Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

звон

 

1. Музей-заповедник: Живопись XV века

Необычайно свежая цветовая гамма, оживленная деликатным применением яркой киновари и звонкого голубца, как нельзя лучше отвечает внутренней гармонии и совершенству произведения. Икона-складень. 1456 г. Работа мастера Амвросия Совсем иная трактовка образа отличает икону «Богоматерь Петровская», принадлежавшую старцу Троицкого монастыря Сел...

2. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (3)

Лучшему пониманию Евангелия — Божественной Книги, которая выносится к народу из святого алтаря,— служат молитвенные песнопения антифонов и прокимнов, возглашаемых в сопровождении колокольного звона. Они приуготовляют к слушанию Божественных глаголов. [3, с. 243 — 246]. После чтения Евангелия праздничная радость молящихся выражается в пении пасхальных песнопений Воскресение Христово видевше... и Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам Живот Вечный [Жизнь Вечную] и велию милость. Изнесение Евангелия на середину храма для целования предстоящими за Богослужением знаменует явление Христа Спасителя по Воскре...

3. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (4)

«Кругом Троицы действительно нет змей,— сообщает исследователь,— и местное предание объясняет, что Преподобный Сергий заклял змей, и там, где слышен звон колокола его Обители, змеи жить не могут. Троица избегла всех ужасов чумы XVIII в. и холерных эпидемий в XIX в., а также нашествия французов в 1812 году,— эти обстоятельства также послужили тем...

4. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (2)

Лавра встретила гостей колокольным звоном, и этот мирный благовест возвестил о том, что под нее так, как призваны воевать против греха» [260, с. 17]. Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян Вазген I подчеркнул, что невозможно разреш...

5. Основание монастыря. XIV век

); 19 — Лестничная башня (1746—1749); 20 — ризница (1781); 21 —• Варваринский (Донской) корпус келий (XVI1 в,, 1906); 22 — Предтеченский корпус келий (1640); 23 — надвратная церковь Иоанна Предтечи (1693— 1699); 24 ~ книжная лавка (офис, 1895); 25 — Экономовский корпус келий (XVII в., XIX в.); 26 —Часозвоня (нижний ярус, XVII в.); 27 — Успенский корпус келий (XVII в., 1816); 28 — Инспекторский корпус келий (XVII в., 1816); 29 — Библиотечный корпус (1877); 30 — Больничный корпус (1835, 1884); 31 — Классный корпус (1839, 1884); 32 — Столовый корпус (1802, 1988); 33 —баня (1847). Крепостные стены и башни: 34—крепостные стены (XVI в., XVII в.); 35—Пятницкая башня (1640)...

6. Монастырь и слободы в XV веке

Здесь обычно раскидывался шатер для отдыха и смены дорожного платья и затем, после краткого молебна в сельской церкви, многолюдное шествие под колокольный звон и пушечную пальбу торжественно двигалось к монастырю пешком. В связи с этим село Клементьево пользовалось различными льготами: жители его освобождались от дани и пошлин, сюда запрещалось въезжать на пиры «незваным боярским людям», ставиться «ездокам» и брать «безденежно»...

7. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (2)

Имеют башни: Пятницкую (1640), Житничью (перестроена в 1650 году), Красную воротную (XVI — XVII), Сушильную (XVI — XVII), Уточью (XVII), Звонковую (XVI —XVII). Каличью (перестроена в 1651 и 1758 — 1771), Плотничную (XVII), Келарскую (1642—1849), Пивную (XVI — XVII), Водяную (XVII), Луковую (XVI — XVIII); Соляная башня разобрана. Интерьер Серапионовой палаты. XVI в. Фелонь Преподобного Никона. ЗГИХМЗ № 3199. Из Четвероевангелия Преподобного Никона. ГБЛ, ф. 304/Ш, л. 186 об.—187. Благословение на подвиг безмолвия Преподобного Исаакия Молчальника. ГБЛ, ф. 304/Ш, № 21 (М. 8663),...

8. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века

Воеводы, руководившие обороной крепости, разбили защитников на отряды и закрепили за ними участки стен и башен; на высокой звоннице Духовской церкви постоянно находились наблюдатели, которые в случае опасности должны были звонить в висевший там «всполошной» колокол. Запасы продовольствия взяли на строжайший учет, а «питье» (вино) в погребах было опечатано и выдавалось «из-под печати» только больным или раненым. Сохранившиеся документы, а также подробное описание осады, составленное келарем монастыря Авраамием Палицыным, дают возможность достаточно точно представить события тех дней. Ни непрерывны...

9. Колокольня (1741-1769 гг.)

Общие пропорции здания и особенно его нижняя часть отличались чрезмерной грузностью. Место для новой звонницы назначалось в геометрическом центре древней площади монастыря, против западного входа в Успенский собор. Колокольня Известный московский архитектор И. Ф. Мичурин, которому было поручено строительство колокольни, убедительно доказал, что поставленная на этом месте колокольня не только загромоздила бы всю площадь перед Троицким собором, но и «от тог...

10. Историко-художественный музей-заповедник

Мастера соорудили под барабаном главы открытую арочную звонницу, между приземистыми круглыми столбами которой были размещены колокола. Возведение такого дополнительного архитектурного объема позволило использовать здание церкви, бывшее в то время наиболее высокой постройкой, и как смотровую вышку для наблюдения за ок...

11. Духовская церковь (1476-1477 гг.)

Исследование звонницы показало, что строители-псковичи жестко крепили колокола к свободно лежащей деревянной балке над капителями столбов, и звонить в них можно было непосредственно с земли, раскачивая с помощью веревки не язык, а сам колокол вместе с балкой за приделанный к ней шест-рычаг («очеп» или «очап»), как это было принято в Пскове, А это значит, что звон...

12. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (1)

Подвигнемжеся первообразне, паче же в неких служениях упражняющися, купно с клепалным возглашением [со звоном]. Тщательно в церковь тещи и тамо вначале обретатися. И ум весь собирати с чювством сердечным. Наипаче же в Божественных пениих напервословие, сиречь на Непорочнах, яко зане началу неискусну бывшу и все...

13. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (5)

Московская Духовная Академия 1 2 3 4 5 6 Академия сегодня За минувшие десятилетия Лавра много раз торжественным звоном своих колоколов и пением братии встречала Блаженнейших Патриархов Александрийских Христофора и Николая; Антиохийских Александра, Феодосия, Илию; Иерусалимских Венедикта и Диодора; Святейших и Блаженнейших Грузинских Католикосов-Патриархов Каллистрата, Мелхисе...

14. Посадские церкви

Малышева квадратная трапезная была расширена на запад, включив в свой объем нижний ярус звонницы. Пристройка была произведена весьма тактично — на новых фасадах точно повторен изначальный декор Трапезной. Рядом с Ильинской церковью до 1958 года стояла летняя деревянная церковь Казанской Богоматери, возведенная в 1752 году. Силуэты обеих церквей сливались в одну группу и особенно эффектно выглядели с высокого берега...

15. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (8)

После второго блюда по звонку наместника Лавры все встают. Наместник возглашает: «Молитвами Святителя Стефани, епископа Пермского, и Преподобного Сергия, игумена Радонежского, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас». Все отвечают «Аминь» и затем продолжают трапезу. Этот обычай Обитель сохраняет по преданию о приветствии и благословении епископом Пермским Преподобного Сергия. Когда епископ Стефан проезжал в десяти ве...

16. Историко-художественный музей-заповедник

Остальные же шесть: Красная, Сушильная, Звонковая, Каличья, Пивная и Луковая — подверглись перестройкам. Самая нарядная по своему убранству среди башен — Уточья, ажурное декоративное навершие и шпиль которой, увенчанный белокаменным ...

17. Троицкий собор (1422—1423)

О тревожных днях осадного времени XVII века свидетельствует отверстие в металлической двери южного входа, пробитое вражеским ядром; еще одно ядро влетело тогда в алтарное окно собора, отскочив от колокола на звоннице соседней Духовской церкви. Троицкий собор окружен пристройками, которые он получил в основном в XVI веке. Все они сохраняются и в последние годы отреставрированы, хотя далеко не ра...

18. Сушильная башня

Но когда эти часы испортились, их не стали чинить, так как к тому времени уже были установлены часы на новой колокольне, и митрополит Филарет распорядился разобрать верх башни, поскольку она «перестав быть часовою сделалась излишнею» (1826). От Часозвони остался только нижний ярус с высокой проездной аркой, фасад которого со стороны монастыря обработан характерными для XVII века прямоугольными нишками (ширинками) со вставленными в них «бубенками» ...

19. Музей-заповедник: Лаковая роспись

Плавными изогнутыми линиями, яркими красками, в которых преобладают теплые оттенки, поэтически условно передается красота окружающего мира, с звонким небом, с бурными реками, с зелеными дубравами. Н. П. Антипов. Поднос «Крылатый». Село Жостово, Московская область Известным центром декоративной лаковой росписи по металлу является село Жостово Московской области. Жостовская роспись украшает разнообразн...

20. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (1)

, с разночтениями из Синодального списка Макарьевских Четьи-Миней, присоединением стихир Преподобному Сергию по напеву, именуемому «трезвон», положенных на церковные линейные ноты в начале XVIII столетия. Сообщ. архимандрит Леонид. СПб., тип. В. Балашева, 1885. XXVIII, 167 с; 14 л. нот. С изображением Святого из Троицкой рукописи XVI в. (Памятники древней письменности. Вып. 58). На слав. яз. Прил.: Молитва к П...

21. Монастырь и посад в XVIII веке

Встреченная лаврским духовенством с хоругвями и иконами у церкви села Клементьева, царица с многочисленной свитой торжественно прошествовала по посаду «при колокольном звоне и пушечной 101 выстрела пальбе». У монастырских ворот ее приветствовали пением специально сочиненных кантат выстроенные рядами воспитанники семинарии. Вечером всю лавру украсила яркая иллюминация, среди которой выделялся «щит в разных огнях» с царским вензелем. На другой день императрицу вывозили в загородный «монастырский двор», специально построенный для «летних увеселительных посещений» в 3 км к востоку от монастыря, в ме...

22. Звонковая башня

Вид со стороны монастыря Звонковая башня прежде называлась Кузнечной, так как близ нее располагалась кузница. Башня украшена пилястрами, арочками, поребриком. Эта нарядность обусловлена, видимо, расположением башни близ царских чертогов. Звонковая башня, как и Сушильная, и...

23. Луковая башня

В плане она точно повторяет размеры Звонковой башни, расположенной на противоположной стороне монастыря, но по высоте значительно превышает ее. В XVIII веке верхний этаж Митрополичьих покоев соединили с южной крепостной стеной, которая стала использоваться в качестве прогулочной галереи для именитых гостей. В связи с этим перестроили и верхний ярус Лук...

24. Пятницкая и Введенская церкви (1547 г.)

Вместе с тем, поставленный на подклет и лишенный звонницы в основании главы, Введенский храм принципиально отличается от монастырской церкви, как бы сочетая в себе архитектурные традиции XV и XVI столетий. Расположенная рядом Пятницкая церковь проста и вместе с тем очень нарядна. Она не имеет подклета и, в противоположность соседней церкви, вытянута по горизонтали и состоит из четырех, различных по своей форме и...

25. Музей-заповедник: Русская набойка

Веселые по цвету, они поражают разнообразием узоров и красотой богатой, звонкой палитры. Неповторимую самобытность залу, где демонстрируется ткачество, придают тканые половики. Почти во всех областях Севера и Поволжья их продолжают ткать еще до сих пор. В основе их узора л...

26. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (5)

По установленному издревле чину, огонь, взятый служащими Подунощницу от негасимой лампады от Преподобного, относится одним из братии для трапезы при тихом перезвоне колокольчика. С пением тропаря Святой Троице — «Благословен еей, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлен, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлёй вселённую, Человеколюбие, слава Тебе»—все расходятся, вдохновленные общей братской молитвой, каждый — на свое делание. Тропарь Преподобному Сергию Радонежскому, глас 4: Иже добродетелей подвижник, яко истинный воин Христа Бога, на страсти вёльми подвизался еей в жизни врёменней, в пёниих, бдёниих же и пощ...

27. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)

Интересно отметить, что сложная композиция Больничных палат строится с расчетом наивыгоднейшего обозрения их с главной площади, от Троицкого собора: так, лоджии, расположенные по обеим сторонам церкви (на одной из них находилась открытая двухъярусная звонница на пять колоколов), разного размера; различную степень насыщенности декором имеют правое и левое крыло палат; несимметрично, со сдвигом в сторону Троицкого собора, расположены окна на апсидах церкви. На примере Больничных палат хорошо видна наметившаяся в архитектуре первой половины XVII века тенденция к сглаживанию контраста в убранстве церковных ...

28. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)

Духовская церковь Троице-Сергиева монастыря (исследование и реставрация позакомарного покрытия и звонницы).— Архитектурное наследство, 1972, сб. 19, с. 53 — 65; ил., черт. 171. Брайцева О. И. Надврагная церковь [Рождества Иоанна Предтечи] Троице- Сергиева монастыря.— Архитектурное наследство. 1972, сб. 19, с. 83—92; ил., черт. 172. Комаров Б. Д. Смоленская церковь (Одигитрии). Памятник архитектуры XVIII в.— С...

29. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (2)

Искусство пения в Троице-Сергиевой Лавре удивительно сочетается с искусством колокольного звона, которое имеет свои уставные особенности и богатейшие художественные традиции, хранимые звонарями Лавры. Колокол Преподобного Никона, или «Чудотворцев», имеет такую надпись: «IC.XC.HK. И в славу Святыя и Живоначальныя Троица совершен си колокол в лето благочестиваго Великаго князя Василия Дмитриевича и архиепископа Фотия, митрополита Киевского и всея Руси, во обитель Преподобного отца нашего Се...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................