Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

архитектор

 

1. Историко-художественный музей-заповедник

Тогда же для реставрации архитектурных памятников здесь создается строительный участок ремонтно-восстанови-тельных работ, возглавляемый архитектором И.В.Трофимовым; деятельность этого участка не прекращалась и в годы Великой Отечественной войны. Экспозиции музея были спешно свернуты, а наиболее ценные предметы уже в августе 1941 года эвакуированы в Соликамск. Директор музея И.Э.Птицын, отправив эшелон с московского вокзала, ушел на фронт и погиб в боях за Родину. Вывозом и хранением музейных экспонатов в годы во...

2. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (3)

1740— 1770 — Осуществлялось строительство колокольни под руководством архитекторов И. Ф. Мичурина и Д. В. Ухтомского. 1744—Монастырю официально усвоено именование Троице-Сергиевой Лавры. 1745—1748 — Наместником Лавры был святой архимандрит Иоасаф, впоследствии епископ Белгородский. — Построена церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери. 1746—17 мая возни...

3. Трапезная с церковью Сергия (1686—1692 гг.)

Воронихин, впоследствии известный русский архитектор. Пробные расчистки на своде и стенах Трапезной подтвердили существование там изначальной стенописи 1780 года. Пол Трапезной палаты первоначально покрывали фигурные чугунные доски, которые в 1903 году заменили на метлахские плитки с ковровым узором — тогда такие полы были новшеством и их стали дел...

4. Пятницкая башня

Существующая временная кровля устроена после пожара и лишь весьма отдаленно напоминает характер первоначального завершения башни. Архитектор Д. П. Сухов, восстанавливавший кровлю Пятницкой башни, рассказывал автору, что в то трудное время он не смог получить лес нужного размера для устройства шатра необходимой высоты. ...

5. Уточья башня

1670 Исследователи давно обращали внимание на то, что верх Уточьей башни имеет много общего с башней ратуши в голландском городе Маастрихте, построенной архитектором П. Постом во второй половине XVII века. Однако, в отличие от Уточьей, башня ратуши выполнена в дереве и увенчана крупным «глобусом» с летящим ангелом. Известно, что Пост издал серию гравюр с изображением своих произведений; альбом таких гравюр имелся в библиотеке Петра I (Рукописный отдел библиотеки АН СССР в Ленинграде...

6. Красная башня

Из ряда предложений на перестройку башни был выбран проект архитектора И. А. Малышева, по которому она была значительно увеличена в высоту, увенчана сферическим куполом церковного типа, а к арке ворот пристроен богато декорированный лепными украшениями портал. На боевую б...

7. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (8)

3) Покои Его Преосвященства, властелинския и братским кельи, ограду вокруг Лавры и башни починить и покрыть тесом, для чего предварительно пригласить архитектора, чтоб тог составил рисунки всем постройкам, попорченным пожаром, и рисунки деревянных крыш на них и представил в Учрежденный Собор. 4) В церквах и во всех каменных палатах деревянныя оконныя рамы заменить каменными, а также в братских кельях, «при которых были для переходов деревянные столбы», заменить каменными. 5) Для всех этих построек вырубить годнаго красного леса неподалеку от Тр...

8. Загорск, Сергиев Посад. История, современность, события, люди. Историко-культурный и краеведческий городской портал

Здесь, в подмосковном Загорске, где все так проникнуто особым духом седой старины и чарующей сказочности древней архитектуры, постоянно ощущаешь какое-то особое чувство благодарного восхищения перед исключительным мастерством и неиссякаемым творческим поиском столь богатого талантами русского народа. Архитектор В. И. Балдин Троице-Сергиева Лавра известна всему миру. С каждым годом увеличивается здесь число паломников и туристов. Многие стремятся пытливым взором проникнуть в глубь веков, внимательно вглядываясь в исторические памятники русской культуры, чтобы по творениям ума, сердец и рук человеческих ...

9. Колокольня (1741-1769 гг.)

Проект колокольни, разработанный придворным архитектором И. Шумахером, представлял собой довольно обычную для того времени композицию из трех ярусов звона. Общие пропорции здания и особенно его нижняя часть отличались чрезмерной грузностью. Место для новой звонницы назначалось в геометрическом центре древней площади монастыря, против западного входа в Успенский собор. Колокольня Известный московский архитектор И. Ф. Мичурин, котор...

10. Город и монастырь после 1917 года

Здесь же завершается строительство городской гостиницы с развитыми пластическими формами фасадов и внутренним замкнутым двориком (архитекторы В. Г. Малышев, И. В. Григор). Ограниченная высота построек нового общественного центра не вступает в противоречие с ансамблем Троице-Сергиевой лавры и не закрывает эффектных видов на ее величественную панораму. К началу 1970-х годов все резервные территории города уже были использованы и многоэтажные типовые дома стали подступать к центральным кварталам, заменяя собой...

11. Историко-художественный музей-заповедник

Автором проекта этого сооружения был московский архитектор И.Я. Яковлев. Одна из богатейших в России, сокровищница Троице-Сергиева монастыря хранила лучшие произведения древнерусского прикладного искусства и иконописи. Некоторые из них были созданы в местных троицких мастерских и в какой-то степени отражают уровень художественного развития одного из крупнейших культурных центров Древней Руси. ...

12. Музей-заповедник: Графика

Кампорези строил дома и усадьбы для московской знати, занимался декоративной живописью, в течение некоторого времени работал вместе с выдающимся русским архитектором Ф. Казаковым. Акварели Кампорези, хранящиеся в музее, украшали вифанские кельи митрополита Платона. Они доносят до нас несохранившийся облик Москвы конца XVIII века. Как зодчего, Кампорези, естественно, в первую очередь интересовала архитектура, все характерные особенности которой он старался запечатлеть, оживляя пейзаж стаффажными фигурками в русских национальных костюмах. В работах Кампорези замечательны виды Кр...

13. Город и монастырь в XIX - начале XX века

Проект железнодорожной станции Сергиево. Архитектор ф. О. Шехтель. 1902 К середине XIX века Сергиевский Посад стал крупнейшим городом Московской губернии — к 1859 году в нем значилось 15 700 жителей и его ежегодно посещало до 230 тысяч паломников. Открытие благоустроенного шоссе (1845) и железной дороги (1862) между Москвой и Сергиевским Посадом способствовало еще большему увеличению...

14. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (2)

Реконструкция ансамбля Троице-Сергиевой Лавры выполнена архитектором В. И. Балдиным. Крест-мощевик, с которым связано монастырское предание о благословении Патриархом Константинопольским Филофеем Преподобного Сергия. ЗГИХМЗ, № 2452. Гравюра XIX в Синодик Троице-Сергиева монастыря. Копия XVII века с Синодика монастыря 1575 года. ЗГИХМЗ, № 322, л. 16. Трижды слышал Преподобный Сергий как-...

15. Посадские церкви

С холма от Вознесенской церкви и особенно с другой стороны дороги — от ресторана «Золотое кольцо» (архитекторы И, Д. Метт и Т. Т. Шорникова, 1969) и здания Музея игрушки (1893) — раскрывается один из лучших видов на всю панораму монастырского ансамбля. Несколько западнее, в центре древнейшего села Клементьева, стоит Успенская (Никольская) церковь. После очередного пожара жители села в 1769 году «челобитьем» добились разрешения поставить эт...

16. Каличья башня

) башни Первоначальный проект Каличьей башни в процессе затянувшегося строительства по поручению митрополита Платона существенно переработал архитектор И. Яковлев. Он заложил открытую арку проема во втором ярусе, убрал украшавшие башню вазы и картуши, придал венчающему шатру более обычную форму, с «фонарем» вверху,— все это значительно обеднило первоначальный замысел. Как и колокольня, ...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................