Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)

В начале XVIII века строительная деятельность во всей стране была подчинена государственным задачам. На берегах Невы возводилась новая столица. Больших затрат требовала и затянувшаяся Северная война.

Серьезной помехой капитальному строительству в монастыре явилась выдвинутая в Петербурге идея о его перенесении ближе к северной столице. Но вскоре обнаружилась несостоятельность этой затеи, и дело ограничилось основанием близ Петербурга небольшой Троице-Сергиевой пустыни.

Митрополичьи покои. Северный фасад
Митрополичьи покои. Северный фасад

Митрополичьи покои. XVI-XVIII века. Фрагмент интерьера
Митрополичьи покои. XVI-XVIII века. Фрагмент интерьера

Получив возможность продолжать строительную деятельность, монастырь приступает к сооружению колокольни, Смоленской церкви, новой ризницы, к перестройке Митрополичьих покоев.

Митрополичьи покои находятся за Троицким собором, рядом с Трапезной. Расположенные на косогоре, они имеют северный фасад в два, а южный — в три этажа. В них вошли части древних сооружений XVI—XVII веков — Настоятельские кельи и Царицыны хоромы.

В XVIII веке Митрополичьи покои были окрашены в бруснично-красный цвет. Их северный фасад очень наряден, на ярком фоне стен выразительны белые лепные украшения — крестообразные филенки, оконные обрамления, скульптурные венки. Над дверью, выходящей на балкон, изображены регалии митрополита. На остальных трех фасадах здания сохранился фриз из рельефных полихромных изразцов XVII века.

Митрополичьи покои имеют в основном тот вид, который был им придан в конце XVIII века.

Здание предназначалось для пребывания в нем митрополитов во время их приездов в Троице-Сергиеву лавру.

Еще в документах XVI века упоминаются каменные кельи архимандрита в юго-восточном углу монастыря. Известно, что они неоднократно перестраивались, а в XVIII веке были приспособлены для пребывания иерархов церкви во время их частых приездов в лавру и стали называться Митрополичьими покоями. Здание сохранило свободную планировку помещений, характерную для XVI—XVII веков. Располагаясь на крутом косогоре, с южной стороны оно имеет три, а с северной — два этажа. В 1778 году фасад здания, обращенный к Троицкому собору, получил новое убранство— нарядные наличники вокруг растесанных окон, профилированные фигурные филенки, лепные гирлянды из венков, а также торжественный портик на низких колоннах перед входом, поддерживающих балкон с изящной кованой решеткой.

Митрополичьи покои. Северный фасад. Убранство 1778 г.
Митрополичьи покои. Северный фасад. Убранство 1778 г.

Митрополичьи покои. План второго этажа. Чертеж XVIII в.
Митрополичьи покои. План второго этажа. Чертеж XVIII в.

Стены были окрашены в ярко-брусничный цвет, на фоне которого белые детали декора приобрели особую эффектность и выразительность. Монограммы из двух переплетающихся букв «ПЛ» в картуше фронтона и в клеймах решетки балкона напоминают о митрополите Платоне Левшине (1737— 1812), при котором производились основные перестройки этого и многих других зданий монастыря.

Если помещения двух нижних этажей, где размещались «погреб теплый с каменными перегородками» и восемь келий «с сеньми», а также поварня и кладовая, в основном сохранили первоначальные формы со спокойными линиями сводов, с нишами печур по стенам, с арочными проемами окон и дверей, то весь верхний этаж, служивший личными покоями московских митрополитов, в XVIII веке был капитально перестроен. Все его апартаменты получили пышную отделку в

соответствии с изменившимся укладом жизни высшего духовенства, старавшегося не отставать по роскоши и показной торжественности от придворной знати. Непосредственно из палат второго этажа можно было выйти на гульбище Трапезной, а также на южную крепостную стену, верх которой на уровне зубцов был превращен в прогулочную галерею. Среди многочисленных помещений этого этажа своими размерами и убранством выделялись Патриаршая и Царская палаты.

Царская палата Митрополичьих покоев
Царская палата Митрополичьих покоев

Патриаршая палата, располагавшаяся в восточной части здания, вскоре была превращена в домовую церковь и украшена «лучшим свода и стен расписанием. . . с лепной резьбой» (1795). Раскрашенные скульптурные изображения Отечества с четырьмя евангелистами в окружении ангелов и херувимов выглядят здесь как-то необычно для русской церкви. Царская палата в южной части покоев сохранила свой парадный облик XVIII века до наших дней. Она имеет хорошие пропорции, красивый лепной потолок, клейма которого украшены мифологическими сюжетами и портретами царей; в палате расположена фигурная, облицованная многоцветными изразцами печь. Шелковые обои стен и «лепная работа» на панелях и откосах окон позднее были заменены «чистою штукатурною отделкою» под белый мрамор с «голубыми струями».

Весь облик Митрополичьих покоев отмечен теплотой и домашним уютом. Яркая окраска фасадов выделяет их среди других зданий монастыря и хорошо увязывает с расположенной рядом цветисто-пестрой Трапезной. Покои эти и сейчас служат резиденцией патриарха всея Руси.