Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

дом

 

1. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (1)

Бережно хранимые в Церкви иконы вместе с нашим дивным Богослужением вещают о сокровищах православной церковности каждому, кто захочет узнать о духовной сущности нашей Церкви... Икона святого Апостола Павла. XVI в. ЦАК МДА. Богатства церковного искусства, бережно хранимые в Лавре, в Церковноархеологическом кабинете Академии, помогают нашим учащимся глубже осмыслить своеобразие, священный характер этого искусства и его непреходящую ценность» [254, с. 10, 25]. «Входя в эти залы, испы...

2. Духовская церковь (1476-1477 гг.)

И они блестяще справились с поставленной задачей: рядом со строгим и величественным Троицким собором был построен оригинальный, необычайно стройный и изящный храм со звонницей в основании главы. Образцом для этой монастырской постройки, возможно, послужила церковь-звонница Иоанна Лествичника в Московском Кремле, возведенная в 1329 году (звонница стояла на месте колоколь...

3. Историко-художественный музей-заповедник

В период фортификационных работ царь неоднократно посещал монастырь, наблюдая за их ходом. В это время монастырь играл важную роль в политической жизни государства. Об этом свидетельствует много фактов, среди которых и очередной приезд царя в 1564 году — накануне введения опричнины. Приехавший, чтобы держать совет с монахами, лишь после того как заручился их поддержкой, царь Иван удалился в Александровску...

4. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (1)

Варфоломей умолил старца посетить родительский дом. В домашней часовне по его благословению отрок, ко всеобщему удивлению, без труда прочитал псалом. Родителям старец прорек: «Сын ваш велик будет пред Богом и многия ради его добродетели и великаго жития будет избранным сосудо...

5. Музей-заповедник: Фарфор и стекло

П.Т.Марандин. Блюдо с видом Троице-Сергиевой лавры. Конец XIX века В отличие от императорского, завод Гарднера ориентировался в основном на выпуск массовых изделий на продажу, поэтому они были проще, лишены, за редким исключением, даже скромной позолоты. Этот завод выработал устойчивые образцы, по которым впоследствии выпускал...

6. Смоленская церковь (1745—1753 гг.)

Внутри Смоленская церковь не имеет столбов, и все ее пространство, перекрытое сводом с отверстием для светового барабана, воспринимается единым; большие окна делают интерьер светлым. Первоначально стены внутри церкви были окрашены голубым цветом, который хорошо сочетался с позолотой резного иконостаса (в настоящее время стены покрывает малоинтересная сюжетная роспись XIX в.). Иконостас не сохранился, и в 1956 году здесь был установлен другой, близкий по врем...

7. Успенский собор (1559—1585 гг.)

Украшением интерьера собора служат два огромных медных паникадила XVII века работы мастеров Оружейной палаты Московского Кремля — вклад царского стольника Янова. Рядом с Успенским собором, у его северо-западного угла, пристроилось небольших размеров, низкое, с четырехскатной кровлей сооружение — усыпальница, где захоронены царь Борис Годунов, его жена Мария, сын Федор и дочь Ксения. Внутри собора у западной стены находятся гробницы племянницы Ивана Грозного Марфы Старицкой и ее дочери Евдокии. Успенский собор с конца XVII века стал усыпальницей и московских митрополитов. Как и...

8. Каличья башня

Существующая башня — третья по счету над расположенными здесь воротами с проездом в виде буквы «Г». Мост и плотина против ворот соединяли монастырь с другим берегом оврага, где находились многочисленные хозяйственные службы и конюшенные дворы, почему и сама башня первоначально называлась Конюшенной. В XVI веке на ее месте стояла башня «о двух верхах», которую, подобно Уточьей башне, увенчали в 1651 году высокой декоративной надстройкой в виде ...

9. Михеевская церковь (1734 г.)

Криволинейная кровля в виде двухъярусного «колпака» устроена после пожара 1746 года — именно такие кровли предполагалось тогда сделать почти на всех зданиях монастыря. Располагаясь рядом с огромной Трапезной, Михеевская церковь эффектно подчеркивает своими малыми размерами внушительную величавость соседнего сооружения. Михеевская церковь. 1734. Фасад и план. Чертеж XVIII в. ...

10. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)

Фасады отличают стройность пропорций и богатое убранство, а внутреннее пространство весьма небольшое вследствие того, что шатер отделен от интерьера каменным сводом; иконостас не сохранился. На апсиде церкви Зосимы и Савватия точно повторен оригинальный декор апсид Духовской церкви, а грани шатра украшены множеством тяг, лопаток и поясков со вставками зеленых поливных изразцов. Эти изразцы обильно украшают всю церковь; они располагаются то поясами в фризах, венчающих четверик и восьмерик, то группируются на полях закомар и кокошников, то рассыпаю...

11. Троицкий собор (1422—1423)

Вокруг новой церкви и трапезной «четверообразно» располагались кельи, окруженные оградой с башнями, над главным входом возвышалась церковь. Десять лет спустя деревянная Троицкая церковь была перенесена несколько восточнее. На ее месте на собранные Никоном средства, большую часть которых дал сын Дмитрия Донского и крестник Сергия Радонежского — звенигородский князь Юрий Дмитриевич, «в похвалу» С...

12. Музей-заповедник: Мелкая пластика

Чрезвычайно интересны произведения XIII — первой половины XIV века, знакомящие с развитием русского художественного ремесла так называемой «глухой поры» в истории русского искусства, связанной с периодом господства монголо-татарского ига. В сказаниях, легендах этого времени прославляется верность родине, слышатся призывы к борьбе, к подвигу. Эти же настроения находили отражение и в искусстве. Необычайно популярным становится изображение святого Николы. Появившиеся в это время новые иконографические типы его — Можайский и Зарайский — свидетельствовали о воплощении в них представлений о Николе, пр...

13. Музей-заповедник: Живопись XVI века

Вокруг, в шестнадцати клеймах, рассказывается о ее жизни: рождении, сватовстве женихов, намерении покинуть родительский дом, о путешествии по бурному морю, об основании монастыря и других событиях. Все они происходят на фоне многочисленных и весьма разнообразных архитектурных построек. Каждое клеймо пронумеровано и имеет киноварную пояснительную надпись. Фон иконы золотой. Живопись отличается несколько темноватым колоритом, хотя местами много киноварных и белых пятен. Возможно, что икона написана одним из троицких мастеров. ...

14. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (2)

1612 — С 14 по 18 августа в монастыре молились князь Димитрий Михайлович Пожарский и Косма Минин, шедшие с отрядом освобождать Москву. Преподобный Дионисий благословил войско на защиту Отечества. Южная стена Троице-Сергиевой Лавры. XVI— XVII вв. Собор Успения Пресвятой Богородицы. 1559— 1585 годы. Колокольня. 1740—1770 гг. 1618 — 1 декабря заключено перемирие между Московским государством и Польшей в селе Деулино, где был построен храм во имя Преподобного Сергия. 1619 — Монастырь...

15. Надвратная церковь (1693-1699 гг.)

Для внутреннего пространства храма, перекрытого четырехлотковым сомкнутым сводом с широким квадратным отверстием в основании центральной световой главы, характерна устремленность ввысь. (При небольших размерах в плане, 6,5X7,8 м, высота церкви от пола до скуфьи свода барабана составляет более 22 м.) Первоначальная роспись стен не сохранилась — существующие иконостас и стенопись относятся к 1872 году (поновлены в 1978 г.). Надвратная церковь Иоанна Предтечи со Святыми воротами. 1693—1699. Вид с запада В настоящее время облик надвратн...

16. История Загорска. История Сергиева-Посада

Основной фонд музея составляют бывшие сокровища Троице-Сергиева монастыря, созданные трудом нескольких поколений талантливых зодчих, художников и мастеров прикладного искусства Древней Руси. Исключительное место в истории русской культуры принадлежит архитектурному ансамблю Троице-Сергиева монастыря — этой подлинной жемчужине древнерусского зодчества. В создании его памятников и их украшении принимали участие лучшие художественные силы страны — московские,...

17. Музей-заповедник: Кружевные изделия

Особый интерес представляет тонкое кадомское кружево Рязанской области, шитое иглой. На мелкой сквозной сетке фона обрисовывается легкий геометрический рисунок с цветочными розетками. Эти ритмически повторяющиеся узоры заполнены тонкой штопкой и обведены белыми нитками. ...

18. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (6)

Потому они и призываются в «Молитве входа»: «Владыко, Господи Боже наш... сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти, сослужащих нам и сославословящих Твою благость». «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат»,— произносится в алтаре и поется на клиросе при перенесении Преждеосвященных Даров с жертвенника на престол во время ...

19. Памятники монастырского некрополя XV—XVIII веков

Позднее здесь же была похоронена и дочь Годунова, Ксения: умирая в далеком Суздальском монастыре, она завещала положить себя рядом с родителями (1622). Когда паперть собора разобрали, гробница оказалась снаружи, и над ней была поставлена существующая ныне палатка. Усыпальница Годуновых и портал Успенского собора. 1780 год В 1606 году их останки по приказу царя Василия Шуйского были с почетом перевезены с кладбища Варсонофьевского монастыря в Троице-Сергиев монастырь. В 1622 году здесь была погребена и Ксения, уме...

20. Загорск, Сергиев Посад. История, современность, события, люди. Историко-культурный и краеведческий городской портал

Балдин Троице-Сергиева Лавра известна всему миру. С каждым годом увеличивается здесь число паломников и туристов. Многие стремятся пытливым взором проникнуть в глубь веков, внимательно вглядываясь в исторические памятники русской культуры, чтобы по творениям ума, сердец и рук человеческих понять судьбы тех, кто нес в жизнь радость, мир, красоту. Здесь, на горе Маковце, в центре Московской Руси, соединились византийская и русская традиции и вызвали к жизни много нового, неповторимого. Тихая в прошлом Обитель стала Великой Л...

21. Музей-заповедник: Древнерусская живопись XIV—XVII веков

Наиболее распространенным в Древней Руси ее видом является икона. Писались иконы на хорошо обработанных досках, чаще всего липовых и сосновых. Для предотвращения деформации на обратной стороне доски врезались шпонки; лицевая ее сторона, как правило, проклеивалась холстом — паволокой, затем наносился то...

22. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (5)

Отсюда пастыри и архипастыри нашей Церкви уносят в своем сердце вдохновляющие слова Святейшего Патриарха Пимена, который, определяя задачи Духовных школ, раскрыл правильное понимание духовной жизни, путей спасения, истин веры и нравственности, понимание обязанностей и ответственности христианина перед Богом, паствой, обществом, всем нашим народом [Послание Святейшего Патриарха Пимена к празднику Московских Духовных школ 14 октября 1982 года.—Журнал Московской Патриархии, 1982, № 12, с. 47—48]. Святейший Патриарх Пимен своей жизнью показал пример ответственного служения перед Церковью и Родиной в сане архимандрита на посту наместника Троице-Сергиевой Лавры. В ту пору только начиналась широкая международная деятельность Обители Преподобного Сергия и Московских Духовных школ. Любовь Преподобного Сергия к...

23. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (2)

Всех учил он — прилежно молиться Богу и после вечерних молитв не разговаривать, не выходить никому из своей келлии, и вообще без великой какой-нибудь нужды не ходить по чужим келлиям, но каждому в своей келлии тайно наедине приносить молитвы Богу и заниматься посильно своим рукоделием, кто каким может, имея в устах Давидовы Псалмы» [43, с. 63—64]. В дальнейшем Обитель Живоначальной Троицы становится центром духовной жизни Московской Руси. Преподобный Сергий основал тридцать семь монастырей в дотоле необжитых местах нашей Родины, которые составили своеобразную «шко...

24. Часовня Пятницкого колодца

Ее нижний объем перекрыт купольным сводом с двухметровым в диаметре отверстием в зените, над которым размещены еще два открытых внутрь и последовательно уменьшающихся восьмерика; при этом грани нижнего объема поочередно имеют прямоугольные или криволинейные очертания. На каждой из граней расположено по одному больш...

25. Троицкий собор (1422—1423)

Надпись, гравированная в картуше, расположенном на торцевой доске, свидетельствует, что сень является вкладом «самодержавнейшей всероссийской императрицы» Анны Иоанновны. Глухие ограждения-доски между столбами в нижней части сени закрывают другое выдающееся произведение искусства русских чеканщиков — серебряно-вызолоченную раку (1585), изготовленную для гроба Сергия по повелению Ивана Грозного. Прямоугольная (по размеру гроба) рака выполнена по законам архитектурного сооружения: в нижней части проходит профилированный цоко...

26. Музей-заповедник: Живопись

Значительная часть предметов убранства жилых покоев духовенства и церковной утвари XVIII—XIX веков составила коллекцию этого отдела. Перед входом в экспозицию находится позолоченная карета XVIII века, по преданию, подаренная Платону Павлом I. Выезд митрополита отличался большой пышностью и великолепием. Сохранился рассказ о том, как «в торжественные дни митрополит отправлялся на богослужение в золотой... карете, запряженной в шесть белых лошадей в шорах; перед ним шли скороходы, сзади вершники, около кареты бежал народ». Большой много...

27. Музей-заповедник: Изделия из металла

Г. Вишняков. Поднос с видом Троице-Сергиевой лавры. 1901 год П. М. Воробей. Суповая миска. XVIII век В экспозиции музея изделия из кованого и узорного просечного металла по времени их изготовления охватывают период с XVII и до начала XX века. Ковш новгородского посадника Григория Посахно. XV в. Развитой отраслью художественного ремесла было сундучное производство. Особенно высоко ценились сундуки и шкатулки Великого Устю...

28. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (7)

Открытая наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Леонидом Кавелиным (†1891) запись 1583 года о покаянии Иоанна Грозного дала новый научный материал для истории нашего государства, а также истории Троицкой Обители, имевшей немаловажное значение в XVI веке...

29. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (6)

Наша Церковь свято хранит заветы благоверного князя любить и хранить Родину. Вместе со своим народом она переживала и тяжкие годины, и горечь потерь, и славу своего Отечества. Вдохновляя своих сынов на ратный подвиг, она молилась о победе русского оружия, совершала заупокойные молитвы за отдавших жизнь на поле брани, благословляла своих чад на священную борьбу за свободу Отечества»...

30. Пивная башня

Таким образом, несмотря на наличие широких ворот, Пивная башня не была проездной, а располагала лишь запасным (или тайным) выходом из крепости. И не случайно, что именно из этой башни больше всего было организовано вылазок во время осады в начале XVII века. Свидетельство Павла Алеппского о том, что «монастырь имеет потаенную дверь с западной стороны», скорее всего относится именно к Пивной башне. Пивная башня. XVI в., XVII в. Разрез. Реконструкция В. И. Балдина П...

31. Историко-художественный музей-заповедник

В это же время в другой части Троицкого монастыря рядом со Святыми воротами возводится еще одно жилое помещение — Предтеченский корпус келий — строгая постройка с небольшими оконными проемами и пилястрами по фасаду, с внутренней планировкой, представляющей собой ряд изолированных секций-келий. Одновременно с ним строятся и другие келейные корпуса — Варваринский, Казначейский, Экономовский, Успенский и Инспекторский, в дальнейшем сильно перестраивавшиеся и переделывавшиеся. (Облик, ...

32. Пятницкая и Введенская церкви (1547 г.)

В перспективах улиц и над низкими домами виден постоянно меняющийся силуэт зданий монастырской цитадели; они или раскрываются широкими панорамами, или зрительно замыкают улицы разнообразными видами на отдельные сооружения. Поселения, окружавшие монастырь, и после слияния их в единый посад по-прежнему продолжали сохранять определенную самостоятельность. Этому способствовало и то обстоятельство, что приходские церкви не меняли своего...

33. Водяная башня

Крепостная стена на южной стороне монастыря отличается большой высотой (15 м); каменные контрфорсы в нескольких местах подкрепляют ее основание, поскольку уровень земли со двора монастыря здесь значительно выше, чем у подошвы стены с ее напольной стороны. Рядом с Водяной башней из крепостной стены выступает прямоугольный объем с аркой, над которой виден небольшой киот для иконы — это так называемые Водяные ворота. До сооружения восьмигранной угловой башни здесь располагалась другая башня, с планом в виде буквы «П» и с воротами между двумя прямоугольными ризалитами; существующая ныне Водяная ...

34. Музей-заповедник: Лицевое шитье

При дворах князей, бояр, богатых служилых людей имелись свои мастерские — светлицы, работой которых руководила, как правило, сама хозяйка дома. В отличие от икон произведения шитья часто имеют вкладные надписи, помогающие определению мастерских, а порой раскрывающие и идейное содержание произведения. Подбор тем и сюжетов в шитье никогда не был случаен. В нем находило отра...

35. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (3)

Греческие монахи не могли не оставить в душе будущего строителя Дома Живоначальной Троицы то лучшее, что они принесли с собой. (Быть может, не случайно среди книг Преподобного Сергия сохранились списки «Слова святого Григория Богослова на Пасху», которое наряду с другими святыми книгами переписывалось в Троицком монастыре.) «Григорьев Затвор» в Ростове Великом. С «Григорьевым Затвором»...

36. Трапезная с церковью Сергия (1686—1692 гг.)

Янковский, «служитель живописец дома генерал-поручика И. И. Шувалова», с группой «небезискусных» живописцев. Они взялись расписать клейма стен и сводов ветхозаветными и аллегорическими сюжетами, а обрамлявшие их скульптурные картуши «сколько пристой...

37. Музей-заповедник: Графика

Он приехал в Россию вместе со знаменитым зодчим Кваренги. Кампорези строил дома и усадьбы для московской знати, занимался декоративной живописью, в течение некоторого времени работал вместе с выдающимся русским архитектором Ф. Казаковым. Акварели Кампорези, хранящиеся в музее, украшали вифанские кельи митрополита Платона. Они доносят до нас несохранившийся облик Москвы конца XVIII века. Как зодчего, Кампорези, естественно, в первую очередь интересовала архитектура, все характерные особенности которой он старался запечатлеть, оживл...

38. Музей-заповедник: Мебель

Ее можно было видеть в городских домах и в помещичьих усадьбах. Целесообразная по устройству, она была удобна в пользовании. Гладкие полированные плоскости столов и спинок кресел давали возможность показать красивую древесину. Нередко встречалась нарядная мебель белого цвета. Представленные в муз...

39. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (4)

Общественное служение 1 2 3 4 27 мая в знак солидарности с борющимся африканским народом в присутствии гостей митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим в Покровском академическом храме совершил молебен по случаю Дня Африки. Подводя итоги сессии, все делегаты единодушно отмечали необходимость практического сотрудничества христиан со всеми силами, выступающими за мир во всем мире. Более трехсот религиозных деяте...

40. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (1)

Конференция поддержала обращение Бюро Совета Мира «Против бактериологической войны» и призвала церковных деятелей употребить все свое нравственное влияние на человеческую душу, «чтобы в ней господствующими чувствами были братство и любовь, чтобы сатанинская ненависть не входила в сердца и вновь не привела к кровопролитию, и грозовые тучи, застилающие небо, пролились на землю не горящей смолой, не губительным градом атомных бомб, не мириадами зараженных болезнями насекомых, а освежительной росой благоволения людей». М. В. Нестеров. Всадники. (Эпизод из истории осады Троице-Сергиевой Лавры в начале XVII в.) ЦАК МДА.Картина на тему исторического свидетельства старца Авраамия, в котором говорится: «Дивный же в чюдесех великий Сергий паки является пономарю Илинар...

41. Художественно-педагогический музей игрушки

Это свидетельствует о многообразии русских художественных промыслов, об умении народных мастеров в каждом произведении выражать свою творческую индивидуальность. В экспозиции музея находит отражение также развитие промышленного производства игрушек нашего времени. Гармонист и девушка. Конь. Резное дерево с росписью Искусство народной игрушки, отличаясь особ...

42. Монастырь-крепость и посад во второй половине XVII века

Свободное от застройки пространство вокруг стен крепости делало ее хорошо видимой издалека; однако после надстройки стен и башен монастырю явно не хватало высотной доминанты, которая завершила бы всю композицию его зданий. Поселения вокруг монастыря к концу XVII века складываются уже в единый посад городского типа; по числу жителей он не уступал многим городским центрам того времени. Писцовые книги...

43. Город и монастырь после 1917 года

Освобождение зданий и сооружений монастыря от разных учреждений и переселение свыше 1300 жильцов в специально отстроенные для них дома в северной части города (1959) обеспечили широкий фронт реставрационных работ. Работы эти не прекращаются и по сей день. Общественный центр города. Административное здание. Архитекторы И. Д. Метт, В. Г. Малышев, инженер Р, О Каценбоген. 1973 В послевоенные годы в Загорске особенно активно развернулось строительство промышленных и жилых комплексов. Реконструкции подвергся южный участок проспекта Красной Армии (бывшей Московской улиц...

44. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (8)

(2) В посылаемые из Святейшаго Синода во оной, по-прежнему титлу, Троицкой Сергиев монастырь о всяких делах указ, оной монастырь от ныне, в силу онаго ея императорскаго величества указа, имяновать и писать Троицкою Сер-гиевою Лаврою, а дабы и в подчиненных Святейшему Синоду местах, когда кому о чем-либо случится со оною Лаврою иметь сношение, от ныне потому ж поступаемо, о том синодалным членом в епархии к архиереом и в протчие подчиненныя святейшему Синоду места, куда надлежит послать указы и посланы, а о том же для ведома и правительствующему Сенату сообщено ведение и синодалному члену Троицкия Сергиевы Лавры архимандриту Арсению о том ведать и чинить по сему ея императорскаго величества указу» (ГБЛ, ф...

45. Музей-заповедник: Серебряные изделия

Вклад Корнелия Апраксина С изменением векового уклада и становлением нового образа жизни зажиточной части русского общества, с изменением костюма и оформления жилища появилось много новых предметов быта. В домах русской знати и высшего духовенства были в употреблении канделябры, самовары, люстры, чайники, кофейники, табакерки и т. д. Потребность в серебряных изделиях все увеличивалась. Шли в переплавку старые предметы, не отвечавшие новым вкусам, многое привозилось из-за границы, наконец, в стране были открыты свои...

46. Музей-заповедник: Русская набойка

Красный цвет браных узоров, где преобладают изображения курушек, птиц-пав с пышными хвостами и оленей, очень гармонично и мягко звучит рядом с клетчатыми и полосатыми тканями полотенец и подзоров, концы которых отделывались вязаным кружевом. Но особенно ярко чувство цвета, ритмики и блестящее техническое мастерство проявились в изготовлении узорных шерстяных поясов. Веселые по цвету, они поражают разнообразием узоров и красотой богатой, звонкой палитры. Неповторимую самобытность залу, где демонстрируется ткачество, придают тканые половики. Почти во всех областях Севера и Поволжья их продолжают ткать еще до сих ...

47. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (1)

1344 — По настоянию братии Преподобный Сергий посвящен в сан иеромонаха епископом Волынским Афанасием в Нагорном Борисоглебском монастыре в Переяславле-Залесском. 1347 — С приходом Смоленского архимандрита Симона, принесшего с собою «многия имения», жизнь в Обители изменилась; братия стала возрастать, превысив число 12, сохранявшееся в течение долгого времени. Был выстроен новый Троицкий храм и новые келлии. 1348 — В Обитель возвратился Стефан, брат Преподобного Сергия, со св...

48. Музей-заповедник: Стекло и фарфор

В предметах из цветного стекла используется оригинальная неравномерная окраска, с переходом от темных насыщенных до полупрозрачных тонов, или применяется контрастно окрашенное стекло. Широко практикуется также выпуск разнообразных наборов и комплектов, составленных из предметов, окрашенных в разные цвета. На заводе успешно развиваются традиции старого русского гутного стекла. Особенно удачны небольшие декоративные скульптуры заслуженного художника РСФСР В. С. Муратова «Бизон», «Жар-пти...

49. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (1)

Свободное от занятий время студенты и воспитанники заполняют трудом на разных хозяйственных и строительных участках, занимаются в иконописном или музыкальном кружках. Библиотека Московской Духовной Академии и Семинарии. В Академической библиотеке хранится более 150 тысяч книг. Ежедневно здесь совершает...

50. Историко-художественный музей-заповедник

Среди большого количества комнат в верхнем этаже покоев интересна так называемая Царская палата — перекрытое сводом помещение для торжественных приемов. Ее стены и потолок, в клеймах которого укреплены портреты Петра I и Екатерины кисти неизвестных мастеров XVIII века, украшены росписью и лепниной. Один из ярких элементов интерьера — украшенная цветными изразцами фигурная печь. Поставленная в левом от входа углу, она органична всему колористическому и пластическому строю зала. В 1782 году вблизи Митрополичьих покоев в строгих формах раннего классицизма было возведено кирпичное двухэтажное ...

51. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (6)

Преподобный Дионисий в 1623 году перестроил его в более просторный — белокаменный. МОЛИТВА Преподомному Никону Радонежскому и всея России Чудотворцу Преподобие и преблаженне отче наш Никоне, подражателю и сподвижниче и наследниче дарований Богоноснаго отца нашего Сергия, иже честныя своя мощи в руках твоих, якоже Илия милоть свою в руках Елисея, оставил есть, тобою в землю сокрываемыя, не аки в погребение, но во удостоверение нетления, и тобою открываему в явление чудес и во обильнейшее излияние источника исцелений. К тебе, купно с ним на Н...

52. Музей-заповедник: Жемчужное шитье

Троицкий монастырь, как и прежде, получал богатые вклады из царского дома, духовенство заказывало новые вещи известным столичным мастерам. Представленные в экспозиции произведения — одни из лучших образцов этого искусства XVIII века. Мастера, имевшие богатый опыт в шитье, извлекали различный декоративный эффект в зависимости от фактуры и цвета ткани, служившей фоном, расположения жемчуга отдельными бусинами или нитью, сплетающейся в сложный узор, или плотным густым настилом одинаков...

53. Посадские церкви

За «Новой» гостиницей, в глубине квартала, частично сохранились здания бывшего здесь лаврского Дома призрения с домовой церковью (XIX в.). Конный двор на берегу Белого пруда. 1790. фотография 1986 г. Конный двор. Чертеж XIX в. На северном берегу Белого пруда, против старой монастырской гостиницы, видна ничем не примечательная на первый взгляд низкая двухэтажная постройка с открытой аркой проезда посередине: это сильно перестроенный монастырский Конный двор; он был пост...

54. Музей-заповедник: Живопись второй половины XIV века

Перивлепта в переводе с греческого означает «прекрасная видом». О нерусском происхождении иконы говорят и темное письмо ликов, и изысканный колорит лиловато-коричневых, темно-синих, золотисто-оранжевых тонов, и превосходный рисунок, подчеркивающие необыкновенную ут...

55. Монастырь-крепость и посад в XVI веке

К концу века здесь уже было 262 двора и две расположенные рядом деревянные церкви с колокольней; на обширной площади перед церквами размещались тридцать «шалашей» (лавок), где торговали «приезжие люди», монастырская гостиница, тюрьма, а также «тиунской», «земской» и «губной» дворы. ...

56. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)

, 1971. с. 213 — 221. 164. Дом Живоначальной Троицы [Троицкий собор].—Журнал Московской Патриархии, 1972, № 7, с. 15—18, ил. 165. Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры (Очерк).— Журнал Московской Патриархии, 1947, № 2, с. 31—34. В конце текста: Г. А. 166. Остапов А., профессор протоиерей. На лесах Успенского собора (Реставрация выдающегося памятника русского зодчества XVI в.).— Журнал Московской Патриархии, 1967, № 10, с. 17—20. 167. Ильин М. А. Из истории гражданского зодчества ранней Москвы (Старая...

57. Основание монастыря. XIV век

); 55 — Красногорская часовня (1770); 56—Конный двор (1790); 57 — монастырская гостиница («Старая», 1823); 58 — монастырская гостиница («Новая», 1863); 59 — Институт игрушки (1935); 60— кинотеатр (1960); 61 — Красные торговые ряды (1902); 62 — странноприимный дом (1892); 63 — памятник В. И. Ленину (1926) Троице-Сергиева лавра. Проект реставрации. Чертеж В. И. Балдина. 1963 Панорама монастыря в XIV веке. Реконструкция В. И. Балдина «Общинножитие», установленное основателем обители, потребовало специальных зданий — общей трапезной, поварни, пекарни, а также других ...

58. Музей-заповедник: Предметы быта

Они предназначались для домашнего пива и меда. Такой ковш обносили вокруг стола, он медленно оплывал пирующих, а водруженный на столе, торжественно возвышался среди остальной посуды. Оплечье фелони. XVIII в. Женский костюм. Рязанская область. Конец XIX в. Ва...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................