Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Лаковая роспись

Современная лаковая миниатюрная роспись по папье-маше представлена в музее всеми центрами этого производства. Возникло и оформилось это искусство на рубеже XVIII—XIX веков в селе Федоскине Московской области. Талантливые художники федоскинской фабрики украшают свои изделия (шкатулки, коробочки, портсигары, бисерницы и др.) тонкой росписью масляными красками. Федоскинские миниатюристы владеют многообразными художественными приемами. Помимо ярких локальных цветов используется сложное письмо по перламутру, при котором усиливается игра и звучность красок, а также монохромная роспись по светлому фону, роспись, подражающая разводам черепаховых пластин, одноцветная роспись золотом и алюминием по черному фону. В мелких изделиях применяется изящная, требующая большого мастерства роспись под «шотландку» с узором из тоненьких косых полос, имитирующих клетчатые ткани. Иногда эти изделия украшаются миниатюрным металлическим узором, называемым сканью. Разнообразная тематика произведений отмечена реалистическим подходом к решению сюжетов, имеет четкое и ясное композиционное построение с небольшим количеством фигур.

М. П. Савельев. Поднос «Салют». Село Жостово, Московская область
М. П. Савельев. Поднос «Салют». Село Жостово, Московская область

Большой интерес представляют работы других центров лаковой миниатюры, возникших при Советской власти, известных в прошлом своим иконописным мастерством. На основе бытовавших здесь традиций древнерусского искусства талантливые художники создали неповторимые по своему высокому мастерству произведения, в которые властно проникло новое содержание. Лаковая миниатюра представляет в этих центрах совершенно своеобразный вид темперной росписи. В самом значительном и крупнейшем из них, в Палехе Ивановской области среди ведущих художников особо следует отметить мастера И. И. Голикова, заслуженного деятеля искусств РСФСР, виртуозного рисовальщика и великолепного колориста, определившего пути развития этого искусства, а также его сподвижников по созданию промысла народных художников РСФСР А. В. Котухина и И. П. Вакурова и многих других. Обладая яркими творческими индивидуальностями, палешане создают оригинальные композиции на самые разнообразные сюжеты. В этой красочной летописи воспеты бурный и мятежный дух революционных лет, мужество — в сценах из истории гражданской и Великой Отечественной войн, любовь к родной природе и русской земле, яркие образы наших современников. С неистощимой выдумкой и фантазией переданы различные сюжеты русских сказок. Высокое орнаментальное мастерство проявляется в искусных узорах, обрамляющих палехские шкатулки.

И. И. Голиков. Пластина «Красный пахарь». Палех, Ивановская область
И. И. Голиков. Пластина «Красный пахарь». Палех, Ивановская область

Лаковая миниатюра в Ивановской области получила развитие также в селе Холуй. Росписи холуйских миниатюристов строятся на характерных контрастных цветовых сочетаниях теплых и холодных тонов. В отдельных композициях наблюдается увлечение символикой цвета. Нейтральный фон почти отсутствует, большое внимание уделяется пейзажу.

Своеобразной манерой исполнения прославились художники села Мстера Владимирской области. Плавными изогнутыми линиями, яркими красками, в которых преобладают теплые оттенки, поэтически условно передается красота окружающего мира, с звонким небом, с бурными реками, с зелеными дубравами.

Н. П. Антипов. Поднос «Крылатый». Село Жостово, Московская область
Н. П. Антипов. Поднос «Крылатый». Село Жостово, Московская область

Известным центром декоративной лаковой росписи по металлу является село Жостово Московской области. Жостовская роспись украшает разнообразные по форме подносы пышными густыми цветочными букетами или плодами. Мелкие узоры в виде золотого ободка вьются по краям, которые иногда имеют фигурные, так называемые крылатые очертания. К наиболее распространенным приемам относится письмо «по-плотному», исполняемое масляными красками чаще по черному или цветному фону. Реже употребляется менее эффектное лаковое письмо «по-сквозному», при котором одноцветный цветочный графически прорисованный узор выявляется алюминиевым и бронзовым порошком. Выступает он светлым силуэтом на цветном фоне изделий. В собрании музея имеются работы старейшего художника И. С. Леонтьева, его ученика А. П. Гогина, В. В. Кледова, заслуженных художников РСФСР Н. П. Антипова и Б. В. Графова.