Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Успенский собор (1559—1585 гг.)

Летописи отмечают, что в 1557 году «монастырь раздвигали и кельи разносили...». Огороды и хозяйственные службы были вынесены за ограду.

В связи с расширением территории монастыря произошла перепланировка и в расположении зданий.

По велению Ивана Грозного в 1559—1585 годах на центральной площади был воздвигнут величественный Успенский собор.

Успенский собор. 1559-1585 годы
Успенский собор. 1559-1585 годы

Успенский собор. 1559-1585 годы

Для этой эпохи характерно строительство монументальных пятиглавых соборов, которые повторяли планировку и строгое украшение фасадов Успенского собора Московского Кремля. Архитектурные памятники являлись символом величия растущего Русского государства и его военных побед. Успенский собор Троице-Сергиева монастыря был сооружен как памятник покорения Иваном Грозным Казани и Астрахани.

Собор монументален и строг. С востока он имеет пять слабо выступающих невысоких апсид. Белая гладь стен расчленена по вертикали сильно выступающими пилястрами, на которые опираются полукружья закомар, узкие высокие окна расположены двумя рядами, между ними — широкий аркатурно-колончатый пояс, позакомарная кровля увенчана пятью массивными главами.

Интерьер собора производит праздничное и торжественное впечатление благодаря обилию света и нарядной росписи на стенах, сводах и шести опорных столбах. Спустя 99 лет после постройки собор был расписан 35 ярославскими и местными троицкими живописцами во главе с Дмитрием Григорьевичем и Василием Григорьевичем Плехановыми. Фрески выполнены в холодных звучных тонах, для сюжетов характерна повествовательность.

Успенский собор. Иконостас
Успенский собор. Иконостас

Успенский собор. Страшный суд. Фреска западной стены
Успенский собор. Страшный суд. Фреска западной стены

Успенский собор. Страшный суд. Фреска западной стены
Успенский собор. Страшный суд. Фреска западной стены

Иконостас деревянный, резной, золоченый, иконы в нем — XVII—XVIII веков. Изображения евангелистов на царских вратах выполнены «царским изографом» Симоном Ушаковым. В алтаре вдоль иконостаса устроены трехъярусные деревянные хоры.

Украшением интерьера собора служат два огромных медных паникадила XVII века работы мастеров Оружейной палаты Московского Кремля — вклад царского стольника Янова.

Рядом с Успенским собором, у его северо-западного угла, пристроилось небольших размеров, низкое, с четырехскатной кровлей сооружение — усыпальница, где захоронены царь Борис Годунов, его жена Мария, сын Федор и дочь Ксения.

Внутри собора у западной стены находятся гробницы племянницы Ивана Грозного Марфы Старицкой и ее дочери Евдокии. Успенский собор с конца XVII века стал усыпальницей и московских митрополитов.

Как и другие памятники архитектурного ансамбля монастыря, за свое длительное существование собор подвергался переделкам. Так, в XVIII веке позакомарная кровля была заменена четырехскатной, что повлекло надстройку барабана центральной главы, сферическая форма глав заменена луковичной, разобрана каменная паперть у западной стены, у трех фасадов появились ярко раскрашенные крыльца. В конце XIX века под собором была устроена Всехсвятская церковь-крипта, что значительно ослабило фундамент собора.

В советское время ведутся работы по изучению памятника, укреплению сводов, фундамента, ремонту куполов. В 1940 году частично были промыты фрески XVII века, а в 1969 году восстановлена позакомарная кровля.

Успенский собор (1559—1585). Надкладезная часозня (конец XVII в.)
Успенский собор (1559—1585). Надкладезная часозня (конец XVII в.)

Успенский собор. План
Успенский собор. План

Величественный Успенский собор (1559—1585) представляет в ансамбле монастыря зодчество XVI столетия. Он повторяет формы Успенского собора Московского Кремля. Если в свое время Аристотелю Фиораванти предписывалось «снимать меру» с Успенского собора во Владимире и строить храм в Кремле на полторы сажени больше него в длину, ширину и высоту, то монастырские зодчие в свою очередь также увеличили размеры своего сооружения, но теперь уже против московского образца. Надо полагать, что этот факт всячески подчеркивался монахами, и не иначе как с их слов Павел Алеппский записал, что монастырский храм «выше, больше и длиннее собора столицы». (Наибольшие размеры в плане соответственно составляют 29,20X42,30 м у лаврского собора и 27X39,75 м у кремлевского.)

Облик Успенского собора полон величавой торжественности и отличается строгим лаконизмом своих форм. Мощный объем шестистолпного храма со слабо выступающими невысокими апсидами увенчан пятью тесно поставленными главами. Плоскости стен членятся лопатками-контрфорсами и завершаются закомарами спокойной циркульной формы. Фасады украшены аркатурным поясом, типичным для владимиро-суздальской архитектуры. Узкие окна, расположенные в два яруса, подчеркивают внушительную массивность храма. В отличие от собора Московского Кремля к его западному фасаду, выходящему на площадь, примыкала низкая сводчатая паперть (разобрана в XVIII в.).

Успенский собор. Разрез восток — запад. Обмерный чертеж Ф. Комарова. 1946    
Успенский собор. Разрез восток — запад. Обмерный чертеж Ф. Комарова. 1946

    Успенский собор. Разрез север — гог. Обмерный чертеж Ф. Комарова. 1946
Успенский собор. Разрез север — гог. Обмерный чертеж Ф. Комарова. 1946

Внутренний вид Успенского собора прежде всего поражает своим простором и светом: шесть массивных опор несут высоко расположенные крестовые своды со световыми барабанами. Во всем точно следуя кремлевскому образцу, монастырские зодчие, однако, не стали повторять его цилиндрических столбов, а вернулись к традиционным русским пилонам прямоугольного сечения. В отличие от белокаменного собора Кремля монастырский храм целиком сложен из кирпича. Это определило более простой рисунок его деталей и массивность конструкций. Так, если толщина стен московского собора составляет 1,5 м, а диаметр круглых столбов 1 м, то стены монастырского храма имеют толщину 2,25 м, а сечение прямоугольных пилонов 3x3 м.

Внутренний вид Успенского собора
Внутренний вид Успенского собора

Особую праздничность интерьеру придает роспись стен, выдержанная в ярких синевато-фиолетовых тонах. Пять горизонтальных поясов фресок, расположенных на трех стенах, посвящены евангельским сюжетам, сценам из акафиста Богоматери и Вселенским соборам; нижний пояс расписан традиционными полотенцами, а вся западная стена отведена композиции «Страшный суд». На столбах и оконных откосах размещены изображения в рост святых, мучеников, благоверных «князей» и преподобных. Традиционные сюжеты представлены также на сводах, парусах и барабанах. Стенописи Успенского собора присуща индивидуальная характеристика образов, внимание к передаче пространства и подчеркнуто торжественная постановка фигур. Картины разделены между собой киноварными рамами или опушками, но имеют общий фон и объединены единой цветовой гаммой, Роспись собора выполнили 35 иконописцев за 100 летних дней 1684 года. В «летописи» (надписи) на западной стене собора перечислены поименно «трудившиеся во святом храме сем» 23 ярославских и два троицких «домовых» иконописца «с товарищи 10 человек» (надпись сохранялась до 1866 г.). Первым в списке художников назван Дмитрий Григорьев — известный ярославский мастер, с именем которого связаны росписи многих церквей в Москве, Ярославле и в Ростове.

Внутренний вид Успенского собора
Внутренний вид Успенского собора

Стенопись Успенского собора претерпела относительно незначительные изменения. Так, палехский иконописец Н. Д. Сафонов только «поправил» живопись на сводах глав, где были протечки в местах крепления крестов (1858), а затем «поновил» некоторые участки на стенах и сводах, введя при этом позолоту (1866). В связи с работами по конструктивному креплению основания центрального барабана были сделаны копии в цвете с изображений на барабане, парусах и четырех подпружных арках, а после укрепления конструкций те же сюжеты были повторены по новой штукатурке (1909—1910). Места правок живописи несколько выделяются своим более интенсивным цветом.

Очень эффектно вписывается в интерьер храма великолепный иконостас, исполненный, очевидно, в то же время, что и роспись стен. Его пять ярусов (местный, деисусный, праздничный, пророческий и праотеческий) включают 76 икон и увенчаны распятием. Все иконы как бы оправлены (заключены) в гигантский золотой футляр, построенный по законам архитектурного ордера, с горизонтальными членениями развитых антаблементов, поддерживаемых резными витыми колонками-столбиками с вьющимися по ним виноградными лозами 73. как и в кремлевском соборе, за иконостасом со стороны алтаря устроена трехъярусная расписная галерея, или хоры, где размещаются певчие во время особо торжественных праздничных служб.

Интерьер Успенского собора
Интерьер Успенского собора

Иконы Успенского собора не подвергались расчистке или реставрации, и колорит их живописи еще скрыт под многими слоями поновлений и потемневшей от времени олифы. В местном ряду иконостаса находятся иконы XVI века, а в других— изготовленные одновременно или сразу же после росписи стен. Среди них привлекают внимание поясные изображения евангелистов на царских вратах и расположенная над ними икона «Тайная вечеря» на доске восьмигранной формы — одно из последних произведений Симона Ушакова. (Подлинная икона хранится ныне в собрании Загорского музея-заповедника, а здесь находится копия, сделанная в 1950 г.). Два бронзовых паникадила искусного литья и чеканки, висящие перед иконостасом, выполнены в XVII веке мастерами московской Оружейной палаты. Монументальная бронзовая решетка на солее установлена в 1880 году; тогда же чугунный пол XVIII века был заменен каменными плитами.

Рождестао Христово, фрагмент росписи сводов Успенского собора. 1684
Рождестао Христово, фрагмент росписи сводов Успенского собора. 1684

Наружный облик Успенского собора начал претерпевать изменения еще в середине XVIII века, когда все его купола получили луковичную форму, а барабан центральной главы был надложен по высоте (1753). Очевидно, тогда же собор получил высокую кровлю на четыре ската, которая частично даже закрыла окна малых барабанов. Сводчатую паперть с западной стороны заменили другой, барочной формы (1780), а с севера и юга к открытым прежде входам с мощными обрамлениями порталов добавили крытые паперти-крыльца (XIX в.). Еще ранее были растесаны окна нижнего пояса, В 1967 году тяжелая четырехскатная кровля собора была разобрана и восстановлено его покрытие по сводам, что значительно улучшило освещенность интерьера и приблизило облик храма к первоначальному виду.