Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
В начале XVIII века строительная деятельность во всей стране была подчинена государственным задачам. На берегах Невы возводилась
новая столица. Больших затрат требовала и затянувшаяся Северная война.
Серьезной помехой капитальному строительству в монастыре явилась выдвинутая в Петербурге идея о его перенесении ближе
к северной столице. Но вскоре обнаружилась несостоятельность этой затеи, и дело ограничилось основанием близ Петербурга
небольшой Троице-Сергиевой пустыни.
|
Митрополичьи покои. Северный фасад
|
|
Митрополичьи покои. XVI-XVIII века. Фрагмент интерьера
|
Получив возможность продолжать строительную деятельность, монастырь приступает к сооружению колокольни, Смоленской церкви,
новой ризницы, к перестройке Митрополичьих покоев.
Митрополичьи покои находятся за Троицким собором, рядом с Трапезной. Расположенные на косогоре, они имеют северный фасад
в два, а южный — в три этажа. В них вошли части древних сооружений XVI—XVII веков — Настоятельские кельи и Царицыны хоромы.
В XVIII веке Митрополичьи покои были окрашены в бруснично-красный цвет. Их северный фасад очень наряден, на ярком фоне
стен выразительны белые лепные украшения — крестообразные филенки, оконные обрамления, скульптурные венки. Над дверью,
выходящей на балкон, изображены регалии митрополита. На остальных трех фасадах здания сохранился фриз из рельефных полихромных
изразцов XVII века.
Митрополичьи покои имеют в основном тот вид, который был им придан в конце XVIII века.
Здание предназначалось для пребывания в нем митрополитов во время их приездов в Троице-Сергиеву лавру.
Еще в документах XVI века упоминаются каменные кельи архимандрита в юго-восточном углу монастыря. Известно, что они неоднократно
перестраивались, а в XVIII веке были приспособлены для пребывания иерархов церкви во время их частых приездов в лавру и стали
называться Митрополичьими покоями. Здание сохранило свободную планировку помещений, характерную для XVI—XVII веков. Располагаясь
на крутом косогоре, с южной стороны оно имеет три, а с северной — два этажа. В 1778 году фасад здания, обращенный к Троицкому
собору, получил новое убранство— нарядные наличники вокруг растесанных окон, профилированные фигурные филенки, лепные гирлянды
из венков, а также торжественный портик на низких колоннах перед входом, поддерживающих балкон с изящной кованой решеткой.
|
Митрополичьи покои. Северный фасад. Убранство 1778 г.
|
|
Митрополичьи покои. План второго этажа. Чертеж XVIII в.
|
Стены были окрашены в ярко-брусничный цвет, на фоне которого белые детали декора приобрели особую эффектность и выразительность.
Монограммы из двух переплетающихся букв «ПЛ» в картуше фронтона и в клеймах решетки балкона напоминают о митрополите Платоне
Левшине (1737— 1812), при котором производились основные перестройки этого и многих других зданий монастыря.
Если помещения двух нижних этажей, где размещались «погреб теплый с каменными перегородками» и восемь келий «с сеньми»,
а также поварня и кладовая, в основном сохранили первоначальные формы со спокойными линиями сводов, с нишами печур по стенам,
с арочными проемами окон и дверей, то весь верхний этаж, служивший личными покоями московских митрополитов, в XVIII веке
был капитально перестроен. Все его апартаменты получили пышную отделку в
соответствии с изменившимся укладом жизни высшего духовенства, старавшегося не отставать по роскоши и показной торжественности
от придворной знати. Непосредственно из палат второго этажа можно было выйти на гульбище Трапезной, а также на южную крепостную
стену, верх которой на уровне зубцов был превращен в прогулочную галерею. Среди многочисленных помещений этого этажа своими
размерами и убранством выделялись Патриаршая и Царская палаты.
|
Царская палата Митрополичьих покоев
|
Патриаршая палата, располагавшаяся в восточной части здания, вскоре была превращена в домовую церковь и украшена «лучшим
свода и стен расписанием. . . с лепной резьбой» (1795). Раскрашенные скульптурные изображения Отечества с четырьмя евангелистами
в окружении ангелов и херувимов выглядят здесь как-то необычно для русской церкви. Царская палата в южной части покоев сохранила
свой парадный облик XVIII века до наших дней. Она имеет хорошие пропорции, красивый лепной потолок, клейма которого украшены
мифологическими сюжетами и портретами царей; в палате расположена фигурная, облицованная многоцветными изразцами печь. Шелковые
обои стен и «лепная работа» на панелях и откосах окон позднее были заменены «чистою штукатурною отделкою» под белый мрамор
с «голубыми струями».
Весь облик Митрополичьих покоев отмечен теплотой и домашним уютом. Яркая окраска фасадов выделяет их среди других зданий
монастыря и хорошо увязывает с расположенной рядом цветисто-пестрой Трапезной. Покои эти и сейчас служат резиденцией патриарха
всея Руси.
|