Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

инок

 

1. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (8)

Мужество и героизм были проявлены иноками и жителями Посада при нападении на монастырь войск королевича Владислава 24 сентября 1618 года. В результате 1 декабря в селе Деулино, близ Троице-Сергиева монастыря, был заключен мир между Россией и Польшей. В память об этом событии в селе был построен храм во имя Преподобного Сергия. Современники той бедственной для Руси эпохи описывают ее самыми мр...

2. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (3)

В состав библиотеки Троице-Сергиева монастыря входят «доброписания многа» Преподобного Афанасия Высоцкого, ученого инока, который в течение 20 лет жил и трудился в Константинополе. Вокруг себя он собрал переводчиков и переписчиков. Насколько оценили на Руси труд Преподобного Афанасия Высоцкого и его учеников, который они совершили в Константинополе, свидетельст...

3. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (2)

В дни престольных праздников иноки Обители обходят Успенский собор крестным ходом при покаянном возношении литийных прошений и молитв. В другие праздники и за воскресными всенощными бдениями лития совершается в западном притворе храма. «Мы молимся как бы пред вратами Небесными... под...

4. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (2)

Человеческий род происходит от единой крови, и, значит, все люди — единокровные братья. Участники конференции, решительно осудив дискриминацию человека из-за цвета кожи, расовой принадлежности и социального происхождения, приняли «Заявление по проблемам колониализма, неоколониализма, расизма и апартеида», в которо...

5. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (6)

На боковых сторонах золотой оправы — запись вязью: «В лето 6964 (1456) сиа (и)кона делана в Сергееве монастыре при бл(а)говернем великом князе Василии Васильевич повелением игумена Васиана Сергеева монастьтря. а рукою инока Амброс(има)». 10,7x7,5x1,5 см. ЗГИХМЗ. № 45. Нагрудная икона «Знамение» со святыми — Андреем (?) Юродивым, преподобным Симеоном Столпником, пророком Иезекиилем и мучеником Иоанном Воином. Резьба по кости. XVI в. 10.3x6,5 х 1,5 см. ЗГИХМЗ, № 1865. «О Тебе радуется. Благодатная, всякая Тварь». «Хвалите Господа с Небес». Нагрудная икона-складень. «Одигитрия». На кипарисе, вторая часть складня XV в. В записи приведены слова задостойни-ка: «О Тебе радуется, обрадованая, вся тварь....

6. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (1)

Не выдержав трудностей и искушений, Стефан ушел в Москву в Богоявленский монастырь, где в числе иноков этой обители подвизался будущий великий Всероссийский Святитель Алексий. Вскоре митрополит Феогност назначил Стефана игуменом Богоявленской обители, а великий князь и знатные бояре избрали его своим духовником. «Бог, как сердцеведец,— отмечает составитель Жития Преподобного Сергия,— Един сведый сердечная, Един ведущий тайное, провидя о нем [Варфоломее], будущее, зная, что он носит в сердце своем многие добродетели и усердную любовь,— провидел, что по своему благому и...

7. Музей-заповедник: Мебель

Гладкие полированные плоскости столов и спинок кресел давали возможность показать красивую древесину. Нередко встречалась нарядная мебель белого цвета. Представленные в музее произведения искусства XVIII— XIX веков имеют своеобразную историю и специальный под бор. И хотя они не дают исчерпывающего представления об искусстве той эпохи, они — свид...

8. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (1)

Списано учеником его священноиноком Епифанием. В нем же имат и от божественных чудес его. [Публ. по рукописи перв. половины XV в. и вступит, статья священника Анатолия Просвирнина].— Богословские труды, сб. 11, 1973, с. 216—239. На слав. яз. 46. Житие и подвиги Преподобнаго отца нашего Никона, игумена обители Живоначальной Троицы, ученика Блаженнаго Сергия Чудотворц...

9. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (3)

Канон праздника Рождества Пресвятой Богородицы, начинающийся с этого ирмоса, стал особенно дорог русским людям после победы на Куликовом поле, происшедшей в этот знаменательный праздник. Иноки Троице-Сергиевой Обители сохраняют свои монастырские напевы этого и других канонов в «Ирмологии». Всякая духовная победа христианина, а тем более монаха, совершается силой Креста. Жезл Моисеев прообразовал Крест: пророк Моисей — предводитель народа Божия — жезлом рассек Чермное море, изобразив крест «в прямоту» (то есть указал проход прямо между расступившимися водами), и по дну моря прошел ...

10. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (8)

Пасха изо дня в день и из года в год ведет иноков по пути к торжеству престольного праздника Обители — Дню Святой Троицы. На пути к восприятию сугубой благодати Святого Духа иночествующие притекают к Пресвятой Деве Марии. Чашею спа...

11. Монастырь-крепость и посад в XVI веке

Окончанию строительных работ помог щедрый вклад Грозного, в 5500 рублей, «в вечный поминок» по убитому им сыну (1582). Вкладная книга монастыря хранит запись о том, как царь, отстояв утреннюю службу в Духовской церкви, призвал к себе трех доверенных лиц из числа братии и «учал. . . рыдати и плакати и молити. . . чтоб сыну его. . . ежедень панихиды петь над куть-ею и на обеднях поминати во веки и навек, докуда обитель сия святая стоит и до окончан...

12. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (4)

— Построен Библиотечный корпус. 1879—Иноками Лавры составлено описание рукописей Лаврской библиотеки, содержащей 823 рукописные книги XIV—XIX вв. В настоящее время собрание рукописей Троице - Сергиевой Лавры хранится в Государственной библиотеке им. В. И. Ленина в Москве, фонд № 304. 1879—1882 — Настоятелем Лавры был митрополит Московский Макарий (Булгаков). Погребен в Успенском соборе. 1882—1891—Настоятелем ...

13. Музей-заповедник: Резная кость

Мастера в XIX веке любили сопоставлять сквозной узор с гладкими отполированными плоскостями кости и с рядами круглых бусинок, что придавало особую нарядность и изящество предметам. Народное искусство оказывало и оказывает огромное воздействие на развитие русской художественной культуры. Лучшие памятники крестьянского искусства свидетельствуют о большой одаренности народа. Современные художники-прикладники стремятся овладевать высоким мастерством русского народного искусства и развивать его лучшие традиции в на шем современном декоративно-прикладном ...

14. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (7)

Вот почему и по претворении святых Даров в Тело и Кровь Христовы особое благоговейное поклонение усердно совершают молящиеся и прежде всего иноки: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». Предстоятель воспоминает Ее святое имя с возношением фимиама, принося жертву духовную во «исполнение Царствия Небеснаго», воспоминая также и все лики, от века Богу угодивших — Праотцев, Отцев, ...

15. Музей-заповедник: Мелкая пластика

Ведущая роль в этом принадлежала иноку Троице-Сергиева монастыря Амвросию, искусство которого по силе своей выразительности, глубине содержания и мастерству исполнения стоит в одном ряду с замечательными творениями лучших иконописцев XV века. Выдающимся памятником эпо...

16. Обелиск (1792 г.)

и посланием на поле сражения двух иноков Пересвета и Ослабя, и писанием ободрительным при самом в бой вступлении». В тексте, помещенном на восточной стороне, говорится о роли Троицкого монастыря в Смутное время, когда интервенты, прикрываясь именем Лжедмитрия, «довели было Россию до края бедствий», а «обитель сия. . . всех сынов Отечества действия, предприятия, ревнования, совершения духом своим оживляла. . . и долговременную выд...

17. Троице-Сергиева Лавра. Обеты монашества

Желаеши ли сподобитися ангельскому образу, и вчинен быти лику инокующих? — Ей, Богу содействующу, честный отче... Вольным ли своим разумом, и вольною ли своею волею приступавши ко Господу? — Ей, Богу содействующу, честный отче... Не от некия ли нужды или насилия? — Ни...

18. Памятники монастырского некрополя XV—XVIII веков

К этому периоду относятся плиты, найденные над захоронением инока Сергия (в миру Симеона) — сына князя Бориса Васильевича Суздальского, князя Ивана Ивановича Холмского, тверского боярина Дамиана Афанасьевича Сакмышева, князя Ивана Михайловича Глинского и других. Среди строительного материала была найдена надгробная плита 1561 года сына ...

19. Музей-заповедник: Резьба по камню

Составляются эти предметы из отдельных пластинок камня и искусно скрепляются малахитовой мастикой. Особенно интересны работы замечательного резчика Н. Д. Татаурова, мастера-малахитчика А. Н. Оберюхтина и главного художника завода «Русские самоцветы» Е. Е. Васильева, заслуженного художника РСФСР. Из мягких пород камня изготовляются резные художественные изделия, главным образом миниатюрная скульптура. Кунгурские камнерезы Пермской области используют пестро-цветный, с серыми...

20. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)

Пресвятая Троица и домостроительство (Об иконе инока Андрея Рублева).— Журнал Московской Патриархии, 1960, № 7, с. 32 — 40. 191. Ветелев А., профессор протоиерей. Богословское содержание иконы «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева.— Журнал Московской Патриархии, 1972, № 8, с. 63 — 75, № 10, с. 62 — 65. 192. Сергий (Голубцов), архиепископ. Воплощение богословских идей в творчестве преподобног...

21. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (4)

Утверждая мир в себе через подвиг смирения, священноиноки служат приходящим к ним на исповедь многочисленным паломникам своим добрым советом, умиротворяя их смятенные души. Разные жизненные обстоятельства приводят в Лавру верующих людей. Нередко притекают ...

22. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (2)

На прощание игумен Митрофан благословил инока: «Тебя вручаю Богу, Который не даст преподобному Своему видети истления. Не даст жезла грешных на жребий праведных. Не бает нас в ловитву зубом их. Господь любит праведники, и не оставит преподобных своих, но во век сохранит их. Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое отныне и до века. Аминь». В пустынном уединении Преподобный...

23. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (5)

В лице своих священноархимандритов-настоятелей иноки Лавры видят высокий пример. Совершая уставные службы, они преемственно продолжают освящающее мир служение, служение Пресвятой Троице и служение человека во имя любви Христовой. Обитель несет христианское свидетельство и совершает свое служение современному человечеству непрекращающейся молитвой о мире и о единении христиан, своей Литургической жизнью. Помимо богомольцев и паломников, Лавру посещают иностранные гости. В течение всего года в Обитель при...

24. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (1)

Возможно, иным было пение братии в той пустынной Обители по сравнению с тем, как поют ныне иноки Лавры, но содержание молитвенного правила сохраняется прежним. «Седмичный» иеромонах в сослужении обычно двух иеродиаконов в алтаре, «учиненный» чтец среди храма после благословения предстоятеля совершают чин 9-го часа. Смысл и значение службы часов наиболее ясно изложил Святитель Киприан, епископ Карфагенский. «Часовые сроки,— говорит он,— издавна уже соблюдали поклонники Божий, духовно признавая их временами, установленными и узаконенны...

25. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (7)

Князь Курбский, хорошо знавший характер царя и относившийся с глубоким уважением к мудрому старцу— Преподобному Максиму, во встрече двух великих мужей видит глубоко символический и назидательный смысл, ибо «здесь столкнулись сила власти, повелевающая миллионами людей, и сила духа, имеющая не меньшее влияние; сошлись в нравственном поединке воля не знающего преград, обуреваемого внешним благочестием монарха и проникнутая духом истины, подчиненная закону любви воля инока. И победила не сила, но истина, не самодержец, а мыслитель» [104, с. 7]. «Россия обрекла мыслителя на трудные испытания— «иже зде пострада довольна лета за истину». Она же обессмерт...

26. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (6)

Поиде князь великий в монастырь к Живона-чальной Троице в Радонеж, к преподобному игумену Сергию, и помолися со слезами Господу Богу и Пречистой Его Матери и всем святым, и благословися у Преподобнаго игумена Сергия и рече ему: „Отче, твоими святыми молитвами победихом измаилтян; и аще не бы твой чюдный послушник инок Пересвет Александр убил великого богатыря татарскаго, то убо пити было от него многим чаши смертны; и ныне убо, отче, Божиим попущением за многия грехи наша избьено бысть от татар многое множество воиньства христианьскаго, и что бы тебе пети панихиды и служити обедни по всем по ним избьенных"» [БАН, Лицевой Летописный свод, Остермановск...

27. Музей-заповедник: Роспись и резьба по дереву

Ее изящные узоры в виде черных или красных сплетений из тонких гибких стеблей, с мелкими частыми завитками простых травинок вьются темным контуром по светлому блестящему золотистому фону. Другой прием росписи «круглого» письма, или «Кудрины», характерен несколько стилизованными, четко обрисованными узорами, выступающими золот...

28. История Загорска. История Сергиева-Посада

Так, крестьянин Суета вступил в поединок с целым вражеским отрядом, прорвавшимся к Водяным воротам. Тяжело приходилось осажденным, среди которых были дети, женщины и старики. Не хватало продовольствия, питьевой воды, дров. От большой скученности людей начались массовые эпидемии. О жестоком...

29. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (2)

— 295. 1494 – Скончался инок Амвросий, знаменитый резчик, казначей монастыря с 1490 по 1494 год. 1495—1505—Игуменом монастыря был святой Серапион, впоследствии архиепископ Новгородский. Погребен в Сераиионовой палате, на месте келлии Преподобного Сергия. 1512 — Поставлены каменные Святые врата и над ними церковь во имя Преподобного Сергия с приделом во имя ...

30. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (5)

Одни — на проведение исповеди в храме во имя святого Иоанна Предтечи, куда приносят свои душевные скорби и печали из всех епархий Русской Церкви ищущие благодатной помощи (в праздничные и воскресные дни иноки совершают исповедь в течение всей ночи, начиная ее с вечера по окончании службы). Они указывают согрешившим законный путь спасения и нравственного возрождения. Другие идут исполнить клиросное послушание или на чреду священнослужения (зимой — в Трапезный храм во...

31. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (5)

Своими вдохновенными творениями иноки и посадские жители составили под руководством Преподобного Никона Радонежского поистине гимн своему учителю, Авве Сергию, воздвигнув собор Святой Троицы, а затем созидая памятники всей последующей истории Троице-Сергиевой Обители. Преподобный Никон «скоро» собрал в Троице-Сергиев монастырь «живописцы, мужи изря...

32. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (3)

Знаменательно, что именно здесь, в стенах древней Обители, иноки которой столь ревностно исполняли долг христианского милосердия, международный современный форум поставил вопрос о ликвидации в мире причин нищеты. Бесспорно, что религиозные деятели не в состоянии только своими силами высвободить ресурсы, которые расходуются сейчас на гонку вооружений, и бросить их на борьбу с нищетой, освоение природных богатств, ...

33. Троицкий собор (1422—1423)

Располагаясь на склоне холма, Никоновский придел, в отличие от Троицкого собора, не имеет под собой горизонтальной площадки, и уклон местности повторен в линиях его цоколя, в размещении окон, в положении бусинок на полуколонках, постепенно выравниваясь в строгую горизонталь у карниза апсиды. Такой прием повторения рельефа в членениях здания характерен для русской архитектуры XVI века и имеет место также на некоторых участках крепостных стен Троицкого монастыря. В 1635 году, одновременно с возобновлением живописи в Троицком соборе, были расписаны также и стены Никоновского придела — от ...

34. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)

Со временем прежние кельи келаря и гостиница стали тесны, и в 1643 году на их месте, непосредственно на крепостной стене, «созидаемы убо келарские службы каменным гостиным палатам ветхости ради наново, идеж гостей подчеваху и идеж служебницы тоя службы иноки и миряне живуще». Но «неудобь сказуемая» роскошь жизни монастырской администрации и злоупотребления казной привели к тому, что в 1738 году царским указом в Троицком монастыре было введено соборное правление: «. . .чтоб архиман...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................