|
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Летописи отмечают, что в 1557 году «монастырь раздвигали и кельи разносили...». Огороды и хозяйственные службы были вынесены
за ограду.
В связи с расширением территории монастыря произошла перепланировка и в расположении зданий.
По велению Ивана Грозного в 1559—1585 годах на центральной площади был воздвигнут величественный Успенский собор.
|
Успенский собор. 1559-1585 годы
|
|
Успенский собор. 1559-1585 годы
|
Для этой эпохи характерно строительство монументальных пятиглавых соборов, которые повторяли планировку и строгое украшение
фасадов Успенского собора Московского Кремля. Архитектурные памятники являлись символом величия растущего Русского государства
и его военных побед. Успенский собор Троице-Сергиева монастыря был сооружен как памятник покорения Иваном Грозным Казани
и Астрахани.
Собор монументален и строг. С востока он имеет пять слабо выступающих невысоких апсид. Белая гладь стен расчленена по
вертикали сильно выступающими пилястрами, на которые опираются полукружья закомар, узкие высокие окна расположены двумя рядами,
между ними — широкий аркатурно-колончатый пояс, позакомарная кровля увенчана пятью массивными главами.
Интерьер собора производит праздничное и торжественное впечатление благодаря обилию света и нарядной росписи на стенах,
сводах и шести опорных столбах. Спустя 99 лет после постройки собор был расписан 35 ярославскими и местными троицкими живописцами
во главе с Дмитрием Григорьевичем и Василием Григорьевичем Плехановыми. Фрески выполнены в холодных звучных тонах, для сюжетов
характерна повествовательность.
|
Успенский собор. Иконостас
|
|
Успенский собор. Страшный суд. Фреска западной стены
|
|
Успенский собор. Страшный суд. Фреска западной стены
|
Иконостас деревянный, резной, золоченый, иконы в нем — XVII—XVIII веков. Изображения евангелистов на царских вратах выполнены
«царским изографом» Симоном Ушаковым. В алтаре вдоль иконостаса устроены трехъярусные деревянные хоры.
Украшением интерьера собора служат два огромных медных паникадила XVII века работы мастеров Оружейной палаты Московского
Кремля — вклад царского стольника Янова.
Рядом с Успенским собором, у его северо-западного угла, пристроилось небольших размеров, низкое, с четырехскатной кровлей
сооружение — усыпальница, где захоронены царь Борис Годунов, его жена Мария, сын Федор и дочь Ксения.
Внутри собора у западной стены находятся гробницы племянницы Ивана Грозного Марфы Старицкой и ее дочери Евдокии. Успенский
собор с конца XVII века стал усыпальницей и московских митрополитов.
Как и другие памятники архитектурного ансамбля монастыря, за свое длительное существование собор подвергался переделкам.
Так, в XVIII веке позакомарная кровля была заменена четырехскатной, что повлекло надстройку барабана центральной главы, сферическая
форма глав заменена луковичной, разобрана каменная паперть у западной стены, у трех фасадов появились ярко раскрашенные
крыльца. В конце XIX века под собором была устроена Всехсвятская церковь-крипта, что значительно ослабило фундамент собора.
В советское время ведутся работы по изучению памятника, укреплению сводов, фундамента, ремонту куполов. В 1940 году частично
были промыты фрески XVII века, а в 1969 году восстановлена позакомарная кровля.
|
Успенский собор (1559—1585). Надкладезная часозня (конец XVII в.)
|
|
Успенский собор. План
|
Величественный Успенский собор (1559—1585) представляет в ансамбле монастыря зодчество XVI столетия. Он повторяет формы
Успенского собора Московского Кремля. Если в свое время Аристотелю Фиораванти предписывалось «снимать меру» с Успенского
собора во Владимире и строить храм в Кремле на полторы сажени больше него в длину, ширину и высоту, то монастырские зодчие
в свою очередь также увеличили размеры своего сооружения, но теперь уже против московского образца. Надо полагать, что этот
факт всячески подчеркивался монахами, и не иначе как с их слов Павел Алеппский записал, что монастырский храм «выше, больше
и длиннее собора столицы». (Наибольшие размеры в плане соответственно составляют 29,20X42,30 м у лаврского собора и 27X39,75
м у кремлевского.)
Облик Успенского собора полон величавой торжественности и отличается строгим лаконизмом своих форм. Мощный объем шестистолпного
храма со слабо выступающими невысокими апсидами увенчан пятью тесно поставленными главами. Плоскости стен членятся лопатками-контрфорсами
и завершаются закомарами спокойной циркульной формы. Фасады украшены аркатурным поясом, типичным для владимиро-суздальской
архитектуры. Узкие окна, расположенные в два яруса, подчеркивают внушительную массивность храма. В отличие от собора Московского
Кремля к его западному фасаду, выходящему на площадь, примыкала низкая сводчатая паперть (разобрана в XVIII в.).
|
Успенский собор. Разрез восток — запад. Обмерный чертеж Ф. Комарова. 1946
|
|
|
Успенский собор. Разрез север — гог. Обмерный чертеж Ф. Комарова. 1946
|
|
Внутренний вид Успенского собора прежде всего поражает своим простором и светом: шесть массивных опор несут высоко расположенные
крестовые своды со световыми барабанами. Во всем точно следуя кремлевскому образцу, монастырские зодчие, однако, не стали
повторять его цилиндрических столбов, а вернулись к традиционным русским пилонам прямоугольного сечения. В отличие от белокаменного
собора Кремля монастырский храм целиком сложен из кирпича. Это определило более простой рисунок его деталей и массивность
конструкций. Так, если толщина стен московского собора составляет 1,5 м, а диаметр круглых столбов 1 м, то стены монастырского
храма имеют толщину 2,25 м, а сечение прямоугольных пилонов 3x3 м.
|
Внутренний вид Успенского собора
|
Особую праздничность интерьеру придает роспись стен, выдержанная в ярких синевато-фиолетовых тонах. Пять горизонтальных
поясов фресок, расположенных на трех стенах, посвящены евангельским сюжетам, сценам из акафиста Богоматери и Вселенским соборам;
нижний пояс расписан традиционными полотенцами, а вся западная стена отведена композиции «Страшный суд». На столбах и оконных
откосах размещены изображения в рост святых, мучеников, благоверных «князей» и преподобных. Традиционные сюжеты представлены
также на сводах, парусах и барабанах. Стенописи Успенского собора присуща индивидуальная характеристика образов, внимание
к передаче пространства и подчеркнуто торжественная постановка фигур. Картины разделены между
собой киноварными рамами или опушками, но имеют общий фон и объединены единой цветовой гаммой, Роспись собора
выполнили 35 иконописцев за 100 летних дней 1684 года. В «летописи» (надписи) на западной стене собора перечислены поименно
«трудившиеся во святом храме сем» 23 ярославских и два троицких «домовых» иконописца «с товарищи 10 человек» (надпись сохранялась
до 1866 г.). Первым в списке художников назван Дмитрий Григорьев — известный ярославский мастер, с именем которого связаны
росписи многих церквей в Москве, Ярославле и в Ростове.
|
Внутренний вид Успенского собора
|
Стенопись Успенского собора претерпела относительно незначительные изменения. Так, палехский иконописец Н. Д. Сафонов
только «поправил» живопись на сводах глав, где были протечки в местах крепления крестов (1858), а затем «поновил» некоторые
участки на стенах и сводах, введя при этом позолоту (1866). В связи с работами по конструктивному креплению основания центрального
барабана были сделаны копии в цвете с изображений на барабане, парусах и четырех подпружных арках, а после укрепления конструкций
те же сюжеты были повторены по новой штукатурке (1909—1910). Места правок живописи несколько выделяются своим более интенсивным
цветом.
Очень эффектно вписывается в интерьер храма великолепный иконостас, исполненный, очевидно, в то же время, что и роспись
стен. Его пять ярусов (местный, деисусный, праздничный, пророческий и праотеческий) включают 76 икон и увенчаны распятием.
Все иконы как бы оправлены (заключены) в гигантский золотой футляр, построенный по законам архитектурного ордера, с горизонтальными
членениями развитых антаблементов, поддерживаемых резными витыми колонками-столбиками с вьющимися по ним виноградными лозами
73. как и в кремлевском соборе, за иконостасом со стороны алтаря устроена трехъярусная расписная галерея, или хоры, где
размещаются певчие во время особо торжественных праздничных служб.
|
Интерьер Успенского собора
|
Иконы Успенского собора не подвергались расчистке или реставрации, и колорит их живописи еще скрыт под многими слоями
поновлений и потемневшей от времени олифы. В местном ряду иконостаса находятся
иконы XVI века, а в других— изготовленные одновременно или сразу же после росписи стен.
Среди них привлекают внимание поясные изображения евангелистов на царских вратах и расположенная над ними икона «Тайная
вечеря» на доске восьмигранной формы — одно из последних произведений Симона Ушакова. (Подлинная икона хранится ныне в
собрании Загорского музея-заповедника, а здесь находится копия, сделанная в 1950 г.). Два бронзовых паникадила искусного
литья и чеканки, висящие перед иконостасом, выполнены в XVII веке мастерами московской Оружейной палаты. Монументальная
бронзовая решетка на солее установлена в 1880 году; тогда же чугунный пол XVIII века был заменен каменными плитами.
|
Рождестао Христово, фрагмент росписи сводов Успенского собора. 1684
|
Наружный облик Успенского собора начал претерпевать изменения еще в середине XVIII века, когда все его купола получили
луковичную форму, а барабан центральной главы был надложен по высоте (1753). Очевидно, тогда же собор получил высокую кровлю
на четыре ската, которая частично даже закрыла окна малых барабанов. Сводчатую паперть с западной стороны заменили другой,
барочной формы (1780), а с севера и юга к открытым прежде входам с мощными обрамлениями порталов добавили крытые паперти-крыльца
(XIX в.). Еще ранее были растесаны окна нижнего пояса, В 1967 году тяжелая четырехскатная кровля собора была
разобрана и восстановлено его покрытие по сводам, что значительно улучшило освещенность интерьера и приблизило облик храма
к первоначальному виду.
| |