Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

апсид

 

1. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)

На апсиде церкви Зосимы и Савватия точно повторен оригинальный декор апсид Духовской церкви, а грани шатра украшены множеством тяг, лопаток и поясков со вставками зеленых поливных изразцов. Эти изразцы обильно украшают всю церковь; они располагаются то поясами в фризах, венчающих четверик и восьмерик, то группируются на полях закомар и кокошников, то рассыпаются одиночными вкраплениями на гранях шатра; на белом фоне стен они выглядят особенно эффектно. Как отзвук недавних ратных подвигов, на многих изразцах изображены воины и пушк...

2. Пятницкая и Введенская церкви (1547 г.)

Первоначальный облик Введенской церкви во многом схож с архитектурой Духовской: тот же характер плана, основные размеры, расположение оконных и дверных проемов, те же оригинальные украшения алтарных апсид. В отличие от Духовской, Введенская церковь поднята на высокий подклетный этаж, перекрытый сводами. Пятницкая церковь представляет собою большой бесстолпный храм с трапезной и открытой...

3. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (2)

Васнецова к росписи алтарной апсиды Владимирского собора в Киеве В. И. Суриков. Исцеление слепорожденного К. В. Лебедев. Рождество Христово (акварель) М. В. Нестеров. Страстная седмица М. В. Нестеров. Христос благословляет отрока Варфоломея (Преподобного Сергия Радонежского) 1 сентября 1985 года. ...

4. Трапезная с церковью Сергия (1686—1692 гг.)

С востока к палате примыкает высокая бесстолпная церковь Сергия с тремя полукружиями апсид, а с юга — малая трапезная палата для монастырской братии. Трапезная с церковью Сергия. Разрез. План: 1 — церковь Сергия; 2—Трапезная палата; 3 — Малая палата; 4 — притвор; 5 — хлебодарня Наружный вид Трапезной отличается исключительным богатством декоративного убранства. По всему периметру фасадов ритмично размещены полуколонны с «кудрявыми» капителями коринфского типа; высота их равна высоте стен. Над полуколон...

5. Посадские церкви

Балдина В отличие от церкви Рождества Христова Вознесенская церковь полностью сохранилась. Бесстолпный одноапсидный храм с трапезной, своды которой опираются на два столба, вблизи выглядит несколько приземистым и даже грузным. Это впечатление усиливают широкие спаренные пилястры по фасадам на углах церкви и трапезной, а также упрощенные формы оконных обрамлений. Все три яруса колокольни равновелики в плане, вследствие чего ее силуэт лишен традиционного сужения кверху; это делает тяжеловесным все сооружение. С западной стороны колокольню фланкируют два флигеля церковного притча, ...

6. Сушильная башня

Сушильная башня Второй вход в монастырь к северу от Красной башни бьи пробит в крепостной стене позднее: на иконных изображениях середины XVII века его еще нет, а в 1653 году Павел Алеппский входил через эти ворота; располагаясь против апсид Успенского собора, они получили название Успенских. Павел Алеппский так описывает оба входа в крепость «Монастырь имеет двое ворот с восточной стороны, больших и великолепных; над одни...

7. Троицкий собор (1422—1423)

Это относительно небольшая четырехстолпная церковь с одной главой и тремя невысокими апсидами; строгую гладь ее стен завершают килевидные закомары, форму которых подхватывают два ряда кокошников, создавая переход к башнеобразному барабану, увенчанному шлемовидным куполом и крестом простого рисунка. Однако, несмотря на небольшие размеры, Троицкий собор производит впечатление величественного и мощного сооружения; весь его облик...

8. Успенский собор (1559—1585 гг.)

С востока он имеет пять слабо выступающих невысоких апсид. Белая гладь стен расчленена по вертикали сильно выступающими пилястрами, на которые опираются полукружья закомар, узкие высокие окна расположены двумя рядами, между ними — широкий а...

9. Надвратная церковь (1693-1699 гг.)

Нижний куб сооружения прорезан высокой аркой проездных ворот, в северном пилоне которых размещена просторная лестница; она выводит на верхнюю площадку, где расположен стройный и нарядно убранный трехапсидный храм, увенчанный пятью вытянутыми вверх гранеными главами. Многие элементы декора церкви Иоанна Предтечи точно повторяют детали убранства Трапезной: полуколонны в обрамлении прямоугольных рам с «кудрявыми» капителями коринфского типа, профили развитого карниза ...

10. Духовская церковь (1476-1477 гг.)

В основании главы четырехстолпного, с тремя высокими апсидами храма расположена открытая звонница на шести круглых приземистых столбах. В пролетах звонницы на дубовых брусьях висят колокола. Открытый внутрь купола барабан с узкими окнами является своеобразным резонатором звука. Церковь сложена из кирпича на белокаменном цоколе. Ее фасады расчленены четырьмя пилястрами, украшены узорчатым поясом из терракотовых балясин и изразцов. Своеобразно оформление апсидной части храма, ...

11. Историко-художественный музей-заповедник

В последствии в 1548 году над гробницей с его останками был возведен одноапсидный бесстолпный храм — так называемый Никоновский придел, отличающийся разнообразием декорировки стен. Придел вплотную примкнул к Троицкому собору, образовав с ним единый архитектурный комплекс. Однако это соединение двух построек прежде всего подчеркнуло взаимосвязь Учителя и Ученика, их духовную преемственность и нерасторжимость даже после смерти обоих. Только благодаря самоотверженному труду советских реставраторов этим, как и многим другим памятника...

12. Троицкий собор (1422—1423)

Но один фрагмент раскрытой живописи можно уверенно назвать первоначальным — это роспись дверного откоса в дьяконнике (южная апсида алтаря. Случилось так, что при установке серебряной раки над гробом Сергия Радонежского, изготовленной по повелению Ивана Грозного, необходимо было несколько сместить дверь в алтаре: один откос проема растесали, а другой приложили камнем. Благодаря этой прикладке дверной откос сохранил подлинную живопись XV века: по светлому золотистому фону свободно раскинут многоцветный переплетающий...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................