|
Домовая резьба по дереву
Русское народное искусство всегда было тесно связано с народным бытом, с украшением необходимых для жизни человека вещей.
Достойны удивления великая и постоянная тяга народа к красоте и умение простую вещь повседневного обихода сделать не только
удобной, но и красивой. Любое изделие народного искусства: пышный резной дом или расписная прялка, тканая одежда или простой
кованый светец, берестяной короб или деревянный ковш — поражает богатством фантазии, выдумкой, блестящим мастерством исполнения.
|
Интерьер зала отдела декоративно-прикладного искусства
|
Творчеству народных художников XVII—начала XX века посвящена экспозиция отдела музея «Русское народное искусство».
|
Выносной ковш. Среднее Поволжье. XVIII в. Ковши-черпаки. Горьковская область. XIX в.
|
Особенно широко в отделе представлены резьба и роспись по дереву, которыми украшались фасады крестьянских изб, интерьеры,
посуда и всевозможные бытовые вещи: рубели, вальки, прялки и т. д.
|
Наличник окна светелки. Среднее Поволжье. XIX в.
|
Резьба по дереву издавна была распространенным видом народного творчества, это объяснялось наличием огромных лесных богатств
на Руси. На протяжении многих столетий дерево было основным, а в некоторых случаях и единственным материалом в крестьянском
хозяйстве. Русский человек издавна был искусным плотником, резчиком и владел многими видами обработки дерева. Особенно
развивалось ремесло плотничества, из которого со временем выделилось искусство домовой резьбы. Наиболее яркой страницей
этого искусства в XIX веке была домовая резьба Поволжья.
Районами наибольшего распространения такой резьбы явились губернии, лежавшие по берегам Волги, выше Нижнего Новгорода
и вокруг устья реки Оки. Среди промыслов этого района выделялось судостроение, с которым, по всей вероятности, и связано
зарождение домовой резьбы.
|
Охлупень-«конек». Архангельская область. XIX в.
|
Музей обладает очень богатой коллекцией волжской резьбы. Редким экспонатом является деревянный резной фронтон избы работы
мастера Михаила Малышева, привезенный из деревни Большие Вишенки Кстовского района Горьковской области. Сохранилась дата:
«1882 год». По краям лобовой доски вырезаны буквы СД и ИМ. Это, видимо, сокращенные слова «сей дом» и инициалы владельца.
Для Малышева характерен ясный, четкий рисунок орнамента, довольно высокий рельеф резьбы. Мастер поставил на лобовой доске
фронтона свои инициалы МММ, придающие красивое декоративное завершение композиции.
|
Пряничная доска. Кировская область. XIX в.
|
Резьба, которой в Поволжье украшали фасады домов, часто называлась «корабельной», иногда «глухой» (так ее называли
в отличие от пропильной, ажурной) или «долбленой» (название, связанное с техникой исполнения).
Для глухой резьбы употреблялись сосновые доски толщиной 4—6 сантиметров. На обструганную доску наносился рисунок,
потом долотами, стамесками вынимали фон, и узор получался рельефным.
|
Фрагмент лобовой доски. Поволжье. XIX в.
|
Подобной резьбой уже несколько веков украшали на Волге корабли, расшивы и баржи. Основой глухой резьбы был растительный
узор. В него вплетали фигуры львов, берегинь, сиринов — любимейших персонажей нижегородской резьбы. Образы этих загадочных
существ пришли из глубины веков. Лев, как царь зверей, как символ силы и олицетворение могущества, был призван охранять тот
дом, в резном убранстве которого он красовался. Но в XIX веке мастера подсмеивались над грозным львом, вырезали его добродушно
улыбающимся и даже называли «котом». Русалка была речным божеством, имеющим отношение к культу воды и солнца. В некоторых
местах Нижегородской губернии русалка звалась берегиней, то есть она призвана была охранять, оберегать порученные ее заботам
судно, а потом, видимо, и дом. Интересно изображение русалки-берегини в резном наличнике. Она вся покрыта мелкой чешуей,
тело ее образует гибкую волнистую линию, повторенную в расположенных по сторонам драконах с пышными гривами и львиными
хвостами. Сирин благодаря своему «райскому» происхождению когда-то тоже обладал магической силой и был как бы сторожем
спокойствия владельцев дома.
|
Резные ворота. Вторая половина XIX века. Фрагмент
|
Вопрос о происхождении «корабельной рези» сложен. Интересен тот факт, что на сравнительно ограниченной территории и
в сравнительно небольшой срок — одно столетие — зародилась, расцвела и угасла оригинальная отрасль народного искусства.
|
Медведь-улей. XIX век
|
|
В.Т.Савинов. Дед и баба. Скворечники. Рязанская губерния. 1870 год
|
|
В.Т.Савинов. Дед и баба. Скворечники. Рязанская губерния. 1870 год
|
|
Рукомой. Северная Двина. XIX век
|
|
Абрамцевские мастерские. Резная полка. Конец XIX века
|
Большим разнообразием отличается круглая деревянная скульптура, являющаяся одним из древнейших видов народного творчества.
В экспозиции музея есть несколько очень интересных произведений. Два скворечника в виде забавных деревянных человечков
— мужика с трубкой и бабы с ведром — вырезаны народным резчиком В. Т. Савиновым из деревни Тимирево Егорьевского района Московской
области. Резчик он был известный в округе, и его деревянные человечки, добродушные звери радовали крестьян своим необычным
видом. Савинов умел подмечать в любом персонаже основное, это давало ему возможность добиться предельной выразительности
своих скульптур. Ярко проявилась народная выдумка
в произведении «Медведь-улей». Мастер из единого куска дерева вырубил фигуру медведя, почти сохранив объем круглого
массивного ствола, чем достиг впечатления тяжеловесности, неуклюжего в движениях зверя и значительности его обобщенного образа.
Большое значение в оформлении фасадов домов кроме плоской резьбы имела скульптура. Так, например, на Севере охлупень
дома принято было делать в виде конька или утицы. Они вырублены топором из корневища огромного дерева и решены крупными планами.
Поэтому на высоте дома они казались особенно выразительными. Скульптурные охлупни не только украшали весь дом, но выполняли
определенную конструктивную задачу. Своей тяжестью длинный ствол лиственницы пригнетал тес кровли, а корневище его, нависающее
над высоким фасадом постройки, плотник превращал в голову конька или утицы.
Обычай украшать верх кровли фигурами животных очень древний у всех народов. В основе этих изображений всегда лежали
религиозные представления, а в XIX веке они стали привычными традиционными украшениями.
| |