1. Музей-заповедник: Домовая резьба по дереву
Мастер поставил на лобовой доске фронтона свои инициалы МММ, придающие красивое декоративное
завершение композиции. Пряничная доска. Кировская область. XIX в. Резьба, которой в Поволжье украшали фасады домов, часто
называлась «корабельной», иногда «глухой» (так ее называли в отличие от пропильной, ажурной) или «долбленой» (название, связанное
с техникой исполнения). Для глухой резьбы употреблялись сосновые доски толщиной 4—6 сантиметров. На обструганную д...
3. Монастырь-крепость и посад во второй половине XVII века
В то же время развитие строительной техники и налаженное производство оконного стекла делали возможным создание больших и
светлых помещений, а роскошь светского уклада жизни высших слоев общества способствовала появлению в убранстве гражданских
и культовых построек пышной, парадной декоративности. Эти
новые веяния находят свое применение и в той грандиозной строительной деятельности, которая развертывается в Троицком монастыре
в два последних десятилетия XVII века, В этот период Троицкий монастырь опять оказался в центре важнейших государственных
событий, а его укрепления снова использовались в качестве надежной защиты, но теперь уже не от внешних, а от внутренних врагов.
В 1682 году, напуганные восставшими стрельцами, юный Петр с братом Иван...
8. Красная башня
Малышева, по которому она была значительно увеличена в высоту, увенчана сферическим куполом церковного типа, а к арке ворот
пристроен богато декорированный лепными украшениями портал.
На боевую башню, оборонявшую главный вход в монастырь-крепость, как бы надели не по росту сшитую придворную ливрею, которую
она и носит до сих пор. Красная башня перестраивалась. Кирпичная надстройка XVII века ясно отличается от облицованного белым
камнем основания...
10. Пятницкая и Введенская церкви (1547 г.)
Так, по «ряду» с монастырем крестьянин Гавриил Федоров в 1740 году разобрал в церкви два столба, переделал своды и поставил
на них новую декоративную главу, «образцом и мерою» как в
церкви Иоанна Предтечи, «что у Барваринских ворот в Москве»; кроме того, он растесал «на запад три окна для свету». Исследования
показывают, что первоначально Введенская церковь представляла собой стройное...
11. Музей-заповедник: Живопись XVII века
Их произведениям, как и всей русской живописи XVII века, свойственна необычайная декоративность.
Но то обстоятельство, что им приходилось писать часто одни и те же изображения, и главным образом Сергия и Никона Радонежских,
Троицы, явления Богоматери Сергию, привносило в их работы некоторое одн...
12. Музей-заповедник: Обработка металла
В музее представлены основные виды декоративно-прикладного
искусства: резьба по дереву, кости и камню, роспись по дереву, папье-маше и металлу, художественная обработка металла и ювелирное
искусство, кружевоплетение, вышивка, ковроткачество и декоративные ткани, изделия из стекла, фар...
14. Музей-заповедник: Живопись конца XVI - начала XVI века
Но возрождение старых традиций было искусственным и походило скорее лишь на декоративное
обыгрывание их, так как конкретные исторические условия, в которых жило тогда Русское государство, не имели почвы для продолжения
и развития высокого стиля в искусстве. Интересным произведением этого времени являются створки к иконе Андрея Рублева «Троица»,
выполненные по заказу царя Бориса Годунова и вложенные им в Троицкий монастырь в 1601 году. На четырех высоких узких досках
в двадцати клеймах живо, занимательно, со множест...
18. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (2)
Два угловых западных зала — столовая и спальня дочери Петра Великого императрицы Елизаветы — декорированы мастером Гофинтендантской конторы Михаилом Зиминым. Участники XII Всемирного фестиваля
молодежи и студентов на экскурсии в Церковно-археологическом кабинете, 30 июля 1985 года Макет-реконструкция Царских Чертогов
Лавры в XVII веке До нашего времени сохранились в обоих покоях уникальные изразцовые печи XVIII века. Кроме постоянной экспозиции
Церковноархеологический кабинет обладает разнообразными фондами. Хранящиеся в них иконы, картины, рисунки, гравюры, произведен...
19. Музей-заповедник: Мебель
Не менее характерным образцом барочной мебели явился и столик-консоль, предназначенный для часов, декоративных ваз и других небольших вещей. Столик плотно прикреплялся к стене, обычно под зеркалом,
и служил вместе с расположенными на нем предметами дополнительным украшением интерьера. Прихотливые завитки, картуши, покрывающие
подстолье и ножки, подчеркивали не конструкцию столика, а его пластическую массу и создавали впечатление, что столик вырезан
из одного куска дерева, как единый декоративный узор. Неотъемлемой частью дворцового интерьера были зеркала в роскошных ре...
23. Музей-заповедник: Вышивка
Фабрика «Художественная вышивка», Калужская область Здесь же создается очень красочная и декоративная цветная гладь или владимирские швы. Густые, четко обрисованные цветочные узоры, исполненные
красными и синими нитками, имеют еще мелкие промежуточные орнаментальные мотивы. В лучших народных традициях, с большой художественной
изобретательностью и юмором создан Т. М. Шульпиной, заслуженным художником РСФСР, декоративный коврик «Разгулялися девчонки».
Марийские и чувашские ...
24. Музей-заповедник: Фарфор и стекло
В музее хранятся фарфоровая посуда, статуэтки, чернильницы, декоративные
вазы, изготовленные на этих заводах. Их отличают высокие пластические качества, удобство, простота форм, яркость и нарядность
расцветки, где преобладают чистые, несмешанные цвета. Первые изделия из фарфора являлись предметами роскоши. Императорский
завод...
26. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Интересно отметить, что сложная композиция Больничных палат строится с расчетом наивыгоднейшего обозрения их с главной площади,
от Троицкого собора: так, лоджии, расположенные по обеим сторонам церкви (на одной из них находилась открытая двухъярусная
звонница на пять колоколов), разного размера; различную степень насыщенности декором
имеют правое и левое крыло палат; несимметрично, со сдвигом в сторону Троицкого собора, расположены окна на апсидах церкви.
На примере Больничных палат хорошо видна наметившаяся в архитектуре первой половины XVII века тенденция к сглаживанию контраста
в убранстве церковных и гражданских построек— рядовые палаты для престарелых старцев оформляются так же нарядно, как и церковь,
которая сама выступ...
27. Музей-заповедник: Роспись и резьба по дереву
Здесь крупные, причудливые, густые растительные узоры с дивными махровыми цветами, с фантастическими птицами застилают собой
всю поверхность декоративных ваз, гарнитуров мебели, а также
монументальных порталов. В работах последних лет художники Е. Н. Доспалова, Н. В. Морозова и заслуженные художники РСФСР
А. П. Савинова, Н. И. Иванова обогащают свои узоры новыми, более сложными и реальными мотивами. Ворносковы. Погранохрана.
Портал. 1937 год. Фрагмент Оригинальная загорская роспись по выжженно...
28. Колокольня (1741-1769 гг.)
Отлично найденные пропорции, сквозные проемы уменьшающихся ярусов, украшенных колоннами с резными капителями, декоративными вазами, придают колокольне изящную стройность и легкость.
На ярусах колокольни были повешены 42 колокола, самый большой из которых был отлит в лавре и весил 4 тысячи пудов. Над тре...
29. Уточья башня
Уточья башня Уточья башня За Сушильной башней видна Житничная, или Уточья, угловая башня восьмигранной формы. Она богато декорирована плоскими лопатками, поясками, фигур ными бойницами и увенчана
стремительно вознесшейся вверх красно-белой надстройкой из кирпича и белого камня. Эта надстройка придает необычный вид всему
сооружению и представляет значительный интерес как в художественном, так и в конструктивном отношении. Для ее опоры от основания
на всю высоту башни были выведены четыре мощных пилона, в связи с чем разобрали своды подземной камеры и всех вышележащих
этажей. При этом венч...
34. Пятницкая башня
Искусные мастера-градодельцы оживили фасады башни тягами из тесаного кирпича, лопатками, полуколонками, арочками и валиками,
включили в общий декор даже орудийные бойницы, придав им
фигурную форму. Как и все другие угловые башни, она разделена по высоте на шесть боевых ярусов: самый нижний (пороховая камера)
находится под землей. Внутри на всю высоту Пятницкой башни проходит каменный восьмигранный пилон, на который опираются своды
и бревенчатые накаты междуэтажных перекрытий. Сохранилось предание, что столб этот был сложен полым, в виде трубы, и будто
бы с верхних этажей бросали в него преступников на ножи и заос...
37. Музей-заповедник: Живопись
Бурное развитие получило декоративно-прикладное искусство,
потребности в котором были особенно велики в связи с большим дворцовым строительством, изменением векового уклада жизни и
ее новыми запросами. Изменялось назначение вещей, их форма, орнаментация, а в XIX веке и техника изготовления. Появились
и совершенно новые предметы, и новые области искусства. Новые вкусы эпохи, любовь к р...
41. Музей-заповедник: Лицевое шитье
Изысканный колорит произведения подчеркивает его нарядность и декоративность.
Среди княжеских мастерских выделяется светлица княгини Евфросиньи Старицкой, сын которой удельный князь Владимир Андреевич
приходился двоюродным братом Ивану Грозному. В коллекции музея хранится несколько произведений, вышедших из этой мастерской.
Лучшее из них — плащаница 1561 года, данная, в Троицкий монастырь, как свидетельствует надпись, «на воспоминание последнему
роду», то есть роду ...
42. Музей-заповедник: Кружевные изделия
С большим мастерством и любовью выполнено декоративное панно
«Дружба народов» 3. А. Вараксиной. Здесь современный сюжет гармонично переплетается со старинными мотивами коужева. Многофигурная
композиция, состоящая из трех ярусов, приобретает особую графическую четкость благодаря белой скани — узкого, круто скрученного
жгута, обрисовывающего все контуры оригинального рисунка. Киришское кружево выплетается в нескольких деревнях Ленинградской
области (Захожье, Заднево и др.). Просты...
44. Монастырь и посад в XVIII веке
В результате перестройки большинство монастырских сооружений получило новый облик, по образцу столичных дворцовых построек.
Одетые в пышную декорацию галерей и балюстрад, они стали
выглядеть на одно лицо, ничем не напоминая о своей былой архитектуре. На крепостных башнях, уже утративших свое оборонительное
значение и потому приспособленных для различных хозяйственных целей, боевые амбразуры были растесаны в большие окна, а деревянные
перекрытия ярусов местами заменены каменными сводами. Существенным изменениям подверглись также древние церкви и соборы:
почти все они обросли пристройками, изменилась форма...
50. Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Классические ордерные формы теряют, таким образом, свою конструктивную логику и используются как декоративный элемент. Своеобразны также восьмигранные окна, обрамленные вставками резного белого
камня неповторяющегося рисунка. Есть основание полагать, что стены церкви Иоанна Предтечи, подобно Трапезной и Чертогам,
первоначально также были расписаны «в шахмат» и лишь в XIX веке получили красный цвет с белыми деталями. Гульбище вокруг
церкви сначала было открытым и только в его северо-западном углу была выгорожена одна келья; в ...
51. Музей-заповедник: Стекло и фарфор
С большим вкусом и графическим мастерством создаются простые изделия, в декоре
которых широко применяются механические печатные узоры, шелкография, отводки, сплошное покрытие изделий краской с незначительным
золотым орнаментом. Помимо сдержанных по колориту тонких графических узоров создаются яркие, жизнерадостные орнаментальные
и сюжетные росписи. Все они исполнены с большим мастерством, различной манерой письма. Е. В. Яновская. Набор «Охотничий».
Ленинградский ...
53. Музей-заповедник: Гончарное производство
Украшали изделия при помощи штампиков, заостренных палочек, использовали в декоре
цветные глазури. Разнообразие изделий деревенских гончаров очень невелико. Издавна самыми распространенными по форме были
корчаги, горшки с туловом конической формы, с выпуклыми плечиками и широким горлом. В Ярославской области подобные корчаги
из серой и красной глины отличаются большими размерами, строгостью и простот...