Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

галерея

 

1. Успенский собор (1559—1585 гг.)

как и в кремлевском соборе, за иконостасом со стороны алтаря устроена трехъярусная расписная галерея, или хоры, где размещаются певчие во время особо торжественных праздничных служб. Интерьер Успенского собора Иконы Успенского собора не подвергались расчистке или реставрации, и колорит их живописи еще скрыт под многими слоями поновлений и потемневшей от времени олифы. В местном ряду иконостаса находятся иконы XVI века, а в других— изго...

2. Посадские церкви

С северной стороны церкви располагалась галерея («нищевник»), опирающаяся на выносные консольные бревна. В архитектуре Казанской церкви сочетались элементы украинского и русского зодчества. Так, внутреннее пространство церкви было открыто на всю высоту, что характерно для украинских храмов (в условиях долгой и нередко суров...

3. Уточья башня

Выше, над сильно развитым многопрофильным карнизом с кронштейнами, размещается открытая обходная галерея с белокаменной балюстрадой и высокими столбами по углам; от столбов перекинуты арки к находящимся в глубине надстройки пилонам, которые служат опорой для вышерасположенного восьмерика, исполненного в форма...

4. Пятницкая башня

Крепостные стены имеют три боевых яруса: нижний (подошвенный) бой, состоящий из изолированных казематов с амбразурами на уровне земли, средний бой, имеющий открытую сводчатую галерею со вторым рядом бойниц, и верхний — галерею-гульбище с боевыми стрельницами (зубцами) и наклонными бойницами-машикулями (134, 135). По галереям ярусов можно было обойти вокруг монастыря: это создавало удобства для маневренности гарнизона и артиллерии во время боевых действий. Выступая из плоскости крепостных стен, башни обеспечивали наиболее эффективный перекрестный огонь местности перед ними. Троице-Сергиева лавра. Вид с востока. Пятницкая башня (1640), Красная воротная башня (XVI в.; XVII в.; XIX а.) и Успенские воро...

5. Сушильная башня

Каменные своды разделяют Сушильную башню на три яруса в одном уровне с галереями крепостных стен; пояса навесных машикулей и стрельниц-зубцов образуют еще один, четвертый, ярус, бревенчатый накат которого, возможно, не был сплошным, а представлял собой настил в виде помоста или галереи по периметру стен изнутри башни. Крытый тесом высокий шатер со смотрильней и прапором-флюгером наверху, восстановленный в 1971 году, дает предст...

6. Царские Чертоги (конец XVII в.)

Были уничтожены крыльца и галерея, фасады перекрашены светло-желтой краской, выстроены деревянные, а затем чугунные внутренние лестницы, переложены своды. Царские Чертоги. Бывшая столовая. Интерьер. Лепные медальоны потолка. 1748 год В 1949 году в...

7. История Загорска. История Сергиева-Посада

Как и ее предшественники, Елизавета Петровна оказывала монастырю повышенное внимание, назначив во главе его своего духовника Арсения Могилянского. Галерея Трапезной В 1752 году ею была пожалована монастырю специальная грамота, подтверждавшая все прежние его права и привилегии на феодальные владения. А в 1758 году ею же была дана еще одна дополнительная грамота на дворовые места, принадлежащие лавре в различных городах и других населенных пунктах страны. Эти две жалованные грамоты, закрепляющие за монастырем владения, стали после...

8. Трапезная с церковью Сергия (1686—1692 гг.)

Она имеет высокий подклетный этаж, в многочисленных помещениях которого размещались хозяйственные службы: кухни, амбары, кладовые, хлебопекарни и даже столовые для паломников. Открытая галерея (гульбище) окружает здание; с гульбища входы ведут в церковь и обширную Трапезную палату, где проводились торжественные приемы и церемонии. С востока к палате примыкает высокая бесстолпная церковь Сергия с тремя полукружиями апсид, а с юга — малая трапезная палата для монастырской братии. Трапезная с церковью Сергия. Разрез. План: 1 — церковь Сергия; 2—Трапезная палата; 3 — Малая палата; 4 — притвор; ...

9. Монастырь и посад в XVIII веке

Пышный дворцовый облик с большими окнами и обширными галереями, с лепными украшениями, картушами, с криволинейными кровлями «колпаком» и балюстрадами над карнизами намечалось придать почти всем зданиям монастыря, а деревянные шатры крепостных башен заменить сферическими куполами с бельведерами и высокими шпилями. Проект ...

10. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)

Салтыкова-Щедрина ГТГ— Государственная Третьяковская картинная галерея ЖМП — Журнал Московской Патриархии ЗГИХМЗ — Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник ИОМП — Издательский Отдел Московского Патриархата МДА — Московская Духовная Академия МДС — Московская Духовная Семинария ТСЛ — Трои...

11. Художественно-педагогический музей игрушки

Большую коллекцию в музее составляет русская народная игрушка из традиционных материалов — дерева и глины. Это целая галерея фигурок — от светских красавиц и генералов до купцов, монахов, разносчиков товаров и крестьян. Производство таких игрушек в XIX веке приобрело в России характер промысла, одним из крупных центров которого стал Сергиевский Посад. Развитию и процветанию здесь этого промысла во многом способствовало то обстоятельство, что Троицкую лавру посещало бол...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................