Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Живопись конца XVI - начала XVI века

С конца XVI века в развитии русской иконописи наметились два направления, известные под условными названиями годуновского и строгановского письма.

Первое из них связано с заказами царя Бориса Годунова. Художники, работавшие в царских мастерских, стремились подражать строгому, величавому стилю конца XV века. Но возрождение старых традиций было искусственным и походило скорее лишь на декоративное обыгрывание их, так как конкретные исторические условия, в которых жило тогда Русское государство, не имели почвы для продолжения и развития высокого стиля в искусстве. Интересным произведением этого времени являются створки к иконе Андрея Рублева «Троица», выполненные по заказу царя Бориса Годунова и вложенные им в Троицкий монастырь в 1601 году. На четырех высоких узких досках в двадцати клеймах живо, занимательно, со множеством подробностей повествуется о «деяниях» Троицы. Особенно привлекают здесь сцены быта.

Композиции клейм отличаются свободой, пропорции фигур правильные, движения их плавны. Колорит створок мягкий, краски его хотя и светлые, но приглушенные. Для всего произведения характерно нарастание элементов повествовательности, что было как раз в духе времени.

Свидетельством высокого мастерства столичных иконописцев являются иконы «Никола» и «Иоанн Предтеча — ангел пустыни», бывшие, возможно, створками какого-то киота. В стройных пропорциях изображений еще чувствуется прошлая величавость, они интересны по колориту, особенно фигура Иоанна Предтечи. Но образам их недостает глубокого внутреннего содержания, их отличает некоторая застылость и сухость.

Складень-иконостас. Первая треть XVIIв. Фрагмент
Складень-иконостас. Первая треть XVIIв. Фрагмент

Второе направление в живописи этого времени связано с именами богатейших сольвычегодских купцов и известных меценатов Строгановых, явившихся основными заказчиками и почитателями произведений нового типа. Для мастеров строгановского направления характерны тончайшее каллиграфическое письмо, изящность удлиненных пропорций, яркость и интенсивность колорита.

В экспозиции музея представлено несколько произведений строгановского письма. Среди них наиболее интересен складень, вложенный в Троицкий монастырь по думному дьяку Ивану Тарасовичу Грамотину. Написанный на 28-ми узких дощечках, каждая из которых разделена на три части, складень представляет собой миниатюрный иконостас с тремя основными рядами: нижний — деисусный, средний — праздничный и верхний — пророческий. Позы фигур грациозны, пропорции изысканны и утонченно красивы. Праздничные клейма поражают миниатюрностью письма, черты ликов, складки одежд переданы с ювелирной тщательностью. В колорите преобладают свежие, чистые сочетания киновари желтовато-коричневых, зеленых, розовато-оранжевых тонов.

В произведениях строгановских мастеров в еще большей степени предается забвению глубокое внутреннее содержание образов и все внимание концентрируется на внешней отделке произведения.