|
Посадские церкви
Первая каменная церковь посада (после двух церквей на Подоле) была поставлена в 1736 году жителями Верхней Служней слободы
на месте сгоревшего деревянного храма во имя Рождества Христова, упоминаемого в документах еще в 1623 году. Как и все другие
посадские церкви, она повторяла схему Пятницкого храма на Подоле — церковь с трапезной палатой и примыкавшей к ней колокольней.
|
Церковь Рождества Христова. 1736. Фотография 1920-х гг
|
|
Вид центра города от Келарского пруда
|
Теперь каменная церковь Рождества Христова очень сильно искажена: ее алтарная часть включена в объем жилого дома, а колокольня
почти полностью разобрана. Сохранившиеся фотографии свидетельствуют, что это был стройный храм с необычными трехгранными
нишами и плоскими лопатками-пилястрами на всю высоту стен. Церковь перекрывала купольная кровля со своеобразными люкарнами
в виде фронтонов, ориентированными по странам света. С востока к церкви примыкал низкий объем алтаря, а с запада — такой же высоты
обширная трапезная и изящная четырехъярусная колокольня. Ярусы колокольни были оформлены трехчетвертными колоннами без баз,
с абаками и без капителей; венчала ее глава в форме сильно вытянутой капли воды. Вплотную к колокольне в 1866 году было
пристроено трехэтажное здание женской богадельни на двадцать стариц.
С центральной площади от монастыря хорошо видна также каменная Вознесенская церковь (1779), поставленная на месте деревянного
храма 1653 года бывшей Иконной слободы. Она удачно расположена на холме Волкуша у Московской дороги, где при перепланировке
Посада в конце XVIII века была сделана попытка организовать административно-торговую площадь с присутственными местами и магазинами
(теперь здесь городской стадион).
|
Церковь Казанской Богоматери. 1752. Макет-Реконструкция В. И. Балдина
|
В отличие от церкви Рождества Христова Вознесенская церковь полностью сохранилась. Бесстолпный одноапсидный храм с трапезной,
своды которой опираются на два столба, вблизи выглядит несколько приземистым и даже грузным. Это впечатление усиливают широкие
спаренные пилястры по фасадам на углах церкви и трапезной, а также упрощенные формы оконных обрамлений. Все три яруса колокольни
равновелики в плане, вследствие чего ее силуэт лишен традиционного сужения кверху; это делает тяжеловесным все сооружение.
С западной стороны колокольню фланкируют два флигеля церковного притча, выходящие на красную линию улицы.
В расположенном рядом сквере можно видеть памятник В. М. Загорскому работы скульптора А. Ефременко. С холма от Вознесенской
церкви и особенно с другой стороны дороги — от ресторана «Золотое кольцо» (архитекторы И, Д. Метт и Т. Т. Шорникова, 1969)
и здания Музея игрушки (1893) — раскрывается один из лучших видов на всю панораму монастырского ансамбля.
Несколько западнее, в центре древнейшего села Клементьева, стоит Успенская (Никольская) церковь. После очередного пожара
жители села в 1769 году «челобитьем» добились разрешения поставить эту каменную церковь, ссылаясь на то, что за «многослучающимися
пожарами» только за последние пятьдесят лет в их селе сгорело уже семь деревянных храмов вместе с церковным украшением.
К сожалению, Успенская церковь сохранилась лишь частично — давно нет ее высокой трехъярусной колокольни, трапезная обстроена
пристройками, и лишь один двухсветный храм с низкой апсидой и сложной сферической кровлей, увенчанной двухъярусным барабаном
с луковичной главкой, возвышается над окружающими его домами. Архитектура церкви выдержана в формах позднего барокко: здесь
и рельефный руст, и парные пилястры, и развитые лепные украшения вокруг окон, и необычный скос стен по двум углам четверика.
Трапезная имеет в плане сложную форму трехконечного креста, также со скосами на всех шести углах. Интерьер трапезной выглядит
необычно из-за причудливой игры линий пересекающихся сводов, поддерживаемых восемью свободно
расположенными опорами. У западного фасада трапезной можно видеть
основания четырех пилонов, состоящих из мощных пучков парных пилястр,— это все, что осталось от бывшей здесь прежде колокольни.
|
Церковь Воскресения Христа. 1820. фотография 1920-х гг.
|
|
Церковь Благовещения близ Троице-Сергиевой лавры. Середина XVII в. Макет-Реконструкция В. И. Балдина
|
Успенская церковь была самой богатой и самой большой в Сергиевском Посаде. И даже теперь, лишенная высокой колокольни,
она хорошо заметна в общей панораме города. До тех пор, пока Московская дорога не была отведена от села Клементьева, эта
церковь была первой, которую посещали паломники из Москвы перед тем, как они направлялись в монастырь; на площади вокруг
церкви постоянно шумели базары, на которые съезжались купцы из многих городов и даже других стран. И не случайно местные
жители до сих пор продолжают находить на своих огородах старинные русские и иностранные монеты, а иногда и целые клады.
|
Вознесенская церковь. 1779. Фотография 1900-х гг. План
|
Главная улица этой части города и сейчас сохраняет название Клементьевской; от Успенской церкви она ориентирована на
север и переходит на дамбу Келарского пруда. На противоположном берегу пруда, как бы взбираясь по крутому холму и громоздясь
друг на друга, видны низкие деревянные дома, которые и теперь чем-то напоминают те слободы стрельцов и пушкарей, которые
начали строиться здесь еще в XVII веке. А над этими домами, на самой вершине холма, там, где в 1645 году была срублена деревянная
церковь во имя Ильи Пророка, среди высоких деревьев виднеются купола сменившей ее каменной церкви (1773). Повторяя все ту
же традиционную схему бесстолпного храма с трапезной и колокольней, Ильинская церковь выгодно отличается от других посадских
церквей города изяществом пропорций, тонким рисунком беленых порталов и наличников окон, ярко выделяющихся на темно-красном
фоне ее стен, а также выразительным силуэтом кровли и стройного шатра колокольни. В 1876 году по проекту архитектора И.А.Малышева квадратная
трапезная была расширена на запад, включив в свой объем нижний ярус звонницы. Пристройка была произведена весьма тактично
— на новых фасадах точно повторен изначальный декор Трапезной.
Рядом с Ильинской церковью до 1958 года стояла летняя деревянная церковь Казанской Богоматери, возведенная в 1752 году.
Силуэты обеих церквей сливались в одну группу и особенно эффектно выглядели с высокого берега пруда от села Клементьева,
откуда открывается широкая панорама монастырского ансамбля и всего центра города. Казанская церковь была единственным примером
деревянного храма ярусного типа во всем Подмосковье. Она состояла из высокого прямоугольного сруба с прирубленными пятистенным
алтарем и трапезной, над которыми возвышались три убывающих кверху восьмерика. С северной
стороны церкви располагалась галерея («нищевник»), опирающаяся на выносные консольные бревна. В архитектуре Казанской
церкви сочетались элементы украинского и русского зодчества. Так, внутреннее пространство церкви было открыто на всю высоту,
что характерно для украинских храмов (в условиях долгой и нередко суровой зимы в средней полосе России обычно устраивались
подвесные потолки), переход от прямоугольного к восьмигранному срубу в интерьере осуществлялся при помощи подшивных криволинейных
парусов украинского типа, а уширенные верхние венцы всех восьмериков и алтаря образовывали так называемый повал — плавную
линию силуэта сооружения, характерную только для русского зодчества.
|
Ильинская церковь. План. 1773
|
К северу от монастыря, там, где Каличья слобода соединялась с деревней Кокуево, на месте деревянной церкви, поставленной
монастырем в 1654 году, находится частично разобранная теперь каменная церковь Воскресения (по приделу более известная как
Петропавловская. Построенная в 1820 году, она повторяла все ту же схему приходского храма с трапезной и колокольней, дополненную
двумя приделами. Храм и колокольню окружала ограда с двухъярусными башенками на углах и въездными воротами с парными колоннами
и псевдоготическими деталями, отдаленно напоминающими некоторые элементы декора Уточьей башни.
За широким полем, в 2 км на северо-запад от города, расположено древнее село Благовещенское. Оно упоминается еще в документах
XV века как вотчина Троицкого монастыря. Примечательно, что это село на протяжении пяти веков сохраняет свои первоначальные
размеры: как в XV веке, здесь и сейчас всего 29 дворов. Благодаря этому исключительному обстоятельству оно не изменило своей
первоначальной планировки: все избы расположены по сторонам прямоугольной площади, в центре которой между двух небольших
прудов стояла приземистая деревянная церквушка под крутой двускатной кровлей, с граненым алтарем, трапезной и добавленными
позднее притвором и «колокольницей». Трудно объяснить, как здесь, в непосредственной близости от Троицкого монастыря, где
происходили события, тесно связанные с судьбами страны, могло остановиться в своем развитии и как бы «законсервироваться»
на века это село. Кажется, будто не
только Московская дорога, но сама история обошла его стороной. Но тем удивительнее эта неожиданная встреча с древним
русским поселением, так напоминающим своей «четверообразной» планировкой деревянный Троицкий монастырь времен Сергия.
|
Успенская церковь. 1769. фотография 1920-х гг. План
|
Благовещенская церковь была поставлена здесь на месте более древней, вероятнее всего, в середине XVII века, когда село
отстраивалось после «осадного разорения». Если мысленно убрать позднюю колокольню, то можно представить первоначальный объем
церкви — это был храм клетского типа с небольшой главкой на коньке кровли и с обширной галереей-папертью на выпускных консольных
бревнах с северной и западной стороны. Может быть, так же выглядела и сгоревшая церковь Сергия Радонежского,
сооруженная в соседнем селе Деулине вскоре после состоявшегося там в 1618 году подписания договора о перемирии с Польшей.
Еще более далекий вид на окрестности открывался прежде отсюда и на восток, вдоль уходящей за горизонт глубокой лощины
по пойме реки Кончуры; теперь эту перспективу закрывают здания Института игрушки (1935, архитектор П. Голосов) и типового
кинотеатра (1960), расположенных на месте сожженных в 1920 году низких торговых рядов.
Несмотря на существование специального торга в селе Клементьеве, на этой площади перед монастырем издавна велась бойкая
торговля. Еще Опись 1641 года отмечала «против Святых ворот лавки и шалаши», которые со временем загромоздили все ее пространство
". Это привело к тому, что ров перед монастырем со временем превратился в настоящую свалку; монастырские
власти писали, что он «сверх непристойности и безобразия по причине бросания в него всякой нечистоты, издает дурной запах,
потому приходящие богомольцы большею частию и ходят в ездные, а не Святые ворота». Когда ров был засыпан, стали строить
магазины, лавки и ларьки вплотную к стенам крепости. Торговые сооружения окружали Белый пруд, занимали всю Красногорскую
площадь, спускались по склону холма к Пятницкой и Введенской церквам; у часовни Пятницкого колодца по обоим берегам реки
Кончуры располагались блинные ряды.
На северной стороне Красногорской площади стоит «Старая» монастырская гостиница, построенная по проекту архитектора А.
Ф. Элькинского в 1823 году. Выполненная в строгих формах классицизма, она образована из двух корпусов, сходящихся под тупым
углом и увенчанных треугольными фронтонами; фасад одного из корпусов выходит на площадь, а другого — на главную улицу города.
Частично перестроенное после пожара 1838 года, это здание закрыло собою Белый пруд, который прежде можно было видеть с площади,
непосредственно от входа в монастырь.
На углу улиц Московской (ныне проспект Красной Армии) и Верхней Служней слободы (ныне ул. Карла Маркса) в 1863 году монастырем
была построена еще одна гостиница — «Новая». Первоначально здание имело два этажа, а затем надстроен третий. Нижний этаж
со стороны Московской улицы выделен высокой аркадой «ресторации» и магазинов, на
двух верхних проходят ленты прямоугольных с лучковыми перемычками окон гостиничных номеров. Юго-западная часть здания,
ориентированная на вход в монастырь, несколько спрямлена и отмечена металлическим балконом с ажурной решеткой. За «Новой»
гостиницей, в глубине квартала, частично сохранились здания бывшего здесь лаврского Дома призрения с домовой церковью (XIX
в.).
|
Конный двор на берегу Белого пруда. 1790. фотография 1986 г.
|
|
Конный двор. Чертеж XIX в.
|
На северном берегу Белого пруда, против старой монастырской гостиницы, видна ничем не примечательная на первый взгляд
низкая двухэтажная постройка с открытой аркой проезда посередине: это сильно перестроенный монастырский Конный двор; он
был поставлен здесь в 1790 году взамен хозяйственных служб, занимавших обширную территорию за оврагами против Каличьей башни.
Чертеж XIX века помогает представить первоначальный вид этого своеобразного сооружения: квадратный двор образован сплошной
линией одноэтажных построек, где размещались конюшни, каретные и фуражные сараи, закрепленные по углам круглыми башнями;
еще одна башня, несколько больших размеров и прямоугольной формы, располагалась над въездом во двор со стороны пруда. В
первой половине XIX века Конный двор получил обширные пристройки, сперва с востока, затем и с запада, а в 1904 году надстроен
вторым этажом и расширен в северном направлении. (От первоначального здания сохранилась только южная сторона с проездом в
центре и двумя башнями по углам.) Нетрудно представить, каким романтическим замком выглядел прежде Конный двор рядом с мощными
крепостными стенами и Уточьей башней.
Как уже говорилось, после Октябрьской революции в зданиях старой монастырской гостиницы и в торговых рядах на площади
перед монастырем разместились административные учреждения города, а сама площадь стала называться Советской. В 1926 году
здесь был торжественно открыт памятник В. И. Ленину.
В настоящее время проведена частичная реконструкция площади перед монастырем. Каменные лавки XIX века, спускавшиеся по
склону горы на Подол, разобраны, а на их месте разбит луговой газон, который особенно эффектно выглядит летом, оттеняя
своим зеленым ковром белизну стен крепости.
| |