|
Живопись конца XVI - начала XVI века
С конца XVI века в развитии русской иконописи наметились два направления, известные под условными названиями годуновского
и строгановского письма.
Первое из них связано с заказами царя Бориса Годунова. Художники, работавшие в царских мастерских, стремились подражать
строгому, величавому стилю конца XV века. Но возрождение старых традиций было искусственным и походило скорее лишь на декоративное
обыгрывание их, так как конкретные исторические условия, в которых жило тогда Русское государство, не имели почвы для продолжения
и развития высокого стиля в искусстве. Интересным произведением этого времени являются створки к иконе Андрея Рублева «Троица»,
выполненные по заказу царя Бориса Годунова и вложенные им в Троицкий монастырь в 1601 году. На четырех высоких узких досках
в двадцати клеймах живо, занимательно, со множеством подробностей повествуется о «деяниях» Троицы. Особенно привлекают
здесь сцены быта.
Композиции клейм отличаются свободой, пропорции фигур правильные, движения их плавны. Колорит створок мягкий, краски его
хотя и светлые, но приглушенные. Для всего произведения характерно нарастание элементов повествовательности, что было как
раз в духе времени.
Свидетельством высокого мастерства столичных иконописцев являются иконы «Никола» и «Иоанн Предтеча — ангел пустыни»,
бывшие, возможно, створками какого-то киота. В стройных пропорциях изображений еще чувствуется прошлая величавость, они интересны
по колориту, особенно фигура Иоанна Предтечи. Но образам их недостает глубокого внутреннего содержания, их отличает некоторая
застылость и сухость.
|
Складень-иконостас. Первая треть XVIIв. Фрагмент
|
Второе направление в живописи этого времени связано с именами богатейших сольвычегодских купцов и известных меценатов
Строгановых, явившихся основными заказчиками и почитателями произведений нового типа. Для мастеров строгановского направления
характерны тончайшее каллиграфическое письмо, изящность удлиненных пропорций, яркость и интенсивность колорита.
В экспозиции музея представлено несколько произведений строгановского письма. Среди них наиболее интересен складень, вложенный
в Троицкий монастырь по думному дьяку Ивану Тарасовичу Грамотину. Написанный на 28-ми узких дощечках, каждая из которых
разделена на три части, складень представляет собой миниатюрный иконостас с тремя основными рядами: нижний — деисусный, средний
— праздничный и верхний — пророческий. Позы фигур грациозны, пропорции изысканны и утонченно красивы. Праздничные клейма
поражают миниатюрностью письма, черты ликов, складки одежд переданы с ювелирной тщательностью. В колорите преобладают свежие,
чистые сочетания киновари желтовато-коричневых, зеленых, розовато-оранжевых тонов.
В произведениях строгановских мастеров в еще большей степени предается забвению глубокое внутреннее содержание образов
и все внимание концентрируется на внешней отделке произведения.
| |