Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Предметы быта

О высокой культуре резьбы по дереву в XIX веке свидетельствуют многие предметы крестьянского быта. В их число входят и узорные резные доски-формы для пряников. Делали их в России издавна.

Пряничная доска. XIX век
Пряничная доска. XIX век

Материалом для изготовления пряничных досок служили липа и береза — мягкие породы, хорошо поддающиеся резьбе. С пряниками связывались многие старинные поверья и обычаи. Без них не проходило раньше ни одно событие — ни веселое, ни печальное. По народному поверью считалось, что пряники имели и целебные свойства.

Женский костюм. Воронежская губерния. XIX век
Женский костюм. Воронежская губерния. XIX век

Массивностью, четкостью форм и большими размерами отличались доски, предназначенные для выпечки пряников для праздничного стола. Пряники с изображениями двуглавого орла предназначались для почетных гостей. Такие изображения на праздничных пряниках известны уже в XVII веке. Гербовые пряничные доски отличались исключительно высоким мастерством исполнения. Многие детали резьбы этих досок говорят о большом профессиональном навыке резчиков.

На пряничных досках встречались пометки года изготовления и интересные надписи. На одной доске по краю написано: «Сей пряник на одном меду кого люблю того дарю». Такой пряник ставили на свадебный стол перед молодыми. Есть форма для пряника, которым заканчивалось свадебное торжество. Резьба доски в целом выглядит как красивый ковровый узор, состоящий из 69 квадратов, в которых вписаны изображения цветов, листьев, различных фигурок. Коврижку резали на 69 частей и обносили гостей. Маленький пряник был извещением об окончании праздника. Поэтому он назывался «разгонный» или «разгоня».

Бурак. Северная Двина. XIX в.
Бурак. Северная Двина. XIX в.

На другой день после свадьбы молодожены шли в дом к родителям молодой с пряником, на него там клали подарки и деньги. Свадебные пряники пекли по заказу и для них старались выбрать нарядный узор.

Часто на досках можно было встретить названия городов, где печатались пряники: «Вологда», «Москва», «Тверь», «Тула», «Городец». Такая пряничная доска с буквами «вяз» (Вязьма) тоже есть в музее.

Народные мастера в XIX веке достигли большого искусства в изготовлении деревянной долбленой посуды — величавой формы скобкарей, ендов, крупных ковшей, ковшичков-наливок. Особенно примечателен большой козьмодемьянский ковш ладьевидной формы с надписью по венцу в виде широкой каймы: «Сей ковшь Чебоксарского уезда деревни Минина Михаила Лександрова Маслова приданный а для дочери Анны Михайловны». Козьмодемьянские маленькие ковши-наливки, которыми гости черпали пиво или мед из большого ковша, украшали еще пышнее. Они имели высокие прорезные ручки, увенчанные стилизованными фигурками коньков, птиц.

Исключительно красивы тверские ковши — крутобокие, украшенные архаической резьбой. Тверской ковш напоминает ладью с конскими головами и солнечной розеткой на груди.

Набируха. Северная Двина. XIX в.
Набируха. Северная Двина. XIX в.

Эта форма, сочетающая в себе, по существу, четыре образа (солнца, коня, утицы и ладьи), очень древняя и связана с языческой легендой о пути солнца — днем по небесному своду, а ночью — по океану.

Зеркало. XVII век
Зеркало. XVII век

Не уступают по красоте тверским ковшам северодвинские скобкари — большие сосуды в виде плывущей птицы. Они предназначались для домашнего пива и меда. Такой ковш обносили вокруг стола, он медленно оплывал пирующих, а водруженный на столе, торжественно возвышался среди остальной посуды.

Оплечье фелони. XVIII в.
Оплечье фелони. XVIII в.

Женский костюм. Рязанская область. Конец XIX в.
Женский костюм. Рязанская область. Конец XIX в.

Важную роль в крестьянском быту играла солоница. В Ярославской области ее резали в форме кресла, грани покрывали пышным геометрическим орнаментом, исполненным техникой трехгранно-выемчатой резьбы. На Севере солоницу делали в виде утицы; иногда спинка была съемной и служила крышкой. Издавна солоница-утица украшала свадебный стол, так как ее считали символом семейного благополучия. Солоницу ставили посредине стола, делали массивной и устойчивой, чтобы не рассыпать соли.

В отделе имеются и такие бытовые произведения крестьянского искусства, как швейки, рубеля, трепала, донца, украшенные чаще всего трехгранно-выемчатой резьбой, которая подчеркивала характерные особенности формы предмета. Основные элементы орнаментации этих вещей — конек, утица, резные розетки — исполнены с большой находчивостью и художественной выразительностью. Заслуживает внимания валек с рельефной резьбой 1786 года, выполненный мастером Максимом Шапошниковым. В средней части композиции изображены в венцах жених и невеста, взявшиеся за руки.