|
В феврале 1971 года в Троице-Сергиевой Лавре работала международная комиссия Христианской Мирной Конференции. Представители
13 государств осудили применение во Вьетнаме химического оружия, столь опасного для здоровья людей, для зеленого покрова
Земли, для всей жизни планеты, и выразили озабоченность продолжающейся поставкой оружия расистскому режиму Южно-Африканской
Республики. Участники дискуссии на тему «Борьба с империализмом как важное условие успеха миротворческой деятельности христианского
мирного движения» в своих докладах единодушно назвали главного виновника всех совершаемых на планете преступлений— империализм.
Именно империализм является причиной международной напряженности, порождая политические, социальные, экономические кризисы,
он — основное препятствие на пути созидания справедливого мира.
Только борьба с империализмом может обеспечить международное сотрудничество в таких областях, как экология, здравоохранение,
исследование космоса.
|
|
|
Икона «Явление Божией Матери с апостолами Петром и Иоанном Преподобному Сергию Радонежскому и его ученику Преподобному
Михею». Писана на доске от деревянной раки Преподобного Сергия. По краю историческая запись:
«Божиею милостию государь царь и великий князь Феодор Иоаннович велел зделать раку сребряную чудотворцу Сергию на Москве
и принесение бысть в дом Живоначальныя Троицы чудотворца Сергия в лето 7093 году августа в 14 день тогоже году и месяца в
15 день, в праздник Пречистый Богородицы честнаго ея Успения. Государь царь и великий князь и со своею благоверною царицею
повеле молебен пеги и прилож мощи чудотворца Сергия из древяныя раки в сребрену а лежали мощи чудотворцевы 165 лет. И сию
древяную раку повеле государь царь розняти на образы и написан сей образ на чюдотво раке видение Сергиево в писал и окладывал
образ сей и положил начало у Живоначальныя Троицы келарь Евстафий Головкин о государеве здравии и о его царице и о их чадородии
богомолий всем христианом приходящим с верою на исцеление лета 7096 году. 7162 году как ходил великий государь царь и великий
князь Алексей Михайлович всея великия и малыя Росии самодержец на недруга своего на польского короля и взял из дому Живоначальныя
Троицы Сергиева монастыря три иконы образ Живоначальныя Троицы да образ чудотворца Сергия да образ Видение чудотворца Сергия.
И по ево государевой теплой вере видя ево государево во всем правду в Троице славимый Бог наш за молитву Преславныя и Пречистыя
Богородицы и помощию и заступлением великих чудотворцев Сергия и Никона, польского короля побил и все войско его сокрушил
и без вести сотвори, и Вилну и иныя преславущия многия грады польския и литовския и немецкия и пригородки под свою высокую
руку покори и паки сии три иконы в дом Живоначальныя Троицы постави 7166 году сентября в 15 как бы он великий государь в
монастыре на праздник чудотво(рца) Сергия и повеле на сих иконах написать. Сею же иконою Митрополит Платон в 1812
году напутствовал императора Александра I на войну против французов, которая и носима была рускими, по полкам до одержания
победы над французами».
|
Ядерная война, говорили участники совещания, никогда не может быть войной справедливой, и планируемая гибель миллионов
невинных людей не имеет морального оправдания.
С 25 по 28 мая 1973 года в Троице-Сергиевой Лавре проходила сессия Комитета продолжения работы ХМК.
«Силою и необходимостью покорил нас Бог друг другу... дал нам одно жилище — этот мир, возжег всем один светильник — солнце,
простер над нами один кров — небо и предоставил один стол — землю... вложил в дела человеческие такой закон, что польза одного
непременно соединяется с пользой другого... и не
попустил достигать своей пользы иначе, как путем пользы других».
раненых, но и спасала от голода горожан, не раз вывозя в Москву на торги рожь и продавая ее по очень низким ценам. Знаменательно,
что именно здесь, в стенах древней Обители, иноки которой столь ревностно исполняли долг христианского милосердия, международный
современный форум поставил вопрос о ликвидации в мире причин нищеты.
Бесспорно, что религиозные деятели не в состоянии только своими силами высвободить ресурсы, которые расходуются сейчас
на гонку вооружений, и бросить их на борьбу с нищетой, освоение природных богатств, на развитие образования. Но кто из верующих
во Христа способен оставаться равнодушным,
Эти слова, принадлежащие Святителю Иоанну Златоусту (Творения, т. 12, с. 471—472), были приведены в одном из докладов
на тему «Братская солидарность— задача христиан в борьбе с нищетой и за мир во всем мире».
174 делегата из 33 стран рассматривали вопрос о том, какие надо приложить усилия, чтобы Христианская Мирная Конференция
стала движением, реально и динамично выражающим единение последователей Иисуса Христа с угнетенными народами в их поиске
путей освобождения. Как устранить несправедливость в распределении земных благ, обрекающую миллионы людей на нищету и голод,
болезни и безграмотность?
История Лавры всегда была связана с подвигом милосердия. Здесь находили помощь бедные странники и окрестные жители, получали
приют и пищу нищие. В тяжкую пору смуты и лихолетья Лавра явила пример христианского братолюбия, призрев в своих стенах людей,
обездоленных и разоренных польско-литовским нашествием. Пережив шестнадцатимесячную осаду, она не только продолжала кормить
и врачевать оставшихся без крова больных и если 70% мирового населения живет на 30% мирового дохода, а остальные 30% поглощают 70% дохода? Если разница между жизненными
уровнями богатых и бедных стран достигает 13-кратной величины и имеет тенденцию к дальнейшему увеличению? Если к 2000-му
году, согласно прогнозам экспертов, бедные страны будут полностью разорены?
«Слово Божие,— сказал в своем докладе один из иерархов Русской Церкви,— ублажая нищих духом (Мф. 5, 3) и убогих Лазарей
(Лк. 16, 22), в то же время не узаконивает материальное неравенство людей, но с гневом обличает богатых и славных земли,
благоденствующих на слезах и воплях трудящихся» [261, с. 39].
Священное Писание осуждает накопление богатства и указывает на главное средство борьбы с нищетой — устранение несправедливых
социальных отношений. Иисус обличает фарисеев и законников, поедающих дома вдовиц (Лк. 20, 47), осуждает на мучения богача,
не призревшего нищего Лазаря (Лк. 16, 23—28). В самом стремлении к стяжанию собственности святой Иоанн Златоуст видит истоки
великого зла — вражды и ссор людей. «Подлинно,— говорит он,— где мое и твое, там все виды вражды и источники ссор, а где
нет этого, там безопасно обитяет согласие и мир»
|
Покров с изображением Преподобных Сергия и Никона Радонежских. 1569—1592 годы. ЗГИХМЗ, № 407.
|
Тропарь Собору Радонежских святых, глас 4:
Днесь светло празднуем, верный людие, преславныя Троицкия обители торжество, се бо велий сонм Радонежских
чудотворцев, яко дивныя птицы небесныя, являет нам Церковь Русская, стезями честнаго их жития шествовати
всех призывающи, к иимже, с верою и любовию притекающе, воззовем: молйтеся о нас ко Пресвятей Троице,
преподобнии отцы наши с бого-носным Аввою Сергием, мир мйрови даро-вати и душам нашым многия милости.
Кондак, глас 8:
Приидите, вси концы Отечества нашего, прославим боголюбивый лик Радонежских угодников Божиих, яко звезды
украсивших небо церковное подвигами земнаго жительства, тех бо предстательством теплым ко Господу многия
нам милости Его низпосылаются, бедствия отгоняются и злыя страсти укрощаются. Темже всесвятую память
вашу празднующе, благодарственно сйце возопийм: Радуйтеся, Сергие, Никоне и вси Радонежстии чудотворцы, усерднии служителие
Живоначальныя Троицы.
|
Преподобный Сергий благословляет на игуменство Преподобного Никона. Миниатюра из Лицевого Жития Преподобного Сергия.
ГБЛ, ф. 304/Ш, № 21 (М. 8663), л. 279 об.
|
И делегаты сессии единодушно указали пути ликвидации нищеты: изменение несовершенных социальных структур, борьба за устранение
очагов международной напряженности, сотрудничество и взаимопомощь между народами, помощь развивающимся странам.
О коварной сущности капитала говорил в своем докладе вице-президент ХМК д-р Генрих Хелыятерн. «Капитал,— процитировал
он слова швейцарского богослова Леонхардта Рагаца,— это не обычные деньги. Капитал — это такие деньги, которые хотят господствовать,
умножаться безмерно, которые хотят покорить мир». Предложив всем нынешним христианам серьезно подумать над тем обстоятельством,
что первохристианская община обладала величайшим иммунитетом в отношении магии денег, он сказал, что социализм ближе к сущности христианства, чем совершенно погрязший в
денежном мышлении капитализм.
«Иисус Христос хотел привести своих учеников от мышления, выражающегося словом «я», к мышлению, характеризующемуся словом
«мы». Он научил учеников и всех нас молиться «Отче наш», а не «Отче мой».
Участники совещания приняли «Заявление по вопросу о европейской безопасности», в котором отметили, что важной задачей
христиан, особенно в западноевропейских странах, является сегодня смягчение международной напряженности. В «Заявлении по
вопросу о Ближнем Востоке» было сказано, что государство Израиль не может требовать для себя, исходя якобы из библейского
свидетельства, какого-то особого положения, оно должно, как и всякое государство, уважать международное право. В «Заявлении
по вопросу о войне в Индокитае» был выражен протест против продолжающихся военных
действий в Южном Вьетнаме, а также протест против американского присутствия в Индокитае.
| |