Прялки и донца
Украшению некоторых предметов домашнего быта придавалось особенно много внимания. Это крестьянская прялка — древнее
и простейшее приспособление для изготовления пряжи. В тех местах, где были сильно развиты художественные традиции обработки
дерева, возникли центры прялочного производства.
Такими районами были Ярославская, Нижегородская и северные губернии с их богатыми традициями орнаментальной
резьбы и росписи по дереву.
|
Прялки. Архангельская губерния. XIX век
|
Следует обратить внимание на прялки лопатообразной формы Вологодской области. Для них характерен широкий
прямоугольный гребень на довольно тонкой, почти гладкой ножке. Лицевую сторону гребня обычно покрывали резным узором с крупной
розеткой. Вся резьба у вологодских прялок крупная, сочная, декоративная. Прялки Тарногского района выделяются глубокой,
четкой и строгой по своим композициям резьбой. Часто на лопасти не оставалось и сантиметра дерева, не тронутого резьбой,
но все выдерживалось в одном ключе величавости, торжественности и наивной простоты, которые характерны лишь для подлинных
произведений народного искусства.
В некоторых районах Архангельской области прялки также было принято украшать резьбой. Так, например, в Каргополье,
на Кенозере, в Лядинах техника трехгранно-выемчатой резьбы имела широкое распространение. Необычной была здесь форма самой
прялки — с более приземистой и низкой ножкой, которая подчеркивала ее устойчивость и тяжеловесность.
|
фрагмент
|
Черты монументальности характерны для прялок Калининской области. В основе их конструкции лежит прялка
со стояком из сплошной широкой доски. Мастера покрывали лопасть крупной декоративной резьбой, в узоре которой основное место
занимала розетка.
В Ярославской области бытовали два типа прялок. Одни прялки «столбчатые». Они состоят из донца и вставляющегося
в него стояка в форме столбика с окошечками. Стояк заканчивается маленькой головкой, украшенной трехгранно-выемчатой
резьбой. По форме и резному декору столбчатые прялки напоминают высокие стройные шатры колоколен XVII века. Резали их из
твердых пород дерева.
Совсем иные «теремковые» прялки. Донце и стояк ярославской теремковой прялки делались из единого куска дерева, куда
входил и корень. Широкая у основания ножка постепенно суживается и заканчивается маленьким гребнем в виде остроконечного
кокошника. На ножке контурной и ногтевидной техникой резали сцены чаепитий,
танцев, катаний, сцены свиданий, а выше помещали изображение терема с часами. Вероятно,
поэтому за прялками закрепилось название «теремковые».
Не менее широко, чем резьба, применялась в декоре прялок и роспись. Особенно значительна по разнообразию и богатству
художественных мотивов роспись, распространенная на обширной территории Северной Двины. Особое место среди северодвинских
росписей занимает Пермогорье. Мастер сначала на лопасть прялки наносил кистью четкий контур рисунка черной краской,
а затем уже раскрашивал его ярко-красной киноварью, зеленым и солнечно-желтым цветом. Прялки Пермогорья отличаются гармонией
колорита и большим разнообразием' жанровых сцен, размещенных среди растительного орнамента. Особенно любили писать сцены
чаепитий, посиделок и катаний.
В изображениях коней и выездов с молодцами и девицами в санях непревзойденными оказались мастера Борка, Нижней Тоймы
и Пучуги. Обилие позолоты, композиция росписи с делением на «три става» (где нижний став занимает обычно возок)
и нарядность отличают их от гармоничных по цвету прялок Пермогорья.
Совершенно оригинальна роспись прялок села Палощелья на реке Мезени. Для мезенской росписи характерен геометрический
орнамент, который выступает в соединении с фризами с изображением оленей, коней и птиц. Колорит ее сдержанный, цветовая гамма
скупа. Мастера Палощелья использовали для росписи только сажу и темно-красную береговую глину, которую потом заменил сурик.
Кроме прялок на Мезени широкое распространение получила роспись лубяных коробов.
В XIX веке большой известностью пользовалась городецкая роспись на донцах. В центральных областях прялкой служил
гребень с резным донцем. Кленовый или березовый гребень с большим количеством тонких зубьев, поднятый на высокую ножку,
вставлялся в головку донца. Исследователи предполагают, что трехгранно-выемчатая резьба на донцах бытовала в бывших Ярославской
и Костромской губерниях.
В Городце (Горьковская область) возник в начале XIX века редкий в русском народном
искусстве прием скобчатой резьбы с инкрустацией мореным дубом. На донцах изображались сцены
охоты, выезды в каретах, всадники, дамы и кавалеры.
Во второй половине XIX века резьба на городецких донцах сменилась росписью. Мастер не наносил предварительного рисунка.
Роспись исполнена быстрыми и свободными движениями кисти. Мастеров увлекали красочные сочетания яркой росписи, виртуозное
исполнение пышных розанов и жанровые сцены, взятые из жизни городского мещанства. Писались даже исторические композиции,
например, на донце 1881 года дана сцена сражения русских войск у стен Андрианополя. Роспись имеет подпись автора — Поляков
Гавриил Лаврентьевич из деревни Хлебаихи.
В северных областях России, особенно в Архангельской, имели распространение в XIX веке прялки, украшенные кистевой
росписью. Художественные особенности кистевых росписей в значительной степени обусловлены приемом выполнения орнамента
кистью от руки, без предварительного рисунка. Поэтому в ней свобода и непринужденность композиции, нет точной симметрии,
большое разнообразие мотивов. Живопись наносилась крупными, сочными мазками с применением белых оживок.
Кистевая роспись исполнялась на крупных бытовых предметах— люльках, сундуках и даже на стенах изб. Пышный цветочный
узор покрывал во многих домах филенки перегородок и дверей, шкафов и судниц, подпечков и голбцев. Он шел по балкам и столбам
полатей, украшал полочки для икон. Такой интерьер крестьянской избы выглядел весело, нарядно, празднично.
|