|
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
В угоду новым вкусам эпохи, с одобрения императрицы Елизаветы, начались перестройки «для лучшего в монастыре пришпекта
и пространства».
|
Больничные палаты и Смоленская церковь
|
В это время на месте каменной поварни XV века, возведенной В. Д. Ермолиным, на средства монастыря и графа А. Г. Разумовского
построена небольшая церковь Смоленской богоматери — бесстолпная, круглая в плане, с высокими белокаменными крыльцами с
четырех сторон.
Оригинальный иконостас Смоленской церкви не сохранился. В настоящее время в ней установлен резной, со скульптурными фигурами
иконостас из московской церкви Параскевы Пятницы, удачно вписавшийся в интерьер храма.
Церковь детально исследована. Три из четырех утраченных крылец были восстановлены в 1958 году, четвертое — в 1976 году.
|
Смоленская церковь. 1745—1748. Разрез, план
|
Пожалуй, ярче всего барочный характер архитектуры XVIII века нашел выражение в вычурных формах небольшой, но чрезвычайно
своеобразной церкви-ротонды Смоленской Божьей матери (1745—1748). Расположена она близ колокольни, на том месте, где прежде
стояла каменная поварня XV века. В 1735 году скульптурная икона «Смоленская Божья матерь», резанная Ермолиным и
украшавшая фасад поварни, была объявлена «чудотворной», а здание превращено в церковь. Через десять лет на деньги фаворита
императрицы Елизаветы графа А. Г. Разумовского на месте поварни был возведен существующий ныне храм, а ермолинская икона
включена в его иконостас (Загорский музей-заповедник; в нише на восточной стене церкви: можно видеть свободное повторение
этой иконы).
Возведя Смоленскую церковь рядом с монастырской колокольней, зодчие XVIII века вновь повторили прием постановки небольшого
сооружения вблизи огромного здания, но уже строили его не на контрастном противопоставлении архитектурных форм, как это
было при сочетании резной Надкладез-ной часовни и Успенского собора с его гладкими стенами, а на их согласовании и на идентичности
цвета обеих построек.
В плане Смоленская церковь представляет собой круг диаметром 13 м с четырьмя глубокими нишами по наружным стенам.
Парные пилястры поддерживают четыре крепованных, криволинейных очертаний фронтона, ориентированных по странам света;
плоскости стен прорезаны двумя ярусами больших окон с лепными наличниками разного рисунка. Медная кровля яйцевидной формы
с ребрами и круглыми люкарнами, увенчанная изящным восьмигранным барабаном с пинаклями и грушевидной главой, завершает храм.
Цент-ричность сооружения подчеркнута четырьмя двухсходными лестницами-папертями сложной криволинейной формы — их ступени,
направленные перпендикулярно стенам здания и огражденные массивной балюстрадой, смыкаясь между собой, как бы образуют своеобразный
стилобат. По каким-то причинам отделка фасадов церкви не была окончена: до сих пор на месте капителей пилястр и в обрамлениях
верхнего покоя окон видны оставшиеся необработанными белые блоки камня.
Внутри Смоленская церковь не имеет столбов, и все ее пространство, перекрытое сводом с отверстием для светового барабана,
воспринимается единым; большие окна делают интерьер светлым. Первоначально стены внутри церкви были окрашены голубым цветом,
который хорошо сочетался с позолотой резного иконостаса (в настоящее время стены покрывает малоинтересная сюжетная роспись
XIX в.). Иконостас не сохранился, и в 1956 году здесь был установлен другой, близкий по времени и стилю первоначальному,
из разобранной церкви Параскевы Пятницы на Пятницкой улице в Москве. Окраска фасадов Смоленской церкви повторяла бирюзовый
тон колокольни, но с конца XVIII века была заменена красным колером. (Первоначальный цвет фасадов был восстановлен в 1964
г.)
| |