Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Лицевое шитье

Большое место в экспозиции музея занимают произведения лицевого шитья: разнообразные подвесные пелены под иконы, большие и малые плащаницы, покровы на гробницы, покровцы на церковные сосуды и многие другие.

Оплечье стихаря. Вторая половина XVIIв.
Оплечье стихаря. Вторая половина XVIIв.

Развитие этого своеобразного вида древнерусского изобразительного искусства было тесно связано с иконописью. Их роднит не только аналогичность тематики изображений, но и большая роль иконописца в создании шитого произведения, который выполнял рисунок и намечал колорит. Поэтому то,чтобыло характерно для основных периодов развития древнерусской живописи, находило отражение и в шитье.

Однако иные материал и техника накладывали отпечаток своеобразия на произведения шитья. Выполнявшиеся стежками разноцветных шелковых, золотых и серебряных нитей на тканях с заранее определенным цветом и фактурой, они отличались всегда подчеркнутой декоративностью.

И хотя талант иконописцев имел немалое значение в осуществлении замысла шитых произведений, все же основная роль в их создании принадлежала русским женщинам — превосходным вышивальщицам. От их мастерства, вкуса зависели красота и выразительность произведений.

Искусство шитья очень ценилось в Древней Руси. При дворах князей, бояр, богатых служилых людей имелись свои мастерские — светлицы, работой которых руководила, как правило, сама хозяйка дома.

В отличие от икон произведения шитья часто имеют вкладные надписи, помогающие определению мастерских, а порой раскрывающие и идейное содержание произведения. Подбор тем и сюжетов в шитье никогда не был случаен. В нем находило отражение сложное переплетение религиозных и политических воззрений вкладчиков. Часто он был связан с определенными событиями в их жизни.

Как живопись, так и произведения лицевого шитья, хранящиеся в музее, отражают в основном последовательное развитие московского художественного направления в искусстве.

Оплечье фелони. 1544 г.
Оплечье фелони. 1544 г.

Один из ранних образцов его —плащаница начала XV века, получившая название «голубой» по цвету своего фона. Золотыми и серебряными нитями на ней выполнена евангельская сцена оплакивания Христа, иконографический тип которой повторяет древний византийский образец. Весь композиционный и художественный строй ее подчинен передаче внутреннего состояния действующих персонажей, проникнутых чувством глубокого горя. Большая выразительность произведения определяется изяществом и отточенностью рисунка, тонко переданного мастерицами благодаря великолепному владению техникой золотного шитья и использованию монохромной цветовой гаммы.

Наряду с золотным шитьем в XV веке в Москве получило большое распространение шитье разноцветными шелками. Выдающимся памятником знаменательной эпохи, наступившей после Куликовской битвы, является надгробный покров с изображением Сергия Радонежского, выполненный в 20-х годах XV века. По силе своей выразительности, глубине образной характеристики он стоит в одном ряду с лучшими произведениями живописи времени Андрея Рублева. Образ Сергия трактован настолько индивидуально, что позволяет предполагать, что и художник, делавший рисунок, и вышивальщицы, претворившие его в жизнь, возможно, знали основателя монастыря. В своем произведении они запечатлели не только определенные черты своеобразной внешности Сергия, но и сумели передать самобытность его характера. Сдержанное, несколько строгое цветовое решение покрова отвечает внутреннему содержанию образа.

Оплечье фелони. Шитье. XVII в. фрагмент
Оплечье фелони. Шитье. XVII в. фрагмент

О высоком расцвете шелкового шитья в середине XV века свидетельствует целый ряд небольших пелен и покровцов, представленных в экспозиции. Среди них наиболее интересны«Рождество Христа», «Погребение Анны», «Троица с праздниками»,созданная под непосредственным влиянием творчества Андрея Рублева,«Распятие с избранными святыми».Их характерными особенностями являются живость и непосредственность трактовки образов, тонкость рисунка, удивительно свежая и звучная цветовая гамма, подчеркивающая необыкновенную живописность этих произведений.

Замечательные шитые вещи выполнялись в московских великокняжеских мастерских. В музее хранятся их лучшие образцы. Один из них —пелена 1499 года, созданная «замышлением и повелением царевны царьгородской и великой княгиней Московской» Софьей Палеолог, женой Ивана III, как сообщает вкладная надпись. Композиция произведения напоминает житийную икону: в центре — крест, а вокруг голубовато-зеленоватая кайма, где вышиты изображения святых и праздников. Подбор их имел совершенно определенный политический смысл — моление о покровительстве великому князю и его наследнику от Софьи Палеолог, прославление памятных событий в их жизни. Языком религиозных символов пелена свидетельствовала о торжестве Софьи Палеолог и ее сына Василия III по случаю победы в борьбе за престол над наследником от первого брака Ивана III.

Фигуры на пелене отличаются правильностью пропорций и выразительностью силуэтов. Особенно привлекает внимание изображение архангела Гавриила, наделенное легким, едва уловимым движением. Произведение шито различными оттенками красного, синего, желтого и зеленого шелка обычным для русских мастериц швом «в раскол». Но одна особенность выделяет его в кругу русских памятников XV века. Этой особенностью являются разноцветные крапинки, шитые шелками и рассыпанные, словно драгоценные камушки по всему шитью: одеждам, позему, горкам, архитектурным постройкам. Этот не свойственный русскому шитью прием был, по всей вероятности, подсказан вышивальщицам самой Софьей.

И хотя пелена довольно ветхая, почти полностью утрачен фон каймы, искажен поздними поновлениями средник, тем не не менее до сих пор она восхищает своей нарядной красочностью. Эта радостная цветовая гамма отвечала как общей идее произведения, так и настроению создательницы его.

В произведениях шитья первой четверти XVI века заметно сказывается влияние искусства Дионисия — мастера огромной силы и неистощимой творческой фантазии.

Красивейшим произведением этого времени является пелена «Никола». Его отличает удивительное благородство трактовки образа. Изящество удлиненных пропорций, тонкость исполнения, особенно лика, где вышивальщицы как бы передали характерную для мастеров дионисиевского круга плавкость письма, изысканная цветовая гамма одежд, шитых синим шелком, серебром и золотом, в превосходном сочетании с нарядным фоном темно-брусничного шелка — все говорит о большом вкусе и таланте исполнителей.

Не только своими высокими художественными достоинствами замечательны произведения этой поры. Многие из них, имея вкладные надписи, называют имена мастериц. Такова пелена «Похвала богоматери» 1510 года, шитая женой Волоцкого князя Федора Борисовича княгиней Анной. Композиция пелены создана, возможно, под непосредственным впечатлением от произведений Дионисия, писавшего много икон богородичного цикла.

Новые художественные вкусы начального периода складывания централизованного Русского государства ярче всего прослеживаются в памятниках шитья, вышедших из великокняжеской мастерской. В 1525 году великий князь Василий III и его жена Соломония Сабурова вложили в Троицкий монастырь пелену, шитую разноцветными шелками, золотом и серебром, общий строй которой напоминает пелену Софьи Палеолог. В отличие от последней Соломония дополнила изображение голгофского креста на среднике сценой «Явление Богоматери Сергию» и значительно расширила круг сюжетов каймы, посвятив три из них теме рождества. Все содержание произведения проникнуто горячей мольбой о рождении наследника престола, которого так ждала бездетная Соломония. Об этом говорит и конец вкладной надписи: «...подай же им господи плод чрева».

Рисовальщик произведения принадлежал, по всей вероятности, к дионисиевскому направлению. Стройные, удлиненные фигуры святых как бы застыли в торжественном предстоянии. Характерна и колористическая гамма пелены. Она шита светлыми оттенками красных, голубых, желтых, зеленоватых шелковых нитей. По сравнению с произведениями XV века здесь шире применены дорогие материалы: серебро, жемчуг, золото. Художественная выразительность произведения в значительной степени проигрывает в результате замены первоначального фона — красного атласа на среднике и голубого на кайме — тяжелым пунцовым бархатом.

Великолепными памятниками представлено в музее шитье середины XVI века. Это произведения царских светлиц и мастерских удельных князей Старицких.

Покров с изображением Сергия Радонежского. 1420-е годы
Покров с изображением Сергия Радонежского. 1420-е годы

В 1557 году повелением царя Ивана Грозного и его жены Анастасии Романовны был выполнен покров с изображением голгофского креста на фоне иерусалимской стены. С удивительной тонкостью и деликатностью художник и вышивальщица сумели передать в произведении настроение тишины и печали. Его исполнительницей, возможно, была сама царица Анастасия. Шитое разноцветными шелками, золотом и серебром, оно являет пример замечательного сочетания старых традиций с новыми приемами. Изысканный колорит произведения подчеркивает его нарядность и декоративность.

Среди княжеских мастерских выделяется светлица княгини Евфросиньи Старицкой, сын которой удельный князь Владимир Андреевич приходился двоюродным братом Ивану Грозному.

В коллекции музея хранится несколько произведений, вышедших из этой мастерской. Лучшее из них — плащаница 1561 года, данная, в Троицкий монастырь, как свидетельствует надпись, «на воспоминание последнему роду», то есть роду Старицких, стремившемуся отстоять феодальные привилегии и погибавшему в борьбе с сильной централизованной властью. Поэтому не случайно вышитая на плащанице сцена оплакивания Христа полна драматизма. Внутренняя напряженность всех персонажей, их глубокая скорбь подчеркнуты характерным изгибом бровей, выразительным ритмом склоненных фигур апостолов, жен, богоматери. Немалую роль в передаче общего драматического настроения в произведении играл первоначальный фон плащаницы — темно-красная камка, к сожалению почти не сохранившаяся.

В отличие от произведений предшествующей поры плащаница шита в основном золотом и серебром с разноцветной шелковой прикрепой, создающей разнообразные узоры. Исключение составляют одежды Марии Магдалины, где применено живописное шитье голубыми и белыми шелками.

Вышивая лики, обнаженные части тела, мастерицы употребляли шелка различных оттенков, клали стежки «по форме», стремясь выявить объем, строение тела, достигая тем самым большей выразительности.

В целом произведение отличается монументальностью, грандиозностью замысла, необыкновенным артистизмом исполнения.

Талантливые вышивальщицы и художники работали в мастерских царя Бориса Годунова. Вложенные им в Троицкий монастырь вещи характеризуют шитье конца XVI — начала XVII века. Большинству из них свойственна подчеркнутая роскошь, декоративность, высокое техническое мастерство.

Привлекает внимание покровец-сударь с изображением Троицы, композиция которой следует рублевскому варианту. Вышивальщица стремилась в какой-то степени передать и колорит иконы известного мастера: одежды шиты с применением вишневого, голубого и зеленого шелка. Лики ангелов выполнены атласным швом так искусно, что напоминают тонкую живопись. Шитье средника обрамляет кайма, придающая всему произведению большую нарядность. Ее узор составляют красивые орнаментальные композиции из разнообразных по форме гравированных золоченых дробничек и крупные дробницы с черневыми изображениями святых. Обилие жемчуга, которым вышиты все контуры изображений средника и каймы, создает впечатление необычайной роскоши всего произведения. Большой интерес представляет одежда на престол — индития, сшитая из дорогого испанского петельчатого бархата с красивым крупным узором. На ее лицевой стороне выполнена золотом, серебром и разноцветным шелком композиция «Предста царица». Рисунок тонок, выразителен. Цветовая гамма, обогащенная жемчугом и драгоценными камнями, изысканна, совершенно техническое мастерство. Существует предположение, основанное на монастырском предании, что оба произведения, покровец и индития, вышивались дочерью царя Бориса Годунова — Ксенией.

В XVII веке в характере шитья происходят существенные изменения: усиливается плоскостность изображений, наблюдается стилизация в трактовке ликов, доходящая порой до схематичности, исчезает прежняя выразительность образов.

Яркий пример такого шитья дают два покрова с изображениями на одном Никона Радонежского, на другом — Саввы Сторожевского, работы царских мастерских. Черты ликов резко оттенены темным шелком, фигуры статичные. Но произведения привлекают своей декоративностью, искусной техникой шитья, многообразием его приемов. Покров «Савва Сторожевский» в этом отношении представляет исключительный интерес. Весь фон его шит «на аксамитное дело», то есть шит золотом и серебром так, что производит впечатление драгоценной ткани — аксамита.

Интересные произведения выполнялись в мастерских именитых людей Строгановых. Художественные и технические приемы вышивальщиц своеобразны и отличаются особой тонкостью. В шитье одежд применялись только золотые и серебряные нити с малозаметной шелковой прикрепой, драгоценные камни и жемчуг почти не употребляются. Одной из лучших работ строгановских мастерских является покров с изображением князя Александра Невского, где он представлен мертвым, с закрытыми глазами, в монашеской одежде. Образ князя необычайно выразителен и монументален. В его спокойном лице, неподвижной фигуре чувствуются мощь и сила.

Талантливые художники и искусные вышивальщицы строгановских мастерских создали немало образов, проникнутых глубоким внутренним содержанием.