|
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Почти одновременно со зданием Трапезной вдоль северной стены монастыря, на месте деревянного царского дворца Ивана Грозного,
строилось здание Царских Чертогов, имеющее в плане оригинальную блочную систему с анфиладой комнат в первом и втором этажах.
Как и Трапезная, Чертоги расписаны «в шахмат», сдвоенные окна украшены изразцовыми наличниками, над окнами узкой лентой
располагается фриз из полихромных изразцов. Южный фасад был украшен двумя широкими парадными крыльцами, ведущими на второй
этаж. Вначале наружная красота Чертогов не соответствовала внутреннему убранству. В 40-х годах XVIII века штукатурный мастер
Илья Саевич, присланный тверским архиепископом Митрофаном, «убрал лепною работою» залы, за исключением опочивальни и столовой.
Эти два зала украсил лепниной Михаил Зимин. В овальных медальонах он изобразил сюжеты, повествующие о победах Петра I. Стены
спальни, оконные ниши были оформлены рельефным растительным орнаментом. Две голландские печи с цветными изразцами конца
XVII — начала XVIII века, полушелковые обои на стенах, паркетные полы завершали внутреннее убранство покоев.
|
Царские Чертоги. Конец XVII в. Вид с юго-востока
|
В 1814 году в связи с размещением в Чертогах Духовной академии начались перестройки, исказившие архитектуру здания. Были
уничтожены крыльца и галерея, фасады перекрашены светло-желтой краской, выстроены деревянные, а затем чугунные внутренние
лестницы, переложены своды.
|
Царские Чертоги. Бывшая столовая. Интерьер. Лепные медальоны потолка. 1748 год
|
В 1949 году восточная часть южного фасада Чертогов была отреставрирована, а затем полностью восстановлена окраска здания
«в шахмат».
С сооружением Трапезной и Царских Чертогов план монастыря получил свое завершение, закрепив идею «четверообразного»,
то есть четырехугольного, построения.
|
Царские Чертоги. Фрагмент свода палаты с изображениями баталий Петра I. 1748
|
Царские Чертоги на северной стороне монастыря строились одновременно или сразу же после Трапезной и, очевидно, теми же
мастерами. К сожалению, здание дошло до нас со значительными утратами и искажениями. Однако чертежи и гравюры XVIII века,
а также материалы наших исследований в натуре дали возможность представить
первоначальную архитектуру этого уникального памятника и во многом возвратить ему былой облик.
Царские Чертоги во многом похожи на здание Трапезной — они имеют точно такие же размеры (длина 86 м), по их фасаду располагались
такие же два широких лестничных всхода на второй этаж (не сохранились); а стены также раскрашивались «в шахмат». Две ленты
спаренных окон опоясывают все здание, подчеркивают его протяженность. Оконные проемы подсобного, нижнего этажа оформлены
относительно скромными белокаменными наличниками, зато окна верхних, парадных палат украшены богатыми фигурными обрамлениями
из многоцветных поливных изразцов: над тремя обвитыми виноградной лозой колонками расположен картуш изящного рисунка со
скульптурным рельефом, перекрывающий сразу два окна; изразцы сплошными лентами украшают также междуэтажную тягу и фриз
здания, крупными вставками включены в верхнюю часть его стен. Удачное сочетание многоцветных поливных изразцов с раскраской
стен второго этажа под «бриллиантовый руст» придает особую цельность и праздничное великолепие этому сооружению.
Талантливые зодчие конца XVII века, заботясь прежде всего о единстве архитектурного образа монастыря, нашли средства
придать Трапезной и Чертогам почти идентичный вид, несмотря на их совершенно различное назначение.
|
Царские Чертоги, фрагмент фасада второго этажа
|
Планировка царских Чертогов знаменует переход от свободного, асимметричного расположения помещений в зданиях XVI—XVII
веков к новым принципам строгой регулярности. Внутренняя продольная стена делит Чертоги на два ряда палат, дверные проемы
которых располагаются по двум параллельным осям, предвосхищая парадную анфиладность дворцовых залов последующего столетия.
Положение поперечных стен по традиции выделено на фасадах широкими пилястрами, проходящими на всю высоту здания.
Богатая внутренняя отделка Чертогов относится к середине XVIII века. Своды и оконные откосы просторных палат украсили
тонкая лепка и резьба неповторяющегося рисунка, дощатые полы заменил наборный паркет из богатых пород дерева, стены были
обтянуты шелковыми обоями. Особенно выделяется убранство палат в западной части здания, над украшением которых работали
резчики Михаил и Василий Зимины. На потолке одной из комнат (царского кабинета или столовой) помещено 32 алебастровых клейма
овальной формы с искусно вырезанными «баталиями» Петра Великого и с «девизами (надписями.— В. Б.) не худо вымышленными».
Образцами для клейм и изображений в них послужили алебастровые формы и рисунки с деревянных медальонов, исполненных А.
Нартовым для неосуществленного триумфального столпа в честь Петра I в Петербурге. Лепнина потолка другой палаты (спальни),
состоящая из аллегорических сюжетов, эмблем и надписей, призвана выражать «радость России видеть на престоле Елизавету».
Примечательны две огромные нарядные печи в этих палатах: одна из них сложена из цветных изразцов с растительным орнаментом
и имеет причудливую форму со множеством колонок, полочек, карнизов, выступов и ниш; вторая печь более проста по форме, но
ее изразцы украшены неповторяющимися тематическими сюжетами. Обе печи являются прекрасными образцами искусства русской
керамики середины XVIII века.
|
Царские Чертоги. Южный фасад. XVII в. Реконструкция первоначального вида. Чертеж В. И. Балдина
|
|
Царские Чертоги. План второго этажа. Чертеж XVIII в.
|
| |