Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Лавра - Служение
Страницы истории
Литургическая жизнь
Общественное служение
Московская Духовная Академия
Церковноархеологический кабинет
Обеты монашества
Что говорят о Лавре гости
Краткий указатель книг, статей
Краткая летопись Лавры
Собор Радонежских святых
Молитва ко Пресвятей Троице
Алфавитный указатель

      

Общественное служение  

1 
 2
 
3 
 4




После окончания Великой Отечественной войны Троице-Сергиева Лавра, как и вся Русская Православная Церковь, вновь вступила на путь служения миру, как служила в предшествующие столетия.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий (1945—1970), Священноархимандрит Лавры, в бытность митрополитом Ленинградским и Новгородским переживший 900-дневную блокаду Ленинграда и видевший ужасы этой страшной войны, после знаменательной победы советского народа определил для единодушной ему паствы путь особого общественного служения — путь миротворчества, всеправославного и общечеловеческого единства. В его служении как Священноархимандрита Троице-Сергиевой Лавры слились воедино духовный опыт Преподобного Сергия Радонежского, под водительством которого он возрастал сам, восприняв его имя от купели Крещения (1878), и духовный опыт друга и собеседника Преподобного Сергия — Всероссийского Святителя Алексия, имя которого воспринято было им в Гефсиман-ском скиту Троице-Сергиевой Лавры при постриге в монашество в 1902 году.

В 1945 году Святейший Патриарх Алексий возглавил Русскую Православную Церковь. Весь его глубокий духовный жизненный опыт, высокая культура стали общецерковным и, более того, общечеловеческим достоянием. Во время его Патриаршего правления Троице-Сергиева Обитель принимала особенно широкое и активное участие в общественно-патриотической деятельности всей Русской Православной Церкви.

18 июля 1948 года, в день праздника Обретения мощей Преподобного Сергия, Святейший Патриарх Алексий, обращаясь к многочисленным гостям, прибывшим в Троице-Сергиеву Лавру на празднование 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви, отметил историческое значение этого события: «Мы начали это торжество общей молитвой у святых мощей Святителя Алексия и заканчиваем молитвой у святых мощей Преподобного Сергия. В течение этого времени мы не только молились, но и занимались церковными вопросами, которые являются одинаково важными для всех Православных Церквей... и сейчас как бы слагаем эти наши церковные решения к стопам Преподобного Сергия, прося его благословения... Пусть это наше собрание у гроба Преподобного Сергия сплотит нас еще теснее. Мы призываем благословение Преподобного Сергия на все братские Православные Церкви» Г136, т. 2, с. 127—128].

На протяжении шестисот лег существования Лавра принимала в своих стенах многих почетных посетителей, но никогда еще не видела она такого многочисленного собрания гостей столь высоких.

Участниками юбилея были Патриарх Сербский Гавриил, Патриарх Румынский Юстиниан, Болгарский Экзарх Блаженнейший Стефан, митрополит Афинский Дамаскин, Экзарх Константинопольского Патриархата в Европе митрополит Фиатирский Герман, делегат Антиохийского Патриарха митрополит Эмесский Александр, митрополит Ливанский Илия и другие. Они приехали в Лавру, чтобы почтить память великого святого — Преподобного Сергия Радонежского.

«Умовение ног». Икона письма Преподобных Андрея Рублева и Даниила Черного
«Умовение ног». Икона письма Преподобных Андрея Рублева и Даниила Черного из иконостаса Троицкого собора.

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ. 1877—1970.
СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ. 1877—1970.

В Церковноархеологическом кабинете
В Церковноархеологическом кабинете имени Святейшего Патриарха Алексия выделено помещение для экспозиции, посвященной его выдающемуся служению в деле укрепления всеправославного единства, сближения народов мира, его неутомимым миротворческим трудам, за что он повсеместно снискал глубокую любовь. В разных странах за его большие заслуги он был удостоен высоких наград — 76 церковных и государственных орденов и медалей.



Золотой юбилей — 50-летие восстановления Патриаршества Русской Православной Церкви — широко отмечался весной 1968 года в Москве. 28 мая все участники юбилейного праздника — Главы и представители Поместных Православных Церквей, Древних Церквей Запада и Востока, Церквей Реформации, Церквей старых и новых традиций, а также межхристианских организаций и движений прибыли в Троице-Сергиеву Лавру к Игумену Земли Русской — Преподобному Сергию Радонежскому.

Гости юбилея, представлявшие христиан разных стран и континентов, по-братски разделили радость Русской Православной Церкви. При всем различии политических убеждений и вероисповедных традиций участники празднества были единодушны в одном: юбилейные торжества явились свидетельством полноты жизни Русской Православной Церкви, ее духовной силы и духовного богатства.

Митрополит Аркадский Епифаний (Антиохийская Церковь) сказал по этому поводу: «Какая Церковь может так широко и так торжественно отпраздновать свой юбилей, как отпраздновала его Русская Церковь» [236, с. 78].

«Знакомство с вашей Церковью вызвало у православных участников юбилея не только чувство радости за нее, но и большой искренней любви к ней. Мы всегда будем помнить о вас и молиться о вашем благополучии»,— заверил митрополит Пафский Геннадий (Кипрская Церковь) [236, с. 79].

«Я счастлив,— сказал епископ из Японии Николай,— что увидел здесь торжество Православия в кругу посланцев всего мира» [236, с. 79].

«Крайне важны в наше время контакты православных и инославных Церквей. У Русской Церкви для развития таких контактов имеются особо благоприятные возможности»,— подчеркнул Высокопреосвященный Архиепископ Карельский и всей Финляндии Павел [236, с. 79].





Торжества привлекли внимание инославных христиан к опыту жизни Русской Церкви в новых социальных условиях и сделали этот опыт достоянием всего христианского мира.

«Русская Патриархия ныне в состоянии очень многое открыть христианскому миру и многому его научить, дабы узрел он промыслительный смысл этого невиданного по размаху и силе движения народов»,— сделал вывод Святейший Патриарх Болгарский Кирилл [236, с. 41].

«Мы видим здесь гостей иных вероисповеданий, организаций и национальностей. Это ярко свидетельствует о том, что подлинную Церковь Христову нельзя назвать узконациональной, ибо она представляет мистическое Тело Христово, продолжающее жизнь Христа на земле»,— свидетельствовал Блаженнейший Дорофей, Митрополит Пражский и всей Чехословакии.

8 заключительной речи Святейший Патриарх Мос ковский и всея Руси Алексий сказал: «Начиная новое пятидесятилетие нашей церковной истории, правос лавные чада нашего Московского Патриархата и далее будут идти тем путем, который ясно определил ся в жизни и деятельности нашей Святой Церкви в последние десятилетия».

После торжественного заседания гости осмотрели юбилейную выставку «История Русской Православной Церкви в ее основных периодах», подготовленную к торжествам Московской Духовной Академией.

9 мая 1952 года в Троице-Сергиевой Лавре, где совершал свой миротворческий подвиг Преподобный Сергий, собрались представители всех Церквей и 27 религиозных объединений нашей страны, видные церковные деятели из-за границы — православные и инославные. В истории не было события, подобного этому. Христиане, мусульмане, иудаисты и буддисты Советского Союза откликнулись на призыв Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия объединить свои усилия в борьбе за мир во всем мире.



Створка для храмовой иконы Святой Троицы. Вклад Бориса Годунова. ЗГИХМЗ, № 393.
Створка для храмовой иконы Святой Троицы. Вклад Бориса Годунова. ЗГИХМЗ, № 393.

Конференция состоялась спустя семь лет после окончания второй мировой войны, когда вопреки разуму, вопреки требованиям и чаяниям народов мира, невзирая на международные соглашения, стала усиленно проводиться ремилитаризация Западной Германии и Японии, когда в Западной Европе невиданные масштабы приняла гонка вооружений, когда в Корее при прямой поддержке США была спровоцирована война с применением бактериологического оружия. Участники конференции призывали всех верующих людей, осознав нависшую над человечеством опасность, прийти к единству и пониманию того, что мир может быть сохранен и упрочен только тогда, когда сами народы возьмут дело мира в свои руки.

Необходимо создать нравственную преграду гонке вооружений и осудить ее как преступление против человечества. Верующие должны потребовать от правительств своих стран запрета на все виды атомного, химического и бактериологического оружия. И в этом смысле, как было отмечено на конференции, большая ответственность лежит на христианах, ибо угроза войны нередко исходит от правительств, именующих себя христианскими. «Христос гак же далек от этих международных преступников, посягающих даже на жизнь невинных младенцев, как ослепительно яркий солнечный свет голубого дня далек от непроницаемо густого мрака непроглядной ночи»,— убежденно заявляли участники конференции.

Они засвидетельствовали, что Русская Православная Церковь со дня своего основания стремится к миру, проповедует мир в человеческом сердце, мир в семье, мир в своем народе и между всеми народами. Перед лицом современной мировой напряженности она верна своим исконным традициям. Ее позиция— это позиция сострадания и умиротворения, постоянная готовность излить на раны страждущих елей нравственной помощи. Позицию эту единодушно поддержали представители разных вероисповеданий.

Конференция поддержала обращение Бюро Совета Мира «Против бактериологической войны» и призвала церковных деятелей употребить все свое нравственное влияние на человеческую душу, «чтобы в ней господствующими чувствами были братство и любовь, чтобы сатанинская ненависть не входила в сердца и вновь не привела к кровопролитию, и грозовые тучи, застилающие небо, пролились на землю не горящей смолой, не губительным градом атомных бомб, не мириадами зараженных болезнями насекомых, а освежительной росой благоволения людей».

М. В. Нестеров. Всадники. (Эпизод из истории осады Троице-Сергиевой Лавры в начале XVII в.)
М. В. Нестеров. Всадники. (Эпизод из истории осады Троице-Сергиевой Лавры в начале XVII в.) ЦАК МДА.
Картина на тему исторического свидетельства старца Авраамия, в котором говорится: «Дивный же в чюдесех великий Сергий паки является пономарю Илинарху, глаголя сице: «Рцы братии и всем ратным людей! Почто скорбя!, что вести послати к Москве нельзя? Аз послах от себе к Москве в Дом Пречистые Богородицы и к московским чюдотворцам всем молебное торжество совершити трех учеников своих: Михея да Варфоломея, да Наума в третьем часу нощи. И воры, и литва видящя их. И почто слуга не возвестил, еже слыша от врагов сами. Вы же, шедше из града, глаголите врагом: Видесте вы старцов, почто не изымаете их? Се будет от них на вас победа, да и на Москве всему граду будет ведомо о них,— еже и бысть» [233, с. 184—185].