Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

век

 

Макет-реконструкция Царских Чертогов Лавры в XVII веке

Макет-реконструкция Царских Чертогов Лавры в XVII веке

Стихарь. Вторая половина XVII — начало XVIII века. Вклад Анны Иоанновны

Стихарь. Вторая половина XVII — начало XVIII века. Вклад Анны Иоанновны

Пряничная доска. XIX век

Пряничная доска. XIX век

Прялки. Архангельская губерния. XIX век

Прялки. Архангельская губерния. XIX век

Панорама монастыря в конце XVI века. Реконструкция В. И. Балдина

Панорама монастыря в конце XVI века. Реконструкция В. И. Балдина

Здание Московской Духовной Академии, XIX век

Здание Московской Духовной Академии, XIX век

Оклад на надгробную икону Сергия Радонежского для раки в Троицком соборе. Конец XVI века

Оклад на надгробную икону Сергия Радонежского для раки в Троицком соборе. Конец XVI века

Женский костюм. Воронежская губерния. XIX век

Женский костюм. Воронежская губерния. XIX век

Монастырь в XVI веке. Вид с юго-запада. Макет-реконструкция В. И. Балдина

Монастырь в XVI веке. Вид с юго-запада. Макет-реконструкция В. И. Балдина

Монастырь в конце XVII века. Вид с юго-запада. Макет-Реконструкция В. И. Балдина

Монастырь в конце XVII века. Вид с юго-запада. Макет-Реконструкция В. И. Балдина

Фелонь. XVIII век. Вклад Екатерины II

Фелонь. XVIII век. Вклад Екатерины II

Головной платок. Начало XIX века

Головной платок. Начало XIX века

Вид на Троицкий монастырь. Гравюра. XIX век

Вид на Троицкий монастырь. Гравюра. XIX век

Медведь-улей. XIX век

Медведь-улей. XIX век

Троица Ветхозаветная. Икона. XV век

Троица Ветхозаветная. Икона. XV век

Митрополичьи покои. XVI-XVIII века. Фрагмент интерьера

Митрополичьи покои. XVI-XVIII века. Фрагмент интерьера

Василий Ермолин. Богоматерь Одигитрия. Икона. XV век

Василий Ермолин. Богоматерь Одигитрия. Икона. XV век

Гусар. Дама. Игрушки. Первая половина XIX века

Гусар. Дама. Игрушки. Первая половина XIX века

Панорама монастыря в XV веке. Реконструкция В. И. Балдина

Панорама монастыря в XV веке. Реконструкция В. И. Балдина

И.С.Хрустачев. Оклад Евангелия. Начало XX века

И.С.Хрустачев. Оклад Евангелия. Начало XX века

Монастырь в XV веке. Вид с юго-запада. Макет-Реконструкция В. И. Балдина

Монастырь в XV веке. Вид с юго-запада. Макет-Реконструкция В. И. Балдина

Лавра. Игрушка. Сергиевский посад. Вторая половина XIX века

Лавра. Игрушка. Сергиевский посад. Вторая половина XIX века

Панорама монастыря после надстройки стен и башен в середине XVII века. Реконструкция В. И. Балдина

Панорама монастыря после надстройки стен и башен в середине XVII века. Реконструкция В. И. Балдина

Мастерская Старицких. Явление Богоматери Сергию Радонежскому. Пелена. XVI век

Мастерская Старицких. Явление Богоматери Сергию Радонежскому. Пелена. XVI век

Икона с изображением Троицкого монастыря. Середина XVII века

Икона с изображением Троицкого монастыря. Середина XVII века

П.Т.Марандин. Блюдо с видом Троице-Сергиевой лавры. Конец XIX века

П.Т.Марандин. Блюдо с видом Троице-Сергиевой лавры. Конец XIX века

Центральная часть монастыря в XVI веке. Вид с запада: крепостная стена с Пивной башней

Центральная часть монастыря в XVI веке. Вид с запада: крепостная стена с Пивной башней

Уточья башня. XVII век

Уточья башня. XVII век

Надкладезная часовня. Конец XVII века

Надкладезная часовня. Конец XVII века

П. М. Воробей. Суповая миска. XVIII век

П. М. Воробей. Суповая миска. XVIII век

Панорама монастыря в XIV веке. Реконструкция В. И. Балдина

Панорама монастыря в XIV веке. Реконструкция В. И. Балдина

Троицкий монастырь в первой половине XVIII века. Гравюра И. ф. Зубова

Троицкий монастырь в первой половине XVIII века. Гравюра И. ф. Зубова

Царские Чертоги. Изразцовая печь. XVIII век

Царские Чертоги. Изразцовая печь. XVIII век

Надстройка крепостных стен и башен в середине XVII века. Реконструкция В. И. Балдина

Надстройка крепостных стен и башен в середине XVII века. Реконструкция В. И. Балдина

Троицкий монастырь в начале XVIII века. Вид с востока. Гравюра И. Ф. Зубова. 1725

Троицкий монастырь в начале XVIII века. Вид с востока. Гравюра И. Ф. Зубова. 1725

Пятницкий колодец. Конец XVII — начало XVIII века

Пятницкий колодец. Конец XVII — начало XVIII века

Никола. Икона ростовской школы. XIV век

Никола. Икона ростовской школы. XIV век

Воздвижение креста. Икона. XVI век

Воздвижение креста. Икона. XVI век

Цата. Деталь оклада на икону Андрея Рублева "Троица". Середина XVI века. Вклад Ивана Грозного

Цата. Деталь оклада на икону Андрея Рублева "Троица". Середина XVI века. Вклад Ивана Грозного

Андрей Рублев. Троица. Икона. Начало XV века

Андрей Рублев. Троица. Икона. Начало XV века

Панорама монастыря в конце XVIII века. Реконструкция В. И. Балдина

Панорама монастыря в конце XVIII века. Реконструкция В. И. Балдина

Мастерская Строгановых. Покров с изображением Александра Невского. Первая половина XVII века

Мастерская Строгановых. Покров с изображением Александра Невского. Первая половина XVII века

Резные ворота. Вторая половина XIX века. Фрагмент

Резные ворота. Вторая половина XIX века. Фрагмент

Семен Золотилов. Крест-мощевик. XIV век

Семен Золотилов. Крест-мощевик. XIV век

Икона Божией Матери «Одигитрия» из келлии Преподобного Сергия, XIV век.

Икона Божией Матери «Одигитрия» из келлии Преподобного Сергия, XIV век.

И.Н.Никитин. Портрет царицы Прасковьи Федоровны. XVIII век

И.Н.Никитин. Портрет царицы Прасковьи Федоровны. XVIII век

План расположения сел и слобод вокруг Троице-Сергиевой лавры во второй половине XVI11 века.

План расположения сел и слобод вокруг Троице-Сергиевой лавры во второй половине XVI11 века.

Братина. Первая треть XVIII века. Вклад Корнелия Апраксина

Братина. Первая треть XVIII века. Вклад Корнелия Апраксина

Панорама монастыря в конце XVII века. Реконструкция В. И. Балдина

Панорама монастыря в конце XVII века. Реконструкция В. И. Балдина

Царские Чертоги. Конец XVII века

Царские Чертоги. Конец XVII века

А.А.Рыжов. Медвежья свадьба. Игрушка. Начало XX века

А.А.Рыжов. Медвежья свадьба. Игрушка. Начало XX века

Монастырь в конце XVIII века. Вид с юго-востока. Макет-Реконструкция В. И. Балдина

Монастырь в конце XVIII века. Вид с юго-востока. Макет-Реконструкция В. И. Балдина

И.Ф.Зубов. Сергий и Никон. Гравюра. Первая половина XVIII века

И.Ф.Зубов. Сергий и Никон. Гравюра. Первая половина XVIII века

Водяная башня. XVII век

Водяная башня. XVII век

Троицкий монастырь в XVI веке. Вид с юго-запада. Реконструкция В. И. Балдина

Троицкий монастырь в XVI веке. Вид с юго-запада. Реконструкция В. И. Балдина

Абрамцевские мастерские. Резная полка. Конец XIX века

Абрамцевские мастерские. Резная полка. Конец XIX века

Богоматерь Владимирская. Икона московской школы. Конец XIV — начало XV века. Вклад М. В. Образцова

Богоматерь Владимирская. Икона московской школы. Конец XIV — начало XV века. Вклад М. В. Образцова

Панагия келаря Александра Булатникова. XVII век.

Панагия келаря Александра Булатникова. XVII век.

Центральная часть монастыря в XV веке. Вид с запада: рубленая ограда, Троицкий собор

Центральная часть монастыря в XV веке. Вид с запада: рубленая ограда, Троицкий собор

Центральная часть монастыря в середине XVI! века. Фрагмент макета-реконструкции

Центральная часть монастыря в середине XVI! века. Фрагмент макета-реконструкции

Синодик Троице-Сергиева монастыря. Копия XVII века с Синодика монастыря 1575 года. ЗГИХМЗ, № 322, л. 16.

Синодик Троице-Сергиева монастыря. Копия XVII века с Синодика монастыря 1575 года. ЗГИХМЗ, № 322, л. 16.

Красногорская площадь в конце XIX века: Торговые ряды (1815)

Красногорская площадь в конце XIX века: Торговые ряды (1815)

Зеркало. XVII век

Зеркало. XVII век

Рукомой. Северная Двина. XIX век

Рукомой. Северная Двина. XIX век

1. Уточья башня

Удачное соотношение между нижним объемом и венчанием башни, изящные пропорции, прекрасно нарисованные детали, необычайно легкий и ажурный силуэт надстройки и, наконец, оригинальное цветовое решение — белый нижний ярус и красно-кирпичная надстройка с белокаменными вставками — все это придает Уточьей башне исключительно народный вид и ставит ее в ряд выдающихся архитектурных памятников конца XVII века. За своеобразную красоту и яркий цвет надстройки Уточья башня долгое время называлась Красной (красивой), а описания монастыря XVIII века отмечают, что «она особливого примечания достойна» и «между наилучшими строениями обретающимися в России иметь место долженствует». Надстройка Уточьей башни. Реконструкция В. И. Балдина Ратуша с башней а г. Маастрихте (Голландия). 16...

2. Историко-художественный музей-заповедник

Прекрасный образец таких произведений — болвашка-конь, выполненная во второй половине XIX века А.А.Рыжовым, родоначальником целой династии талантливых резчиков. Помимо игрушечников в городе жили и работали прекрасные резчики-миниатюристы Хрустачевы, расписчики Марандины, мастера лаковой росписи по папье-маше и металлу А.Г.Вишняков и О.В. Фаворская. Тесно связан с Сергиевским игрушечным промыслом и возникший в 27 километрах от посада знаменитый художественный центр в деревне Богородское. Здесь игрушку и скульпт...

3. Музей-заповедник: Живопись XVII века

В своих трактатах они указывали на высокое назначение искусства, обосновывали преимущества «световидной» и «живоподобной» живописи по сравнению со старыми темноликими условными изображениями на иконах, призывали художников изображать человека во всей его земной красоте. Икона «Иоанн Богослов». 1673г. Симон Ушаков. Работы Симона Ушакова признавались и высоко ценились современниками, на многих его иконах — авторские подписи. Большим почитателем таланта С...

4. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (6)

С каждым священным предметом связана судьба не одного человека, и потому эти произведения высокого искусства становятся своеобразным историческим источником для понимания живой души созидателей большой культуры. На основе школы Преподобного Сергия постепенно возникало высокое искусство во многих русских гор...

5. История Загорска. История Сергиева-Посада

Успенский собор и Духовская церковь В первой четверти XV века на Руси были достигнуты значительные успехи в деле объединения земель. Но уходящий мир феодальной раздробленности дал последний бой крепнущим силам Москвы. Во время феодальной войны второй четверти XV века Троице-Сергиев монастырь, сам ставший крупным землевладельцем и феодалом, оказался в центре жестоких событий, развернувшихся в борьбе за московский престол между...

6. Историко-художественный музей-заповедник

Троицкий монастырь связан с важнейшими событиями русской истории. Более шести веков стоит он на северных подступах к столице, не раз преграждая путь недругам Руси. Андрей Рублев. Троица. Икона. Начало XV века Середина XIV века — время возникновения монастыря — один ...

7. Музей-заповедник: Стекло и фарфор

Производственное объединение «Гжель», Московская область Другим старинным центром производства стекла является Дятьковский хрустальный завод Брянской области, основанный в конце XVIII века. Им выпускались прессованная посуда, разнообразные изделия из молочного стекла и с яркой росписью эмалевыми красками, а также впервые была освоена технология окраски изделий люстрами (примесями различных металлов). Выпускаемые в наши дни хрустальные изделия приобрели высокое качество окраски и художественной отделки. Широко используются разнообразные способы декорировки изделий сте...

8. Музей-заповедник: Живопись

После некоторого строительного затишья в монастыре в первой трети XVIII века, вызванного строительством Петербурга и другими важными мероприятиями Петра I, повлекшими значительные ограничения для монастыря, во второй половине XVIII века положение изменилось. В течение нескольких десятилетий снова велось интенсивное строительство и реконструкция ансамбля в соответствии с господствующими тогда вкусами: роскошное оформление интерьеров Царских Чертогов, Митрополичьих и Наместничьих покоев, загородного «монастырского двора Корбухи», загородной резиденции митрополита Платона — покоев в Спасо-Вифанском монастыре. Богатая лепнина ...

9. Музей-заповедник: Жемчужное шитье

Роскошь, праздничная нарядность отличают и другие произведения, представленные в экспозиции. В XVIII веке мастера продолжали сочетать жемчужное шитье с ювелирным искусством. Особенно часто это сочетание встречается в украшении головных уборов высшего духовенства — митрах. ...

10. Монастырь и посад в XVIII веке

Их изображения хорошо видны на гравюрах и планах XVIII века. Но эти земляные укрепления не пришлось испытывать в бою — Карл XII двинул свои войска не на Москву, а на Украину, где и потерпел сокрушительное поражение под Полтавой. В начале XIX века бастионы были срыты. Проект перестройки Троицкого монастыря. Чертеж 1745 г. Как известно, Петр I не очень жаловал церковь, ...

11. Смоленская церковь (1745—1753 гг.)

Больничные палаты и Смоленская церковь В это время на месте каменной поварни XV века, возведенной В. Д. Ермолиным, на средства монастыря и графа А. Г. Разумовского построена небольшая церковь Смоленской богоматери — бесстолпная, круглая в плане, с высокими белокаменными крыльцами с четырех сторон. Оригинальный иконостас Смоленской церкви не сохранился. В настоящее время в ней установлен резной, со скульптурными фигурами иконостас из московской церкви Параскевы Пятницы, удачно вписавшийся в ин...

12. Музей-заповедник: Графика

Известным гравером XVIII века был Дмитрий Федорович Герасимов (1739—1784). Герасимов получил образование в Петербургской академии художеств, затем в течение двух лет путешествовал за границей. Работал он в технике резцовой гравюры. В экспозиции представлен поясной портрет генерал-фельдмаршала П. С. Салтыкова — героя Семилетней войны. Композиция гравюры характерна для XVIII века: овальный портрет на фоне каменной стены. В контраст «каменному ...

13. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (3)

Они неутомимо переписывают «Лествицу» Преподобного Иоанна Лествичника и «Душеполезные поучения» Преподобного Аввы Доро-фея, списки с которых от XIV — XV веков сохранились в наибольшем числе (с «Лествицы»—12 списков: ГБЛ, ф. 304/1, № 155, 156, 157, 158, 167, 168, 169, 170, 171, 183, 184, 185; с «Душеполезных поучений»—12 списков: № 163, 164, 165, 167, 168, 169...

14. Обелиск (1792 г.)

Обелиск (1792 г.) Конец XVIII века в лавре отмечен памятным обелиском, удачно расположенным в геометрическом центре древней площади монастыря, между монументальным Троицким собором и высотной колокольней. Сложенный из дикого камня (песчаника), традиционный по форме, четырехгранный обелиск стал как бы тем последним штрихом или точкой, которую поставил символический Зодчий, завершая свой многовековой труд по формированию архитектурного ансамбля Троице-Сергиева монастыря. Обелиск. 1792 На обелиске укреплены солне...

15. Музей-заповедник: Вышивка

Сверкающие, словно кованые узоры золотошвейной вышивки города Торжка Калининской области, исполненные на цветной ткани, развивают старинные традиции искусства золотого шитья, которым Торжок славился еще в XVII веке. ...

16. Музей-заповедник: Живопись конца XVI - начала XVI века

Живопись конца XVI - начала XVI века С конца XVI века в развитии русской иконописи наметились два направления, известные под условными названиями годуновского и строгановского письма. Первое из них связано с заказами царя Бориса Годунова. Художники, работавшие в царски...

17. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (1)

К Преподобному Сергию приходит братия (долгое время братия состояла из 12 человек). Образуется монастырь. 1344 — По настоянию братии Преподобный Сергий посвящен в сан иеромонаха епископом Волынским Афанасием в Нагорном Борисоглебском монастыре в Переяславле-Залесском. 1347 — С приходом Смоленского архимандрита Симона, принесшего с собою «многия имени...

18. Пятницкая и Введенская церкви (1547 г.)

Килевидные полукружия закомар с широкими лентами профилей, обрамления больших оконных проемов, перспективный портал с тонкой геометрической резьбой придают церкви своеобразную простоту и сдержанную нарядность. К XX веку облик Введенской церкви был сильно искажен. В настоящее время ведутся работы по ее реставрации. Пятницкая церковь сохранилась без особых изменений. Находясь в непосредственной близости от монастыря, Пятницкая и Введенская церкви и расположенный против них, по другую сторону Московского шоссе, древний Пятницкий колодец связывают монастырский ансамбль с окружающей местностью. Троице-Сергиева...

19. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)

А когда в середине XVIII века у монастыря были отобраны почти все его вотчины, должность келаря была упразднена совсем. В келарских палатах разместился Учрежденный собор лавры со своими канцеляриями; другие помещения были переделаны для хозяйственных нужд, а здания, «которые в ограде...

20. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (1)

Большая плеяда богословов XIX—начала XX века оставила немало трудов в разработке тринитарных проблем, христианской космологии и христианской антропологии, христологии, сотериологии, экклесиологии. Среди них особо выделяются профессор протоиерей Феодор Голубинский, профессор протоиерей Александр Горский, профессор священник Павел Флоренский, Виктор Дмитриевич Кудрявцев-Платонов, Алексей Иванович...

21. Музей-заповедник: Головные уборы

Головной платок. Начало XIX века Почти во всех областях России для украшения головного убора применялась техника золотного шитья. Такое шитье покрывало маленькие рязанские кики с красными рожками из кумача, изящные сороки Воронежа, кокошники бывшей новгородской земли. Вместе с золотным шитьем использовали и всевозможные металлические блестки. На соро...

22. Красная башня

Иконные изображения XVII века, а затем и гравюры XVIII—XIX веков показывают на Красной башне шатровое покрытие. Красная воротная башня с мостом через ров и надолбами. Реконструкция В. И. Балдина Крепостная воротная башня с надвратной церковью. XVII в. Рек...

23. Музей-заповедник: Живопись троицких мастеров XVI века

Так тревожное, суровое время второй половины XVI века находило свое отражение в произведениях изобразительного искусства, образы которого проникнуты настроением напряженного драматизма. ...

24. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (8)

Для сего повелено было собрать из детей священно-церковно-служительских и монастырских слуг до 200 человек и обучать их риторике, философии и богословию, языкам латинскому, греческому и, если возможно, еврейскому; чтобы устроен был на кошт Троицкого монастыря в каком-либо из женских монастырей сиротский дом для детей обоего пола, в котором бы сироты и дети, брошенные преступными родителями, могли найти призор и воспитание до известнаго возраста (Полное собрание законов Российской империи, № 7928). Семинария была открыта в октябре 1742 года архимандритом Кириллом I...

25. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (9)

НАСТОЯТЕЛИ-ИГУМЕНЫ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ 1344—1392 (1) Преподобный Сергий, Игумен Радонежский 1391, Преподобный Никон, 1398—1426 (2) Игумен Радонежский 1392—1398 (3) Преподобный Савва Звенигородский ? ? 1429—1432 (4) Преподобный Савва II 1432—1443 (5) Игумен Зиновий 1443—1445 (6) Игумен Геннадий (Саматов) 1445—1446 (7) Игумен Досифей 1447—1455 (8) Преподобный Мартиниан Белоетерский 1455—1466 (9) Святой Вассиан (Рыло) 1467—1474 (10) Игумен Спиридон (†1475) 1474—1478 (II) Игумен Аврамий 1479—1482 (12) Игумен Паисий (Ярославов) 1482—1483 (13) Игумен Иоаким 1483—1487 (14) Игумен Макарий 1487—1489 (15) Игумен Афанасий (Сук) 1490—1495 (16) Игумен Симон (Чиж) 1495—1505 (17) Святой Серапион I 1506—1507 (18) Игумен Досифей II 1508—1515 (19) Игумен Памва ( (Мошнин) 1515—1520 (20) Игумен Иаков (Кашин) 1521 — 1524 (21) Игумен Порфирий I 1525—1527 (22) Преподобный Арсений (Сахарусов) 1528—1529 (23) Игумен Александр 1529—1539 (24) Святой Иоасаф I (Скрипицьш) 1539—1541 (25) Игумен Порфирий II 1541 — 1543 (26) Игумен Алексий 1543 (27) Игумен Порфирий III 1543—1545 (28) Игумен Никандр 1545—1549 (29) Игумен Иона (Щелепин) 1549—1551 (30) Игумен Серапион II (Курцев) 1551 — 1552 (31) Игумен Артемий (Пустынник) 1552—1554 (32) Игумен Гурий (Лужецкий) 1554—1555 (33) Игумен Иларион, Кирилловен, 1555—1560 (34) Игумен Иоасаф II (Черньгй) 1561 —1562 (35) Архимандрит Елевферий 1562—1566 (36) Архимандрит Меркурий, Дмитровец 1566—1568 (37) Архимандрит Кирилл 1568—1569 (38) Архимандрит Памва 1569—1573 (39) Архимандрит Феодосии (Вятка) 1573—1575 (40) Архимандрит Памва (вторично) 1575—1577 (41) Архимандрит Варлаам I 1577—1584 (42) Архимандрит Иона II 1584—1588 (43) Архимандрит Митрофан, Дмитровец 1588—1594 (44) Архимандрит Киприан, Балахонец 1594—1605 (45) Архимандрит Кирилл II (Завидов) 1605—1610 (46) Архимандрит Иоасаф 1610—1633 (47) Преподобный Дионисий (Зобниновский) 1633—1640 (48) Архимандрит Нектарий (Вязмитин) 1640—1656 (49) Архимандрит Адриан 1656—1667 (50) Архимандрит Иоасаф II 1667—1674 (51) Архимандрит Феодосии II 1674—1694 (52) Архимандрит Викентий 1694—1697 (53) Архимандрит Иов 1697—1700 (54) Архимандрит Евфимий 1701 — 1704 (55) Архимандрит Иларион (Властевинский) 1704—1707 (56) Архимандрит- Сильвестр (Холмский) 1708—1710 (57) Архимандрит Иоасаф III 1711 — 1718 (58) Архимандрит Георгий (Дашков) 1718—1721 (59) Архимандрит Тихон (Писарев) 1722—1726 (60) Архимандрит Гавриил (Бужинский) 1726—1737 (61) Архимандрит Варлаам II (Высоцкий) 1737—1738 (62) Архимандрит Арсений (Воронов) 1739—1742 (63) Архимандрит Амвросий (Дубневич) 1742—1744 (64) Архимандрит Кирилл III (Флоринский) 1744—1752 (65) Архиепископ Арсений II (Могилянский) 1752—1758 (66) Архимандрит Афанасий (Вольховский) 1758—1761 (67) Архимандрит Гедеон (Криновский) 1761 —1766 (68) Архимандрит Лаврентий (Хоцятовский) 1766—1812 (69) Архимандрит Платон (Левшин), с 1770 Архиепископ Тверской, с 1775 Архиепископ, с 1787 Митрополит Московский 1812—1819 (70) Архиепископ Августин (Виноградский) 1819—1821 (71) Митрополит Серафим (Глаголевский) 1821 —1867 (72) Митрополит Филарет (Дроздов) 1868—1879 (73) Святитель Иннокентий (Попов-Вениаминов) 1879—1882 (74) Митрополит Макарий (Булгаков) 1882—1891 (75) Митрополит Иоанникий (Руднев) 1891 — 1893 (76) Митрополит Леонтий (Лебединский) 1893—1898 (77) Митрополит Сергий (Ляпидевский) 1898—1912 (78) Митрополит Владимир (Богоявленский) 1912—1917 (79) Митрополит Макарий (Невский) 1917—1919 (80) Патриарх Тихон (Белавин) 1946—1970 (81) Патриарх Алексий (Симанский) 1970 (82) Митрополит, с 1971 Патриарх Пимен (Извеков) НАМЕСТНИКИ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ 1739—1742 Иеромонах Антоний Нарожницкий 1743—1745 Иеромонах Феодосии Янковский 1745—1748 Архимандрит Иоасаф Горленко 1749—1753 Иеромонах Феофан Чарнуцкий 1753—1758 Иеромонах Кирилл Ляшевецкий 1758—1761 Иеромонах Гавриил Петров-Шапошников 1761 — 1763 Иеромонах Иннокентий Нечаев 1763 Иеромонах Платон Левшин 1763—1770 Иеромонах Иоанн Черепанов 1770—1775 Иеромонах Павел (Петр) Зернов 1775—1782 Иеромонах Павел (Петр) Пономарев 1782—1783 Иеромонах Аполлос (Андрей) Байбаков 1783—1787 Иеромонах Мелхиседек (Михаил) Заболоцкий 1787—1792 Игумен Досифей Ильин 1793 Иеромонах Никанор Николаев 1793 Игумен Ефрем 1793—1795 Иеромонах Евлампий 1795—1800 Иеромонах Назарий (Никита) Романовский 1800 Архимандрит Августин Виноградский 1800—1803 Архимандрит Мелхиседек Минервин 1803—1810 Архимандрит Симеон (Савва) Крылов-Платонов 1810—1814 Архимандрит Самуил Запольский-Платонов 1814—1818 Архимандрит Никанор Клементьевский 1818—1831 Архимандрит Афанасий Федоров 1831 — 1877 Архимандрит Антоний Медведев 1877—1891 Архимандрит Леонид Кавелин 1891 — 1904 Архимандрит Павел Глебов 1908—1915 Архимандрит Товия Цимбал 1915—1922 Архимандрит Кронид Любимов 1946 Архимандрит Гурий Егоров 1946—1954 Архимандрит Иоанн Разумов 1954—1957 Архимандрит Пимен Извеков, ныне Святейший Патриарх 1957—1965 Архимандрит Пимен Хмелевский 1965—1970 Архимандрит Платон Лобанков 1970—1972 Архимандрит Августин Судоплатов 1972—1982 Архимандрит Иероним Зиновьев 1982—1984 Архимандрит Евсевий Савви...

26. Каличья башня

В XVI веке на этом месте были Конюшенные ворота, называвшиеся по расположенным против них монастырским службам, а над ними — «круглая, о двух верхах» башня. В середине XVII века башню заново перестроили, она стала одноверхой, с проездными воротами в виде буквы «Г», а в конце XVII века башня получила высокую надстройку. К середине XVIII века башня находилась в аварийном состоянии, была разобрана до основания и в 1772 году построена вновь по проекту И. Жукова, затем И. Яковлева. Е...

27. Историко-художественный музей-заповедник

Но героическая победа его защитников способствовала дальнейшему росту его авторитета, увеличению его земельных и денежных богатств. Именно в XVII веке монастырь становится крупнейшим феодалом, владевшим столькими крестьянскими дворами, что число их намного превышало владения царской семьи и патриарха. В это время восстанавливаются оборонительные сооружения монастыря, отстраиваются подмонастырские села и слободы. В конце XVII столетия Троице-Сергиев монастырь вновь оказался в центре ...

28. Музей-заповедник: Русская набойка

Но большое количество образцов XVII века отличаются пышностью растительного орнамента со сложными мотивами фантастических цветов, декоративных листьев, причудливо сплетающихся стеблей. Многие ткани печатались с досок, узор на котор...

29. Плотничья башня

Эта сторона крепости больше всего пострадала в период боевых действий в начале XVII века—против нее на высотах Красной горы располагались основные силы вражеской артиллерии. Может быть, поэтому при последующем укреплении оборонительных сооружений стену с этой стороны не стали, как везде, просто надстраивать в высоту, а сочли необходимым заново сложить ее напольную сторону н...

30. Музей-заповедник: Домовая резьба по дереву

Резная полка. Конец XIX века Большим разнообразием отличается круглая деревянная скульптура, являющаяся одним из древнейших видов народного творчества. В экспозиции музея есть несколько очень интересных произведений. Два скворечника в виде забавных деревянных человечков — мужика с трубкой и бабы с ведром — вырезаны народным резчиком В. Т. Савиновым из деревни Тимирево Егорьевского района Московской...

31. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (5)

За последние четыре года Лавру и Московские Духовные Академию и Семинарию посетили более 1100 официальных делегаций из 60 стран мира общим числом свыше 10 тысяч человек. Своеобразную летопись церковного, гражданского и миротворческого служения представляют собой книги записей посетителей Лавры и Академии. Здесь, в Лавре, в своей резиденции Святейший Патриарх принимает высоких представителей Церквей и государств, участников богословских комиссий, паломников. Братия Троице-Сергиевой Лавры. 1979 год. Здесь же происходят иногда заседания Священного Синода и совершаются наречения архимандритов во еписк...

32. Пятницкая башня

Таким образом, к середине XVI века монастырь превратился в сильную крепость, выдержавшую в начале XVII века шестнадцатимесячную осаду польско-литовских интервентов. Сильно пострадавшие во время осады стены и башни были капитально отремонтированы, частично перестроены заново. Так, толщина и высота стен увеличились почти вдвое, появ...

33. Михеевская церковь (1734 г.)

Такой же широкой и торжественной была прежде лестница у другого входа в Трапезную до ее перестройки в XVIII веке в связи с сооружением здесь небольшой церкви над гробом келейника Сергия — Михея. Михеевская церковь (1734) и Трапезная с церковью Сергия (1686—1692) Михеевская церковь (1734) имеет вытянутую восьмигранную форму плана. Ее фасады украшают плоские пилястры с большими арочными окнами между ними; стены покрывает сплошной ковер живопис...

34. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (5)

Веду-ще бо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся, еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших и испросити время на покаяние, и о невозбранном преитии от земли на Небо, мытарств же горьких, бесов, воздушных князей, и вечныя муки избавитися, и Небесному Царствию наследникам быти со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь. У древней чудотворной иконы Преподобного Сергия Радонежского «учиненный» чтец читает утренние молитвы по окончании Братского молебна и псалмы Полунощницы. Вновь в молитве о всех живых и усопших ис...

35. Историко-художественный музей-заповедник

Другой оклад на „Троицу", сменивший первоначальный, складывался как крупный комплекс произведений ювелирного искусства постепенно, на протяжении XVI-XVIII веков. Части его: венцы, цаты, панагии, сень — в разное время были подарены в монастырь Борисом Годуновым, его сыном Федором и царем Михаилом Романовым. В XVIII веке по заказу монастырских властей в мастерской Оружейной палаты Московского Кремля для иконы создается чеканный серебряный оклад, покрытый толстым слоем золота. Неизвестными русскими мастерами в начале XVII века был создан еще один выдающийся памятник прикладного искусства — вну...

36. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (1)

99 об.—100) [37]. В XVIII веке основные Лаврские напевы вошли в состав рукописного Ирмология 1748 года. В конце XX века. XIX века регент Лаврского хора архимандрит Аарон издал Лаврский «Ирмологий нотного пения, содержа щий ирмосы всего лета по напеву, употребляемому в Свято-Троицкой Лавре» [39]. В нем содержатся местные особенности пения, преемственно сохраняемые в хоре Лавры. Своеобразие местных напевов особенно проявляется в праздничных песнопениях, относящихся к Дню Святой Троицы, и в песнопениях, про...

37. Музей-заповедник: Серебряные изделия

Мы видим здесь излюбленный в XVII веке растительный орнамент со спиральным завитком, однако узор становится более насыщенным, густо заполняющим поверхность предмета, трудно читаемым, а изобразительные мотивы все более реальными. Оба вклада вызолочены. На углах Евангелия даны фигуры евангелистов, в исполнении которых чувствуется иная манера чеканки и иной характер изображения, нежели в центральной части оклада. Здесь нет подчеркнутой плоскостности, художник старался передать глубину пространства...

38. Казначейский корпус келий (XVII в.)

В обширном строительстве, развернувшемся в Троицком монастыре после героической обороны крепости в начале XVII века, отразилось характерное для русской архитектуры того времени стремление к нарядности и узорчатости. Это сказалось как в облике перестроенных крепостных башен, так и в архитектуре культовых и гражданских сооружений. Но, к сожалению, многие возведенные тогда здания со временем подверглись...

39. Музей-заповедник: Золотое и серебряное дело

Искусство гравировки и черни очень характерно для конца XVI — начала XVII века. В эти годы оно достигает наивысшей зрелости. Черневые изображения замечательны своим глубоким бархатистым черным цветом и тонкой графичностью исполнения. Превосходные образцы их можно видеть на золотых тарелях, вложенных Борисом Годуновым одновременно с потиром, на многочисленных дробницах, украшающих прои...

40. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (4)

В отделе старопечатных книг хранится свыше 1000 уникальных томов XVI— XVII веков. В газетно-журнальном отделе— обширный выбор современных периодических изданий. Большую помощь студентам в их занятиях оказывает справочно-библиографический отдел. В Московской Духовной Академии осуществляется широкая программа по ознакомлению студенчества с сокровищами мировой и отечественной культуры: систематически организуются экскурсии по Золотому Кольцу древнерусских городов, посещения московских музеев и театров. Особое место занимает гражданственн...

41. Водяная башня

Протекающая рядом речка Кончура постепенно вымывала грунт в основании Водяной башни, и уже в XVIII веке в ее стенах стали появляться трещины, которые к началу 1960-х годов достигли угрожающих размеров. Реставраторы несколькими поясами металлических бандажей стянули каменное тело башни, скрыв...

42. Музей-заповедник: Искусство ранней Москвы

Другие относят написание иконы ко времени постройки Духовской церкви1476—1477годов и усматривают в ней черты, сближающие ее с произведениями конца XV века. Икона свидетельствует о большом внимании, какое уделялось на Руси в XIV—XV веках культу Троицы. Многочисленные иконы с изображением Троицы, писавшиеся тогда на Руси, говорят, что их авторы стремились к переосмыслению традиционного сюжета, сосредоточивая внимание на гармонии изображения трех ангелов, воплощая в их образах идеи единства и согласия. Одной из таких икон и является икона, где мастер подобно Андрею Рублеву, но далеко от совершенства последнег...

43. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века

И хотя эти предписания не очень четко выполнялись, однако они определенным образом сдерживали последующее развитие Стрелецкой и Служних слобод. К середине XVII века вокруг Троицкого монастыря сложилось шесть приходов, каждый из которых имел по две поставленные рядом церкви (теплую и холодную), нередко с отдельно стоящей колокольней. Высокие объемы этих рубленых храмов возвышались над избами и ...

44. Надкладезная часовня (конец XVII в.)

Небольшая по размерам, богато декорированная резьбой и росписью, она устроена по образцу московских ярусных храмов XVII века. Удачно ее местонахождение: изяществом пропорций, изысканностью форм, веселостью и цветистой нарядностью она подчеркивает строгость и монументальность Успенского собора. Надкладезная часовня. Конец XVII века Современный вид часовни отличается от первоначального: в 1806 году на ней была заменена глава и число фронтонов было уменьшено от восьми до четырех. Надкладезная часовня (конец XVII в.) и Успенский собор (1559—1585) Пос...

45. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (5)

В своих воспоминаниях известный архидиакон Павел из Алеппо, сопровождавший в середине XVII века Патриарха Антиохийского Макария в его путешествии в Россию, передает, что все ими увиденное в Троицкой монастырской ризнице «поражает ум изумлением и удивляет умного больше глупца» [71, с. 30—31]. ...

46. Музей-заповедник: Мелкая пластика

Чрезвычайно интересны произведения XIII — первой половины XIV века, знакомящие с развитием русского художественного ремесла так называемой «глухой поры» в истории русского искусства, связанной с периодом господства монголо-татарского ига. В сказаниях, легендах этого времени прославляется верность родине, слы...

47. Основание монастыря. XIV век

Монастырь получил, таким образом, регулярный план в виде правильного прямоугольника: по его сторонам стояли кельи, обращенные окнами на центральную площадь, где возвышались церковь и трапезная; весь монастырь, включая огороды, житницы и другие хозяйственные постройки, располагавшиеся позади келий, окружила рубленая ограда (тын); над ее главным входом была поставлена еще одна церковь, посвященная Дмитрию Солунскому. К концу XIV века появляются и первые поселения в окрестностях обители Сергия. Епифаний свидетельствует, что если ко времени основания монастыря «не было близ тогда ни сел, ни дворов, ни людей, живущих в них, ни пути людского. . . во все...

48. Троицкий собор (1422—1423)

Чураков, участвовавший в реставрационных работах,— нам говорят такие его композиции, как «Собор Богоматери», темы «Страстей» и «Евхаристии» в алтаре, такие праздники в сводах, как «Распятие с предстоящими», «Вход в Иерусалим», «Воскрешение Лазаря», поясной «Иоанн Предтеча» между парусами и целый ряд других композиций и отдельных изображений, настолько напоминающих живопись XV века, что в них нельзя не видеть определенного следования первоначальным образцам, как бы рассказанным языком XVII века». Сень над ракой Сергия. 1737. Троицкий собор И. Грабарь, со свойственной ему осторожностью, также высказывал предположение, что в «отдельных местах сохранились фрагменты живописи, которая относится, несомненно, к более раннему времени, хотя нельзя иметь уверенности, что они являются подлинными фрагментами изначальной рублевской стенописи. Но наличие в них древней графьи...

49. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (2)

Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов; 1782—1867) Архиепископ Московский и Коломенский Августин (Виноградский; 1766—1819) К концу XVIII века Славяно-греко-латинская Академия пришла со значительными результатами. Ее выпускники— видные иерархи, клирики, блестящие проповедники и церковные писатели, историки, поэты, переводчики. Среди питомцев Духовной школы — первый русский сатирик Ан-тиох Кантемир, великий ученый-энциклопедист М. В. Ломоносов, математик Л. Ф. Магницкий и многие другие выдающиеся деятели русского просвещения. Ректор Академии, впоследствии митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Пе...

50. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (2)

Икона Божией Матери «Одигитрия» из келлии Преподобного Сергия, XIV век. В Описи Троицкого монастыря 1641 — 1643 гг. на лл. 11 об.—-12 говорится: «Образ чюдотворный пречистые богородицы одигитрия обложен серебром басмою золоченъ у спаса и у пречистые венцы скаъные по полем писаны святые в трех местах преподобные анофрей сергий и никои у пречистые оглавие и ожерелие и у спаса ожерелье низано жемчюгом возглавие межь жемчюгу камень ях...

51. Город и монастырь в XIX - начале XX века

Именно на первую половину XIX века приходится практическое осуществление большого числа проектов реконструкции городов, подготовленных еще в XVIII веке. В Москве и Московской губернии эта работа проходила под единым руководством Комиссии для строений Москвы, вновь созданной в 1813 году. «Примерные фасады домов для строительства лаврским служителям». 1821 Планы...

52. Троице-Сергиева Лавра. Обеты монашества

Егда же сия вся постраждеши, радуйся, рече Господь, яко мзда твоя многа есть на небесех; Емуже слава во веки. Аминь. Приемлеши ли вся иноческаго общежительнаго жития уставы и правила, от святых отец составленная, и от настоятеля тебе подаемая? — Ей, честный отче, приемлю, и с любовию лобызаю я. П...

53. Монастырь-крепость и посад во второй половине XVII века

Писцовые книги 1684 года только в одном селе Клементьеве, которое составляло не более трети, а может быть, даже и четверти всего посада, указывают 894 жителя мужского пола, что превосходило численность населения таких известных городов, как, например, Переславль-Залесский (879 человек) или Ростов Великий (765 человек). Посад Троицкого монастыря стал и крупнейшим торговым центром — сюда приезжают с товарами купцы из многих городов и даже из других стран. Широкая торговля и многочисленные паломники способствовали также развитию здесь различных видов художественных промыслов. Среди них особую популярность получило в дальнейшем изготовление резных и крашеных деревянных изделий и детских игрушек. ...

54. Сушильная башня

Зубова первой четверти XVIII века. На башне висели часы, поэтому она получила название Часовой колокольни, или Часозвони . Документы того времени отмечали, что от исправности этих часов «зависит весь порядок в монастыре». Но когда эти часы испортились, их не стали чинить, так как к тому време...

55. Монастырь-крепость и посад в XVI веке

Троицкий монастырь в XVI веке. Вид с юго-запада. Реконструкция В. И. Балдина В XVI веке быстро росло и село Клементьево. Через него по большой Московской дороге днем и ночью шли и ехали «беспрестанно люди всякого чину», «государевы гонцы», а также вереницы подвод, груженных различными товарами и припасами. Село стало местом бойкой торговли: сюда перевели традиционную ярмарку из близлежащего города Радонежа. К концу века здесь уже было 262 двора и две ра...

56. Музей-заповедник: Живопись конца XV - начала XVI века

Богоматерь Одигитрия. Икона. XV век Характерным произведением этого времени является икона «Варвара», происходящая из Покровской церкви города Волоколамска. Изображение на иконе поясное, пропорции фигуры вытянутые, маленькая г...

57. Царские Чертоги (конец XVII в.)

Однако чертежи и гравюры XVIII века, а также материалы наших исследований в натуре дали возможность представить первоначальную архитектуру этого уникального памятника и во многом возвратить ему былой облик. Царские Чертоги во многом похожи на здание Трапезной — они имеют точно такие же размеры (длина 86 м), по их фасаду располагались такие же два широких лестничных всхода на второй этаж (не сохранились); а стены также раскрашивались «в шахмат». Две ленты спаренных окон опоясывают все здание, подче...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................