Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

годунов

 

1. Музей-заповедник: Живопись конца XVI - начала XVI века

Первое из них связано с заказами царя Бориса Годунова. Художники, работавшие в царских мастерских, стремились подражать строгому, величавому стилю конца XV века. Но возрождение старых традиций было искусственным и походило скорее лишь на декоративное о...

2. Троицкий собор (1422—1423)

— по вкладу царя Бориса Годунова; значительно потемневшая живопись его икон еще не подвергалась расчистке от многих слоев олифы и последующих записей.) Иконостас Троицкого собора Следующий, четвертый ярус-—пророческий. В центре его находится поясная икона «Богоматерь Знамение»: Мария молитвенно подняла руки, а на груди ее изображен юный Христос, повторяющий тот же жест. Такой иконографический тип Богоматери воплощал «пресвятую деву, заключающую в лоне своем образ родившегося от нее сына» и слу...

3. Основание монастыря. XIV век

, 1778); 6 — Трапезная с церковью Сергия (1686—1692); 7 — Михеевская церковь (1734); 8 — Духовская церковь (1476); 9 — Успенский собор (1559—1585); 10 — Надкладезная часовня (конец XVII в.); 11 — усыпальница Годуновых (1605, 1780); 12—обелиск (1792); 13 — колокольня (1740—1770); 14 — Смоленская церковь (1745—1748); 15 — царские Чертоги (конец XVII в.); 16 — Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635—1638); 17 — Казначейский корпус...

4. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (2)

Сей колокол в дом Святыя и Живоначальныя Троицы и Преподобнаго и Богоноснаго отца нашего Чудотворца Сергия велел слить слуга и конюшей боярин Борис Федорович Годунов с своею дщерью Ксенией и с сыном своим Феодором». Сейчас это самый большой колокол. «Лебедь» имеет основной звук «си бемоль» (звук приятный, приглушенный, как бы плывущий по небу), но слышится его обертон на квинту вверх — в ноту «фа». На колоколе «Переспор» имеется такая надпись: «В славу Святыя Троицы вылит сей колокол 1780 года во обитель Преподобных и Богоносных отец Сергия и...

5. Музей-заповедник: Живопись троицких мастеров XVI века

Евстафий Головкин пользовался большим доверием царей Ивана Грозного, Федора Ивановича; от имени Троицкого монастыря он подписывал грамоту о воцарении Бориса Годунова. Икона «Богоматерь Владимирская». XVIв. Давид Сирах В экспозиции музея представлены два произведения, принадлежащие кисти Евстафия Головкина. Одно из них —трехстворчатый складень, на среднике которого характерное для Троицкого монастыря изображение«Явление Богоматери Сергию Радонежскому».Надпись середины XVII века, наведенная золотом на полях средника, свидетельствует, что икона написана в 1588 году Евстафием Головкиным и что в 1652 году царь Але...

6. История Загорска. История Сергиева-Посада

О жестоком голоде, «моровом поветрии», когда каждый день «хоронят мертвых человек по двадцати и по тридцати и больше», сообщала в своем письме от 29 марта 1609 года царевна Ксения Годунова, находившаяся среди осажденных. В этих условиях защитники крепости держались до тех пор, пока к ним не подоспело войско под командованием талантливого полководца М. В. Скопина-Шуйского. После ряда решительных схваток 12 января 1610 года интервенты бежали от стен монастыря. Вскоре по всей Русской земле прокатилась волна общенародного отпора врагу. Но решительная победа над интервентами была достигнута лишь в 1612 году войсками народного...

7. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (1)

Створка для храмовой иконы Святой Троицы. Вклад Бориса Годунова. ЗГИХМЗ, № 393. Конференция состоялась спустя семь лет после окончания второй мировой войны, когда вопреки разуму, вопреки требованиям и чаяниям народов мира, невзирая на международные соглашения, стала усиленно проводиться ремилитаризация Западной Германии и Японии, когда в Западной Европе невиданные масштабы приняла гонка вооружений, когда в Корее при прямой поддержке...

8. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (2)

Створка для храмовой иконы Святой Троицы. Вклад Бориса Годунова. ЗГИХМЗ, № 393. Участники встречи констатировали, что нельзя упрочить мир на земле, ограничиваясь только словами о мире,—так, США имеют наибольшее количество проповедников, принадлежащих к самым различным Церквам, однако именно эта страна сбросила атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Русские православные христиане излож...

9. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века

От скученности, недостатка свежей воды и продуктов в крепости началось «моровое поветрие». Дочь Бориса Годунова, Ксения, находившаяся в те дни в монастыре, писала в Москву, что «на всякий день хоронят мертвых человек по двадцати и по тридцати и болши; а которые люди посяместо ходят и те собою не владеют, все обез...

10. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (2)

1600 — Борисом Федоровичем Годуновым обложен золотом и драгоценными камнями храмовый образ Живоначальной Троицы. 1605 — 1610 — Годы настоятельства священномученика Иоасафа Боровского. 1606 — В монастырь перенесены и погребены близ Успенского собора тела Бориса Годунова, его жены Марии, сына их Федора Борисовича и дочери Ксении Борисовны. ...

11. Троицкий собор (1422—1423)

Однако после смерти Грозного новый царь, Борис Годунов, пожелал видеть на этой иконе украшения, исполненные по его заказу, и распорядился повторить икону Рублева с тем, чтобы на эту, вторую, икону перенести оклад Ивана Грозного. Именно тогда подлинная рублевская «Троица» получила новый золотой оклад с еще более богатыми украшениями, с гравированными драгоценными камнями. Так и находились в местном ряду иконостаса две иконы «Троица», с пышным...

12. Историко-художественный музей-заповедник

Неизвестными русскими мастерами в начале XVII века был создан еще один выдающийся памятник прикладного искусства — внушительных размеров (почти полутораметровый по высоте) сложного рисунка серебряный подсвечник, также подаренный монастырю Борисом Годуновым. Выполненный в традиционном русском стиле, он служил для освещения того места в иконостасе Троицкого собора, где находилась рублевская „Троица". Издревле большой популярностью в храмах пользовался церковный обычай украшать иконы первого ряда иконостаса шитыми покр...

13. Успенский собор (1559—1585 гг.)

Рядом с Успенским собором, у его северо-западного угла, пристроилось небольших размеров, низкое, с четырехскатной кровлей сооружение — усыпальница, где захоронены царь Борис Годунов, его жена Мария, сын Федор и дочь Ксения. Внутри собора у западной стены находятся гробницы племянницы Ивана Грозного Марфы Старицкой и ее дочери Евдокии. Успенский собор с конца XVII века стал усыпальницей и московских митрополитов. Как и другие памятники архитектурного ансамбля монастыря, за свое длительное существование собор подвергался переделкам. Так, в XVIII веке позакомарная кровля была замен...

14. Памятники монастырского некрополя XV—XVIII веков

Когда паперть собора разобрали, гробница оказалась снаружи, и над ней была поставлена существующая ныне палатка. Усыпальница Годуновых и портал Успенского собора. 1780 год В 1606 году их останки по приказу царя Василия Шуйского были с почетом перевезены с кладбища Варсонофьевского монастыря в Троице-Сергиев монастырь. В 1622 году здесь была погребена и Ксения,...

15. Казначейский корпус келий (XVII в.)

И потому здесь в день смерти Бориса Годунова над этой скромной гробницей двух царей, царицы и царевны служили традиционную соборную панихиду, ударяли в большой годуновский колокол на колокольне, а на торжественной литургии употребляли сосуды, воздухи, покровы и другие драгоценные предметы из многочисленных вкладов опального царского семейства. В 1914 году лавра собиралас...

16. Музей-заповедник: Лицевое шитье

Талантливые вышивальщицы и художники работали в мастерских царя Бориса Годунова. Вложенные им в Троицкий монастырь вещи характеризуют шитье конца XVI — начала XVII века. Большинству из них свойственна подчеркнутая роскошь, декоративность, высокое техническое мастерство. Привлекает внимание покровец-сударь с изображением Троицы, композиция которой следует рублевскому варианту. Вышивальщица стремилась ...

17. Музей-заповедник: Орнаментальное шитье

Одно из лучших произведений орнаментального шитья конца XVI века — «Жемчужная пелена», подаренная Троицкому монастырю в 1599 году Борисом Годуновым. Композиция ее строга и проста, рисунок легко читается, несмотря на большое разнообразие и необыкновенную роскошь материалов: здесь прекрасно сочетаются золотые дробницы с чернью и гравировкой, поразительной красоты и величины драгоценные камни, крупный кафимский жемчуг. Троица. Сударь. 1598-1604 годы. Вклад Бори...

18. Музей-заповедник: Андрей Рублев

XVI — XVII вв. Вклад Бориса Годунова Образы евангелистов сдержанные, внутренне сосредоточенные. Среди них несколько выделяется фигура Иоанна, захватывающая своей силой и мощью. Цата. Подвеска к венцу на золотом окладе с иконы «Троица» А. Рублева. Середина XVI в. В образах, созданных Андреем Рублевым и художникам и его круга,...

19. Музей-заповедник: Графика начала XX века

В экспозиции представлены иллюстрации к книгам «Слово о полку Игореве» («Бегство Игоря») и «Борис Годунов» А. С. Пушкина («Сцена в келье Чудова монастыря»). Фаворским была выполнена и гравюра, изображающая загородную резиденцию троицкого духовенства — усадьбу «Корбуха», для одноименной книги А. Свирина. Образы древних русских городов и их архитектурные ансамбли — одна из главн...

20. Историко-художественный музей-заповедник

Троицкий монастырь сохранил свои привилегии и во время царствования Бориса Годунова, пришедшего к власти в 1598 году после смерти царя Федора Ивановича. Сюда после свержения самозванца Лжедмитрия I были перенесены останки царя Бориса, а впоследствии и членов его семьи. Успенский собор. Фрагмент интерьера В 1606-1607 годах положение в стране осложнилось. Новым ставленником польско-литовских интервентов стал Лжедмитрий П. Летом 1608 года он подошел к...

21. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (8)

Вклад Бориса (во иноцех Боголепа) Годунова в Троице-Сергиеву Обитель. В иконографическом многообразии пластики заключены идеи, связанные с конкретными историческими событиями и выражающие самобытные черты Троице-Сергиева монастыря и окружающей его действительности в каждую последующую...

22. Музей-заповедник: Золотое и серебряное дело

1601 год. Вклад Бориса Годунова Мастера золотого и серебряного дела, создавая разнообразные по назначению предметы, часто воспроизводили архитектурные формы. В 1405 году, возможно мастерами Троицкого монастыря, было выполнено серебряное зо...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................