Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

декор

 

1. Музей-заповедник: Домовая резьба по дереву

Мастер поставил на лобовой доске фронтона свои инициалы МММ, придающие красивое декоративное завершение композиции. Пряничная доска. Кировская область. XIX в. Резьба, которой в Поволжье украшали фасады домов, часто называлась «корабельной», иногда «глухой» (так ее называли в отличие от пропильной, ажурной) или «долбленой» (название, связанное с техникой исполнения). Для глухой резьбы употреблялись сосновые доски толщиной 4—6 сантиметров. На обструганную д...

2. Музей-заповедник: Декоративные ткани

Известным центром ручной набойки является Павловский Посад Московской области. В декоративном убранстве знаменитых на весь мир роскошных павловских платков и шалей искусство ручной набойки достигло подлинного совершенства. Отличительными качествами этих произведений являются точность печати, свой стиль орнамента, особая цветовая гамма, прочность красителей. Необычайно яр...

3. Монастырь-крепость и посад во второй половине XVII века

В то же время развитие строительной техники и налаженное производство оконного стекла делали возможным создание больших и светлых помещений, а роскошь светского уклада жизни высших слоев общества способствовала появлению в убранстве гражданских и культовых построек пышной, парадной декоративности. Эти новые веяния находят свое применение и в той грандиозной строительной деятельности, которая развертывается в Троицком монастыре в два последних десятилетия XVII века, В этот период Троицкий монастырь опять оказался в центре важнейших государственных событий, а его укрепления снова использовались в качестве надежной защиты, но теперь уже не от внешних, а от внутренних врагов. В 1682 году, напуганные восставшими стрельцами, юный Петр с братом Иван...

4. Музей-заповедник: Серебряные изделия

Неизвестный нам мастер-ювелир накладывал один узорный ряд скани на другой, открывая богатые декоративные возможности этой техники. Созданная таким образом мерцающая драгоценная поверхность иллюминирована цветными эмалями и стеклом. Рельефное изображение сцены «Тайная вечеря» на крышке завершило декоративное убранство ларца. Мастера-серебряники XIX века п...

5. Надкладезная часовня (конец XVII в.)

Небольшая по размерам, богато декорированная резьбой и росписью, она устроена по образцу московских ярусных храмов XVII века. Удачно ее местонахождение: изяществом пропорций, изысканностью форм, веселостью и цветистой нарядностью о...

6. Историко-художественный музей-заповедник

В эти годы окончательно определился и существующий до сих пор профиль музея, представляющего древнерусское искусство, искусство XVIII — начала XX века, народное искусство XVII — начала XX века, народные художественные промыслы и советское декоративно-прикладное искусство. Постановлением Совнаркома от 1 февраля 1940 года весь комплекс Загорского историко-художественного музея в черте крепостных стен был объявлен музеем-заповедником республиканск...

7. Музей-заповедник: Жемчужное шитье

Крест удачно использован мастерами и в качестве декоративного мотива. Стихарь. Вторая половина XVII — начало XVIII века. Вклад Анны Иоанновны Фелонь. XVIII век. Вклад Екатерины II В отличие от спокойно текущего узора епитрахили в набедреннике (вклад Екатерины II) все линии как бы извиваются и узор словно пульсирует на поверхности ткани. С изысканной роскошью шита фелонь, также вложенная Екатериной II. Жемчужное шитье здесь приобре...

8. Красная башня

Малышева, по которому она была значительно увеличена в высоту, увенчана сферическим куполом церковного типа, а к арке ворот пристроен богато декорированный лепными украшениями портал. На боевую башню, оборонявшую главный вход в монастырь-крепость, как бы надели не по росту сшитую придворную ливрею, которую она и носит до сих пор. Красная башня перестраивалась. Кирпичная надстройка XVII века ясно отличается от облицованного белым камнем основания...

9. Посадские церкви

Пристройка была произведена весьма тактично — на новых фасадах точно повторен изначальный декор Трапезной. Рядом с Ильинской церковью до 1958 года стояла летняя деревянная церковь Казанской Богоматери, возведенная в 1752 году. Силуэты обеих церквей сливались в одну группу и особенно эффектно выглядели с высокого берега пруда от села Клементьева, откуда открывается широкая панорама монастырского ансамбля и всего центра города. Казанская церк...

10. Пятницкая и Введенская церкви (1547 г.)

Так, по «ряду» с монастырем крестьянин Гавриил Федоров в 1740 году разобрал в церкви два столба, переделал своды и поставил на них новую декоративную главу, «образцом и мерою» как в церкви Иоанна Предтечи, «что у Барваринских ворот в Москве»; кроме того, он растесал «на запад три окна для свету». Исследования показывают, что первоначально Введенская церковь представляла собой стройное...

11. Музей-заповедник: Живопись XVII века

Их произведениям, как и всей русской живописи XVII века, свойственна необычайная декоративность. Но то обстоятельство, что им приходилось писать часто одни и те же изображения, и главным образом Сергия и Никона Радонежских, Троицы, явления Богоматери Сергию, привносило в их работы некоторое одн...

12. Музей-заповедник: Обработка металла

В музее представлены основные виды декоративно-прикладного искусства: резьба по дереву, кости и камню, роспись по дереву, папье-маше и металлу, художественная обработка металла и ювелирное искусство, кружевоплетение, вышивка, ковроткачество и декоративные ткани, изделия из стекла, фар...

13. Музей-заповедник: Головные уборы

У народов Поволжья головные уборы отличались разнообразием форм и декора. Многие из них изготовлялись из холста и почти сплошь заполнялись вышивкой шелком, шерстью и золотной нитью. Но главными материалами для украшения были цветной бисер, металлические блестки, монеты, находившие применение и в поволжском костюме. ...

14. Музей-заповедник: Живопись конца XVI - начала XVI века

Но возрождение старых традиций было искусственным и походило скорее лишь на декоративное обыгрывание их, так как конкретные исторические условия, в которых жило тогда Русское государство, не имели почвы для продолжения и развития высокого стиля в искусстве. Интересным произведением этого времени являются створки к иконе Андрея Рублева «Троица», выполненные по заказу царя Бориса Годунова и вложенные им в Троицкий монастырь в 1601 году. На четырех высоких узких досках в двадцати клеймах живо, занимательно, со множест...

15. Духовская церковь (1476-1477 гг.)

Своеобразно оформление апсидной части храма, которая украшена декоративными тягами, соединенными провисающими дужками с резными белокаменными вставками — крабами. На южном и западном фасадах — перспективные порталы с килевидным завершением. В древности Духовская церковь использовалась и как дозорная вышка, откуда велось наблюдение за прилегающими окрестностями. Об опасности извещали звоном сполошного колокола. В XVI веке к церкви ...

16. История Загорска. История Сергиева-Посада

В его экспозициях широко представлены также русское народное творчество XVIII—начала XX веков, декоративно -прикладное . искусство советского периода, рассказывается об истории монастыря и города. Здания и сооружения лавры очень полно и в лучших образцах представляют историю русского зодчества начиная с XV века. В результа...

17. Музей-заповедник: Лаковая роспись

Село Жостово, Московская область Известным центром декоративной лаковой росписи по металлу является село Жостово Московской области. Жостовская роспись украшает разнообразные по форме подносы пышными густыми цветочными букетами или плодами. Мелкие узоры в виде золотого ободка вьются по краям, котор...

18. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (2)

Два угловых западных зала — столовая и спальня дочери Петра Великого императрицы Елизаветы — декорированы мастером Гофинтендантской конторы Михаилом Зиминым. Участники XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов на экскурсии в Церковно-археологическом кабинете, 30 июля 1985 года Макет-реконструкция Царских Чертогов Лавры в XVII веке До нашего времени сохранились в обоих покоях уникальные изразцовые печи XVIII века. Кроме постоянной экспозиции Церковноархеологический кабинет обладает разнообразными фондами. Хранящиеся в них иконы, картины, рисунки, гравюры, произведен...

19. Музей-заповедник: Мебель

Не менее характерным образцом барочной мебели явился и столик-консоль, предназначенный для часов, декоративных ваз и других небольших вещей. Столик плотно прикреплялся к стене, обычно под зеркалом, и служил вместе с расположенными на нем предметами дополнительным украшением интерьера. Прихотливые завитки, картуши, покрывающие подстолье и ножки, подчеркивали не конструкцию столика, а его пластическую массу и создавали впечатление, что столик вырезан из одного куска дерева, как единый декоративный узор. Неотъемлемой частью дворцового интерьера были зеркала в роскошных ре...

20. Музей-заповедник: Резная кость

Современные художники-прикладники стремятся овладевать высоким мастерством русского народного искусства и развивать его лучшие традиции в на шем современном декоративно-прикладном искусстве. ...

21. Каличья башня

Много общего с колокольней было также в убранстве башни декоративными пинаклями и картушами. К постройке башни приступили в 1759 году, но едва возвели ее на высоту крепостной стены, как работы были приостановлены; и только после окончания сооружения колокольни на оставшиеся средства строительство башни было продолжено и завершено к 1778 году. Каличья (1758—1778) и Плотничья (XVII в.) башни Первоначальный проект Каличьей башни в процессе затянувшегося строительства...

22. История Загорска. История Сергиева-Посада

В 1967 году, к 50-летнему юбилею Советского государства, была открыта новая экспозиция — «Декоративно-прикладное искусство советского периода». Икона с видом Троице-Сергиева монастыря. XVIIв. Троице-Сергиев монастырь стоит в самом центре города на невысоком холме, называвшемся в древности Маковцем, при слиянии двух небольших речек — Кончуры и Вондюги. Прямо с Московского шоссе открывается величественная панорама древних построек. Более 600 лет назад было положено начало его сущ...

23. Музей-заповедник: Вышивка

Фабрика «Художественная вышивка», Калужская область Здесь же создается очень красочная и декоративная цветная гладь или владимирские швы. Густые, четко обрисованные цветочные узоры, исполненные красными и синими нитками, имеют еще мелкие промежуточные орнаментальные мотивы. В лучших народных традициях, с большой художественной изобретательностью и юмором создан Т. М. Шульпиной, заслуженным художником РСФСР, декоративный коврик «Разгулялися девчонки». Марийские и чувашские ...

24. Музей-заповедник: Фарфор и стекло

В музее хранятся фарфоровая посуда, статуэтки, чернильницы, декоративные вазы, изготовленные на этих заводах. Их отличают высокие пластические качества, удобство, простота форм, яркость и нарядность расцветки, где преобладают чистые, несмешанные цвета. Первые изделия из фарфора являлись предметами роскоши. Императорский завод...

25. Часовня Пятницкого колодца

До сих пор неизвестна точная дата сооружения часовни и неясны причины утраты большей части ее пышного декора. Поставленная на берегу ре ки Кончуры над источником, возникновение которого предание связывает с именем основателя монастыря, часовня Пятницкого колодца по своим размерам и ярусному силуэту имеет много общего с Надкладезной часовней близ Успенского собора. Однако архитектуру часовни Пятницкого колодца отличает более четкая прорисовка деталей — колон...

26. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)

Интересно отметить, что сложная композиция Больничных палат строится с расчетом наивыгоднейшего обозрения их с главной площади, от Троицкого собора: так, лоджии, расположенные по обеим сторонам церкви (на одной из них находилась открытая двухъярусная звонница на пять колоколов), разного размера; различную степень насыщенности декором имеют правое и левое крыло палат; несимметрично, со сдвигом в сторону Троицкого собора, расположены окна на апсидах церкви. На примере Больничных палат хорошо видна наметившаяся в архитектуре первой половины XVII века тенденция к сглаживанию контраста в убранстве церковных и гражданских построек— рядовые палаты для престарелых старцев оформляются так же нарядно, как и церковь, которая сама выступ...

27. Музей-заповедник: Роспись и резьба по дереву

Здесь крупные, причудливые, густые растительные узоры с дивными махровыми цветами, с фантастическими птицами застилают собой всю поверхность декоративных ваз, гарнитуров мебели, а также монументальных порталов. В работах последних лет художники Е. Н. Доспалова, Н. В. Морозова и заслуженные художники РСФСР А. П. Савинова, Н. И. Иванова обогащают свои узоры новыми, более сложными и реальными мотивами. Ворносковы. Погранохрана. Портал. 1937 год. Фрагмент Оригинальная загорская роспись по выжженно...

28. Колокольня (1741-1769 гг.)

Отлично найденные пропорции, сквозные проемы уменьшающихся ярусов, украшенных колоннами с резными капителями, декоративными вазами, придают колокольне изящную стройность и легкость. На ярусах колокольни были повешены 42 колокола, самый большой из которых был отлит в лавре и весил 4 тысячи пудов. Над тре...

29. Уточья башня

Уточья башня Уточья башня За Сушильной башней видна Житничная, или Уточья, угловая башня восьмигранной формы. Она богато декорирована плоскими лопатками, поясками, фигур ными бойницами и увенчана стремительно вознесшейся вверх красно-белой надстройкой из кирпича и белого камня. Эта надстройка придает необычный вид всему сооружению и представляет значительный интерес как в художественном, так и в конструктивном отношении. Для ее опоры от основания на всю высоту башни были выведены четыре мощных пилона, в связи с чем разобрали своды подземной камеры и всех вышележащих этажей. При этом венч...

30. Музей-заповедник: Графика

Кампорези строил дома и усадьбы для московской знати, занимался декоративной живописью, в течение некоторого времени работал вместе с выдающимся русским архитектором Ф. Казаковым. Акварели Кампорези, хранящиеся в музее, украшали вифанские кельи митрополита Платона. Они доносят до нас несохра...

31. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)

Богаева И. И. Скульптурный декор середины XVIII в. в интерьерах Чертогов.— Сообщения Загорского гос. ист.-художественного музея-заповедника, 1960, вып. 3, с. 130—144, ил. 179. Андреева Л. В. Царские Чертоги Троице-Сергиевой Лавры.— Памятники культуры. Исследование и реставра...

32. Музей-заповедник: Орнаментальное шитье

В них нашли отражение характерные черты эпохи — красочность, узорчатость, богатство и многообразие декоративных элементов. Особенное распространение получило шитье жемчугом. ...

33. Монастырь и слободы в XV веке

На иконах XVII века трапезная изображается в виде нарядного двухэтажного здания с башней, увенчанной шатром с прапором; стены трапезной украшает богатый декор, лестничные всходы ведут на второй этаж, в «царскую» палату. Именно в трапезной Троице-Сергиева монастыря впервые появился тот тип торжественной одностолпной палаты, который двадцать два года спустя был повторен в Грановитой палате Московского Кремля и ...

34. Пятницкая башня

Искусные мастера-градодельцы оживили фасады башни тягами из тесаного кирпича, лопатками, полуколонками, арочками и валиками, включили в общий декор даже орудийные бойницы, придав им фигурную форму. Как и все другие угловые башни, она разделена по высоте на шесть боевых ярусов: самый нижний (пороховая камера) находится под землей. Внутри на всю высоту Пятницкой башни проходит каменный восьмигранный пилон, на который опираются своды и бревенчатые накаты междуэтажных перекрытий. Сохранилось предание, что столб этот был сложен полым, в виде трубы, и будто бы с верхних этажей бросали в него преступников на ножи и заос...

35. Трапезная с церковью Сергия (1686—1692 гг.)

Своими размерами и скромным оформлением фасадов Михеевская церковь подчеркивает внушительные размеры и праздничную декоративность Трапезной. Прием усиления выразительности сооружений путем контрастного сопоставления большого и малого использовался при создании лаврского ансамбля неоднократно: рядом с Успенским собором был поставлен миниатюрный храм — Надкладезная часовня, около...

36. Историко-художественный музей-заповедник

Покои дворца, располагающиеся двумя анфиладами, перекрыты сводами и декорированы лепниной, выполненной в 40-е годы XVIII века. Наиболее интересно лепное украшение потолка двух западных угловых палат второго этажа (бывших столовой и спальни императрицы Елизаветы Петровны). В первой из них на своде изображена фигура Виктории, как бы несущая в левой...

37. Музей-заповедник: Живопись

Бурное развитие получило декоративно-прикладное искусство, потребности в котором были особенно велики в связи с большим дворцовым строительством, изменением векового уклада жизни и ее новыми запросами. Изменялось назначение вещей, их форма, орнаментация, а в XIX веке и техника изготовления. Появились и совершенно новые предметы, и новые области искусства. Новые вкусы эпохи, любовь к р...

38. Музей-заповедник: Живопись конца XV - начала XVI века

Произведения этого времени отличает настроение торжественной праздничности, им свойственна особая нарядность и декоративность, которые свидетельствовали об усилении светского начала в живописи. Мастерам круга Дионисия присуща любовь к изящным формам, удлиненным пропорциям, свободным многофигурным композициям. Необычайно красив их колорит. Василий Ермолин. Богоматерь Одигитрия. Икона. XV век Характерным произведением этого времени являетс...

39. Троицкий собор (1422—1423)

Над диагональными кокошниками — декоративными подобиями закомар — высится массивный, несколько смещенный к востоку башнеобразный барабан с десятью высокими окнами, увенчанный шлемовидной главой. Благодаря стройной системе искусственных ракурсов и оптических поправок собор внутри кажется намного выше. Особый интерес представляют иконостас и фресковая живопись интерьера Троицкого собора. Фрески были созданы выдающимися художниками Андреем Рублевым и Даниилом Черным совместно с группой ж...

40. Художественно-педагогический музей игрушки

Большой популярностью пользуется расписная деревянная игрушка Горьковской области, разнообразная по форме и по декоративным приемам. Топорная городецкая игрушка (рубленная топором) с лихо скачущими красными и черными конями И. С. Игнатьева украшается замысловатой росписью с белыми оживками. Особенно интересны сюжетные композиции талантливого мастера И. А. Мазина в наборе мебели для кукол. Резко отличается по росписи федосеевская игрушка Семеновского района. Праздничная, ярко-желтая, она ...

41. Музей-заповедник: Лицевое шитье

Изысканный колорит произведения подчеркивает его нарядность и декоративность. Среди княжеских мастерских выделяется светлица княгини Евфросиньи Старицкой, сын которой удельный князь Владимир Андреевич приходился двоюродным братом Ивану Грозному. В коллекции музея хранится несколько произведений, вышедших из этой мастерской. Лучшее из них — плащаница 1561 года, данная, в Троицкий монастырь, как свидетельствует надпись, «на воспоминание последнему роду», то есть роду ...

42. Музей-заповедник: Кружевные изделия

С большим мастерством и любовью выполнено декоративное панно «Дружба народов» 3. А. Вараксиной. Здесь современный сюжет гармонично переплетается со старинными мотивами коужева. Многофигурная композиция, состоящая из трех ярусов, приобретает особую графическую четкость благодаря белой скани — узкого, круто скрученного жгута, обрисовывающего все контуры оригинального рисунка. Киришское кружево выплетается в нескольких деревнях Ленинградской области (Захожье, Заднево и др.). Просты...

43. Музей-заповедник: Русская набойка

Калининская холщовая белая одежда с рубахой, которую называли «насова», сохранила древние традиции покроя и отделки. Ворот рубахи декорирован красным ситцем. Надевавшийся сверху касталан — косоклинный сарафан из белого холста — отделан по широкому подолу тоже кумачом и ситцем красного цвета. Женский костюм Ярославской области по покрою также относи...

44. Монастырь и посад в XVIII веке

В результате перестройки большинство монастырских сооружений получило новый облик, по образцу столичных дворцовых построек. Одетые в пышную декорацию галерей и балюстрад, они стали выглядеть на одно лицо, ничем не напоминая о своей былой архитектуре. На крепостных башнях, уже утративших свое оборонительное значение и потому приспособленных для различных хозяйственных целей, боевые амбразуры были растесаны в большие окна, а деревянные перекрытия ярусов местами заменены каменными сводами. Существенным изменениям подверглись также древние церкви и соборы: почти все они обросли пристройками, изменилась форма...

45. Троицкий собор (1422—1423)

Хотя Никоновский придел значительно уступает по размерам Троицкому собору, однако он не теряет своей самостоятельности, отличаясь насыщенностью декора и пластичностью форм. Его фасады украшают часто поставленные полуколонки, перевязанные тремя рядами бусинок и соединенные вверху стрельчатыми арочками; стены придела завершаются закомарами, под которыми проходит цепочка килевидных нишек; подобные же нишки обегают цилиндрическое основание барабана главы. Располагаясь...

46. Музей-заповедник: Золотое и серебряное дело

Большое распространение имеют в это время изделия из перламутра, оникса, яшмы. Декоративные качества их определяются уже самими материалами, природная красота которых звучит еще сильнее в сочетании с искусными серебряными и золотыми оправами. В коллекции музея представлены интересные работы иностранных мастеров. Рядом с ними национальное своеобразие и самобытность русских произведений золотог...

47. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века

Увеличенные в высоту крепостные стены и башни с причудливым силуэтом и богатым декором обрамляли ансамбль монастырских зданий и наряду с ними составляли основу его объемной композиции. Древнее ядро построек на центральной площади к этому времени было гармонично дополнено с южной стороны Никоновским приделом и шатровой колокольней у Духовской церкви, а с северной — церковью Михаила Малеина при трапезной и шатровой церковью Зосимы и Савватия у Больничных палат. Большие работы были проведены и по украшению интерьеров: расписываютс...

48. Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)

Стены были окрашены в ярко-брусничный цвет, на фоне которого белые детали декора приобрели особую эффектность и выразительность. Монограммы из двух переплетающихся букв «ПЛ» в картуше фронтона и в клеймах решетки балкона напоминают о митрополите Платоне Левшине (1737— 1812), при котором производились основные перестройки этого и многих других зданий монастыря. Если помещения двух нижних этажей, где размещались «погреб теплый с каменными перегородками» ...

49. Музей-заповедник: Прялки и донца

Стояк заканчивается маленькой головкой, украшенной трехгранно-выемчатой резьбой. По форме и резному декору столбчатые прялки напоминают высокие стройные шатры колоколен XVII века. Резали их из твердых пород дерева. Совсем иные «теремковые» прялки. Донце и стояк ярославской теремковой прялки делались...

50. Надвратная церковь (1693-1699 гг.)

Классические ордерные формы теряют, таким образом, свою конструктивную логику и используются как декоративный элемент. Своеобразны также восьмигранные окна, обрамленные вставками резного белого камня неповторяющегося рисунка. Есть основание полагать, что стены церкви Иоанна Предтечи, подобно Трапезной и Чертогам, первоначально также были расписаны «в шахмат» и лишь в XIX веке получили красный цвет с белыми деталями. Гульбище вокруг церкви сначала было открытым и только в его северо-западном углу была выгорожена одна келья; в ...

51. Музей-заповедник: Стекло и фарфор

С большим вкусом и графическим мастерством создаются простые изделия, в декоре которых широко применяются механические печатные узоры, шелкография, отводки, сплошное покрытие изделий краской с незначительным золотым орнаментом. Помимо сдержанных по колориту тонких графических узоров создаются яркие, жизнерадостные орнаментальные и сюжетные росписи. Все они исполнены с большим мастерством, различной манерой письма. Е. В. Яновская. Набор «Охотничий». Ленинградский ...

52. Музей-заповедник: Изделия из металла

Изделия кузнецов получили известность далеко за пределами Русского государства и своей выразительностью, смелостью, декоративностью вызывали восторг и удивление иностранцев. А. Г. Вишняков. Поднос с видом Троице-Сергиевой лавры. 1901 год П. М. Воробей. Суповая миска. XVIII век В экспозиции музея изделия из к...

53. Музей-заповедник: Гончарное производство

Украшали изделия при помощи штампиков, заостренных палочек, использовали в декоре цветные глазури. Разнообразие изделий деревенских гончаров очень невелико. Издавна самыми распространенными по форме были корчаги, горшки с туловом конической формы, с выпуклыми плечиками и широким горлом. В Ярославской области подобные корчаги из серой и красной глины отличаются большими размерами, строгостью и простот...

54. Историко-художественный музей-заповедник

В последствии в 1548 году над гробницей с его останками был возведен одноапсидный бесстолпный храм — так называемый Никоновский придел, отличающийся разнообразием декорировки стен. Придел вплотную примкнул к Троицкому собору, образовав с ним единый архитектурный комплекс. Однако это соединение двух построек прежде всего подчеркнуло взаимосвязь Учителя и Учен...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................