|
Алфавитный указатель
Кадило игумена Никона. 1405 год
Служебник Преподобного отца нашего игумена Сергия Радонежского Чудотворца, ГИМ, Син. 347 (952), лл. 7 об.— 8, 62.
Служебник Преподобного отца нашего игумена Сергия Радонежского Чудотворца, ГИМ, Син. 347 (952), лл. 7 об.— 8, 62.
Роспись собора Живоначальной Троицы Преподобными Андреем Рублевым и Даниилом Черным под руководством игумена Преподобного Никона Радонежского. Миниатюра из Лицевого Жития Преподобного Сергия. XVI в. ГБЛ, ф. 304/III, № 21 (М. 8663), л. 230.
игрушки
История зарождения и развития этого промысла еще не получила своего полного отражения в литературе, но даже известные
нам сведения, а также сохранившиеся произведения XIX века свидетельствуют о большом своеобразии и образности Сергиевской
игрушки и скульптуры.
игумен
Авраамий Палицын в своем «Сказании» старался представить стойкость обороны как результат «божественной» силы и помощи
первых игуменов монастыря — Сергия и Никона.
иерарх
Выдающиеся иерархи того времени, занимавшие Московскую кафедру, были не только настоятелями-священноархимандритами
Троице-Сергиевой Лавры, определившими формирование и направление богословской мысли, они и личными трудами обогатили
русское православное богословие.
иеромонах
Заведующий Церковноархеологическим кабинетом архимандрит Елевферий и его заместитель иеромонах Иосиф. С богословской
точки зрения, икона в ее просветленной красоте возводит сознание верующего от видимого образа к Божественному Первообразу.
Иисус
Так, изображением крестного знамения выражается вера в силу воплощения и спасительных Крестных страданий и смерти Иисуса
Христа. Сложением трех первых перстов воедино свидетельствуется вера в Пресвятую Троицу, другие два перста выражают веру
в Божественное и человеческое достоинство Христа Спасителя.
икона
К наиболее древним относятся: храмовый образ Покрова Пресвятой Богородицы (XVI в.), а также икона преподобного Харитона
Исповедника с житийными клеймами (XVII в.).
иконописец
Внутренний вид Успенского собора Стенопись Успенского собора претерпела относительно незначительные изменения.
Так, палехский иконописец Н. Д. Сафонов только «поправил» живопись на сводах глав, где были протечки в местах крепления
крестов (1858), а затем «поновил» некоторые участки на стенах и сводах, введя при этом позолоту (1866).
иконостас
Даже поздний (конца XVII века) иконостас с обильной позолотой органично вписался во внутреннее убранство собора.
Многоярусный, украшенный ажурной резьбой иконостас — один из интереснейших памятников, созданных русскими резчиками.
инок
Можно предполагать, что воспитанниками этой дружины мастеров были такие иноки, как Преподобный Амвросий — Троицкий
резчик, который работал вместе со своими учениками не только с деревом, но и с благородным металлом.
интерьер
Интерьер трапезной выглядит необычно из-за причудливой игры линий пересекающихся сводов, поддерживаемых восемью свободно
расположенными опорами.
искусство
Троицкое искусство, соединившее в себе искусство книги, резьбы по дереву, кости и камню, тонкого литья и еще более
тонкого ювелирного дела, требует особого научного анализа.
| |