада", и „Русская керамика XVIII — начала XX века". За последнее время произведения, хранящиеся в Загорском музее, экспонировались во многих городах нашей ст...

8. Музей-заповедник: Роспись и резьба по дереву

1930-е годы Русские мастера издавна славились искусством резьбы по дереву. В современных художественных изделиях успешно развиваются лучшие традиции этого искусства. Резчики Кировской области известны своими резными капокорешковыми изделиями. Простые по форме чайницы, коробки, портсигары, шкатулки, та...

9. Музей-заповедник: Живопись конца XV - начала XVI века

Живопись конца XV - начала XVI века Замечательное мастерство иконописцев XV века нашло свое завершение в творчестве Дионисия, жившего и работавшего на рубеже XV—XVI веков. Его искусство явилось отражением возросшего авторитета и могущества Русского государства. Произведения этого времени отличает настроение торжественной праздничности, им свойственна особая нарядность и декоративность, которые свидетельствовали об усилении светского начала в живописи. Мастерам круга Дионисия присуща любовь к изящным формам, удлиненным пропорциям, ...

10. Троицкий собор (1422—1423)

Павел Алеппский видел здесь «большие иконы, поражающие ум искусством исполнения»; отсюда монахи провели его в расположенную рядом монастырскую ризницу через «потаенную» дверь в западной стене. При реставрации 1953 года были выявлены и восстановлены древние формы паперти — килевидные обрамления ее входов, стесанные лопатки и пилястры, круглые и арочные окна. Тогда же был найден и раскрыт от закладки узкий («потаенный») дверной проем в сторону ризницы, сохранивший на своих откосах фрагмент фрески XVI века с орнаментальным рисунком....

11. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (6)

На основе школы Преподобного Сергия постепенно возникало высокое искусство во многих русских городах и весях, оказывая благотворное влияние на развитие русской национальной культуры в целом, особенно на искусство лежащей близ «Троицы» Москвы. Столица Русского государства воспринимала все лучшее из отечественной культуры, создавая искусство своих монастырских, слободских и кремлевских мастерских. Нагрудная икона-складень «У Креста». На створках триптиха — праздники. 1456 г., работа Преподобного Амвросия, Тр...

12. Троицкий собор (1422—1423)

Такая стройная система хорошо продуманных искусственных ракурсов и оптических поправок (курватур) лучше всего свидетельствует о высоком профессиональном мастерстве строителей этого храма, в совершенстве владевших сложным искусством архитектуры. Торжественная архитектура Троицкого собора, строгость и монументальность форм хорошо соответствовала его назначению в качестве усыпальницы одного из популярных поборников единения земл...

13. Музей-заповедник: Древнерусская живопись XIV—XVII веков

И тем не менее древнерусское изобразительное искусство конкретно и исторично. В его произведениях находила отражение живая действительность, те ее явления, которые глубоко волновали людей того времени. Собрание древнерусской живописи Загорского музея — одна из интересных страниц ее развития. ...

14. Музей-заповедник: Лаковая роспись

Возникло и оформилось это искусство на рубеже XVIII—XIX веков в селе Федоскине Московской области. Талантливые художники федоскинской фабрики украшают свои изделия (шкатулки, коробочки, портсигары, бисерницы и др.) тонкой росписью масляными красками. Федоскинские ми...

15. Музей-заповедник: Декоративные ткани

В декоративном убранстве знаменитых на весь мир роскошных павловских платков и шалей искусство ручной набойки достигло подлинного совершенства. Отличительными качествами этих произведений являются точность печати, свой стиль орнамента, особая цветовая гамма, прочность красителей. Необычайно яркие, они поражают своим композиционным мастерство...

16. Музей-заповедник: Русская набойка

Русская набойка XIX века широко представлена искусством Севера России. В районах реки Пинеги бытовала кубовая набойка с белым рисунком. Здесь даже сложные орнаменты исполнялись очень четко, с большим мастерством. Многоцветным колоритом выделяется мезенская набойка. Набойка районов реки Вычегды пленяет своими яркими, насыщенными по цвету узорами. Особо...

17. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (1)

Троица Андрея Рублева. Антология. М., Искусство, 1981. 70. Георгиевский Г. П. Завет Преподобного Сергия.— Чтения в Обществе любителей духовного просвещения, 1892, № 11, с. 499—515. То же. Отд. отт. М., 1893. 17 с. 71. Павел Алеппский, архидиакон. Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в п...

18. Музей-заповедник: Жемчужное шитье

В XVIII веке мастера продолжали сочетать жемчужное шитье с ювелирным искусством. Особенно часто это сочетание встречается в украшении головных уборов высшего духовенства — митрах. ...

19. Музей-заповедник: Домовая резьба по дереву

Домовая резьба по дереву Русское народное искусство всегда было тесно связано с народным бытом, с украшением необходимых для жизни человека вещей. Достойны удивления великая и постоянная тяга народа к красоте и умение простую вещь повседневного обихода сделать не только удобной, но и красивой. Любое изделие народного искусства: пышный резной дом или расписная прялка, тканая одежда или про...

20. Музей-заповедник: Мелкая пластика

Редкой красотой и выразительностью отличается изображение конного Георгия на шиферной иконке, связанной с искусством ранней Москвы. Храбрый Георгий на вздыбившемся коне поражает копьем крылатого дракона. Фигура героя необычайно пластична и полна динамики. Недаром в описи 1641 года изображение Георгия на этой иконе названо «изваянным». Интересно литое из серебра изображение Георгия-всадника со знаменем в руках. Это работа ростовского мас...

21. Музей-заповедник: Вышивка

Особенно высокими художественными достоинствами отличается тончайший ажур белой сновочной строчки, которой в совершенстве владеют мастерицы фабрики «Крестецкая строчка» Новгородской области. С большим искусством используются здесь миниатюрные разработки рассыпного гипюра, представляющие сочетания насновки и настила. Из легкой паутинки ажурных переплетений составляется богатое узорочье одежд женских фигур в ориг...

22. Музей-заповедник: Живопись XVII века

Влияние его практического опыта и теоретических воззрений было велико. Искусство Симона Ушакова и его последователей открывало путь для дальнейших поисков и вело к новой, реалистической, светской живописи. Таким образом, коллекция древней иконописи Загорского музея отражает весь сложный и порой противоречивый путь развития русской живописи XIV—XVII веков. Она дает ясные представления об искусстве иконописи, тесным образом связанном с жизнью русского народа, с его историей, гд...

23. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (1)

Она сохранила свои образцы Знаменного распева. Певческое искусство Лавры близко к искусству Московской школы пения. Певческое наследие монастыря передавалось как в устной, так и в письменной традиции, частично оно сохраняется в рукописях до наших дней (ГБЛ, ф. 304, № ...

24. История Загорска. История Сергиева-Посада

В его экспозициях широко представлены также русское народное творчество XVIII—начала XX веков, декоративно -прикладное . искусство советского периода, рассказывается об истории монастыря и города. Здания и сооружения лавры очень полно и в лучших образцах представляют историю русского зодчества начиная с XV века. В результате многолетних реставрационных работ большинство из них освобождены от поздних искажений и пристроек, их облик...

25. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (5)

Троицкое искусство, соединившее в себе искусство книги, резьбы по дереву, кости и камню, тонкого литья и еще более тонкого ювелирного дела, требует особого научного анализа. Своими вдохновенными творениями иноки и посадские жители составили под руководством Преподобного Никона Радонежского поистине гимн своему учителю, Авве Сергию, воздвигнув собор Святой Троицы, а затем созидая памятники всей последующей исто...

26. Музей-заповедник: Лицевое шитье

От их мастерства, вкуса зависели красота и выразительность произведений. Искусство шитья очень ценилось в Древней Руси. При дворах князей, бояр, богатых служилых людей имелись свои мастерские — светлицы, работой которых руководила, как правило, сама хозяйка дома. В отличие от икон произведения шитья часто имеют вкладн...

27. Музей-заповедник: Живопись XV века

Живопись XV века Искусство Андрея Рублева оказало огромное влияние на последующее развитие древнерусской живописи. XV век — время ее блестящего расцвета, время, когда творчески перерабатывается наследие Рублева. Произведения этой поры отличаются настроением спокойной сосредоточенности, особой просветленностью. Для них характерно совершенство художественного языка: виртуозное владение линией, цветом, композицией, техникой письма. Все это давало возможность дре...

28. Музей-заповедник: Искусство ранней Москвы

Искусство ранней Москвы Особую группу составляют произведения второй половины XIV века, связанные с Московским княжеством и характеризующие один из интереснейших периодов истории русского народа, когда Москва становится во главе объединения русских земель. Блестящая победа над татарами, одержанная в 1380 году на Куликовом поле, окрылила русский народ, способствовала подъему его национального самосознания. В искусстве Москвы этого времени ...

29. Музей-заповедник: Резьба по камню

Резьба по камню Русские мастера издавна славились искусством резьбы по камню. Самый крупный и прославленный центр камнерезного искусства — Урал. Свердловские мастера, использующие твердый пестрый камень, удивительно тонко чувствуют неповторимое своеобразие и богатство различных оттенков породы и ее расцветки. С большим искусством выполнены ими изделия из яшмы, известной своим бесконечным цветовым богатством и природной фантастической иг...

30. Музей-заповедник: Живопись

Творчество другого известного русского портретиста XVIII века — Алексея Петровича Антропова (1716—1795) сложилось в эпоху, когда развивалось искусство, призванное прославлять и утверждать высокое социальное положение заказчика, свидетельствовать о его могуществе и богатстве, быть своего рода живописной «похвальной одой». В станковой живописи наиболее соответствовал этим требованиям парадный портрет. Но у Антропова условности парадного портрета не мешали г...

31. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (1)

В задачу Церковноархеологического кабинета входит также подбор образцов основных иконографических канонов, на основе которых создается церковное искусство. Иконография закрепляет Церковное Предание и дает твердую основу для освобождения подлинной творческой энергии художника. В третьем зале ЦАК выставлены многочисленные канонические типы изображений Иисуса Христа; к наиболее древним и чти...

32. Музей-заповедник: Золотое и серебряное дело

Панагия келаря Александра Булатникова. XVII век. Искусство гравировки и черни очень характерно для конца XVI — начала XVII века. В эти годы оно достигает наивысшей зрелости. Черневые изображения замечательны своим глубоким бархатистым черным цветом и тонкой графичностью исполнения. Превосходные образцы их можно видеть на золотых тарелях, вложенных...

33. Музей-заповедник: Обработка металла

Обработка металла Советское декоративно-прикладное искусство относится к числу самых массовых видов искусства и имеет широкую сферу влияния в нашей жизни. Творчески осваивая художественное наследие русской культуры, оно отражает новые качественные изменения. Современные произведения художников-прикладников, различные по своим стилистическим направлениям и по своему яркому, образному решению, оказывают огромное эмоциональное воздействие. Воплощенная в них красота окружающе...

34. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (2)

Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй: Тем же мир Тя славит. Искусство пения в Троице-Сергиевой Лавре удивительно сочетается с искусством колокольного звона, которое имеет свои уставные особенности и богатейшие художественные традиции, хранимые звонарями Лавры. Колокол Преподобного Никона, или «Чудотворцев», имеет такую надпись: «IC.XC.HK. ...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................