Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

ангел

 

1. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (2)

ЗГИХМЗ № 3199. Из Четвероевангелия Преподобного Никона. ГБЛ, ф. 304/Ш, л. 186 об.—187. Благословение на подвиг безмолвия Преподобного Исаакия Молчальника. ГБЛ, ф. 304/Ш, № 21 (М. 8663), л. 211. Запрестольный крест работы Преподобного Амвросия, Троицкого резчика. Оборотная сторона. ЗГИХМЗ, № 2389. Покров с гробницы Преподобного Никона. ЗГИХМЗ, № 2418. Колокол Никона Чудотворца. В XV...

2. Монастырь и посад в XVIII веке

Монастырь и посад в XVIII веке После завоевания Россией выхода к Балтийскому и Черному морям дорога Москва — Архангельск утратила свое прежнее монопольное значение по связи с «заморскими странами» и потому объем торговли в Троицком посаде стал резко падать, Однако еще долгое время отмечалось, что жители села Клементьева «на большой проезжей московской дороге. . . от постою с своих дворов и от продажи харчу, конского корму получают себе немалую прибыль» (1758). В петровское время строительная деятельность в масштаб...

3. Троицкий собор (1422—1423)

Все внимание сосредоточено только на фигурах трех ангелов; с тихой грустью и глубоким раздумьем ведут они безмолвную беседу, склонившись над чашей-—символом той смертной чаши, которую одному из них предстоит испить ради спасения рода человеческого. Каждый из ангелов представляет одно из лиц Троицы, одно из ее проявлений. Их лики при едва уловимых чертах различия обладают несомненным сходством. Эти ангелы нераздельно связаны друг с другом, они выражают какую-то единую сущность. Изящн...

4. Музей-заповедник: Серебряные изделия

Для алтаря Троицкого собора по заказу митрополита Платона был изготовлен московским мастером Силуяновым большой серебряный семисвечник в виде лаврового дерева. Евангелие 1757 года (вклад императрицы Елизаветы Петровны) изготовлено также московскими мастерами. Оклад обильно украшен чеканкой и яркой расписной эмалью. Изображения библейских и евангельских сцен на дробницах уже не имели ничего общего с принятыми в искусстве Древней Руси канонами. Все они выполнены по правилам новых живописных норм, а традиционной сцене «Троицы» художник сообщил да...

5. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (8)

Литургическая жизнь 1 2 3 4 5 6 7 8 Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов, передавая слова Спасителя о воде живой, сказанные Им на празднике Кущей, добавляет: Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него после Его прослав...

6. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (6)

Миниатюра на пергамене, выполненная Преподобным Андреем Рублевым (?), из Евангелия XV века. Вклад боярина Хитрово в Троице-Сергиев монастырь. ГБЛ, ф. 304/Ш, № 3 (М. 8657), л. 51 об. Икона Преподобного Сергия Радонежского с Житием. Работа келаря Троице-Сергиева монастыря старца Евстафия Головкина, 1591 год. ЗГИХМЗ, № 279. Икона написана на доске от гробницы Преподобного...

7. Троице-Сергиева Лавра. Обеты монашества

Желаеши ли сподобитися ангельскому образу, и вчинен быти лику инокующих? — Ей, Богу содействующу, честный отче... Вольным ли своим разумом, и вольною ли своею волею приступавши ко Господу? — Ей, Богу содействующу, честный отче... Не от некия ли нужды или насилия? — Ни, честный отче. Отрицавши ли ся мира и сущих в мире по заповеди Господней? — Ей, честный отче. Пребудеши ли в монастыри сем, или в немже ти от святаго послушания повел...

8. История Загорска. История Сергиева-Посада

Этому в значительной степени способствовали расположение монастыря на старой торговой дороге, связывавшей Москву с Архангельским портом на севере, и всяческие торговые льготы и привилегии, полученные монастырем от правительства. Торговля велась в основном хлебом, рыбой и солью. Значительные богатства продол...

9. Музей-заповедник: Резная кость

Древний центр этого искусства — Холмогоры Архангельской области. В XVIII и первой половине XIX века искусство холмогорских мастеров достигло расцвета. Из слоновой, мамонтовой и моржовой кости изготовлялись разнообразные изделия: гребни, ларцы, коробочки, шкатулки и т. д. В XVIII веке применялась рельефная и ажурная (сквозная) резьба, цветная гравировка, окрашенная кость. Узор щедро покрывал стенки и крышки ларцов и шкатулок. Ларец. Архангельская область. XVII...

10. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (7)

Кондак, глас 4: Правило веры, столп благочестия, был еси Богоносне Дионисие, явив в себе образ и пример преуспеяния добродетели и подвигов: сею Евангельскою мрежею многих уловил еси подражателей, подая блестящею на Пебеси славою своею ревность к содействованию на пользу правоверных. Тем же мы ныне воспевающе сия, молим тя, да ходатайствуеши о людсх и о всех Церкви исполнении. В печальную годину смугы и разбоя в стране Троице-Сергиева Обител...

11. Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)

Раскрашенные скульптурные изображения Отечества с четырьмя евангелистами в окружении ангелов и херувимов выглядят здесь как-то необычно для русской церкви. Царская палата в южной части покоев сохранила свой парадный облик XVIII века до наших дней. Она имеет хорошие пропорции, красивый лепной потолок, клейма которого украшены мифологическими сюжетами и портретами царей; в палате расположена фигурная, ...

12. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (2)

Слава в Вышних Богу, и на земле Мир, в человецех благоволение—этим хвалебным гимном (Лк. 2, 14), которым Ангелы воспевали явление на земле Божественного Мира (Примирителя) [15, с. 62], начинается Утреня в честь Святой Троицы. Гасятся светильники, храм погружается в безмолвие. На середине храма чередной инок читает Шестопсалмие, как бы составляющее в сокращении всю Псалтирь (Пс. 3, 37, ...

13. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (1)

Спас на Престоле с предстоящими: БожиеЙ Матерью, Иоанном Предтечей, Архангелами Михаилом и Гавриилом, Апостолами Андреем, Петром и Павлом, Святителями Иоанном Златоустом и Спиридоном Тримифунтским, Мучеником Евдокимом, Преподобным Феодором Студитом, святым князем (или Пророком — ?) Даниилом, Великомученицей Анастасией Узорешительницей и святой Мученицей Феодосией Девой. В подписи — слова тропаря: «Более отец наших, творяй присно с нами по твоему [Твоей кротости]». В Описи 1641 года на л. 85 об. запись: «Кробица серебряная з двема зат...

14. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (6)

И вместе с тем отражающиеся в Литургии события Евангельской истории приобретают литургийный исторический смысл, выраженный в символике Богослужения и как бы нисходящий от годового к суточному кругу и вновь в Божественной литургии находящий свое высшее развитие. Образ Божий в человеке многогранен. В Литургии особенно обнаруживается многогранное его проявление— каждая его сторона определенно связывается духовными узами с соответствующей ей символической частью Богослужения, а через Богослужение с Пастыр...

15. Музей-заповедник: Резьба по кости

Холмогорские резчики Архангельской области виртуозно владеют сквозной пропильной резьбой. Мелкие прорезные растительные завитки, фигурки животных и охотничьи упряжки среди лапчатых еловых веточек и орнаментальных побегов составляют тонкое ажурное обрамление в шкатулках, коробках, ножах для бумаги. Чукотские косторезы ...

16. Музей-заповедник: Живопись троицких мастеров XVI века

Поэтому так понятны здесь изображения архангела Михаила в пламенеющем киноварном плаще, по церковной легенде,— грозного предводителя воинства небесного и покровителя воинов на земле — и ангела-хранителя в ослепительно белых одеждах. Выполненные в яр...

17. Монастырь-крепость и посад в XVI веке

Покинув Россию, он выступил с планом завоевания Московского государства с севера, от Архангельска, и очень рекомендовал при продвижении к Москве разграбить Троицкий монастырь, для захвата которого, по его расчету, достаточно «1000 человек, наполовину пеших, наполовину конных». Однако дальнейшие события показали, сколь ошибочной была такая оценка мощи этой русской крепости. ...

18. Музей-заповедник: Живопись XV века

Царские врата с изображением Благовещения и евангелистов. 1425-1427 годы С неподражаемым мастерством написана икона «Богоматерь Одигитрия», привезенная в Троицкий монастырь княгиней Неонилой Ростовской при погребении своего мужа князя Андрея Александровича. Тонкий, с прекрасными чертами лик Марии мягко обрамляет роскошный мафорий, украшенный драгоценными камнями и длинными золотыми ки...

19. Музей-заповедник: Домовая резьба по дереву

Среди промыслов этого района выделялось судостроение, с которым, по всей вероятности, и связано зарождение домовой резьбы. Охлупень-«конек». Архангельская область. XIX в. Музей обладает очень богатой коллекцией волжской резьбы. Редким экспонатом является деревянный резной фронтон избы работы мастера Михаила Малышева, привезенный из деревни Большие Вишенки Кстовского района Горьковской области. Сохранилась дата: «1882 год». По краям лобовой доски вырезаны буквы СД и ИМ. Это, видимо, сокращенные слова «сей дом» и инициалы владельца....

20. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (2)

Мало спасающихся, а потому и мало избранное Христово стадо, о котором Господь в Евангелии сказал: Не бойся малое стадо, яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство [43, с. 38—48J. В братстве был принят особножительный устав. Каждый сам сооружал себе келлию и питался своим трудом, подражая Преподобному. Никто не выходил за пределы Обители для сбора милостыни. Братия ежедневно пела в храме Святой Троицы полунощницу, утреню, часы с изобразительными, а также вече...

21. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (3)

и Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам Живот Вечный [Жизнь Вечную] и велию милость. Изнесение Евангелия на середину храма для целования предстоящими за Богослужением знаменует явление Христа Спасителя по Воскресении. Типикон подробно излагает чин целования Евангелия. В дни учиненных праздников наряду с Евангелием (на воскресной Утрени) совершается также целование икон, чем выражается особое почитание изображенных на них святых. В Лавре, ...

22. Музей-заповедник: Лицевое шитье

Золотыми и серебряными нитями на ней выполнена евангельская сцена оплакивания Христа, иконографический тип которой повторяет древний византийский образец. Весь композиционный и художественный строй ее подчинен передаче внутреннего состояния действующих персонажей, проникнутых чувством глубокого горя. Большая выразительность прои...

23. Музей-заповедник: Графика начала XX века

И.С.Хрустачев. Оклад Евангелия. Начало XX века Творчество выдающегося советского гравера Владимира Андреевича Фаворского (1886—1964) началось в предреволюционное время. Художник был очевидцем революционных событий. Им посвящен лист «Октябрь 1917 г.». В. А. Фаворский — один из непревзойденных советских иллюстраторов книги. Работая над произведениями классической русской литературы, художник нах...

24. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (7)

Бог указует нам, как выражать Ему наше благодарение, потому что хочет избавить нас от греха и привести к Небу, чтобы мы участвовали в Ангельском славословии. Святитель Иоанн Златоуст.— один из составителей чина Божественной литургии — отмечает: «Если мы, вспоминая благодеяния людей, больше согреваемся любовью, то тем более, постоянно вспоминая дары Владыки, будем более усердными к заповедям Его. Ибо самым лучшим сохранением благодеяния является память об этом благодеянии и постоянное благодарение. Поэтому и Страшные Таинства, преисполненные величайшего спасения, совершаясь за к...

25. Колокольня (1741-1769 гг.)

Однако духовенство, считая постановку статуй в монастыре делом «вообще непристойным», с трудом соглашалось лишь на установку скульптур, изображающих «от священного писания лиц» — мучеников, евангелистов, апостолов, Ухтомский твердо настаивал на своем, и эти разногласия приняли крайне острую форму; они стали предметом рассмотрения в Сенате и Синоде, а затем переданы на окончательное решение директору Академии художеств И. И. Б...

26. Уточья башня

Однако, в отличие от Уточьей, башня ратуши выполнена в дереве и увенчана крупным «глобусом» с летящим ангелом. Известно, что Пост издал серию гравюр с изображением своих произведений; альбом таких гравюр имелся в библиотеке Петра I (Рукописный отдел библиотеки АН СССР в Ленинграде). Ленинградский исследователь М, Микишатьев обратил внимание, что в этом же альбоме наряду с гравюрами, где представлена ра...

27. Историко-художественный музей-заповедник

Среди них: „Апостол Павел" и „Архангел Гавриил" из деисусного чина, „Крещение", „Преображение" и „Жены-мироносицы" из праздничного ряда. Ярко и образно очерчен характер апостола Павла, предстающего во взволнованном обращении деисуса ( в переводе с греческого — „моление") энергичной и сильной личностью. Цельная и напряженная по письму икона отличается большим колористическим богатством. Вишневый, темно-зеленый, коричневый и се...

28. Музей-заповедник: Изделия из металла

В музее представлены светцы из Ярославской, Тверской, Вологодской, Архангельской губерний. Дарохранительница. XVIII в. Даже такой скромный по виду материал, как олово, разнообразно использовался в русском искусстве в XVI—XVII веках. Мягкость олова давала возможность делать из него пластины с...

29. Музей-заповедник: Андрей Рублев

Останавливает на себе внимание клеймо с изображением благовещения, где художник мастерски передает легкое, стремительное движение архангела Гавриила и трепетно-взволнованное состояние Марии. Какую-то особую прелесть всей сцене придает изображение юной служанки, расположившейся с прялкой у ног Марии. Оклад на икону «Троица» А....

30. Музей-заповедник: Золотое и серебряное дело

Следуя старым традициям, он не закрыл живописных изображений на иконе, а украсил лишь поля, свободный фон-свет и венцы ангелов. Мастера, искусно сочетая здесь плотные чеканные рельефы с гладкими золотыми дробницами, где чернью наведены изображения святых, и массой крупных камней — зеленых изумрудов, красных рубинов, синих сапфиров, достигли небывалой пышности и богатства декора. В последующие века оклад был дополнен. В 1626 году царь Михаил Федорович подвесил к иконе золотые цаты, сделанные по образцу...

31. Музей-заповедник: Жемчужное шитье

Мастера, имевшие богатый опыт в шитье, извлекали различный декоративный эффект в зависимости от фактуры и цвета ткани, служившей фоном, расположения жемчуга отдельными бусинами или нитью, сплетающейся в сложный узор, или плотным густым настилом одинаковых по размеру бусин. Кокошник. Архангельская область. XIX в. Отвечая запросам своего времени, они обращались к поискам новых выразительных качеств древнего материала, использовали новые мотивы узора. Характер церковного жемчужного шитья также подчинен стилю времени,...

32. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (1)

В воскресные и праздничные дни, когда совершаются всенощные бдения, иноки вычитывают келейно 9-й час, повечерие с канонами и полунощницу, присоединяя к ним канон с акафистом Иисусу Сладчайшему, канон с акафистом Божией Матери, канон Ангелу Хранителю. Существенной частью литургической жизни Троице-Сергиевой Лавры является пение, которое находится в ряду особых послушаний ее насельников. Ныне Лавра остается хранительницей древнерусских традиций певческого искусства. Она сохранила свои образцы Знаменного распева. Певческое искусство Лавр...

33. Успенский собор (1559—1585 гг.)

Среди них привлекают внимание поясные изображения евангелистов на царских вратах и расположенная над ними икона «Тайная вечеря» на доске восьмигранной формы — одно из последних произведений Симона Ушакова. (Подлинная икона хранится ныне в собрании Загорского музея-заповедника, а здесь находится копия, сделанная в 1950 г.). Два бронзовых паникадила искусного литья и чеканки, висящие перед иконостасом, выполнены в XVII веке мастерами московской Оружейной палаты...

34. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (4)

Силой Креста Христова монахи ограждают себя в течение всего подвига несения своего жизненного креста, ибо «Крест — хранитель всея вселенныя: Крест красота Церкве: Крест верных утверждение: Крест Ангелов слава и демонов язва». Во время воздвижения креста на восток, запад, юг, север и снова на восток все молящиеся преклоняются пред ним, простирая свой духовный взор к созерцанию собственного жизненного креста, на который указал Сам Спаситель: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и ...

35. Историко-художественный музей-заповедник

Незаурядным произведением прикладного искусства XVIII века является оклад Евангелия 1754 года, украшенный чеканными орнаментальными картушами сложного рисунка и великолепными живописными эмалями работы неизвестного мастера. В Загорском музее есть коллекции, начало формирования которых относится уже к XX веку. Таковы, прежде всего, собрания отделов русского народного искусства XVII — начала XX веков и советского декоративно-прикладного искусства, открытие современных экспозиций которых было приурочено к ...

36. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (5)

На гранях — образы Спасителя, Богоматери, Иоанна Предтечи, Архангелов Михаила и Гавриила, Апостолов Петра, Павла. Филиппа и Фомы. По верхнему краю основной чаши выгравирована историческая запись: «В лет 6913 (1405) сичс кадило создан (есть) к с(вя)тей Тр(ои)цы замышленьм игуменом никоном при бл(а)говернем князи великом Ва(сил)ьи Дмитреве». Работа Троицкого мастера. 21 х 10,4x6,5 см. ЗГИХМЗ, № 332. Служебник Преподобного Никона Чудотворца. Из Ризницы Троице-Сергиевой Лавры. ГБЛ, ф. 304/Ш, № 8 (М. 8670). На с. 51 приведены лл. 1 об.—2. Сколь...

37. Музей-заповедник: Мелкая пластика

Часто такие произведения являлись предметом родительского благословения и имели, видимо, значение своеобразного «оберега». Оклад Евангелия. 1754 год Развитие искусства мелкой пластики находится в тесной связи с народным искусством. С последним его роднят не только технические приемы, но и тот мир образов, который создавался мастерами мелкой пластики под непосредственным влиянием народного эпоса и народной поэзии. Сканый оклад Чиновника. XVIII в. Изображения на предметах мелкой пластики в большинстве своем связаны с живой исторической действительностью. Вы...

38. Музей-заповедник: Искусство ранней Москвы

Одной из таких икон и является икона, где мастер подобно Андрею Рублеву, но далеко от совершенства последнего располагает фигуры ангелов по кругу, сообщает их образам настроение лирического раздумья. ...

39. Музей-заповедник: Живопись XVII века

Необычайно выразительны жест правой руки Иоанна, поднесенной к губам, и поза ангела, нашептывающего ему на ухо. В произведении нашла отражение характерная для того времени любовь к изображению реальных предметов: в клюве орла висит на цепочке изящная чернильница. В 1685 году для Успенского собора Троицкого монастыря Симон Ушаков написал...

40. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (2)

Суриков, пользуясь средствами реалистического искусства того времени, создал картину на сюжет из IX главы Евангелия от Иоанна—«Исцеление слепорожденного», в которой с глубиной психологического проникновения, близкого по своей силе к творчеству Ф. М. Достоевского, показал момент пробуждения от греховной мглы к видению Света Христова. Незабываемое впечатление производят и картины М. В. Нестерова— тонкого лирика религиозной живописи, вдумчивого поэта русского монашества, острого и проникновенного портретиста. Многое в жизни масте...

41. Памятники монастырского некрополя XV—XVIII веков

Умерший в 1605 году Борис Годунов был похоронен в Архангельском соборе Крелдля, служившем усыпальницей царей. Но Лжедмитрий I, вскоре захвативший Москву, не признавая Бориса законным царем, приказал убрать его гроб из собора. Останки Годунова вместе с убитыми то...

42. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (2)

«Мы принадлежим к различным Церквам,— сказал он,— но у нас вера в одного Христа и у нас одно Его святое Евангелие. А учение Евангелия — это учение о любви, мире, дружбе, братстве, правде, равенстве перед Богом». Этим духом евангельского миролюбия и христианского единства и были проникнуты беседы и дискуссии римо-католиков, протестантов, православных. Молодые христиане отмечали, сколь важно в...

43. Музей-заповедник: Головные уборы

Кокошники Каргопольского района Архангельской области сплошь покрыты мелким речным жемчугом. Поверх кокошников принято было надевать белые платки, шитые золотом, или узорные шали. «Кика» — женский головной убор. Рязанская область-XIX в. Узкий и высокий по форме женский головной убор Костромской области украшала жемчужная поднизь, спускающаяся до бровей, а кокошники Псковщины делали с «шишками» тоже из жемчуга, что придавало ...

44. Музей-заповедник: Русская набойка

По-иному решены ткани Черевковского района Архангельской области. Красный цвет браных узоров, где преобладают изображения курушек, птиц-пав с пышными хвостами и оленей, очень гармонично и мягко звучит рядом с клетчатыми и полосатыми тканями полотенец и подзоров, концы которых отделывались вязаным кружевом. Но особенно ярко чувство...

45. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (1)

Святейший Патриарх Алексий в Церковноархеологическом кабинете С большой полнотой представлена также иконография Богоматери «Одигитрии» (Путеводительницы), которая, согласно Церковному Преданию, восходит к иконе, написанной святым апосто лом и евангелистом Лукой и благословленной Самой Божией Матерью «благодать Моя с иконой сей да будет». На Руси особенно распространилось поясное изображение «Одигитрии». Многочисленные варианты этого иконографического типа, известные под названием «Смоленской», «Тихвинской», «Грузинской»,...

46. Музей-заповедник: Живопись конца XV - начала XVI века

Близость произведениям круга Дионисия ощущается в иконе «Распятие» повествующей об одном из драматических евангельских эпизодов. Первое, что останавливает внимание в ней,— это легкие, стройные, полные грации фигуры предстоящих и необычайно красивое по своим пропорциям и пластичности тело Христа. Не смер...

47. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (5)

Аще бо и мощей твоих рака пред очйма нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со Ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. Веду-ще бо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся, еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших и испросити время на покаяние, и о невозбранном преитии от земли на Небо, мытарств же горьких, бесов, воздушных князей, и вечныя муки избавитися, и Неб...

48. Музей-заповедник: Живопись конца XVI - начала XVI века

Свидетельством высокого мастерства столичных иконописцев являются иконы «Никола» и «Иоанн Предтеча — ангел пустыни», бывшие, возможно, створками какого-то киота. В стройных пропорциях изображений еще чувствуется прошлая величавость, они интересны по колориту, особенно фигура Иоанна Предтечи. Но образам их недостает глубокого внутреннего содержания, их отличает некоторая застылость и сухость. Складень-иконостас. Первая треть XVIIв. Фрагмент Второе направление в живописи э...

49. Художественно-педагогический музей игрушки

Они отличаются особой лаконичностью и своеобразием. Архангельские плотницкие игрушки {кони и куклы-«панки»), в которых почти нетронутой остается деревянная заготовка, впечатляют особой монументальностью и цельностью формы. Кони из Городца поражают выразительностью силуэта и экспр...

50. Музей-заповедник: Прялки и донца

В некоторых районах Архангельской области прялки также было принято украшать резьбой. Так, например, в Каргополье, на Кенозере, в Лядинах техника трехгранно-выемчатой резьбы имела широкое распространение. Необычной была здесь форма самой прялки — с более ...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................