|
Казначейский корпус келий (XVII в.)
По другую сторону площади, напротив Успенского собора, стоит трехэтажное здание Казначейского корпуса, где расположена
музейная экспозиция. Внутри современных помещений Казначейского корпуса, возникшего на месте западной линии
келий, несколько вдаваясь в сторону крепостной стены, расположена Крепостная палата, представляющая собой четырехъярусную
прямоугольную башню.
Ярусы перекрыты сомкнутыми сводами и соединены каменными лестницами, сделанными в толще стен.
|
Южная часть Казначейского корпуса келий. Обмерный чертеж. Южная часть Казначейского корпуса келий в XVII веке.
Реконструкция В. И. Балдина Северная часть Казначейского корпуса келий после реставрации 1938—1950 гг.:
Больничные палаты с церковью Зосима и Савватия. 1635—1638
|
Пожалуй, ни один из русских царей не посещал Троицкий монастырь чаще, чем царь Борис, и не жаловал ему вкладов больше
и богаче, чем он. И потому здесь в день смерти Бориса Годунова над этой скромной гробницей двух царей, царицы и царевны служили
традиционную соборную панихиду, ударяли в большой годуновский колокол на колокольне, а на торжественной литургии употребляли
сосуды, воздухи, покровы и другие драгоценные предметы из многочисленных вкладов опального царского семейства. В 1914 году
лавра собиралась перестраивать гробницу «на подобие часовни с окнами и входом во внутрь ее для служения ежегодно совершаемой
панихиды», но не получила поддержки у Археологического общества.
В обширном строительстве, развернувшемся в Троицком монастыре после героической обороны крепости в начале XVII века,
отразилось характерное для русской архитектуры того времени стремление к нарядности и узорчатости. Это сказалось как в облике
перестроенных крепостных башен, так и в архитектуре культовых и гражданских сооружений. Но, к сожалению, многие возведенные
тогда здания со временем подверглись таким капитальным переделкам, что почти полностью утратили свой первоначальный вид,
и только реставрационные работы последних лет постепенно начинают выявлять прежний облик некоторых из них. Так, в длинном
Казначейском корпусе келий -— напротив западного фасада Успенского собора — оказались как бы
замурованными несколько отдельных построек: палаты казначейские, палата крепостная (в которой хранились скрепленные печатью
документы на вотчинные владения монастыря), палаты соборные, где сидели архимандрит, келарь и казначей «для расправы всяких
монастырских дел», а также больничные палаты со своей церковью. Это произошло в середине XVIII века, когда стала производиться
капитальная перестройка монастыря в духе нового времени. Разнообразные объемы палат объединили под один фасад с симметричным
расположением окон, некоторые из которых оказались ложными, так как попали в места примыкания поперечных стен. Вместо деревянных
крылец вдоль всего фасада сделали галерею на каменных столбах, а на южном конце корпуса, рядом с Троицким собором,— каменную
лестничную башню «готической архитектуры» (1742) такая же башня должна была заменить шатер больничной церкви. В XIX веке
галереи сломали, а над всем зданием надстроили третий этаж (1858). Реставрация северной части корпуса выявила здесь интересный
комплекс нарядных Больничных палат с шатровой церковью Зосимы и Савватия (1635— 1638).
|
Вид Казначейского корпуса келий после перестроек XVIII в Чертеж 1789 г.
|
| |