Предметы быта
О высокой культуре резьбы по дереву в XIX веке свидетельствуют многие предметы крестьянского быта. В их число входят
и узорные резные доски-формы для пряников. Делали их в России издавна.
|
Пряничная доска. XIX век
|
Материалом для изготовления пряничных досок служили липа и береза — мягкие породы, хорошо поддающиеся резьбе. С пряниками
связывались многие старинные поверья и обычаи. Без них не проходило раньше ни одно событие — ни веселое, ни печальное. По
народному поверью считалось, что пряники имели и целебные свойства.
|
Женский костюм. Воронежская губерния. XIX век
|
Массивностью, четкостью форм и большими размерами отличались доски, предназначенные для выпечки пряников для праздничного
стола. Пряники с изображениями двуглавого орла предназначались для почетных гостей. Такие изображения
на праздничных пряниках известны уже в XVII веке. Гербовые пряничные доски отличались исключительно высоким мастерством
исполнения. Многие детали резьбы этих досок говорят о большом профессиональном навыке резчиков.
На пряничных досках встречались пометки года изготовления и интересные надписи. На одной доске по краю написано: «Сей
пряник на одном меду кого люблю того дарю». Такой пряник ставили на свадебный стол перед молодыми. Есть форма для пряника,
которым заканчивалось свадебное торжество. Резьба доски в целом выглядит как красивый ковровый узор, состоящий из 69 квадратов,
в которых вписаны изображения цветов, листьев, различных фигурок. Коврижку резали на 69 частей и обносили гостей. Маленький
пряник был извещением об окончании праздника. Поэтому он назывался «разгонный» или «разгоня».
|
Бурак. Северная Двина. XIX в.
|
На другой день после свадьбы молодожены шли в дом к родителям молодой с пряником, на него там клали подарки
и деньги. Свадебные пряники пекли по заказу и для них старались выбрать нарядный узор.
Часто на досках можно было встретить названия городов, где печатались пряники: «Вологда», «Москва», «Тверь», «Тула»,
«Городец». Такая пряничная доска с буквами «вяз» (Вязьма) тоже есть в музее.
Народные мастера в XIX веке достигли большого искусства в изготовлении деревянной долбленой посуды — величавой
формы скобкарей, ендов, крупных ковшей, ковшичков-наливок. Особенно примечателен большой козьмодемьянский ковш ладьевидной
формы с надписью по венцу в виде широкой каймы: «Сей ковшь Чебоксарского уезда деревни Минина Михаила Лександрова Маслова
приданный а для дочери Анны Михайловны». Козьмодемьянские маленькие ковши-наливки, которыми гости черпали пиво или мед
из большого ковша, украшали еще пышнее. Они имели высокие прорезные ручки, увенчанные стилизованными фигурками коньков,
птиц.
Исключительно красивы тверские ковши — крутобокие, украшенные архаической резьбой. Тверской ковш напоминает ладью с конскими
головами и солнечной розеткой на груди.
|
Набируха. Северная Двина. XIX в.
|
Эта форма, сочетающая в себе, по существу, четыре образа (солнца, коня, утицы и ладьи),
очень древняя и связана с языческой легендой о пути солнца — днем по небесному своду, а ночью — по океану.
|
Зеркало. XVII век
|
Не уступают по красоте тверским ковшам северодвинские скобкари — большие сосуды в виде плывущей птицы. Они предназначались
для домашнего пива и меда. Такой ковш обносили вокруг стола, он медленно оплывал пирующих, а водруженный на столе, торжественно
возвышался среди остальной посуды.
|
Оплечье фелони. XVIII в.
|
|
Женский костюм. Рязанская область. Конец XIX в.
|
Важную роль в крестьянском быту играла солоница. В Ярославской области ее резали в форме кресла, грани
покрывали пышным геометрическим орнаментом, исполненным техникой трехгранно-выемчатой резьбы. На Севере солоницу делали
в виде утицы; иногда спинка была съемной и служила крышкой. Издавна солоница-утица украшала свадебный стол, так как ее считали
символом семейного благополучия. Солоницу ставили посредине стола, делали массивной и устойчивой, чтобы не рассыпать соли.
В отделе имеются и такие бытовые произведения крестьянского искусства, как швейки, рубеля, трепала, донца, украшенные
чаще всего трехгранно-выемчатой резьбой, которая подчеркивала характерные особенности формы предмета. Основные элементы
орнаментации этих вещей — конек, утица, резные розетки — исполнены с большой находчивостью и художественной выразительностью.
Заслуживает внимания валек с рельефной резьбой 1786 года, выполненный мастером Максимом Шапошниковым. В средней части
композиции изображены в венцах жених и невеста, взявшиеся за руки.
|