Резная кость
Небольшая коллекция северной резной кости говорит о высоком мастерстве и виртуозной технике русских косторезов XVIII—XIX
веков. Художественная обработка кости существовала на Руси с глубокой древности. О резных костяных изделиях упоминалось
еще в народных былинах.
|
Ларец. Архангельская область. XVIII в.
|
Древний центр этого искусства — Холмогоры Архангельской области. В XVIII и первой половине XIX века искусство холмогорских
мастеров достигло расцвета. Из слоновой, мамонтовой и моржовой кости изготовлялись разнообразные изделия: гребни, ларцы,
коробочки, шкатулки и т. д.
В XVIII веке применялась рельефная и ажурная (сквозная) резьба, цветная гравировка, окрашенная кость. Узор щедро покрывал
стенки и крышки ларцов и шкатулок.
|
Ларец. Архангельская область. XVIII в.
|
В первой половине XIX века преобладала сквозная резьба
с подкладкой цветного фона. Вышла из употребления подкраска кости и цветная гравировка. Мастера в XIX веке любили сопоставлять
сквозной узор с гладкими отполированными плоскостями кости и с рядами круглых бусинок, что придавало особую нарядность и
изящество предметам.
Народное искусство оказывало и оказывает огромное воздействие на развитие русской художественной культуры. Лучшие памятники
крестьянского искусства свидетельствуют о большой одаренности народа. Современные художники-прикладники стремятся овладевать
высоким мастерством русского народного искусства и развивать его лучшие традиции в на шем современном декоративно-прикладном
искусстве.
|