Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

живопись

 

1. Троицкий собор (1422—1423)

Но стены собора безвозвратно утратили живопись рублевского времени, так как «по ветхости» она была сбита вместе со штукатуркой и в 1635 году заменена новой, неоднокоатно переписывавшейся и поновлявшейся на протяжении следующих столетий. Иконостас Троицкого собора, сохранившийся до наших дне...

2. Музей-заповедник: Лицевое шитье

Часто он был связан с определенными событиями в их жизни. Как живопись, так и произведения лицевого шитья, хранящиеся в музее, отражают в основном последовательное развитие московского художественного направления в искусстве. Оплечье фелони. 1544 г. Один из ранних образцов его —плащаница начала XV века, получившая название «голубой» по цвету своего ф...

3. Троицкий собор (1422—1423)

Царские врата с изображениями «Благовещения» и четырех евангелистов выполнены московскими мастерами и являются вкладом в монастырь царя Михаила Федоровича (1643), Живопись их отличается большой красочностью; чеканные украшения полей врат и столбцов сделаны из серебра с позолотой. Стоявшие здесь ранее царские врата были обнаружены среди икон больничной церкви Зосимы и Савватия, После исследования и расчистки красочного слоя в 1969 году стало очевидным, что роспись их несомненно принадлежит кисти Андрея Рублева. (Обе створки царских врат XV в. находятся в ...

4. Музей-заповедник: Золотое и серебряное дело

В 1626 году царь Михаил Федорович подвесил к иконе золотые цаты, сделанные по образцу грозненских, а в середине XVIII века по заказу монастыря московские чеканщики выполнили серебряную золоченую ризу, закрывшую живопись на иконе. Украшавшийся на протяжении трех столетий различными мастерами оклад тем не менее воспринимается в художественном отношении очень цельным произведением. Красив и выразителен по силуэту большой серебряный подсвечник, поступивший как вклад в Троицкий монастырь от Бориса Годунова в 1601 году. Его боковые шандалы в виде изогнутых стеблей с причудливыми цветами и листьями придают всему произведению необыкновенную легкость и изящество. Нарядност...

5. Музей-заповедник: Живопись второй половины XIV века

Живопись второй половины XIV века Древнейшие иконы в экспозиции относятся ко второй половине XIV века. Среди них можно видеть редкие памятники юго-славянского и византийского письма, оригинальные произведения некоторых древних феодальных княжеств Руси, свидетельствующие об устойчивых стилистических особенностях определенных художественных школ. Обращает на себя внимание редка...

6. Трапезная с церковью Сергия (1686—1692 гг.)

В двух овальных медальонах с прекрасно нарисованными картушами из растительных мотивов помещены сведения об украшении здания живописью. Интересны массивные кованые двери; каждая деталь дверных полотен — розетки в местах клепок, петли, ручки, замки — являлась для мастеров изделием, которое они украшали искусным чеканным узором. Трапезная с церковью Сергия Не менее пышно отделаны и интерьеры здания. Притвор, или сени, ведет в просторную, залитую светом трапезную палату, площадь которой составляет 510 кв. м (15Х Х34 м), а высота в зените свода 9,8 м; в те годы это было самое большо...

7. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (1)

Византийская церковная живопись, отличавшаяся сложной системой иконографии и строгим иератическим стилем, представлена иконами IX— XV веков. Наиболее древней в собрании ЦАК является двучастная икона с изображением Богоматери — Оранты и великомученика Георгия Победоносца....

8. Музей-заповедник: Живопись

Живопись Экспозиция отдела русского искусства XVIII — начала XX века расположена в Наместничьих покоях, которые были построены во второй половине XVIII века над западной крепостной стеной между Келарской и Пивной башнями. Анфилада залов была продолжена верхним этажом Пивной башни. Инте...

9. Музей-заповедник: Прялки и донца

Поэтому в ней свобода и непринужденность композиции, нет точной симметрии, большое разнообразие мотивов. Живопись наносилась крупными, сочными мазками с применением белых оживок. Кистевая роспись исполнялась на крупных бытовых предметах— люльках, сундуках и даже на стенах изб. Пышный цветочный узор покрывал во многих домах филенки перегородок и дверей, шкафов и судниц, подпечков и голбцев. Он шел по балкам и столбам полатей, украшал полочки для икон. Такой интерьер крестьянской избы выглядел весело, нарядно, праздничн...

10. История Загорска. История Сергиева-Посада

Уникальное собрание древнерусского искусства, представленное в двух больших экспозициях — «Древнерусская живопись XIV—XVII веков» и «Древнерусское прикладное искусство XIV—XVII веков», дополняет интересная коллекция отдела русского искусства XVIII — начала XX века, сложившаяся в основном также в стенах Троице-Сергиева мо...

11. Историко-художественный музей-заповедник

Примечательны выполненные московскими мастерами для его местного ряда в конце XVI — первой трети XVII века иконы „Троица с бытием", „Успение богоматери", „София Премудрость божия", „Предста царица одесную тебе", „Благовещение" и „Похвала богоматери", живопись которых, к сожалению, была частично прописана в XIX веке. К концу XVII века относятся Царские врата иконостаса, по всей вероятности созданные „царским изографом" Симоном Ушаковым, одним из лучших мастеров иконописи и гравюры в Оружейной палате. Для верхней части врат им была нап...

12. Историко-художественный музей-заповедник

Так, утрачена первоначальная роспись интерьера собора и даже новая, заменившая ее в 1635 году фресковая живопись не сохранилась полностью. Вполне возможно, что схема этой позднейшей росписи почти целиком повторяет рублевскую, как мы ее представляем по источникам и исследованиям реставраторов. Уникальным по своему значению является иконостас собора, один из прекраснейших памятников древнерусского искусства, сорок две иконы которого созданы Рублевым и мастерами его круга. Ико...

13. Успенский собор (1559—1585 гг.)

Сафонов только «поправил» живопись на сводах глав, где были протечки в местах крепления крестов (1858), а затем «поновил» некоторые участки на стенах и сводах, введя при этом позолоту (1866). В связи с работами по конструкти...

14. Музей-заповедник: Живопись конца XVI - начала XVI века

Живопись конца XVI - начала XVI века С конца XVI века в развитии русской иконописи наметились два направления, известные под условными названиями годуновского и строгановского письма. Первое из...

15. Музей-заповедник: Живопись конца XV - начала XVI века

Живопись конца XV - начала XVI века Замечательное мастерство иконописцев XV века нашло свое завершение в творчестве Дионисия, жившего и работавшего на рубеже XV—XVI веков. Его искусство явилось отражением возросшего авторитета и могущества Русского государства. Произведения этого времени отличает настроение торжественной праздничности, им свойственна особая нарядность и декоративность, которые свидетельствовали об усилении светского начала в живописи. Мастерам к...

16. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)

Николаева Т. В. Древнерусская живопись Загорского музея XIV — XVII вв. [294 иконы]. М., Искусство, 1977. 203 с; 53 л. ил. Оглавление: Общий указатель.— Сложение фонда икон Загорского музея (введение; историография; иконописание в Троице-Сергиевом монастыре; вклады икон в Троице-Сергиевом монастыре; обзор основных этапов живописи монастырского собрания).— Репродукции.— Каталог (иконы Троицкого собора; иконы Успенского собора; иконы в собрании музея). Ука...

17. Музей-заповедник: Графика

Кампорези строил дома и усадьбы для московской знати, занимался декоративной живописью, в течение некоторого времени работал вместе с выдающимся русским архитектором Ф. Казаковым. Акварели Кампорези, хранящиеся в музее, украшали вифанские кельи митрополита Платона. Они доносят до нас несохранившийся облик Москвы конца XVIII века. Как зодчего, Кампорези, естественно, в первую очередь интересовала архитектура, все характерные особенности которой он старался запечатлеть, оживляя пейзаж стаффажными фигурками в русских национальных костюма...

18. Историко-художественный музей-заповедник

А их результаты подводят специальные регулярно устраиваемые выставки, такие, как экспозиция 1980-1982 годов: „Древнерусская живопись XV-XVII веков в собрании Загорского музея. Новые открытия реставрации". Наряду с произведениями изобразительного и прикладного искусства музей хранит и изучает памятники замечательного архитектурного ансамбля, восстановление первоначального облика которого во многом связ...

19. Музей-заповедник: Живопись XVI века

Живопись XVI века Творческие достижения Дионисия и мастеров его круга были восприняты и во многом продолжены художниками XVI века. Искусство Москвы с этого времени становится ведущим. Произведения XVI века сохраняют высокий художественный уровень, но содержание их глубоко отлично от содержания произведений предшествовавшей поры, как и различны сами эпохи, породившие их. XVI век — время, когда в политической, экономической и культурной жизни страны происходят сущес...

20. Музей-заповедник: Живопись XVII века

Живопись XVII века Развитие живописи в XVII веке очень сложно и противоречиво. Это было обусловлено происшедшими в жизни страны большими социально-экономическими сдвигами, вызвавшими кризис религиозного мировоззрения. С одной стороны, в ик...

21. Музей-заповедник: Живопись троицких мастеров XVI века

Живопись троицких мастеров XVI века О существовании в Троицком монастыре в XVI веке собственных иконописных мастерских можно говорить вполне определенно. В интереснейшем историческом документе — монастырско...

22. Музей-заповедник: Живопись XV века

Живопись XV века Искусство Андрея Рублева оказало огромное влияние на последующее развитие древнерусской живописи. XV век — время ее блестящего расцвета, время, когда творчески перерабатывается наследие Р...

23. Музей-заповедник: Древнерусская живопись XIV—XVII веков

Древнерусская живопись XIV—XVII веков Собрание древнерусского искусства Загорского музея-заповедника — неотъемлемая часть великой сокровищницы культуры русского народа. Исторически сложившееся в Троице-Сергиевом монастыре, оно представлено превосходными памятник...

24. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (2)

Экспозиция Церковноархеологического кабинета завершается работами русских художников XVIII — начала XX века, когда живопись развивалась в отрыве от древних традиций, хотя и не порывала связи с религиозной тематикой. Качественно новый период в истории отечественной церковной живописи связан с именем В. М. Васнецова, который, отвергнув как холодный академизм, так и шаблоны натурализма, вновь обратился к древним источникам. О сложности первых попыток преодолеть устоявшуюся рутину свидетельствует его эскиз росписи конхи центральной апсиды Владимирск...

25. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века

Фасады центральной группы церквей и соборов сохраняют белый цвет, но украшаются живописью полукружия закомар сначала Успенского собора (1621), а затем Троицкого собора и его придела (1635); появляются вкрапления зеленых изразцов на белом шатре больничной церкви Зосимы и Савватия (1638). Белый цвет, который получили кирпичные стены и башни после надстройки, объе...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................