Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

документ

 

1. Историко-художественный музей-заповедник

Большую ценность для исследователей составляют и сохранившиеся до настоящего времени монастырские документы: Описи, Т.Н.Альхимович. Птицы. Блюдо. 1970 год Вкладные книги, Синодики, которые позволяют в значительной степени всесторонне изучить это обширное собрание, выявить пути его формирования, рассмотреть историю со...

2. История Загорска. История Сергиева-Посада

Эти две жалованные грамоты, закрепляющие за монастырем владения, стали последними документами, сохранявшими за ним права крупнейшего феодала-землевладельца на Руси. В середине XVIII века вновь был остро поставлен вопрос о церковном землевладении. Этому в значительной степени способствовала огромная нужда правительства в государственных землях для раздачи дворянам, а также новая волна крестьянских выступлений, прокатившаяся по всей стране. Крупное восстание в 1744 году произошло и во владениях приписного к лавре Николо-Песношского монастыря в...

3. Музей-заповедник: Изделия из металла

В таких сундуках хранились ценности и документы. Сундуки украшены широкими полосами железа и просечными жуковинообразными накладками. Часто в центре крышки или вокруг замка помещали круглые просечные пластины, под которые подкладывали цветную фольгу, и благодаря этому резной круг ярким пятном выделялся на поверхности сундука. Старинные формы сундуков и несложные мотивы просечного орнамента сохранились вплоть до...

4. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (7)

Приведенные здесь листы Троицких Синодиков XVI и XVII веков в ряду аналогичных Синодиков в фондах других монастырей позволили современным исследователям установить их связь с утраченными официальными документами подлинных судных дел и донесений опричников (С. Б. Веселовский). «По приказу Грозного дьяки обратились к опричным архивам и составили подробный список «убиенных», копии которого были затем разосланы по всем монастырям. Руководствуясь полученным приказным списком («го-сударскими книгами», «государевой царевой грамотой»), монастырские власти в...

5. Памятники монастырского некрополя XV—XVIII веков

Надписи на надгробных плитах иногда сообщают сведения о лицах, не известных по другим историческим документам. Чаще всего ими оказываются женщины, принадлежавшие к знатным родам. Большую ценность представляют надписи, упоминающие имена погребенных в монастыре людей простого звания: ремесленников, мастеров, слуг и монастырских крестьян. Но надгробные плиты являются не только памятниками истории. ...

6. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (8)

ф. 303/1, № 885.В этом документе говорится: «... в Троицкой Сергиев монастырь богомолцам нашим архимандриту Евфимию, келарю старцу Мисаилу, казначею старцу Пахомию з братиею в нынешнем в 208-м году декабря в 4 день послана к вам наша, великого государя, грамота из ору...

7. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века

Запасы продовольствия взяли на строжайший учет, а «питье» (вино) в погребах было опечатано и выдавалось «из-под печати» только больным или раненым. Сохранившиеся документы, а также подробное описание осады, составленное келарем монастыря Авраамием Палицыным, дают возможность достаточно точно представить события тех дней. Ни непрерывный обстрел из 63 орудий и многочисленные штурмы, ни подкопы и засылка лазутчиков с целью посеять панику или склонить к измене — ничто не смогло поколебать мужества и стойкости защитников крепости. Мощный огонь артиллерии не давал возможности враг...

8. Музей-заповедник: Живопись троицких мастеров XVI века

В интереснейшем историческом документе — монастырском синодике 1575 года—упоминается большое число троицких иконников. Их произведения часто преподносились великим князьям, московским царям и иностранным гостям, что свидетельствовало о высоких художественных качествах икон. Одним из известных иконописцев этого времени в Троицком монастыре являлся Евстафий Головкин, оставивший подписи на свои...

9. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)

Поместный Собор Русской Православной Церкви. Загорск. 1971. Документы. Материалы. Хроника. М., Изд. Московской Патриархии, 1972, 320 с, 18 л. ил. (Поместный Собор Русской Православной Церкви, 30 мая — 2 июня 1971 г.). 238. 60-летие восстановления патриаршества. Празднование юбилея 25—29 мая 1978 г. М., Изд. Московской Патриархии, 1979. 97 с...

10. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (1)

В 1356 году в Германии принята «Золотая Булла»— документ, в котором говорилось, что папский престол не должен принимать участия в выборах императора. К середине XIV века обстановка в Западной Европе чрезвычайно обострилась: в 1350 году между Францией и Англией началась Столетняя война. Противоречия между духовной и светской властью в Европе проявлялись, с одной стороны, в предреформационных и от...

11. Музей-заповедник: Искусство ранней Москвы

Замечательным произведением этого времени является икона «Богоматерь Одигитрия»,считающаяся согласно древним документам келейной иконой Сергия Радонежского. Одигитрия в переводе на русский язык означает «путеводительница», «наставница». Образ богоматери сдержан и величав, ее осанка спокойна и полна внутреннего достоинства. Икону отличает мастерство исполнения. Особенной живописностью выделяется красивый, правильного овала лик богоматери, написанный по зеленоватому санкирю красновато-желтоватыми охрами с мягко наложенными высв...

12. Музей-заповедник: Графика

Одной из интересных работ художника явилась гравюра «Брак Петра I», где мастер почти с документальной достоверностью постарался запечатлеть происходящее. В поле зрения художника весь парадный зал, где происходило торжество: огромные зеркала и гобелены, висящие на стенах, большие окна, сверкающие люстры, необычные туалеты гостей — то новое, что появилось в эпоху Петра I. И вместе с тем изображе...

13. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (1)

Поместный Собор Русской Православной Церкви, 30 мая — 2 июня 1971 года. Документы, материалы, хроника. М., Изд. Московской Патриархии, 1972. 69. Троица Андрея Рублева. Антология. М., Искусство, 1981. 70. Георгиевский Г. П. Завет Преподобного Сергия.— Чтения в Обществе люб...

14. Сушильная башня

На башне висели часы, поэтому она получила название Часовой колокольни, или Часозвони . Документы того времени отмечали, что от исправности этих часов «зависит весь порядок в монастыре». Но когда эти часы испортились, их не стали чинить, так как к тому времени уже были установлены часы на новой колокольне, и митрополит Филарет распорядился разобрать верх башни, поскольку она «перестав быть часовою сделалась излишнею» (...

15. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (4)

Его Святейшество сообщил собравшимся, что 17 июня он был принят Председателем Совета Министров СССР Николаем Александровичем Тихоновым и ознакомил его с результатами работы Всемирной конференции, передав «Обращение ко всем правительствам мира» и другие итоговые документы. Глава правительства нашей страны высказал удовлетворение по поводу успешного проведения международного форума и дал высокую оценку миротворческой деятельности Церкви и религиозных объединений страны. Говоря о важном значении таких совещаний, как Всемирная конференция 1982 года, Патриарх Пимен отметил, что «они постепенно снижают психологическую напряжен...

16. Посадские церкви

Посадские церкви Первая каменная церковь посада (после двух церквей на Подоле) была поставлена в 1736 году жителями Верхней Служней слободы на месте сгоревшего деревянного храма во имя Рождества Христова, упоминаемого в документах еще в 1623 году. Как и все другие посадские церкви, она повторяла схему Пятницкого храма на Подоле — церковь с трапезной палатой и примыкавшей к ней колокольней. Церковь Рождества Христова. 1736. Фотография 1920-х гг Вид центра города от Келарского пруда Теперь каменная церковь Рождества Христова очень сильно искажена: ее алтарная часть включена в объем жилого дома, а колокольня почти полностью разобрана. Сохранившиеся фотографии свидетельствуют, что...

17. Город и монастырь после 1917 года

Выпускники училища работают во многих реставрационных мастерских страны. Подготовка научной документации на реставрацию ансамбля Троице-Сергиевой лавры велась Центральными научно-реставрационными мастерскими Академии архитектуры СССР (теперь объединение «Союзреставрация» Министерства культуры СССР). Тщательное обследование каждого здания, обмеры, раскрытия и шурфы выявили их первоначальный облик и последующие изменения. Такой анализ позволил проследить закономерности формирования художественного облика всего ансамбля — е...

18. Предтеченский корпус (XVII в.)

Балдина Монастырские архивы, опустошенные пожарами 1709 и 1746 годов, не сохранили документов, отражающих историю строительства в Троицком монастыре в конце XVII века. Тем не менее с полной уверенностью можно сказать, что постройки этого времени велись по тщательно продуманному плану и под единым руководством: уж очень цельно, необычайно слитно и гармонично выглядит все, что было сделано в э...

19. Музей-заповедник: Древнерусская живопись XIV—XVII веков

XIV век Многие памятники древнерусского искусства — своеобразные исторические документы, сообщающие нам имена мастеров, владельцев-вкладчиков, дату выполнения произведения, причину его вклада в монастырь. Вкладчиками в Троицкий монастырь были цари, великие и удельные князья, бояре, духовенство, торговые и служилые люди. Наряду с земельными владениями и деньгами монастырю дарили произведения искусства: иконы, древние книги, выполненные из драгоценных металлов церковные сосу...

20. Музей-заповедник: Живопись второй половины XIV века

Все изображение проникнуто духом торжественной церемониальное™. Древние документы свидетельствуют, что икона — «царьградского письма». Примечательно и то, что она сохранила свое греческое название. Перивлепта в переводе с греческого означает «прекрасная видом». О нерусском происхождении иконы говорят и темное письмо ликов, и изысканный колорит лиловато-коричневых, темно-...

21. Троицкий собор (1422—1423)

Возобновление росписи Троицкого собора в 1635 году было первой крупной работой московских живописцев после тягот Смутного времени; ее можно рассматривать также как подготовку к еще более грандиозной работе в Успенском соборе Московского Кремля, где шесть лет спустя старую стенопись начали заменять новой. Из документов известно, что в Успенском соборе, прежде чем сбивать роспись 1515 года, все ее сюжеты были «сняты на бумагу» и эти прориси использовались при написании новых фресок. И есть все основания полагать, что несколь...

22. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)

Вблизи Крепостной палаты, непосредственно на монастырской стене, находится сложный комплекс келарских служб XVII века; это, пожалуй, один из наиболее загадочных углоков древнего монастыря. Уже в документах 1593 года здесь упоминаются келарские гостиные палаты для знатных посетителей. Принимать гостей входило в обязанности келаря, и приемы эти обставлялись очень пышно и торжественно. Келарь был единоличным распорядителем огромного монастырского хозяйства, богатство которого не уступало даже царскому. Недаром Павел Алеппский писал, ч...

23. Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)

Здание предназначалось для пребывания в нем митрополитов во время их приездов в Троице-Сергиеву лавру. Еще в документах XVI века упоминаются каменные кельи архимандрита в юго-восточном углу монастыря. Известно, что они неоднократно перестраивались, а в XVIII веке были приспособлены для пребывания иерархов церкви во время их частых приездов в лавру и ст...

24. Казначейский корпус келий (XVII в.)

Так, в длинном Казначейском корпусе келий -— напротив западного фасада Успенского собора — оказались как бы замурованными несколько отдельных построек: палаты казначейские, палата крепостная (в которой хранились скрепленные печатью документы на вотчинные владения монастыря), палаты соборные, где сидели архимандрит, келарь и казначей «для расправы всяких монастырских дел», а также больничные палаты со своей церковью. Это произошло в середине XVIII века, когда стала производиться капитальная перестройка монастыря в духе нового времени. Разнообразные объемы палат объединили под один фасад с симметричным расположением окон, некоторые из которых оказались ложными, так как попали в места примыкани...

25. Музей-заповедник: Живопись XVII века

В конце XVII века здесь существовала целая иконная слобода, насчитывавшая 24 двора, где проживало 50 мастеров. Документы отмечают большое количество икон, писавшихся в монастыре. «В казенных же верхних палатах тысяча сто шестьдесят три образа Сергиева видения, писаны на золоте и на красках»,— свидетельствует опись 1641 года. В своих творческих исканиях троицкие иконописцы следовали столичным московским мастерам. Их произведениям, как и всей русской живописи XVII века, свойственна необычайная дек...

26. Историко-художественный музей-заповедник

Лениным, он стал важным документом Советской власти в области культурного строительства. Появлению этого документа предшествовала работа многих ученых и специалистов, привлеченных Народным комиссариатом просвещения к деятельности в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. Она была создана в октябре 1918 года и на н...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................