Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Домовая резьба по дереву

Русское народное искусство всегда было тесно связано с народным бытом, с украшением необходимых для жизни человека вещей. Достойны удивления великая и постоянная тяга народа к красоте и умение простую вещь повседневного обихода сделать не только удобной, но и красивой. Любое изделие народного искусства: пышный резной дом или расписная прялка, тканая одежда или простой кованый светец, берестяной короб или деревянный ковш — поражает богатством фантазии, выдумкой, блестящим мастерством исполнения.

Интерьер зала отдела декоративно-прикладного искусства
Интерьер зала отдела декоративно-прикладного искусства

Творчеству народных художников XVII—начала XX века посвящена экспозиция отдела музея «Русское народное искусство».

Выносной ковш. Среднее Поволжье. XVIII в. Ковши-черпаки. Горьковская область. XIX в.
Выносной ковш. Среднее Поволжье. XVIII в. Ковши-черпаки. Горьковская область. XIX в.

Особенно широко в отделе представлены резьба и роспись по дереву, которыми украшались фасады крестьянских изб, интерьеры, посуда и всевозможные бытовые вещи: рубели, вальки, прялки и т. д.

Наличник окна светелки. Среднее Поволжье. XIX в.
Наличник окна светелки. Среднее Поволжье. XIX в.

Резьба по дереву издавна была распространенным видом народного творчества, это объяснялось наличием огромных лесных богатств на Руси. На протяжении многих столетий дерево было основным, а в некоторых случаях и единственным материалом в крестьянском хозяйстве. Русский человек издавна был искусным плотником, резчиком и владел многими видами обработки дерева. Особенно развивалось ремесло плотничества, из которого со временем выделилось искусство домовой резьбы. Наиболее яркой страницей этого искусства в XIX веке была домовая резьба Поволжья.

Районами наибольшего распространения такой резьбы явились губернии, лежавшие по берегам Волги, выше Нижнего Новгорода и вокруг устья реки Оки. Среди промыслов этого района выделялось судостроение, с которым, по всей вероятности, и связано зарождение домовой резьбы.

Охлупень-«конек». Архангельская область. XIX в.
Охлупень-«конек». Архангельская область. XIX в.

Музей обладает очень богатой коллекцией волжской резьбы. Редким экспонатом является деревянный резной фронтон избы работы мастера Михаила Малышева, привезенный из деревни Большие Вишенки Кстовского района Горьковской области. Сохранилась дата: «1882 год». По краям лобовой доски вырезаны буквы СД и ИМ. Это, видимо, сокращенные слова «сей дом» и инициалы владельца. Для Малышева характерен ясный, четкий рисунок орнамента, довольно высокий рельеф резьбы. Мастер поставил на лобовой доске фронтона свои инициалы МММ, придающие красивое декоративное завершение композиции.

Пряничная доска. Кировская область. XIX в.
Пряничная доска. Кировская область. XIX в.

Резьба, которой в Поволжье украшали фасады домов, часто называлась «корабельной», иногда «глухой» (так ее называли в отличие от пропильной, ажурной) или «долбленой» (название, связанное с техникой исполнения).

Для глухой резьбы употреблялись сосновые доски толщиной 4—6 сантиметров. На обструганную доску наносился рисунок, потом долотами, стамесками вынимали фон, и узор получался рельефным.

Фрагмент лобовой доски. Поволжье. XIX в.
Фрагмент лобовой доски. Поволжье. XIX в.

Подобной резьбой уже несколько веков украшали на Волге корабли, расшивы и баржи. Основой глухой резьбы был растительный узор. В него вплетали фигуры львов, берегинь, сиринов — любимейших персонажей нижегородской резьбы. Образы этих загадочных существ пришли из глубины веков. Лев, как царь зверей, как символ силы и олицетворение могущества, был призван охранять тот дом, в резном убранстве которого он красовался. Но в XIX веке мастера подсмеивались над грозным львом, вырезали его добродушно улыбающимся и даже называли «котом». Русалка была речным божеством, имеющим отношение к культу воды и солнца. В некоторых местах Нижегородской губернии русалка звалась берегиней, то есть она призвана была охранять, оберегать порученные ее заботам судно, а потом, видимо, и дом. Интересно изображение русалки-берегини в резном наличнике. Она вся покрыта мелкой чешуей, тело ее образует гибкую волнистую линию, повторенную в расположенных по сторонам драконах с пышными гривами и львиными хвостами. Сирин благодаря своему «райскому» происхождению когда-то тоже обладал магической силой и был как бы сторожем спокойствия владельцев дома.

Резные ворота. Вторая половина XIX века. Фрагмент
Резные ворота. Вторая половина XIX века. Фрагмент

Вопрос о происхождении «корабельной рези» сложен. Интересен тот факт, что на сравнительно ограниченной территории и в сравнительно небольшой срок — одно столетие — зародилась, расцвела и угасла оригинальная отрасль народного искусства.

Медведь-улей. XIX век
Медведь-улей. XIX век

В.Т.Савинов. Дед и баба. Скворечники. Рязанская губерния. 1870 год
В.Т.Савинов. Дед и баба. Скворечники. Рязанская губерния. 1870 год

В.Т.Савинов. Дед и баба. Скворечники. Рязанская губерния. 1870 год
В.Т.Савинов. Дед и баба. Скворечники. Рязанская губерния. 1870 год

Рукомой. Северная Двина. XIX век
Рукомой. Северная Двина. XIX век

Абрамцевские мастерские. Резная полка. Конец XIX века
Абрамцевские мастерские. Резная полка. Конец XIX века

Большим разнообразием отличается круглая деревянная скульптура, являющаяся одним из древнейших видов народного творчества. В экспозиции музея есть несколько очень интересных произведений. Два скворечника в виде забавных деревянных человечков — мужика с трубкой и бабы с ведром — вырезаны народным резчиком В. Т. Савиновым из деревни Тимирево Егорьевского района Московской области. Резчик он был известный в округе, и его деревянные человечки, добродушные звери радовали крестьян своим необычным видом. Савинов умел подмечать в любом персонаже основное, это давало ему возможность добиться предельной выразительности своих скульптур. Ярко проявилась народная выдумка в произведении «Медведь-улей». Мастер из единого куска дерева вырубил фигуру медведя, почти сохранив объем круглого массивного ствола, чем достиг впечатления тяжеловесности, неуклюжего в движениях зверя и значительности его обобщенного образа.

Большое значение в оформлении фасадов домов кроме плоской резьбы имела скульптура. Так, например, на Севере охлупень дома принято было делать в виде конька или утицы. Они вырублены топором из корневища огромного дерева и решены крупными планами. Поэтому на высоте дома они казались особенно выразительными. Скульптурные охлупни не только украшали весь дом, но выполняли определенную конструктивную задачу. Своей тяжестью длинный ствол лиственницы пригнетал тес кровли, а корневище его, нависающее над высоким фасадом постройки, плотник превращал в голову конька или утицы.

Обычай украшать верх кровли фигурами животных очень древний у всех народов. В основе этих изображений всегда лежали религиозные представления, а в XIX веке они стали привычными традиционными украшениями.