|
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Перед Красной башней, на месте надвратной Сергиевской церкви начала XVI века, на средства «именитых людей» Строгановых
была воздвигнута церковь Рождества Иоанна Предтечи. Полуколонны с капителями, восьмигранные, обрамленные белокаменными резными
вставками окна придают фасадам церкви праздничный вид.
|
Надвратная церковь Иоанна Предтечи. 1693-1699 годы
|
Высокая арка ворот под церковью расписана художниками Палеха на сюжеты из жития Сергия Радонежского.
Первоначально церковь имела пять глав. В настоящее время завершены работы по их восстановлению.
Надкладезная часовня и Надвратная церковь, отличающиеся богатым убранством фасадов, явились как бы связующим элементом
между Трапезной и Чертогами, распространяя влияние их праздничной архитектуры на весь монастырь.
|
Надвратная церковь
|
|
Надвратная церковь Иоанна Предтечи. План. Чертеж XVIII в.
|
|
Своды надвратной церкви Иоанна Предтечи. Стенопись 1872 г.
|
|
К концу XVII века относится надвратная церковь Иоанна Предтечи (1693—1699) у главного входа в монастырь. Она
поставлена на месте пришедшей в ветхость каменной церкви Сергия 1513 года. Строилась она на средства Г. Д. Строганова
и носит все отличительные черты так называемых строгановских построек с их яркой индивидуальностью и свободной трактовкой
классических форм. Надвратная церковь Троицкого монастыря относится к числу лучших памятников этого типа.
|
Иконостас надвратной церкви Иоанна Предтечи. 1872
|
|
Изразцовая печь на галерее надвратной церкви Иоанна Предтечи, XVII в.
|
Нижний куб сооружения прорезан высокой аркой проездных ворот, в северном пилоне которых размещена просторная лестница;
она выводит на верхнюю площадку, где расположен стройный и нарядно убранный трехапсидный храм, увенчанный пятью вытянутыми
вверх гранеными главами. Многие элементы декора церкви Иоанна Предтечи точно повторяют детали убранства Трапезной: полуколонны
в обрамлении прямоугольных рам с «кудрявыми» капителями коринфского типа, профили развитого карниза с модульонами, скульптурные
«раковины» в верхней части стен и др. Однако расположение полуколонн на фасадах четверика церкви совершенно необычно: они
то неожиданно обрываются на половине высоты стены, то как бы «подвешены» капителью к венчающему карнизу и,
не доходя до пола, опираются на фигур ные кронштейны. Классические ордерные формы теряют, таким образом,
свою конструктивную логику и используются как декоративный элемент. Своеобразны также восьмигранные окна, обрамленные вставками
резного белого камня неповторяющегося рисунка. Есть основание полагать, что стены церкви Иоанна Предтечи, подобно Трапезной
и Чертогам, первоначально также были расписаны «в шахмат» и лишь в XIX веке получили красный цвет с белыми деталями. Гульбище
вокруг церкви сначала было открытым и только в его северо-западном углу была выгорожена одна келья; в ней можно видеть интересную
изразцовую печь, самую древнюю из сохранившихся в монастыре. Устроенная позднее крыша над гульбищем за крыла нижний ряд
полуколонн четверика церкви, и теперь снаружи видны только их капители. Для внутреннего пространства храма, перекрытого четырехлотковым
сомкнутым сводом с широким квадратным отверстием в основании центральной световой главы, характерна устремленность
ввысь. (При небольших размерах в плане, 6,5X7,8 м, высота церкви от пола до скуфьи свода барабана
составляет более 22 м.) Первоначальная роспись стен не сохранилась — существующие иконостас и стенопись относятся
к 1872 году (поновлены в 1978 г.).
|
Надвратная церковь Иоанна Предтечи со Святыми воротами. 1693—1699. Вид с запада
|
В настоящее время облик надвратной церкви Иоанна Предтечи существенно отличается от первоначального. В пожар 1746 года
храм «со всей утварью и украшением» погорел; над ним были вновь сделаны пять барабанов с куполами другой формы («в наилучшей
пропорции»); фасады расписаны «разными красками», а капители полуколонн и венчающие стены «раковины» «позлащены червонным
листовым золотом». В 1809 году монастырские власти, мотивируя свои действия заботой о «лучшей соразмерности с небольшой величиной
церкви», четыре из пяти ее глав разобрали. Пятиглавие церкви было восстановлено только в 1974 году, что вернуло памятнику
его прежнее значение основного компонента главного входа в монастырь.
Значительно превышая высоту беленых крепостных стен, церковь Иоанна Предтечи видна издалека, отмечая насыщенным цветом
своих фасадов и ярким блеском золотых куполов главный вход в монастырь. Выполненная в пышных барочных формах, она, подобно
Надкладезной часовне, подхватывает архитектурную тему Трапезной и Чертогов, усиливая стилистическое единство центральной
части монастырского ансамбля.
| |