Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

икона

 

Икона «Богоматерь Одигитрия». Конец XIV —начало XVв.

Икона «Богоматерь Одигитрия». Конец XIV —начало XVв.

Благословение Троицкой обители «Россикону». Икона написана на доске от гробницы Преподобного Сергия Радонежского.

Благословение Троицкой обители «Россикону». Икона написана на доске от гробницы Преподобного Сергия Радонежского.

Кадило игумена Никона. 1405 г.

Кадило игумена Никона. 1405 г.

Священные сосуды Преподобного Никона Радонежского. Роспись поздняя. ЦАК МДА.

Священные сосуды Преподобного Никона Радонежского. Роспись поздняя. ЦАК МДА.

Икона с видом Троице-Сергиева монастыря. XVIIв.

Икона с видом Троице-Сергиева монастыря. XVIIв.

Икона «Рождество Богоматери». XVIв.

Икона «Рождество Богоматери». XVIв.

Спас в Силах. Икона из собора Живоначальной Троицы.

Спас в Силах. Икона из собора Живоначальной Троицы.

Икона-складень. 1456 г. Работа мастера Амвросия

Икона-складень. 1456 г. Работа мастера Амвросия

Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия»

Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия»

С.Ф.Ушаков. Иоанн Богослов в молчании. Икона. 1673 год

С.Ф.Ушаков. Иоанн Богослов в молчании. Икона. 1673 год

Василий Ермолин. Богоматерь Одигитрия. Икона. XV век

Василий Ермолин. Богоматерь Одигитрия. Икона. XV век

Икона «Троица».Вторая половина XVIIв.

Икона «Троица».Вторая половина XVIIв.

Икона «Богоматерь Одигитрия» работы Василия Ермолина. XVв.

Икона «Богоматерь Одигитрия» работы Василия Ермолина. XVв.

Икона «Варвара».Конец XVв, Школа Дионисия

Икона «Варвара».Конец XVв, Школа Дионисия

Нагрудная икона «Знамение» со святыми — Андреем (?) Юродивым

Нагрудная икона «Знамение» со святыми — Андреем (?) Юродивым

Икона «Никола Мирликийский». Вторая половина XIVв. Ростовская школа.

Икона «Никола Мирликийский». Вторая половина XIVв. Ростовская школа.

Богоматерь Владимирская. Икона московской школы. Конец XIV — начало XV века. Вклад М. В. Образцова

Богоматерь Владимирская. Икона московской школы. Конец XIV — начало XV века. Вклад М. В. Образцова

Панагия Преподобного Никона Радонежского с литым накладным образом -«Вознесение Господне».

Панагия Преподобного Никона Радонежского с литым накладным образом -«Вознесение Господне».

Кадило игумена Никона. 1405 год

Кадило игумена Никона. 1405 год

Икона Преподобного Сергия Радонежского с Житием.

Икона Преподобного Сергия Радонежского с Житием.

Роспись собора Живоначальной Троицы Преподобными Андреем Рублевым и Даниилом Черным под руководством игумена Преподобного Никона Радонежского. Миниатюра из Лицевого Жития Преподобного Сергия. XVI в. ГБЛ, ф. 304/III, № 21 (М. 8663), л. 230.

Роспись собора Живоначальной Троицы Преподобными Андреем Рублевым и Даниилом Черным под руководством игумена Преподобного Никона Радонежского. Миниатюра из Лицевого Жития Преподобного Сергия. XVI в. ГБЛ, ф. 304/III, № 21 (М. 8663), л. 230.

Икона «Спас».XVIв.

Икона «Спас».XVIв.

Служебник Преподобного Никона Чудотворца. Из Ризницы Троице-Сергиевой Лавры.

Служебник Преподобного Никона Чудотворца. Из Ризницы Троице-Сергиевой Лавры.

Никола. Икона ростовской школы. XIV век

Никола. Икона ростовской школы. XIV век

Икона «Богоматерь Владимирская». XVIв. Давид Сирах

Икона «Богоматерь Владимирская». XVIв. Давид Сирах

Кадило Преподобного Никона Радонежского, 1405 год.

Кадило Преподобного Никона Радонежского, 1405 год.

«О Тебе радуется. Благодатная, всякая Тварь». «Хвалите Господа с Небес». Нагрудная икона-складень.

«О Тебе радуется. Благодатная, всякая Тварь». «Хвалите Господа с Небес». Нагрудная икона-складень.

Икона Собора Радонежских святых. XVIII в.

Икона Собора Радонежских святых. XVIII в.

Четвероевангелие Преподобного Никона Чудотворца.

Четвероевангелие Преподобного Никона Чудотворца.

Воздвижение креста. Икона. XVI век

Воздвижение креста. Икона. XVI век

Троица Ветхозаветная. Икона. XV век

Троица Ветхозаветная. Икона. XV век

Нагрудная икона-складень «У Креста». На створках триптиха — праздники.

Нагрудная икона-складень «У Креста». На створках триптиха — праздники.

Икона Божией Матери «Одигитрия» из келлии Преподобного Сергия, XIV век.

Икона Божией Матери «Одигитрия» из келлии Преподобного Сергия, XIV век.

Икона «Тайная вечеря». 1685г. Симон Ушаков.

Икона «Тайная вечеря». 1685г. Симон Ушаков.

Икона «Иоанн Богослов». 1673г. Симон Ушаков.

Икона «Иоанн Богослов». 1673г. Симон Ушаков.

1. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (4)

1976 — 30 ноября праздновалось 550-летие со времени преставления Преподобного Никона Радонежского. 1979—8 июля, после окончания реставрации стенописи, продолжавшейся пять лет, в Троицком соборе был отслужен молебен и освящен обновленный храм. 1980—23 июля состоялось празднование 70-летия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. Встреча «со славой» Святейшего Патриарха Пимена и гостей в праздник в честь Преподобного Сергия — основателя Обители. Гроб Преподобного Сергия в Успенском соборе. Обелиск в память уча...

2. Музей-заповедник: Живопись троицких мастеров XVI века

Евстафий Головкин пользовался большим доверием царей Ивана Грозного, Федора Ивановича; от имени Троицкого монастыря он подписывал грамоту о воцарении Бориса Годунова. Икона «Богоматерь Владимирская». XVIв. Давид Сирах В экспозиции музея представлены два произведения, принадлежащие кисти Евстафия Головкина. Одно из них —трехстворчатый складень, на среднике которого характерное для Троицкого монастыря изображение«Явление Богоматери Сергию Радонежскому».Надпись середины XVII века, наведенная золотом на полях средника, свидетельствует, что икона написана в 1588 году Евстафием Головкиным и что в 1652 году царь Алексей Михайлович б...

3. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (1)

Скальпель Преподобного Сергия. ЦАК МДА. Икона из келлии Преподобного Сергия. Крест-мощевик Патриарха Филофея. Фрагмент иконы «Битва на Куликовом поле». Вручение Преподобным Сергием братии своему ученику Преподобному Никону. Г БЛ, ф. 304/111, № 21 (М. 8663), л. 109. Владимирская икона Божией Матери с историческими клеймами о победе над ханом Ахматом в 1480 году. Из Троицкого собора. 8 ноября, в день памяти святого Архистратига Михаила, также покровителя русских войск, была устроена торжес...

4. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (1)

Они приехали в Лавру, чтобы почтить память великого святого — Преподобного Сергия Радонежского. «Умовение ног». Икона письма Преподобных Андрея Рублева и Даниила Черного из иконостаса Троицкого собора. СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ. 1877—1970. В Церковноархеологическом кабинете имени Святейшего Патриарха Алексия выделено помещение для экспозиции, посвященной его выдающемуся служению в деле укрепления всеправославного единства, сближения народов мира, его неутомимым миротворческим трудам, за что он повсеместно снискал глубокую лю...

5. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (3)

1701 — Местоблюститель Патриаршего престола Митрополит Рязанский Стефан Яворский усвоил архимандритам Троицкого монастыря нашитие на мантию изображений Преподобных Сергия и Никона Радонежских. 1734—10 декабря при архимандрите Варлааме освящена церковь над гробом преподобного Михея Радонежского в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами Преподобному Сергию Радонежскому. 1735 — Две каменные палаты обращены в церковь Одигитрии. 1737—Императрицей Анной Иоанновной устроена серебряная сень к святым мощам Преподобного Сергия. 1738—Устроена Троицкая Духовная Семинар...

6. Музей-заповедник: Золотое и серебряное дело

Как сообщает гравированная надпись, оно делалось по замышлению игумена монастыря Никона. Форма кадила живо напоминает ранние московские памятники зодчества, и в частности белокаменный Троицкий собор монастыря. Мастер-серебряник в этом небольшом произведении прикладного искус...

7. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (2)

И в славу Святыя и Живоначальныя Троица совершен си колокол в лето благочестиваго Великаго князя Василия Дмитриевича и архиепископа Фотия, митрополита Киевского и всея Руси, во обитель Преподобного отца нашего Сергия, при настоятельстве отца нашего Никона игумена, в лето 6928 (1420), индикта 13, месяца Августа 15, на Успения Пречистыя Владычица нашея Богородица Марии». Старейший звонарь Лавры игумен Михей отмечает, что этот колокол при звучании создает глубокую вибрацию, двойной звук — «фа» и «соль бемоль». Колокол «Лебедь» - дар царя Бориса Федоровича Годунова: «Лета 7102 (1594)... Се...

8. Историко-художественный музей-заповедник

Так, в 1959 году из села Городок была вывезена икона XVII века „Алексий Человек Божий", а в 1961 году из села Новая Шурма — ряд икон XVI-XVII веков. Продолжением коллекций древнерусского искусства является собрание произведений русского искусства XVIII — начала XX века. Большинство ...

9. Музей-заповедник: Живопись конца XV - начала XVI века

XV век Характерным произведением этого времени является икона «Варвара», происходящая из Покровской церкви города Волоколамска. Изображение на иконе поясное, пропорции фигуры вытянутые, маленькая голова Варвары в ореоле красивых густых волос изящна; одежды свободными складками ниспадают с плеч. Образ Варвары, исполненный мужества и энергии, в то же время необыкновенно женствен. Цветовая гамма произведения изысканная и благородная, построена на сочетании чуть разбеленной зелени, приглушенной киновари, з...

10. Музей-заповедник: Живопись XVII века

Но то обстоятельство, что им приходилось писать часто одни и те же изображения, и главным образом Сергия и Никона Радонежских, Троицы, явления Богоматери Сергию, привносило в их работы некоторое однообразие, ремесленность. Кроме того, здесь были гораздо строже и требования соблюдения канонов. Икона «Тайная вечеря». 1685г. Симон Ушаков. Обращают на себя внимание иконы, привезенные из села Новая Шурма Загорского района: «Спас в силах», «Троица», «Сергий Радонежский». На последней в левом нижнем углу надпись: «Лета 7185 (1677) году августа в 6 день писал сию святую ик...

11. Монастырь-крепость и посад в XVI веке

Братские кельи и царские хоромы в монастыре строились попрежнему из дерева, но большинство других зданий — из камня и кирпича. Так, над гробом Никона, похороненного у южной стены Троицкого собора, в 1548 году была возведена небольшая церковь — Никоновский придел; стали каменными Келарская и одноэтажные Больничные палаты (1552). Но главным сооружением этого времени был огромный пятиглавый Успенский собо...

12. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (6)

Благословение Аввы Преподобного Сергия, преподанное великому Московскому князю Димитрию Иоанновичу, и его патриотическое воззвание к русским войскам явились вечным символом участия Русской Церкви в исторических судьбах нашей Родины. Житийная икона Преподобного Сергия. XVII в. Победа на Куликовом поле, эхо которой было услышано во всей Европе и в Византии, имела огромное историческое значение. Ценой величайших жертв Русь не только нанесла сокрушительный удар могуществу Золотой Орды, ослабивший ее господство над русскими землями и ускоривший ее последующий распад, но и спасла государства Европы, заслонив их от грозного иноплеменного нашествия. Куликовская битва предзнаменовала и исторически предрешила коне...

13. Музей-заповедник: Андрей Рублев

В 20-е годы XV века вместе с Даниилом Черным он украсил Троицкий собор фресками и иконами. Иконостас Троицкого собора, написанный при непосредственном руководстве и участии великого мастера,— памятник исключительной ценности. Это один из первых образцов развитого высокого иконостаса на Руси и один из редких памятников, сохранивших свою первозданность. «Деяния Троицы».Конец XVIв. Фрагменты створки к иконе Андрея Рублева«Троица» Лишь царские врата иконостаса в XVII веке были перенесены в небольшую церковь Бол...

14. Музей-заповедник: Живопись второй половины XIV века

Образ запоминается своей суровостью и большой внутренней напряженностью, чему в немалой степени содействует несколько сумрачный, характерный для псковских произведений колорит. Икона «Богоматерь Одигитрия». Конец XIV —начало XVв. Большой интерес вызывает икона «Никола Мирликийский»,принадлежавшая, по преданию, основателю монастыря Сергию Радонежскому и происходящая, по всей вероятности, из Ростова. В рамках традиционной иконографии безымянный художник создал образ, поражающий одновременно и человеческой простотой, и величием духа. Это, несомненно, русский Никол...

15. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (1)

Все получают благословение у его мощей, затем прикладываются к гробнице Преподобного Никона Чудотворца и к другим святыням Обители, хранящимся в Серапионовой палате, на месте которой, по монастырскому преданию, стояла келлия Преподобного Сергия. Здесь было явление ему Божией Матери с Апостолами Петром и Иоанном Богословом. В Серапионовой палате хранятся десница Апостола первомученика архидиакона Стефана (†37), а также стоят гробницы Святителей Иоасафа, Митро...

16. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (3)

К наиболее древним относятся: храмовый образ Покрова Пресвятой Богородицы (XVI в.), а также икона преподобного Харитона Исповедника с житийными клеймами (XVII в.). Академический храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы и учебный корпус Московских Духовных школ Святейший Патриарх Пимен и ректор епископ Дмитровский Александр Во время пасхальной утрени Ректор епископ Дмитровский Александр совершает диаконскую хиротонию В Покровском храме учащимся открываются духовные сокровища Церкви, здесь они становятся причастными опыту деятельного Богопознания. Зде...

17. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (2)

«Святой же Сергий,— свидетельствует далее летописец,— преклоня колени, вопросил Митрополита: Ты же, Владыко святый, что повелеваеши? Той же отвеща: яко же Патриарх повелевает, тожде и аз благословляю» [45. с. 2301. Икона Божией Матери «Одигитрия» из келлии Преподобного Сергия, XIV век. В Описи Троицкого монастыря 1641 — 1643 гг. на лл. 11 об.—-12 говорится: «Образ чюдотворный пречистые богородицы одигитрия обложен серебром басмою золоченъ у спаса и у пречистые венцы скаъные по полем писаны святые в трех местах преподобные анофрей сергий и никои у пречистые оглавие и ожерелие и у спаса ожерелье низано жемчюгом возглавие межь жемчюгу камень яхонт лазорев у пречистые ж в прикладе цат...

18. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (1)

По преставлении родителей Варфоломей отдал свою часть наследства младшему брату Петру, а сам с родительским благословением — моленными иконами и с книгами — решил искать пустынного жития. Он уговорил брата Стефана идти вместе с ним. В лесной чаще, в 10 километрах от Хотькова, на возвышенном месте — «Маковце», они срубили скромную келлию, а потом и малую церковь. Так в 1337 году было заложено основание будущей Обители. В 1340 году митрополит Феогност прислал из Москвы священнослужителя, и храм был освящен во имя Пресвятой ...

19. Историко-художественный музей-заповедник

Это событие открыло новый этап в строительстве монастыря, территория которого приобрела „четверо-образную" планировку, являющуюся „древнейшей из известных примеров подобного построения, получившего широкое распространение на Руси при строительстве укрепленных городов и монастырей". Амвросий. Икона-складень. 1456 год Обнесенный прочной оградой из заостренных бревен, по периметру которой располагались огороды и кельи, окружавшие небольшую церковь и трапезную, монастырь стал похож ...

20. Троицкий собор (1422—1423)

Рассчитанная на длительное созерцание, икона эта настраивает зрителя на глубокие, проникновенные размышления и вызывает какое-то особое настроение светлой радости и чистоты. Идеи сплочения сил для борьбы за освобождение и политическое объединение народа и страны были самыми важными идеями того времени, а учение о троичном божестве, представляющем «едину силу, едину власть, едино господство», стало религиозным воплощением этой идеи. И надо полагать, не случайно Сергий Радон...

21. Монастырь и посад в XVIII веке

Встреченная лаврским духовенством с хоругвями и иконами у церкви села Клементьева, царица с многочисленной свитой торжественно прошествовала по посаду «при колокольном звоне и пушечной 101 выстрела пальбе». У монастырских ворот ее приветствовали пением специально сочиненных кантат выстроенные рядами воспитанники семинарии. Вечером всю лавру украсила яркая иллюминация, среди которой выделялся «щит в разных огнях» с царским вензелем. На другой день импе...

22. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (1)

Житие и подвиги Преподобнаго отца нашего Никона, игумена обители Живоначальной Троицы, ученика Блаженнаго Сергия Чудотворца. Переведено с славянского в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. [Сергиев Посад], ТСЛ., 1908, 27 с. 47. Симон Азарьин. Книга о чудесах Преподобного Сергия. Сообщ., [предисл. И примеч.] С. Ф. Платонова. СПб., тип. В. Балашева, 18...

23. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (4)

Во время воздвижения креста на восток, запад, юг, север и снова на восток все молящиеся преклоняются пред ним, простирая свой духовный взор к созерцанию собственного жизненного креста, на который указал Сам Спаситель: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8.34). Спас в Силах. Икона из собора Живоначальной Троицы. Светилен: Процвел ecu, яко финике Давидски, отче, и обитель явился ecu Духа Всесвятаго, иже славна тя вселённей показа, о нас непрестанно Христа моли, почитающих верою пречестную память твою, Преподобие Сергие. С рассветом братия собирается к честным и многоцелебным мощам своего Аввы — Преподобного Сергия в собор Живоначальной...

24. Музей-заповедник: Живопись XV века

1425-1427 годы С неподражаемым мастерством написана икона «Богоматерь Одигитрия», привезенная в Троицкий монастырь княгиней Неонилой Ростовской при погребении своего мужа князя Андрея Александровича. Тонкий, с прекрасными чертами лик Марии мягко обрамляет роскошный мафорий, украшенный драгоценными камнями и длинными золотыми кистями. Пропорции ее фигуры удлиненные и изящные. От вс...

25. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (3)

Заботами игуменов Преподобных Сергия и Никона, а также Святителя Алексия и иных, подобных им, благодатных мужей, бывших во главе духовно образованного общества тогдашней столицы Руси, трудами мастеров книги Троицкий монастырь приобщался к византийской богословской мысли. Придел в честь Собора Радонежских святых в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, в Троице-Сергиевой Лавре в крипте под Успенским собором. Освящен 11 июня 1981 года. Близость Святителя Алексия к Патриархам Константинопольск...

26. Духовская церковь (1476-1477 гг.)

Может быть, поэтому стены храма не имели живописи и впервые были расписаны почти два века спустя после возведения здания «повелением» патриарха Никона (1665). В 1778 году монастырские власти докладывали митрополиту, что «стенное писание все потемнело, а во многих местах и совсем отпало», и получили разрешение на возобновление живописи по традиционной формуле: «по старому, ничего не переменяя». Одн...

27. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (2)

ЗГИХМЗ, № 2418. Колокол Никона Чудотворца. В XVI веке в монастыре были построены здания, которые получили окончательное архитектурное завершение в последующих веках: Предте-ченский корпус келлий (XVI — XVII), Митрополичьи покои (XVI—XVIII), Инспекторский корпус келлий (XVI — XIX), Успенский корпус келлий (XVI — XIX), Казначейский корпус келлий (XVI — XIX), Экономский корпус келлий (XVI — XIX), Варва-ринский корпус келлий (XVI — XX). 1551—Игуменом монастыря ...

28. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (2)

Достоевского, священника, крестьянина и крестьянку на фоне полного внутренней тишины русского пейзажа. Икона святого Архистратига Божия Михаила и святого Апостола Андрея Первозванного, Московских писем, XVI в. При Церковноархеологическом кабинете имеется также мемориальный музей Святейшего Патриарха Алексия, возглавлявшего Русскую Православ...

29. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (8)

Один из преемников Преподобного Дионисия архимандрит Иоасаф II (1656—1667) был избран на Всероссийский Патриарший престол после Патриарха Никона — в 1668 году. В 1697 году другой Троицкий архимандрит Иов был хиротонисан во епископа и возведен на древнюю митрополичью кафедру в Новгороде; в 1704 году архимандрит Иларион (1701 —1704) рукоположен во епископа и возведен в сан митрополита на Крутицкую кафедру; в 1707 году архимандрит Сильвестр Волынский (1704—1707) хиротонисан во епископа и возведен в сан митрополита Нижегородского; в 1718 году архимандрит Георгий Дашков (1711 —1718) рукоположен во епископа...

30. Смоленская церковь (1745—1753 гг.)

В 1735 году скульптурная икона «Смоленская Божья матерь», резанная Ермолиным и украшавшая фасад поварни, была объявлена «чудотворной», а здание превращено в церковь. Через десять лет на деньги фаворита императрицы Елизаветы графа А. Г. Разумовского на месте поварни был возведен существующий ныне храм, а ермолинская икона включена в его иконостас (Загорский музей-заповедник; в нише на восточной стене церкви: можно видеть свободное повторение эт...

31. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (6)

— Со времени Преподобных Сергия и Никона Радонежских повторяются здесь Евангельские слова: «Возрадуйтеся в тот день и взыграйте, се бо мзда ваша многа на Небесех»; все так же воспевается Трисвятая песнь: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бе...

32. Историко-художественный музей-заповедник

Так, монастырь на некоторое время стал резиденцией молодого царя, использовав это событие для еще большего укрепления своего влияния в государстве. Икона с изображением Троицкого монастыря. Середина XVII века Экономические преобразования, направленные на частичную секуляризацию монастырских земель, которые проводило царское правительство в конце X...

33. Успенский собор (1559—1585 гг.)

Среди них привлекают внимание поясные изображения евангелистов на царских вратах и расположенная над ними икона «Тайная вечеря» на доске восьмигранной формы — одно из последних произведений Симона Ушакова. (Подлинная икона хранится ныне в собрании Загорского музея-заповедника, а здесь находится копия, сделанная в 1950 г.)...

34. Музей-заповедник: Графика

В вифанских кельях митрополита Платона наряду с гравированными иконами были и гравированные репродукции с картин и фресок Андрея Рублева, Рафаэля, гравюры работы современника Платона мастера Гаврилы Скородумова, выполненные лучшими мастерами того времени портреты Ломоносова и Петра I, самого митрополита Платона, акварели с видами Москвы работы Франческо Кампорези, множество видов монастырей и т. д. За годы существования муз...

35. Музей-заповедник: Живопись XVI века

Интересным памятником эпохи является икона «Новозаветная Троица»,или, как она часто называется,«Отечество».Одним из замечательных достоинств древнерусских иконописцев всегда было их умение воплотить в конкретных художественных образах сложны...

36. Музей-заповедник: Мелкая пластика

В первой же четверти XV века в Троицком монастыре местными мастерами была выполнена панагия игумена Никона. На верхней крышке ее из миниатюрных литых фигурок составлена композиция «Вознесение», четко разделенная на две части и хорошо размещенная в пространстве круга. В целом панагия очень нарядна. Ее внешн...

37. Музей-заповедник: Древнерусская живопись XIV—XVII веков

Наиболее распространенным в Древней Руси ее видом является икона. Писались иконы на хорошо обработанных досках, чаще всего липовых и сосновых. Для предотвращения деформации на обратной стороне доски врезались шпонки; лицевая ее сторона, как правило, проклеивалась холстом — паволокой, затем наносился тонкий слой грунт...

38. Историко-художественный музей-заповедник

Великомученица Варвара. Икона. 1470-е годы Росписи стен и свода Успенского собора созданы в 1684 году. Произведения местных и ярославских иконописцев — фрески храма почти полностью сохранились. Незамысловатые по исполнению, но искренние и торжественно-праздничны...

39. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (6)

На Троицком Стихираре XIV века, с автографом Преподобного Епифания Премудрого, есть историческая запись, которая говорит о приезде игумена Симоновского монастыря святого Феодора (племянника Преподобного Сергия), чтобы предупредить о решении князя Рязанского в союзе с Литвой разбить войско, оставшееся после Куликовской бритвы, и о посылке Преподобным Сергием келаря Троицкого монастыря Преподобного Никона в Рязань, дабы удержать князя Олега от кровопролития, которое задумано было им вместе с Литовским князем Ягай-лой в отношении великого Московского князя Димитрия Донского. Посольство это так подействовало на князя Олега, что он тут же раскаялся и один «отбежа от града своего Рязани и побеже к Ягайлу князю Литовскому» с сообщением о перемене своего решения (Никоновская летопись, т. 4, с. 124)....

40. Монастырь и слободы в XV веке

Ермолин. Богоматерь Одигитрия. Икона с фасада поварни. Камень. XV в. Непосредственно через это село проходила дорога из Москвы в северные города Руси; здесь останавливались многочисленные обозы, велась бойкая торговля. Эта дорога была одной из первых, где стала действовать хорошо налаженная регулярная перевозка пассажиров; так, например, Судебник 1497 года регламентировал твердую оплату за проезд: от Москвы до Переславля-Залесского — 20 алтын, до Ростова Великого — рубль, до Ярос...

41. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (5)

Своими вдохновенными творениями иноки и посадские жители составили под руководством Преподобного Никона Радонежского поистине гимн своему учителю, Авве Сергию, воздвигнув собор Святой Троицы, а затем созидая памятники всей последующей истории Троице-Сергиевой Обители. Преподобный Никон «скоро» собрал в Троице-Сергиев монастырь «живописцы, мужи изрядны, зело всех превосходящи и в добродетелех совершени,— Даниил именем и Андрей, спос...

42. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (1)

Вопрос об Уставе Лавры требует дальнейшего специального изучения, так как в настоящее время в повседневном обиходе сохраняется лишь устная традиция Лаврского Типикона. Первую попытку сравнительного анализа основных русских монастырских уставов, включая Устав и «Обиходники» Троице-Сергиевой Лавры, с Иерусалимским Уставом XV—XVI вв. сделал известный литур-гист Русской Церкви профессор Киевской, затем Петербургской Духовной Академии Алексей Афанасьевич Дмитриевский [13, с. 145—240]. ВЕЧЕРНЯ. Порядок Богослужений в монастыре слагается ...

43. Музей-заповедник: Лицевое шитье

Яркий пример такого шитья дают два покрова с изображениями на одном Никона Радонежского, на другом — Саввы Сторожевского, работы царских мастерских. Черты ликов резко оттенены темным шелком, фигуры статичные. Но произведения привлекают своей декоративностью, искус...

44. Троицкий собор (1422—1423)

Белокаменные фасады храма то раскрашивались под мрамор (1769), то сплошь оклеивались холстом с нарисованными на нем орнаментами и иконами (1915); многократно переписывалась и поновлялась также стенопись храма. Вследствие этого к началу XX века облик Троицкого собора оказался существенно искаженным и к тому же стены храма с трех стор...

45. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (3)

И по ево государевой теплой вере видя ево государево во всем правду в Троице славимый Бог наш за молитву Преславныя и Пречистыя Богородицы и помощию и заступлением великих чудотворцев Сергия и Никона, польского короля побил и все войско его сокрушил и без вести сотвори, и Вилну и иныя преславущия многия грады польския и литовския и немецкия и пригородки под свою высокую руку покори и ...

46. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века

Тот же Павел Алеппский свидетельствует, что царь Алексей Михайлович «всю душу положил» на построение Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1 650—-1 655), «дабы сделать его подобным монастырю Троицкому», и называет обе эти обители «женихом» и «невестой»; он приводит также слова патриарха Никона о том, что среди почти трех тысяч монастырей России «есть три очень богатых монастыря, великие царские крепости: первый монастырь Святой Троицы, он больше и богаче остальных, второй Кирилло-Белозерский и третий — Соловецкий». К середине XVII века Троицкий монастырь приобрел уже облик целого города, очень далекий от монастырского аскетизма и прежней крепостной суровости. Его архитектуру отличала чисто мирская жизнерадостность и нарядность, характерная для зодчества...

47. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (7)

Надмирным утверждением этого свидетельства изображены по углам четыре Херувима, Честнейшей которых явилась Приснодева Мария. Икона Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевьг Марии из иконостаса Троицкого собора. Посредницей между Небом и земной жизнью Господь за каждой Литургией являет Богоматерь. Ту из рожденных на земле, Которая явилась «Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим» и без...

48. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (7)

В 1548 году была построена церковь над местом погребения Преподобного Никона, сопредельная Троицкому собору и известная в настоящее время как Никоновский придел. 15 августа 1585 года был освящен величественный Успенский собор, построенный в последние годы правления царя Иоанна Васильевича Грозного (...

49. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (5)

Здесь, в храме святого Иоанна Предтечи, что над Святыми вратами, после Полунощницы совершается исповедь паломников. Икона святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. XVI в. ЦАК МДА. Тропарь, глас 4: Прордче и Предтече Пришествия Христова, достойно восхвалйти тя недоумёем мы, любовию чтущий тя: неплодство бо рождшия, и отчее безгласие разрешйся славным и честным твоим рождеством, и воплощение Сына Божия мйрови проповедуется. Тропарь, глас 2: Память праведнаго с похвалами,...

50. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (5)

По нижнему полю запись: «Написана бысть сия святая икона лета 7197 месяца июля в 15 день а написана по обещанию Гликерии Тимофеевой дочери деревни Куронихи». Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы». XVI в. ЦАК МДА. Вручение жезла после архиерейской хиротонии 12 октября 1982 г. епископу Дмитровскому Александру, ректору Духовных школ. Ежедневно ранним утром, а также вечером одна из десяти небольших групп студентов и воспитанников несет чреду послушания в академическом храме Покрова Пресвятой Богородицы. Так они усваивают правила литургической жизни в Церкви. Учащиеся изучают хоров...

51. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (1)

Вполне естественно, что расчлененно высказанное свидетельство о духовном зрении оказывается наиболее точной формулой и вторичного свидетельства о духовном мире — иконописи» [78а, с. 144, 145—146] Икона святых Архистратига Божия Михаила и Апостола Андрея Первозванного — первого просветителя Руси. XVI в. ЦАК МДА. Двухчастная икона Божией Матери «Оранта» и святого Великомученика Георгия Победоносца...

52. История Загорска. История Сергиева-Посада

Дальнейшее развитие его связано с активной деятельностью предприимчивого и энергичного игумена Никона, направленной на обогащение и возвышение монастыря. Именно при нем была заложена прочная основа превращения Троице-Сергиева монастыря в крупнейшего феодала на Руси. Панорама древних построек Троице-Сергиева монастыря Первые феодальные привилегии мона...

53. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)

Филарет, митрополит Московский. Житие Преподобного Никона, игумена Радонежского. Читано на всенощном бдении, ноября 17-го в 1843 г., в Троицкой Сергиевой Лавре. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. 16 с. Прил.: Тропарь, кондак, молитва Преподобному отцу нашему Никону, Радонежскому Чудотворцу. 123. Крашенинников А. Приснопамятный подвижник древней Руси (К возобновлению церкви Преподобного Никона в Троице-Сергиевой Лавре). [17нояб. 1949 г.] . – Журнал Московской Патриархии, 1950, № 1, с. 21—24. 124. Канон...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................